Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка музыка источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте»




Скачать 165.61 Kb.
Дата06.07.2017
Размер165.61 Kb.
ТипПрограмма


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.

Программа направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Программа вокального ансамбля “Вокал под гитару” является модифицированной программой, носит художественную направленность, так как она ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, способствует формированию художественного вкуса детей, уровень освоения – общекультурный.

Важное место в программе отводится развитию музыкального слуха, постановке певческого голоса, умению играть на инструменте, навыкам сольного и концертного исполнения. Данная программа обеспечивает разностороннее музыкальное развитие ребенка, его готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения.

Актуальность программы заключается в возможности приобщения детей к музыкальному искусству посредством овладения столь популярным и демократичным на сегодняшний день музыкальным инструментом как гитара; решении важной для современного общества задачи общего музыкального образования.

Дети через практическое музицирование осваивают основы музыкальной грамотности, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма. Данная программа обеспечивает разностороннее музыкальное развитие обучающихся, их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения. Кроме того, программа помогает решить проблему ранней профессиональной ориентации. Художественный репертуар программы включает в себя несколько жанров музыки: произведения современных композиторов, народные песни, произведения композиторов - классиков. Таким образом, изучение программы вооружает детей разнообразными музыкальными знаниями и обогащает их практическим опытом творческой деятельности, что свидетельствует о педагогической целесообразности.



Цель программы. Развитие музыкальных и эстетических способностей учащегося через овладения искусством исполнения на гитаре классических, современных эстрадных, авторских произведений, пению и развитие их певческих способностей.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



Обучающие:

  1. Приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

  2. Овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.

  3. Обучение правильному дыханию, звукоизвлечению, артикуляции.

  4. Усовершенствование исполнительских навыков при подготовке и участии в концертных мероприятиях.

Развивающие:

  1. Развитие и закрепление у обучающихся вокального умения и навыков владения голосовым аппаратом;

  2. Развитие музыкально - образного мышления.

  3. Развитие эмоционально - артистического качества каждого ребенка.

  4. Развитие навыков самостоятельной работы.

  5. Развитие образно - эмоционального восприятия мира и музыки через исполнение музыки.

Воспитательные:

1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

2. Содействие личному росту обучающегося;

3. Создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе.

4. Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Условия реализации программы

Программа разработана на 1 год обучения и ориентирована на детей 10 -15 лет.

Количество обучающихся в группах:

1 год обучения – 15 чел.


Условия приема

Принимаются все желающие, не имеющих медицинских противопоказаний. При приеме проводится прослушивание, по результатам которого ребенок может быть принят на первый, второй или третий год обучения.



Режим и формы работы: Занятия проводятся:

1 год обучения – 216 часа в год (6 часов в неделю).

Основной формой реализации программы является учебное занятие.

Программа предусматривает комплексный подход к построению и

проведению занятия. Оно должно включать различные виды деятельности:

музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.

В проведении занятий используются индивидуальные и групповые формы работы.

Форма организации деятельности обучающихся:



  • Групповая - организация работы в малых группах.

  • Индивидуальная.

Форма проведения занятий.

  • Традиционное занятие

  • Игровое

  • Музыкальный лекторий

  • Концерт

  • Репетиция

На занятиях используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • эвристический.

Ожидаемые результаты по окончанию освоения программы
Формы подведения итогов

Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся. Заполняются информационные карты результативности освоения обучающимися образовательной программы.



Критерии отслеживания результатов.

  • развитие памяти и внимания;

  • уровень развития вокальной техники;

  • развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;

  • уровни сложности исполняемого репертуара;

  • разнообразие исполняемого репертуара;

  • артистизм.

Формой результатов деятельности обучающихся являются регулярные выступления ансамбля в течение учебного года (не менее 2-4х выступлений в год):

Основным методом выявления результативности обучения является смотр - конкурс, удачное яркое или неудачное слабое выступление коллектива.



  • Участие в тематических школьных концертах.

  • Концерты, посвященные праздничным датам.

  • Конкурсы, фестивали.

  • Отчетный концерт.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Теория

Практика




Комплектование

3







1

Вводное занятие

4

1

3

2

Знакомство с инструментом и теорией игры на гитаре


12

3

9

3

Постановка рук

16

4

12

4

Развитие навыков вокального мастерства

10

2

8

5

Разучивание тех.приемов, аккомпанирования и гамм

63

10

53

6

Работа по чтению с листа табулатуры

44

11

33

7

Разучивание песенного материала

60

15

45

8

Итоговое занятие

4




4




Итого

216

46

170



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Комплектование.

