Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Кубановедение самостоятельная учебная дисциплина, предметом изучения которой составляют представлен­ные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно- климатические и экологические особенности




Скачать 263.49 Kb.
Дата06.07.2017
Размер263.49 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка
Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина, предметом изучения которой составляют представлен­ные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно- климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфесси­ональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Актуальность предмета «Кубановедение» определяется его наце­ленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраи­вать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрос­лой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет дав­ние традиции. В разные периоды в школьные программы входили учеб­ные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение». Независимо от названия и структуры курса его важ­ная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации обра­зования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особое значение.

Цель предмета - систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисци­плины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края. Кубановедение (34 часа в год за счёт компонента об­разовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент со­держания образования (в объёме 10-15 процентов от федеральных про­грамм по каждой дисциплине) дополняют друг друга.

Задачи предмета:

комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;



  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества меж­ду представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитание бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

  • социализация школьников;

  • выработка навыков саморазвития и самообразования.

Структура предмета

Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10. 2004.

Программа рассчитана на 34 часа в год, с периодичностью преподавания 1 час в неделю. На уровне основного общего образования (5-9 кл.) интеграция реализуется в контексте следующих образователь­ных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществознание, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (изобразительное искусство, музыка).

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего обра­зования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметны­ми связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Роль системообразующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (7 кл.: XVII - XVIII вв.).

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, на­селяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубано­ведение» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между пред­ставителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базо­вой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духов­но-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение в программу ука­занного модуля в рамках вводного и итогового занятий. Вво­дный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия об­учающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и воспитательных эффектов в про­цессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выби­рают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном простран­стве Краснодарского края).

Кроме этого усилены темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, кон­статирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, на­селяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления о формировании этнокультуры в регионе, а также реализации системно-дея­тельностного подхода и формирования универсальных учебных действий максимально использованы часы, отведённые на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

Организовано знакомство с творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами Каневского района, посещение местного музея с последующим вовлечением обучающихся в соответ­ствующую поисковую и научно-исследовательскую деятель­ность.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань - многонациональный край» является концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, со­держащая систему фундаментальных социальных и педагогических тре­бований и понятий. Среди них:



  • поликультурный подход;

  • формирование национального самосознания (идентичности);

  • многообразие культур и народов;

  • межэтнический мир и согласие;

  • базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с се­мьёй, культурно-региональной общностью, многонациональным наро­дом Российской Федерации.

В 7 классе, как одной из ступеней среднего общего образования на первый план выходят освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения на­родов, накопленным в ходе исторического развития российской государ­ственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Главным унифицированным методическим принципом организации структуры курса является «трёхуровневость» познавательной деятель­ности: получение школьниками готовых знаний; самостоятельное приоб­ретение знаний на основе предлагаемых источников; поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

Основное содержание

Программа определяет максимум возможного содержания. Скорректирована наполняемость разделов, определена по­следовательность рассмотрения отдельных сюжетов и наряду с основной учебной литературой использована дополнительная. Предусмотрен также вариативный подход к литературным произведениям, предлагаемым для изучения. Используется в качестве примера одно из названных в программе.




Распределение часов



Разделы, темы

Количество часов


Авторская


Рабочая

1

Введение. Земля отцов – моя земля.

1

1

2

Раздел 1. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона жителями в XVII – XVIII вв.

6

6

3

Раздел 2. Повседневная культура жителей Кубани в XVII – XVIII вв.

8

8

4

Раздел 3. История Кубани XVII – XVIII вв.

11

11

5

Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в документах, трудах путешественников и литературе.

2

2

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

6

6

ИТОГО




34

34


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения кубановедения в 7 классе ученик должен знать (понимать):



  • особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировав­шихся на территории Кубани;

  • основные формы рельефа, полезные ископаемые, типы почв, осо­бенности климата Краснодарского края;

  • названия водоёмов и проблемы их охраны от загрязнения;

  • своеобразие органического мира природных комплексов, отдельные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу;

  • причины изменения внешнего облика природных зон, проблемы ох­раны природных компонентов;

  • происхождение географических названий своей местности;

  • целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир);

  • основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII - XVIII вв. в контексте российской истории;

  • историко-культурные памятники родного края (своего города, ста­ницы);

  • обстоятельства пребывания известных путешественников на земле Кубани и их отзывы о нашем крае;

  • литературные произведения, отражающие кубанскую тематику со­ответствующего периода;

  • фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в XVII - XVIII вв.;

  • особенности народного искусства местных этнических общностей;

уметь:

  • показывать на карте расположение природных зон, сформировав­шихся на территории края, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

  • характеризовать природные комплексы;

  • описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

  • оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

  • осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в мест­ных СМИ, Интернете и т. д.; дифференцировать факты и мнения;

  • реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в XVII - XVIII вв.;

  • высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

  • понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани;

использовать приобретённые знания и умения в практической де­ятельности и повседневной жизни, что имеет значение для:

  • понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

  • формирования бережного отношения к природным богатствам;

  • осознания себя представителем этнокультурного, конфессиональ­ного сообщества и пространства, гражданином России;

  • воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культур­ным и историческим традициям народов Кубани;

  • выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов.

Основное содержание

Программа определяет максимум возможного содержания. Её незна­чительное отличие от учебника для 7 класса объясняется необходимо­стью синхронизации курса «Кубановедение» и курса «История».

Программа состоит из четырёх разделов.

Первый раздел знакомит учащихся с разнообразием природных ком­плексов, сформировавшихся на территории Кубани. Отдельные темы со­держат сведения об изменении естественного облика природных зон в связи с влиянием на них хозяйственной деятельности человека. Особое внимание при рассмотрении предлагаемых тем уделяется проблеме охра­ны природных компонентов. Познавательный интерес представляет дополнительная информация о происхождении некоторых географических названий.

Темы второго раздела расширяют и углубляют знания учащихся о на­родах, населяющих наш край, об их культуре, традициях и обычаях.

Следующий раздел включает сведения по истории Северо-Западно­го Кавказа. Учащиеся знакомятся с историей освоения кубанских земель русскими переселенцами в середине XVII - начале XVIII в. и соперниче­ством между Россией и Турцией в регионе, получают представление об особенностях повседневной жизни славянского населения Кубани и Черноморья, а также о социальных выступлениях адыгов и казаков в XVIII в.

В параграфах заключительного раздела рассказывается об отражении кубанской тематики в памятниках словесности XVII - XVIII вв. и об ос­мыслении событий, имевших место на Кубани в XVIII в., в сочинениях позднейших авторов.

Введение (1 час)

Земля отцов - моя земля. Важнейшие процессы и явления, характери­зующие развитие России в XVII - XVIII вв., и их отражение в истории Ку­бани. Полиэтнический состав населения, уровень его социально-эконо­мического и культурного развития. Геополитическое положение региона. Кубанский фактор во внешней политике России и Османской империи. Роль Крымского ханства в регионе.



Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона (6 часов)

Тема 1. Степи

Географическое положение. Формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, хол­мы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата. Неблаго­приятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи.

Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Озеро Ханское: эколо­гические проблемы. Происхождение географических названий. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны.

Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик сте­пи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ис­копаемые равнинной части края.



Тема 2. Предгорья и горы

Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднего­рье, высокогорная зона. Климатические условия предгорий и гор. Высот­ная поясность в горах Кавказа.

Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс. Озеро Кардывач. Происхождение географических названий.

Живой мир предгорий и гор.

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. До­быча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор.

Тема 3. Азовское и Черноморское побережья

Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Кли­ мат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропи­ки. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, силь­ные ветры (бора), резкие понижения температуры.

Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский, Ахтар­ский, Курчанский. Реки Черноморского побережья: Мзымта, Шахе, Псоу, Хоста, Сочи. Озёра: Абрау, Чембурское. Происхождение названий.

Живой мир Приазовья и Черноморского побережья. Хозяйственное освоение территории.



Тема 4. Моря

Азовское и Чёрное моря. Площадь, глубина водоёмов, солёность воды, температура. Колебания уровня воды. Животные и растения - оби­татели морей. Проблемы хозяйственного освоения и охраны природного комплекса Азово-Черноморского бассейна.



Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на террито­рии Краснодарского края. Характеристика природно-хозяйственных зон: рельеф и полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительный и жи­вотный мир. Проблемы охраны природы.

Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII — XVIII вв. (8 часов)

Тема 7. Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье

Повседневная жизнь гарнизонов турецких крепостей (Тамань, Копыл, Анапа и др.). Организация управления краем и хозяйственный уклад. Су­доходство и торговля. Турецкий путешественник Эвлия Челеби о Кубани.



Тема 8. Кубанские ногайцы

Родоплеменные объединения ногайцев. Основные хозяйственные за­нятия. Кочевое скотоводство. Формы внутрисемейных отношений. Веро­вания. Ногайский героический эпос. Фольклор: сказки и легенды.



Тема 9. Материальная культура кочевников

Ремёсла. Торговля. Поселения и жилища. Традиционный костюм. На­циональная кухня.



Тема 10. Материальная культура западных адыгов

Традиционные занятия адыгов. Мастерство оружейников. Ремёсла, прикладное и изобразительное искусство. Обработка рога и кости. Изготовление ковров и циновок. Художественная керамика. Резьба по дереву и металлу. Аул. Жилища, утварь. Женский и мужской костюмы. Золото­швейное искусство.



Тема 11. Обычаи адыгов

Религиозные верования. Представления о мире. Семья и семейная об­рядность. Гостеприимство, куначество и уважение к старшим - перво­степенные добродетели черкесов.



Тема 12. Наследие родового строя

Аталычество - важный фактор подготовки молодёжи к военной жиз­ни. Обычай кровной мести.



Тема 13. Наездничество в жизни черкесов

Система набегов. Адыгские и русские писатели о наездничестве: Хан- Гирей, А.А. Бестужев-Марлинский. Фольклор.



Тема 14. Песенно-музыкальная культура адыгов

Особенности песенно-музыкальной культуры адыгов. Исторические, свадебные, колыбельные песни. Национальные музыкальные инструмен­ты. Танцевальное искусство.



Итоговое повторение и проектная деятельность (3 часа)

Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, на­селявших Кубань. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея.

Раздел III. История Кубани XVII - XVIII вв. (11 часов)

Тема 15. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII - начале XVIII в.

Последствия русской Смуты и социальных потрясений «бунташного века». Переселенческие потоки: беглые крестьяне, донские казаки, старо­обрядцы. Отношения с официальной властью.

Азовские походы Петра I. Участие казаков во взятии русскими вой­сками турецкой крепости Азов.

Булавинское восстание. Некрасовцы в Прикубанье. Источники попол­нения войска. Строительство укреплений. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Разгром правительственными войсками поселений некрасовцев. Переселение казаков в Турцию.



Тема 16. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков»

Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Военный быт казачьих городков. Система самоуправления. Обычное право некрасов­ских казаков. Старообрядчество и культура населения Кубани XVIII в.

Предания об Игнате Некрасове. Песни и сказки казаков-некрасовцев.

Тема 17. Адыгские племена Закубанья в XVII - XVIII вв.

Влияние международной обстановки на положение народов Северо- Западного Кавказа. Политические связи Русского государства с северо- кавказскими народами. Турецко-татарские набеги. Насаждение ислама. Проблема российского подданства для черкесов.



Тема 18. Кубанская ногайская орда

Ногаи Малые. Расселение. Общественный строй. Военизированный быт. Заселение ногайцами Правобережной Кубани. Джанмамбет-бей. Междоусобицы.



Тема 19. Кубань в Русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо- Западным Кавказом. Действия Кубанского и Закавказского корпусов в Русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

Геополитическое соперничество между Россией и Турцией на рубеже 1770 - 1780-х гг. Присоединение Крыма и Прикубанья к России. «Ногай­ская проблема». Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг. Сражения на Куба­ни. Ясский мирный договор. Народы Северного Кавказа под покровитель­ством и в составе России. Расширение и укрепление границ империи.

Тема 20. А.В. Суворов на Кубани

А.В. Суворов: военачальник, политик, дипломат, военный инженер. Во главе Кубанского корпуса. Создание кордонной линии. Командующий войсками в Крыму и на Кубани. Вклад А.В. Суворова в военную науку с учётом специфики военных действий на Северном Кавказе. Суворов в исторической памяти кубанцев.



Тема 21. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани

Запорожская Сечь. «Войско верных казаков». Сидор Белый. Формиро­вание Черноморского войска между Южным Бугом и Днестром. Первые войсковые казачьи регалии. Символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Депутация казаков в Санкт-Петербурге. Экспедиция войскового есаула Мокия Гулика. А.А. Головатый. «Жалованная грамота» Екатерины II Черноморскому войску от 30 июня 1792 г. Начало заселения Правобережной Кубани от Тамани до устья Лабы. Казачьи экспедиции Саввы Белого, К. Кор­довского, 3. Чепеги, А.А. Головатого, Черненко. «Порядок общей пользы». Первые казачьи курени: расположение, происхождение названий.



Тема 22. Линейны. Заселение Северо-Восточной Кубани

Старая линия: от устья Лабы до Карачая. Первые укрепления (Прочноокопская крепость, Усть-Лабинский, Кавказский, Темижбекский и др. редуты). Переселение донских казаков. Мятеж «кнутобойцев». Кубан­ский конный линейный полк. Южнорусские «однодворцы» и екатеринос- лавцы в составе линейного казачества.



Тема 23. Основание Екатеринодара

Екатерининский и Березанский курени. Основание Екатеринодара: политико-административные аспекты. Выбор места: стратегическая вы­года и природно-климатические условия. Проблемы датировки. Специ­фика «войскового града». Сословная замкнутость. Особенности админи­стративного устройства.

Екатерина II в исторической памяти кубанцев.

Тема 24. Социальные выступления адыгов и казаков

Структура адыгского общества. Князья, дворяне, тфокотли (свобод­ное крестьянское сословие), крепостные, рабы. Военно-демократическое устройство племён. Бзиюкская битва (1796).

Персидский поход. Персидский бунт (1797): события и «действующие лица» (Т. Котляревский, Ф. Дикун, О. Шмалько и др.).

Борьба казаков за сохранение демократических традиций запорож­ской вольницы.



Тема 25. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Быт гарнизонов суворовских укреплений. Солдатские песни. Служба донских полков на Кавказской линии и её отражение в казачьих историче­ских песнях. Переселение на Кубань - тема песен и преданий черноморских казаков. «Зажурылись чорноморци», «Дарувала нам царыця».



Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Основные потоки русских переселенцев. Некрасовцы в Прикубанье. Результаты деятельности А.В. Суворова на Кубани. Черноморцы и линейцы: общее и особенное. Казачьи атаманы. Изменения в национальном составе населения. Границы региона к концу XVIII в. Особенности Кубани как приграничного района Российской империи.

Быт, материальная и духовная культура славянского населения Куба­ни. Начало формирования своеобразной этнокультуры. Знакомство с де­коративно-прикладным искусством, народными мастерами, фольклорны­ми коллективами своего населённого пункта. Посещение местного музея.

Раздел IV. Кубань XVII - XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе (2 часа)



Тема 26. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и учёных

Составление русскими землемерами «Чертежа всему Московскому государству». «Большой чертёж полю» и «Книга Большому чертежу» Афанасия Мезенцова. Изображение на карте верховьев Кубани.

Джованни да Лукка и его «Отчёт святой конгрегации». Описание Тем­рюка, характеристика быта и нравов черкесов. Отражение русско-адыг­ских связей в боярских списках и дворцовых разрядах.

Экспедиции Академии наук: И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин. Первое научное описание Тамани: П. Паллас. Д. Биллингс и его «Атлас Чёрного моря».

Тема Кубани в следственных материалах по делу Е.И. Пугачёва и в «Записке о жизни и службе А.И. Бибикова». Использование В.Я. Шишко­вым в романе «Емельян Пугачёв» материалов, связанных с Кубанью.

Тема 27. XVIII в. на Кубани в сочинениях современников и потомков, в произведениях изобразительного искусства

У истоков литературы Кубани: «Песнь Черноморского войска» Анто­на Головатого.

«Кубанский период» жизни А.В. Суворова в посвященных ему исто­рических сочинениях и произведениях художественной литературы.

Осмысление событий XVIII в. в сочинениях позднейших авторов. «Кубанские страницы» многотомного труда В.А. Потто «Кавказская вой­на». Очерк «Чепега и Головатый (Запорожцы на Кубани)». Портрет Ан­тона Головатого. В.А. Потто о 3. Чепеге. Повесть А.Д. Знаменского «За­вещанная река». Тема Кубани в романе B.C. Пикуля «Фаворит».

Отражение кубанских реалий в произведениях искусства: Е. Белый, Е.М. Корнеев. Казаки и горцы в гравюрах художников-иностранцев XVIII в. Рисунки X. Гейслера.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

Кубань XVII - XVIII вв. в научных трактатах, записках путешествен­ников, произведениях изобразительного искусства, памятниках словес­ности, сочинениях потомков. Ваша местность в исторической памяти.



Литература

Учебные пособия

  1. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.

  2. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Терская И.А., Криштопа А.П., Каза­рян К.П., Лукьянов С.А. Кубановедение: Учебник для 7 класса общеоб­разовательных учреждений. Краснодар, 2010.


Дополнительная литература

  1. Адыгская (черкесская) энциклопедия/Гл. ред. М. А. Кумухов. М., 2006.

  2. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1, 2. Краснодар, 1992.

  3. Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 кл. / Сост. К.П. Казарян, Т.Л. Бурлаченко. Краснодар, 2006.

  4. Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007.

  5. Екатеринодар - Краснодар. Два века города в датах, событиях, вос­поминаниях... / Ред.-сост. И.Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.

  6. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1, 2. Краснодар, 1987.

  7. История Кубани с древнейших времён до конца XX века: на­учно-популярное издание: В 2 ч. / Рук. авт. коллектива В.Е. Щетнёв, А. Зайцев. Краснодар, 2011.

  8. Красная книга Краснодарского края / Сост. В.Я. Нагалевский. Краснодар, 1994.

  9. Кубань многонациональная: Этнографический словарь-справоч­ник / В.И. Колесов и др. Краснодар, 2007.

  10. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696 - 2006 гг. / Под ред. Н. Ратушняка. Краснодар, 2007.

  11. Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кус­тарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.

  12. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 - 8 классов общеобразова­тельных учреждений / Сост. С.А. Лукьянов. Краснодар, 2010.

  13. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Краснодар, 2008.

  14. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. 1917 г.). Краснодар, 2000.

  15. Матющенко П.П., Чёрный В.И. История кубанского казачества. Краснодар, 2010.

  16. Официальные символы Краснодарского края и муниципальных образований / Пред. ред. колл. Н.А. Долуда. Краснодар, 2007.

  17. Очерки истории Кубани с древнейших времён по 1920 г. / Под общ. ред. В.Е. Щетнёва. Краснодар, 1996.

  18. Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Краснодар, 1989.

  19. Плотников Т.К., Стрельников В.В., Островских СВ., Пашков А.Н., Жукова Т.П., Пескова Т.Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. Краснодар, 2007.

  20. Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Красно­дар, 2003.

  21. Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном. Краснодар, 2008.

  22. Ратушняк В.Н. Энциклопедия кубанского казачества. Краснодар, 2009.

  23. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2 т. Красно­дар, 1992.

  24. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших вре­мён до 1917 г. / Сост. и науч. ред. Б.А. Трёхбратов. Краснодар, 1997.

Интернет-ресурсы

http://www.admkrai.kuban.гu



http://www.kubangov.ru/ - сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края.

www.vuga.ru - информационный портал Краснодарского края: обще­ство, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты).

http://www.ekaterinodar.com/ - сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив.

www.cossackdom.com - история казачества: события, биографии, ил­люстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.

http://krasnodar.bip.ru - Краснодарская коллекция рефератов: исто­рия Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и гео­графия Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т. д.), архи­тектура Кубани.

http://kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий на Куба­ни в XVIII - XX веках; на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев.

http://kubankazak.narod.ru/index.html - «Войско Кубанское Игнатове Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.); комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг.; базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот; рас­сматривается ряд спорных вопросов - историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия «некрасовцы», периодизация «не­красовской истории» и т.д.

http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.html - экскурсия по Краснода­ру; история, археология, этнография; старинные карты Кубанской обла­сти; описание самых красивых уголков юга России (водопады, пещеры).

http://mustamhi.narod.ru/ - Таманский археологический музей. http://mustamli.narod.ru/ - Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова в Тамани.

http://www.krinitza.ru/ - ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате мр3, рецензии.

http://www.kkx.ru/about/ - Кубанский казачий хор, официальный сайт, Виктор Захарченко, песни Кубанского хора МР3, гастроли.

http://tamanland.ru/ - информационный сайт о Таманском полуостро­ве; природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна; история, гео­графия (фотогалерея).

http://priroda.kubangov.ru/ - природа Кубани, официальный сайт де­партамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Крас­нодарского края); Красная книга Кубани.

http://kuItura.kubangov.ru - культура Кубани; департамент культуры Краснодарского края; памятники (истории, архитектуры, природы, церк­ви и пр.), деятели культуры и искусства.

http://www.kavkazonline.ru/encvclopedia/peoples - энциклопедия куль­тур народов юга России на сайте «Кавказ on-line».
Оборудование учебного кабинета кубановедения

Мультимедийные пособия

История Кубани. С древнейших времён до наших дней: учебный ви­деофильм. DVD (45 мин.)

География Краснодарского края: Природа. Население. Хозяйство. DVD (60 мин.)

Печатные пособия

Рабочие тетради

Лукьянов С.А. и др. Рабочая тетрадь для 7 класса. Краснодар, 2012.



Атласы и карты

История Кубани: атлас с комплектом контурных карт / Разработка карт А.М. Авраменко, разработка методического аппарата Т.А. Науменко. Краснодар, 2011.