Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка. Литература 8 класс. Умк меркин




Скачать 416.64 Kb.
Дата25.06.2017
Размер416.64 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Ирбит

«Средняя общеобразовательная школа №1»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет _____литература___________________________________


Класс _______8_____________________________________
Образовательная область __филология__________
Учебный год 2013 / 2014_____________________________
Учитель __Белобородова В.М.________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


зам. директора по УВР __________________

«____»___________________ 2014год



Пояснительная записка. Литература 8 класс. УМК Меркин

В "Программе развития"школы записано, что миссия школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех учащихся \ одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции - с учетом их склонностей и способностей, развитие ключевых компетенций.



Школа, осуществляя обучение и воспитание, стремится, с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - своевременно и гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Для достижения новых целей образования, достижения нового качества образования, школа выбрала стратегическую идею – идею реализации личностнориентированного образования.

Поэтому школа ставит перед собой такие цели:

совершенствование модели школы, отвечающей потребностям всех обучающихся в ней детей в соответствии с социальным заказом на основе соблюдения прав ребенка в области образования;

создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей развитию духовно – нравственной, физически здоровой, творчески активной личности с опорой на ее индивидуальность, способной к саморазвитию, обладающей прочными базовыми знаниями, социализированной и адаптированной к современным социально -экономическим условиям;

формирование социокультурного учебно-воспитательного пространства через налаживание эффективной системы взаимодействия с семьями обучающихся, учреждениями дополнительного образования, социальными институтами.

Исходя из вышеизложенных целей, определим ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ школы.

1. Обеспечение прав обучающихся на получение качественного образования, реализация познавательных запросов учащихся и их родителей

2.Формирование компетенции личностного самосовершенствования участников образовательного процесса

3 Сохранение и укрепление здоровья /физического, психического и социального/ субъектов ОП, обеспечение безопасности ОП

4. Формирование гражданского самосознания и патриотизма на основе построения образовательного процесса с учетом социокультурных тенденций, исторического наследия школы, города, России

5. Привлечение родителей к деятельному соучастию в реализации УВП, повышение воспитательного потенциала семьи

6. Создание единого информационно-образовательного пространства школы

7.Сохранение, укрепление и развитие материально-технической базы ОУ.

Важнейшими образовательными технологиями должны стать:

личностно-ориентированные технологии, цель которых раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать у него потребность быть успешным, научить самореализации и самостоятельности, развить рефлексивные навыки и умения;

коммуникативные и интерактивные технологии как основа готовности к сотрудничеству, толерантности и терпимости, развитие умений вести диалог;

технологии уровневой дифференциации;

проектно-исследовательские технологии как реализация возможностей к созидательной творческой деятельности, овладения продуктивными способами познания, овладение информационно-методологической культурой;

технологии мультимедиа;

здоровьесберегающие технологии;

технологии социального партнерства и взаимодействия.



Задачи на 2013-2014 учебный год:

Повышение качества предоставляемых образовательных услуг в части:

- результативности профессиональной деятельности педагогических работников;

- повышение качества образования;

- достижение 100% уровня образованности;

- развитие содержания образования;

- активное внедрение новых образовательных технологий;

- обеспечение комплексной безопасности, снижение заболеваемости учащихся;

- получение всеми обучающимися полного среднего образования \функционирование вечерней школы/

- повышение воспитательного воздействия уроков.

2. Повышение роли воспитательного процесса через углубление

взаимодействия с родителями, другими участников ОП, развитие социокультурного пространства школы.

3. Разработка модели введения предпрофильного обучения в школе \деятельность военно – патриотического клуба, расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.\

4 Развитие демократических начал в управлении школой через организацию работы Совета школы, родительского комитета, комиссии по распределению стимулирующей части ФОТ.

5. Разработка и начало реализации программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения \материальные, кадровые, организационные, нормативно – правовые/.

Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это отражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности учащихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе проектной деятельности учащихся.