  1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с правилами техники безопасности и поведения на занятиях и концертах, условия хранения, эксплуатации, транспортировки инструмента, знакомство с основными темами занятий, режимом работы, правилами гигиены голосового аппарата.

Практика. Знакомство участников коллектива между собой. Игры «Пропой имя», «Угадай мелодию».

2. Знакомство с инструментом и теорией.

Теория. История гитары. Знакомство с устройством инструмента. Нотная грамота. Расположение нот на инструменте. Знакомство с возможностями звучания инструмента. Андрес Сеговия – творческий путь известного исполнителя Посадка гитариста. Постановка правой и левой руки.

Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов. Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений: мажор, минор. Табулатура, чтение табулатуры. Настройка гитары, перетяжка струн. Использование дидактического материала, личный показ произведений педагогом.



Практика. Прослушивание музыкальных произведений. Отработка классической, свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Gitar pro». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений.

Организация игровых движений

Теория. Правильная посадка. Постановка рук. Упражнения на координацию движений. Основные приёмы звукоизвлечения. Овладение навыками правильной аппликатуры. Позиционная игра. Особенность пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др. Ведение песенника. Дискуссии по обсуждению музыкальных пристрастий участников ансамбля. Контрольное тестирование.

Практика. Отработка навыков игры на инструменте. Отработка умения петь для зрителей. Сыгрывание в ансамбле. Подбор музыкальных произведений «на слух».

Самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Игры на сплочение коллектива, на преодоление сложностей общения. Организация мини-концертов в объединении. Работа с классическими произведениями для гитары. Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений.



  1. Развитие музыкально-слуховых представлений

Теория. Изучение длительностей нот. Ритмические упражнения. Понятие народного фольклора.

Практика. Выучивание нотного и литературного текстов. Изучение ритмических упражнений, детских попевок, считалок и т.д

Изучение технического материала

Теория. Мажорная гамма (1октава) в 1 позиции (аппликатура с открытыми струнами). Мажорное (тоническое) трезвучие в мелодическом изложении в диапазоне изучаемой мажорной гаммы. Хроматическая гамма в диапазоне изучаемой мажорной гаммы. Тональности: C-dur, G-dur, F-dur.

Практика. Изучение этюдов на закрепление освоенных навыков. Работа над упражнениями, развивающими голосовой аппарат.

6. Итоговое занятие

Практика. Открытые занятия.
Обучающиеся в конце 1–го года обучения должны

знать:

  • устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, техника безопасности;

  • историю гитары;

  • фамилии и черты биографии, творческого пути известных исполнителей и композиторов, работавших с гитарой;

  • посадку гитариста. Постановку правой и левой руки. Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя;

  • условные обозначения пальцев левой, правой руки, нумерацию струн,

  • ладов. Аккорды;

  • особенности исполнения музыкальных произведений, написанных в мажоре, миноре;

  • табулатуру, уметь ее читать;

  • настройку гитары, особенности постановки нейлоновых, металлических струн;

  • особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной возрастной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др.;

  • особенности записи мелодии, подбора «на слух» мелодии и аккомпанемента;

  • особенности игры в ансамбле;


уметь:

  • работать с самоучителем;

  • правильно сидеть, перемещать руки при игре на инструменте, самостоятельно определять аккорды;

  • работать со справочной литературой;

  • знать 5-10 видов боя, уметь импровизировать, 5-10 переборов;

  • играть в ансамбле, уметь организовать репетицию;

  • уметь играть «с листа», работать с песенниками, программой для ПК «Gitar pro»;

  • Самостоятельно определять стиль музыкального произведения;

  • уметь подбирать «на слух» мелодию, аккомпанемент;

  • проводить самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы предполагается:

Каждый обучающийся обязан иметь музыкальный инструмент – гитару с нейлоновыми струнами.

Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой пишется оперативная информация или размещаются заранее подготовленные плакаты, материалы.

На занятиях используется ПК для прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, так же для просмотра концертов различных групп и исполнителей.

Для лучшего усвоения учащимися учебного материала используется система раздачи текстов песен, памяток с аккордами, другой информацией.


      • Периодическая повторяемость и закрепление пройденного материала в течение каждого года.

      • Эмоциональная насыщенность занятий. Педагог должен постоянно ощущать эмоциональный контакт с обучающимися, увлечь ребят музыкой (новым произведением), чтобы им захотелось ее петь.

      • Быстрый темп в работе педагога с обучающимися.

Использование различных форм и методов обучения:

  1. метод демонстрации

  2. метод прослушивания лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.

