Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6-9 классов автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.:Дрофа, 2008. -254c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.


Цели и задачи:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. 02.02.2011 г. № 2-ФЗ)

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»

4. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»» (далее по тексту – федеральный компонент образовательных стандартов), с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164;

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»



  1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986

«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  1. Региональный компонент государственного стандарта общего образования

(утвержден приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 г. № 560)

  1. Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской

области от 09.03.2011 г. № 19-1060/11 «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

  1. Учебный план МОУ «Победовская СОШ»

  2. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-

  М.: Дрофа, 2009.- 174с.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

В целом структура авторской программы сохранена. Содержание рабочей программы скорректировано на 34 учебных недели, в некоторых темах увеличено количество часов на изучение материала за счет резервного времени, добавлены обобщающие уроки.


Место предмета учебном плане

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности, предусмотренного стандартом, формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа составлена с учетом того, что в 6 классе на изучение биологии выделено – 1 час в неделю за счет федерального компонента . C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на  34 часа,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся . Система, многообразие и эволюция живой природы изучается на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов региона. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного со­держания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.

Рабочая программа для 8 класса предназначена для изуче­ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред­ней общеобразовательной школы и является логиче­ским продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Рабочая программа для 9 класса предназначена для изучения предме­та «Общая биология» в 9 классах общеобразователь­ных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразова­тельной школе, однако содержание каждого учебно­го блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образователь­ного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, об­легчающих восприятие учебного материала. После­довательность изучения материала также способст­вует интеграции курса в систему биологического об­разования, завершаемого в 9 классе. Программой предусматривается изучение учащи­мися теоретических и прикладных основ общей био­логии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, ре­шение которых направлено на сохранение окружаю­щей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах сред­ней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Приро­доведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и озна­комления учащихся с установленными правилами техники безопасности.



Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступе­нях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Количество  часов  распределено  следующим  образом

6 класс

Тема

Количество

часов


Лабораторные

работы


Проверочные работы

Строение и свойства живых организмов

11

3

1

Жизнедеятельность организма

21

2

1

Организм и среда

2

-

-

ИТОГО

34

5

2


7 класс


Тема

Количество часов

Лабораторные

работы


Проверочные работы

Введение

3 1







Царство Прокариоты

3




1

Царство Грибы

4

2

1

Царство Растения

17

6

1

Царство Животные

37

9

1

Царство Вирусы

2 1




1

ИТОГО

68

17

5


8 класс


Тема

Количество часов

Лабораторные

работы


Проверочные работы

Введение

1







Место человека в системе орг. мира

2




1

Происхождение человека

2




1

Общий обзор организма человека

1 4

2

1

Координация и регуляция

11

2

1

Опора и движение

8

3

1

Внутренняя среда организма

4

1

1

Транспорт веществ

5

2

1

Дыхание

5

1

1

Пищеварение

5

2

1

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3




1

Выделение

2




1

Покровы тела

3




1

Размножение и развитие

3




1

Высшая нервная деятельность

5




1

Человек и его здоровье

4

2




ИТОГО

68

15

14


9 класс


Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Проверочные работы

Введение

1







Эволюция живого мира на земле

22

2

1

Структурная организация живых организмов

11

1

1

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5




1

Наследственность и изменчивость

20

2

1

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

8 1

3

1

ИТОГО

68

8

5



Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.



Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.



Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.



Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный


Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

  1. Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

  2. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

3. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват.

учеб. заведе­ний. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

  1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:

Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с;

  1. Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.

  2. В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.

  3. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

  4. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
    класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;


  5. С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2004. -128с.


СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 класса
РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов (11 часов)

Тема 1.1


Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энер­гии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, Раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (1 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъя­дерные и ядерные клетки. Строение и функции яд­ра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.



Вирусы — неклеточная форма жизни. Раз­личия в строении растительной и животной клеток.

• Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4


Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межк­леточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функ­ции.

• Лабораторные и практические работы Ткани растительных организмов*. Ткани животных организмов.

Тема 1.5


Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микро­скопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточ­ный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцвет­ник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение се­мян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов жи­вотного организма: пищеварительная, кровенос­ная, дыхательная, выделительная, опорно-двига­тельная, нервная, эндокринная, размножения.

• Лабораторные и практические работы . Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.6

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организ­мах. Живые организмы и окружающая среда.




Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (21 час)

Тема 2.1


Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности пита­ния растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное пита­ние (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные жи­вотные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности стро­ения пищеварительных систем животных. Пищева­рительные ферменты и их значение.

• Демонстрация действия желудочного сока на бе­лок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего об­разование крахмала на свету, поглощение углекис­лого газа листьями; роли света и воды в жизни рас­тений.

Тема 2.2



Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыха­ние растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы ды­хания животных организмов.

• Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаруже­ние углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3


Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Пере­движение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах жи­вотных. Кровеносная система, ее строение, функ­ции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

• Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути пе­редвижения органических веществ по стеблю; стро­ения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4



Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и жи­вотных. Выделение у растений. Выделение у живот­ных. Основные выделительные системы у живот­ных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у жи­вотных организмов.

Тема 2.5

Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы жи­вотных. Наружный и внутренний скелет. Опор­но-двигательная система позвоночных.

• Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

• Демонстрация скелетов млекопитающих, распи­лов костей, раковин моллюсков, коллекций насеко­мых.

Тема 2.6



Движение (1 час)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых ор­ганизмов. Движение одноклеточных и многоклеточ­ных животных. Двигательные реакции растений.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окру­жающей средой. Регуляция процессов жизнеде­ятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции про­цессов жизнедеятельности. Железы внутренней сек­реции. Ростовые вещества растений.

• Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нерв­ных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8

Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение орга­низмов. Особенности полового размножения живот­ных. Органы размножения. Половые клетки. Опло­дотворение. Половое размножение растений. Разм­ножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двой­ное оплодотворение. Образование плодов и семян.

• Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных расте­ний*.

• Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9


Рост и развитие(2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное раз­витие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия про­растания семян. Питание и рост проростков. Особен­ности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбри­ональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

• Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
Обучающиеся должны знать/ понимать:

сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий


РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1


Среда обитания. Факторы среды (1 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимо­связи живых организмов.

• Демонстрация коллекций, иллюстрирующих эко­логические взаимосвязи живых организмов, пище­вые цепи и сети.

Тема 3.2


Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

• Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.
Обучающиеся должны знать/ понимать:

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 класса

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1


Многообразие, особенности строения и происхож­дение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообра­зие форм бактерий. Особенности строения бактери­альной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоцено­зах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

• Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств расте­ний и животных, представленных в учебнике. Стро­ение клеток различных прокариот. Строение и мно­гообразие бактерий.


Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементар­ная структурно-функциональная единица всего жи­вого.

Умения. Объяснять с материалистических пози­ций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преоб­разований материи в целом. Характеризовать осо­бенности организации клеток прокариот, анализи­ровать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.


РАЗДЕЛ 2

Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1


Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особеннос­ти строения клеток грибов1. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отде­лы2: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Не­совершенные грибы. Особенности жизнедеятель­ности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

• Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различ­ные представители царства Грибы. Строение плодо­вого тела шляпочного гриба.

• Лабораторные и практические работы Строение плесневого гриба мукора*. Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2

Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика ли­шайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологи­ческая роль лишайников.

• Демонстрация. Схемы строения лишайников. Раз­личные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. До-ядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, име­ющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять строение грибов и лишайни­ков. Приводить примеры распространенности гри­бов и лишайников и характеризовать их роль в био­ценозах.


РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1


Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогор-моны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; ни­зшие и высшие растения.

" Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различ­ных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции рас­тительных организмов.

Тема 3.2


Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Об­щая характеристика водорослей. Особенности стро­ения тела. Одноклеточные и многоклеточные водо­росли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распростра­нение в водных и наземных биоценозах, экологиче­ская роль водорослей. Практическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения водорослей раз­личных отделов.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3


Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуаль­ного развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, про­исхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизнен­ный цикл папоротников. Распространение папорот­ников в природе и их роль в биоценозах.

• Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные пред­ставители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные предста­вители папоротников.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*. Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голо­семенных растений; строение тела, жизненные фор­мы голосеменных. Многообразие, распространен­ность голосеменных, их роль в биоценозах и практи­ческое значение.

• Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители го­лосеменных.

• Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5


Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

(6 часов)

Происхождение и особенности организации по­крытосеменных растений; строение тела, жизнен­ные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства од­нодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйст­венной деятельности.

• Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители! различных семейств покрытосеменных растений.

• Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных рас­тений своей местности, определение их системати­ческого положения в жизни человека*.


Основные понятия. Растительный организм. Ни­зшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления се­мени; жизненный цикл сосны; спорофит и гамето­фит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосе­менные растения; значение появления плода; жиз­ненный цикл цветкового растения; спорофит и гаме­тофит.

Умения. Объяснять особенности организации кле­ток, органов и тканей растений. Приводить приме­ры распространенности водорослей, споровых, голо­семенных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4

Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1



Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов живот­ных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории;

одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2


Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка од­ноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, спе­циальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяй­ственной деятельности.



Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты че­ловека и животных. Особенности организа­ции представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

• Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители раз­личных групп одноклеточных.

• Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и тка­ни животных. Простейшие многоклеточ­ные — губки; их распространение и экологи­ческое значение.

" Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточ­ных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообще­ствах.

• Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллово­го рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечно­полостных.

Тема 4.5


Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие рес­ничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосалыциков и ленточных червей. Понятие о| жизненном цикле; циклы развития печеночного со салыцика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитар­ных заболеваний.

• Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схе­мы жизненных циклов печеночного сосальщика бычьего цепня.

Тема 4.6


Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7


Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторич­ная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоце­нозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

• Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8


Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллю­сков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Схема строения брюхоногих, дву­створчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

• Лабораторная работа

Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9


Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации чле­нистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и много­ножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Выс­шие и низшие раки. Многообразие и значение рако­образных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика па­укообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многооб­разие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Об­щая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Мно­гообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

• Демонстрация. Схема строения речного рака. Раз­личные представители низших и высших ракооб­разных. Схема строения паука-крестовика. Различ­ные представители класса. Схемы строения насеко­мых различных отрядов; многоножек.

• Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия чле­нистоногих*.

Тема 4.10

Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие игло­кожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Го­лотурии. Многообразие и экологическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоце­ноза.

Тема 4.11



Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его орга­низации и распространения.

• Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12



Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхож­дение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костистые рыбы. Мно­гообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное зна­чение рыб.

• Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперые рыб.

• Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с об­разом жизни*.

Тема 4.13



Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; много­образие, среда обитания и экологические особеннос­ти. Структурно-функциональная организация зем­новодных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

" Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

" Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14



Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характерис­тика пресмыкающихся как первичноназемных жи­вотных. Структурно-функциональная организация ' пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и че­репахи. Распространение и многообразие форм реп­тилий; положение в экологических системах. Вы­мершие группы пресмыкающихся.

• Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15



Класс Птицы (3 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бес­килевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, сте­пей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлече­ние птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Многообразие птиц. Схема стро­ения рептилий и птиц.

• Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с об­разом жизни*.

Тема 4.16



Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). На­стоящие звери (плацентарные). Структурно-функ­циональные особенности организации млекопитающие на примере собаки. Экологическая роль млеко­питающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, ки­тообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе, хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и мле­копитающих.

• Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, опре­деление их систематического положения и значения в жизни человека*.


Основные понятия. Животный организм. Однокле­точные животные. Многоклеточные животные. Сис­тематика животных; основные типы беспозвоноч­ных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Луче­вая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообраз­ных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и без­ногие амфибии. Приспособления к водному и назем­ному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмы­кающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособле­ния к полету, форма тела, конечности, органы воз­душного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопи­тающих.

Умения. Объяснять особенности животного орга­низма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоцено­зах.

Объяснять особенности организации многокле­точного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характери­зовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности пло­ских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и ха­рактеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоно­гих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых жи­вотных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выде­лять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, вы­делять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой груп­пой — рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, вы­делять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой груп­пой — амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выде­лять прогрессивные изменения в их строении и про­водить сравнительный анализ с предковой груп­пой — рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитаю­щих, выделять прогрессивные изменения в их стро­ении и проводить сравнительный анализ с предко­вой группой — рептилиями.


  1   2   3