Цели обучения литературы в школе полностью соответствуют целям, обозначенным в " Программе развития" школы:

- формирование коммуникативной комплектности (языковой, речевой), необходимой для успешного владения всех предметов школьного курса, а также для успешной адаптации в современном обществе;

- развитие творческого потенциала средствами языка, формирование языковой способности в соответствии с потребностями и склонностями обучающихся в классе детей;

- интеллектуальное развитие учащихся (развитее процессов памяти, мышления, внимания), совершенствование общеучебных умений;

- формирование представлений о языке как динамичном, развивающимся явлении, закономерности которого можно проследить, исследуя его исторические изменения и факторы языка, которые ученик может наблюдать в повседневности;

- формирование представлений о языке как о части общечеловеческой культуры; понимания значимости его для духовного развития общества;

- формирование отношения к русскому языку как языку русской государственности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.



Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

-личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

-регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль , самооценку, самокоррекцию и др) .

-познавательные универсальные учебные действия ( формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подвергающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных источников; перерабатывать , систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др).

-коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др).


Курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Учебник « Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

В задачи курса литературы 7 касса входят:

- продолжать работу по литературному развитию и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, знакомя их с выдающимися произведениями фольклора, русской и зарубежной литературы, произведениями 19 века, 20 века;

-формировать представление о движении литературы во времени, о богатстве ее содержания и формы, о ее общественном значении, о ее творцах и истолкователях;

-развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом .литературным окружением и судьбой писателя

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными результатами.

- создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

- продолжать формировать читательские навыки;

- формировать общеучебные умения – работа с теоретико-и историко-литературными сведениями, а также с материалом по стилистике и культуре речи;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни наци и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений разного типа;

- приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формировать их представление о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

- развитие у учащихся способностей эстетического воспитания и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни.



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:

чтение и восприятие

- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать произведения как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи, следующие его компоненты:

- тема, идея (идейный смысл), основные герои;

- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи;

- роль портрета, пейзажа, интерьера;

- род и жанр произведения;

-особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем его написания;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

- пересказать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- давать устные и письменные, развернутые (аргументированные) ответы на вопросы о произведении;

- писать изложение на основе литературно-художественных текстов;

- писать сочинение по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются три вида формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характера оценки результата: - работа проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного прочтения (начитанность);

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, назначение таких работ – оценить достижения учащихся обязательного уровня подготовки по литературе. Работы 1 тира проводятся в конце года. Работы 2 типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Работы 3 типа направлены на проверку уровня развития речи школьников в процессе изучения литературы. А также одной из форм контроля по литературе является сочинение, тест, создание письменного рассказа- характеристики одного из героев или группы героев, создание отзыва небольшого объема на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение ,создание письменного плана будущего сочинения, создание письменного оригинального произведения.

Основными формами контроля являются тестирование (контрольное тестирование проводится в конце каждой четверти, а тематическое заключает изучение конкретной темы), анализ читательских дневников (раз в 2 недели), письменные работы после изучения произведения.

Основные методические особенности курса "Литература – 7 "заключены в следующим:

- работа в паре и группе как непременное условие формирования учебного сотрудничества, имеющее место на каждом уроке; - обращение к историко-литературным сведениям; - моделирование, изучаемого материала, действие по алгоритму; - самопроверка и взаимоконтроль; - работа с языковыми и художественными средствами; - речетворчество; - проблемное изучение материала; - сопоставительный анализ литературных произведений; - обращение к понятийному языку литературоведения; - речетворчество; - литературное творчество различных видов; - атака мыслей; - выступление-инсценировка; - заучивание материала наизусть; - опрос пятерых; анализ произведений;

текстуальный анализ эпизода, пересказ, составленный самостоятельно, создание нового текста (сочинить сказку или рассказ), инсценировка произведения или главы из него, устное иллюстрирование и создание рисунков к произведению, сочинение по картине, рассказ о литературном герое (описание внешности, интервью персонажа), подготовка диафильма, фильма, спектакля, литературного вечера или литературной игры, сочинение загадок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений. Одним из видов работы является ведение читательских дневников, которое требует от его владельцев оценки прочитанного. Особого внимания требует развитие связной устной речи учащихся. В связи с этим, учащимся предлагается выполнение таких заданий как устные рассказы, читательские отчёты, сообщения о писателях; предполагается также введение в учебный процесс ситуации дискуссии, спора. Большое внимание в данной программе уделяется работе над выразительным чтением. Наконец, следует отметить, что одним из принципов подготовки заданий и вопросов является их дифференциация. Говоря о видах работ учащихся, заметим, что всё-таки ведущей деятельностью учащихся в 7 классе является чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы как искусства слов.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Анализ и интерпретация произведений.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий; проверка техники чтения; защита проекта.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная.

Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, урок-дебаты, урок-защита творческих работ учащихся.

Методы работы:



  1. По источнику знаний:

    • Словесные;

    • практические;

    • наглядные.

  2. По уровню познавательной деятельности:

  • Объяснительно - иллюстративный (беседа, сообщение);

  • репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);

  • проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

  • эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

  • исследовательский.

  1. По функциям:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).



Календарно-тематическое планирование


п.п


Наименование разделов и тем уроков

План. часы

Элементы содержания

Требования к учащимся

Домашнее

задание




Дата План\факт

1.

1четверть

Введение

Художественная литература и история.


1


Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


Знать жанры и роды художественной литературы.

Стр.3-4(изучить)




2.

Из устного народного творчества

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.


1

Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач.

Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.

Выразительное чтение песни (по выбору)




3.

«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.

Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.

Стр.10-11(изучить),стр.

18(в.1-7 устно)






4.

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.


1

Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.

Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .

Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.



Стр.19-20 (изучить)




5.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Стр.27-28 (в.1,2,6) устно




6.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Стр.38-39 (в.1,2,5)устно




7.

Из литературы 18 века

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»



1

Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.



Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно)




8.

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.



Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.


«Бедная Лиза» прочитать




9.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

1

Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.

Владеть анализом прозаического произведения.

Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно)




10

Из литературы 19 века

Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.


1

Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.


Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.



Стр.72-74 (изучить), выразит.чтение стих.Жуковского (по выбору)




11

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»

1

Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Уметь находить признаки думы в лирическом произведении.


Стр.97,в.1 устно, повторить биографию А.С. Пушкина.




12

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».



1

Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.

История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»

Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи.


Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.




Стр.115, вопросы 1-5 устно




13

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.

Эпиграф.


Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание.

Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.

Главы 1-5 прочитать




14

2четверть
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

Жанровые особенности произведения.

Жанр, сюжет произведения.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.


Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.

Главы 6-10 прочитать




15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.



Образ Гринева (письменно по плану)




16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

1

Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»

Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.

Стр.231 вопросы к главам 6,7 устно.




17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.


1

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.



Образ Маши Мироновой





18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.


1

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории)



Стр.232 вопросы 3,4 устно




19

Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.




Доработать сочинение




20

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение.

Прочитать поэму «Мцыри»




21


Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.



1

Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.

Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник.



Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.

Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)




22

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.

Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.

Стр.269 (в.9 письменно),

выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).






23

«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

1

Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.

Написать сочинение по одной из тем на стр.271.




24

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

1

Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.

Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.



Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.

Прочитать 1 и 2 действия комедии.

Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова.






25

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

Анализ 1 и 2 действия комедии

Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию.

Дочитать комедию до конца. Индивид. задания по группам (подготовить сообщения по образам чиновников)




26

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Уметь давать характеристику образам комедии.

Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно).




27

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

1

Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.

Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

Стр. 379 (в. 8-16 устно).




28

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.




Доработать сочинение.




29

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

Основные биографические сведения о писателе.

Работа по содержанию повести.



Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Прочитать повесть «Ася»




30

3четверть

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.



1

Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),

«Сцена в домике фрау Луизы»

(гл.16).Судьба русской девушки.


Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа

Подготовиться к уроку внеклассного чтения (инд. задания по группам).




31

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»



1

Краткие сведения биографии данных поэтов, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Инд.задания по группам (сообщения о биографии Некрасова)




32

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

Сведения о биографии писателя.

Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,



Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору).




33-34

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

2

Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».

Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно.

Стр. 75, вопрос 7 устно






35

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.

Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.

Прочитать пьесу «Снегурочка»




36

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.

Определять жанр «Снегурочки»

Стр.97-103 прочитать




37

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

Связь пьесы с УНТ.

Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

Стр. 104, вопрос 5 устно.




38

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

Основные биографические сведения о писателе.

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Стр.117, вопросы 3,5 устно.




39

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Стр.127, вопросы 2,6 устно




40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

1

Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.

Прием контраста



Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.

Стр.127, вопросы 8,9 устно




41

Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».

1

Контроль знаний










42

Из литературы 20 века

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».



1

Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.

Уметь наблюдать над композицией рассказа.

Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно




43

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

Идейное своеобразие песни.

Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.



Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.

Прочитать рассказ «Мой спутник»




44

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

1

Идеал личности в раннем творчестве писателя.

Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы.

Стр.179, вопросы 9,10 устно.

Инд.задание стр.181, в.1-4 по выбору.






45-46

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

2

Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.

Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.



Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .

Стр. 190, вопросы 1-5

устно.





47

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.

Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.



Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.

Стр. 197, вопросы 1-8 устно(по группам)




48

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.

Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.




49

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.

Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору.




50

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.

Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.

Стр. 212, вопросы 1-3 устно.




51

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

Развитие речи учащихся.

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

Доработать сочинение.




52.

4 четверть

Поэзия М.В.Исаковского.



1

Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского.

Выразительное чтение стихотворений.

Стр. 252-253 изучить.




53.

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.

История создания поэмы «За далью-даль»



Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.

Стр. 248, вопросы 1,2 устно




54.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.

Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.




55.

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.

Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.

Прочитать рассказ «Фотография, на которой нет»




56.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.

Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.

Стр. 270, вопросы 6-11




57

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

1

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной.

Выразительное чтение стихотворений.

Ознакомитель- ное чтение рассказа «Уроки французского»




58.

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

Биографические сведения. Основные мотивы творчества.

Знать творческую историю рассказа.

Стр. 303, вопросы 1,2 устно




59.

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.

Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа

Стр. 303, вопрос 3 устно.




60.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.

Уметь описывать литературного героя.

Стр.303, вопрос 4 письменно.




61-62.

Внеклассное чтение по литературе 20 века

2

Познакомить учащихся с литературным творчеством писателей конца 20 века. Основные темы творчества.

Уметь анализировать литературную ситуацию конца 20 века.

Подготовиться к к\р




63.

Годовая контрольная работа.

1

Контроль знаний учащихся.










64.

Из зарубежной литературы

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.




1

Биографические сведения.

Искусство и литература эпохи Возрождения.

Словарная работа: сонет, трагедия,

фабула.


Знать жанры драматургии.

Срт.340-344, изучить.




65.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.



1

Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.

Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.

Стр. 345, вопросы 1,3,6 устно.




66.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

Биографические сведения о писателе.

Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа.



Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

Стр.359, вопросы 1,2 устно




67

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1

Донкихотство.

Понимать термин «донкихотство».

Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.



Стр. 360, вопросы 4,6 устно.




68.

Что читать летом.

1













69-70

Резервный урок.

2












  • Пояснительная записка. Литература 8 класс. УМК Меркин
  • Важнейшими образовательными технологиями должны стать
  • Задачи на 2013-2014 учебный год
  • Цели обучения литературы в школе полностью соответствуют целям, обозначенным в " Программе развития" школы
  • Коммуникативная компетенция
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
  • Культуроведческая компетенция
  • В задачи курса литературы 7 касса входят
  • Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
  • Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
  • Предметными результатами освоения программы по литературе являются
  • Основные методические особенности
  • Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
  • Формы организации учебного процесса
  • Календарно-тематическое планирование
  • 1четверть Введение
  • Из устного народного творчества
  • Из древнерусской литературы
  • Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века». 1 Контроль знаний
  • Годовая контрольная работа.
  • Из зарубежной литературы