  3. словесный метод: - беседа; - рассказ;- обсуждение;- сообщение задач.

  4. метод разучивания:- по элементам;- по частям; - в целом виде

  5. метод анализа

  6. метод образного представления, повторения и закрепления

  7. метод поощрения

  8. метод эмоционально-эстетической оценки.



Формы занятий


  1. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

  2. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

  3. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.

Кроме того, достаточно часто проводится занятия в форме коллективного прослушивания исполнения обучающим или ансамблем произведения остальными членами объединения. Организация таких мини-концертов помогает ребятам преодолеть страх сцены - сперва перед малой аудиторией, научиться адекватно оценивать игру других людей, находить собственные ошибки и неточности. Так же, выступления ансамбля записываются на камеру для последующего просмотра выступления, коллективной работой над ошибками.

Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.



Краткие методические указания

В начале обучения обучающийся должен получить от преподавателя ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить обучающегося с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Преподаватель должен дать обучающемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 166 биографий знаменитых композиторов./редактор - составитель Л.В.Михеева. - СПб. : Композитор, 1999

  2. Али А. Пьески для Анечки. Классическая гитара для начинающих. СПб., 2003.

  3. Бранд В. Песенки-гитаринки. М., 1999

  4. Васильев М.П. « Анализ работы голосового аппарата вокалиста» - СПб., 1997.

  5. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство. Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.

  6. Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов» - М. : Просвещение, 1985

  7. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997.

  8. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства - Ростов-на/Д. : Феникс,2006

  9. Джагашвили Д. Избранные произведения. 1-3 годы обучения. СПб., 1997.

  10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - СПб.,1997

  11. Иванова Л. Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу. СПб., 2000.

  12. Иванова Л. Детские пьесы для гитары. СПб., 1998.

  13. Калинин В. Юный гитарист. Ч. I. М., 1993.

  14. Каурина Г. Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Ч. I, II. СПб., 2005.

  15. Каурина Г. Волшебная лесенка. Лёгкие пьесы-этюды для начинающих гитаристов. СПб., 2005.

  16. Козлов М., Серебряков Е. Букварь гитариста. Я хочу знать ноты. Учебное пособие. СПб., 2004.

  17. Кудрявцева Т.С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н. – М. : ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  18. Кузин Ю. Азбука гитариста. Ч. I, II. Новосибирск, 1999.

  19. Кузин Ю. Азбука гитариста. Доинструментальный период. Новосибирск, 1999.

  20. Лёгкие пьесы для шестиструнной гитары. Ч. I / Сост. Л.Соколова. СПб., 2004.

  21. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр. - М. : Изд. Центр «Акадкмия»,2007

  22. Поплянова Е. Из дорожного дилижанса. Детские пьесы для гитары. Челябинск. 1993.

  23. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. : Айрис-пресс,2007

  24. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007

  25. Рехин И. Альбом юного гитариста. Вып.2. М., 1993.

  26. Сагрерас Х. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ч. I. М., 1996.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI  век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)

  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.

  3. Все, что сердцу дорого. Песни для детей на стихи Михаила Пляцковского. Издательство Музыка 1996г.

  4. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.

  5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.

  6. Солнечная капель. Песни для детей школьного возраста. Издательство Советский композитор, 1998г

  7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.

  8. Соколова Л. Учусь играть на гитаре. Пособие для начинающих. Чтение нот. СПб., 1996.

  9. Учусь играть на гитаре. Пособие для начинающих. Избранные этюды. Ч. I / Сост. Л.Соколова. СПб., 1996.

  10. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. Подготовительный класс ДМШ / Сост. В.Гуркин. Ростов на/Д., 1998.

  11. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. 1 класс ДМШ / Сост. В.Гуркин. Ростов на/Д., 1998.

  12. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. 1-2 классы ДМШ. Вып. I / Сост. А.Иванов-Крамской. М., 1971.

  13. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. 1-3 годы обучения. / Сост.


Приложение 1

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта

• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».

• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.

• Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.

• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.

• Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.

• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.

• Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.

• Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.



• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

  • Условия реализации программы
  • Ожидаемые результаты по окончанию освоения программы Формы подведения итогов
  • Критерии отслеживания результатов
  • УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
  • Теория Практика
  • Итого 216 46 170
  • Практика.
  • Организация игровых движений Теория.
  • Развитие музыкально-слуховых представлений Теория.
  • Обучающиеся в конце 1–го года обучения должны знать
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для успешной реализации программы предполагается
  • Формы занятий Практические занятия
  • Занятие-постановка, репетиция
  • Краткие методические указания
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Приложение 1 Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта