Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Краеведение всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем




страница1/3
Дата05.07.2017
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведение нередко рассматривается как еще один предмет в перегруженном учебном плане, однако, это предмет не утяжеляющий, а совершенствующий образование. В нем синтезируются знания и умения практически по всем дисциплинам, причем такой синтез вполне естественен и органичен, он обусловлен опытом учащихся.

Краеведение как историческая учебная дисциплина несёт в себе заряд патриотического воспитания. История каждого места как частица истории России имеет немало славных страниц – событий, когда проявились лучшие качества нашего народа. Во многих случаях это страницы военной истории, когда утверждалась свобода и независимость российского государства, его мощь и державный статус, проявилась сила и справедливость русского оружия. Но в описании и оценке таких событий историк-краевед не должен отходить от исторической истины, вставать на путь одностороннего освещения исторических событий с позиций оправдания патриотизмом любых державно-экспансионистских устремлений России. Поэтому патриотизм не может рассматриваться только через призму воинской славы. Патриотизм в нашем понимании – чувство, естественным образом проявляемое в разных сферах общественной деятельности. Это чувство сопряжено с делами на благо края, для пользы его жителей.



Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна состоит в том, что мы вводим краеведение в начальной школе, и возрастной состав учащихся различен – это ребята с 1 по 5 классы.
Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности.

Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии даёт возможность учащемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, учиться прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы, взаимоотношений в команде.



Основными чертами курса, позволяющими выделить его в качестве отдельного предмета изучения, являются:

*Интегративный характер курса краеведения проявляется в том, как взаимодействуют знания и умения из разных областей при изучении одного предмета - среды обитания, и в том, как взаимодействуют различные виды деятельности, различные способы познания, и в том, что интеграция основывается на фундаментальных мировоззренческих, научных, культурологических категориях.

*Большая, чем у других предметов, направленность на средовое образование. Одна из ведущих тенденций современного образования – соединение, взаимодействие общего (формального), сопутствующего (неформального) и спонтанного (информального) образования. В курсе краеведения спонтанный познавательный опыт приобретает особый смысл: предмет изучения все время перед глазами, вольно или невольно формирует представления школьников о добре и зле, о моральных и юридических нормах жизни, о красивом и безобразном и т.д.

*Выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала современной дидактики и методики. Позиция исследователя здесь в целом ряде случаев является не игровой, а реальной, и сама учебная деятельность в рамках предмета становится полем, где востребуются самые разные предметные и общеучебные знания и умения. При локализации учебной задачи (“история дома, в котором вы живете”, “выдающиеся земляки”, “жизнь замечательных людей незамечательных профессий”, “маршрут литературного героя”, “породы местных собак” и т.д.) самостоятельные и коллективные исследовательские работы учащихся выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес. Такая исследовательская деятельность по курсу краеведения способствует приобретению навыков профессиональной работы, которые очень важны для многих потенциальных специальностей нынешних учащихся.

*Особые возможности краеведение предоставляет учащимся в развитии у них навыков работы в библиотеках, использовании справочных материалов, получении информации из СМИ.
Цель образовательной программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи образовательной программы:

Образовательные задачи:

1) формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

2) ознакомление с историей и современной жизнью своего города.

Развивающие задачи:

1) развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

2) формирование видения своего места в современном обществе и то, что ждет его в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края;

3) адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

4) ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Воспитательные задачи:

1) развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

2) формирование толерантности и толерантного поведения;

3)укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;

4) изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

5) общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

6) формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Ожидаемые результаты изучения краеведения в формировании личности

В результате изучения краеведения юный краевед имеет возможность:


  1. Осознать значимость наследия нашего края для Отечества.

  2. Чувствовать себя преемником наследия прошлого.

  3. Ощутить свою связь с окружающим миром, с его проблемами, грамотно взаимодействовать с ним.

  4. Понять значимость родного города в мировой художественной культуре, быть грамотным «потребителем» культурного потенциала края.

  5. Самостоятельно находить информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, учреждений.

  6. Реализовать свой творческий потенциал.

  7. Приобрести навыки и опыт социальной практики, взаимодействия, работы в коллективе.

  8. Приобрести устойчивое стремление к самовоспитанию деятельной личности, способной занимать активную жизненную позицию.

  9. Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае.

  10. Мобилизовать учащихся на самоопределения и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экологического характера.

  11. Расширить коммуникативные компетенции учащихся на 2-3 ступени школьного образования.

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации: 2 года

Учет возрастных особенностей учащихся при составлении программы.

Выделяют 3 школьных возраста.

- младший ( от 6 до 11 лет)

- средний (от 11до 15 лет)

- старший (15 до 18 лет)

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет. Этот возраст является важным для психического и социального развития ребенка. В этот период происходит дальнейшее психическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическое обучение в школе.. Прежде всего совершенствуется развитие головного мозга и нервной системы..

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться – мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологи выделяют группы «теоретиков», группы «практиков», а также «художников», с ярким, образным мышлением.

Важное условие для формирования теоретического мышления – формирование научных понятий.

По мнению Даниловой Е. Е., в младшем школьном возрасте память,как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулированной и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ «просто запомнить» позволяет справиться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, т.к. дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в этом играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок становится дисциплинированным, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

К началу обучения в школе у ученика складывается сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе высокой адекватной самооценки.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель.

Учебно – тематический план первого года обучения 4,5гр = 72 часа в год



Темы

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации\контроля

Теория (часы)

Практика (часы)

1. Введение

1

1







2.Растительный и животный мир Псковского края (животные,птицы,рыбы,растения,грибы)

4

2

2

Кроссворд

3.Реки и озера Псковской области

4

2

2

Устный опрос

4.Легенды и предания Псковщины

5

3

2

Практическая работа

5. Псковская земля. Первые летописные сведения.

2

2

-

Беседа

6. Княгиня Ольга(биография, политическая деятельность)

6

2

4

Тест

7. Троицкий Собор

4

2

2

Творческая работа

8. Башни

4

2

2

Самостоятельная работа

9. Александр Невский (биография, политическая деятельность)

6

2

4

Тест


10. Князь Довмонт

4

2

2

Тест

11. Археологические раскопки

4

2

2

Беседа

12. История Детского парка и Ботаническог сада

3

1

2

Устный опрос

13. Дендропарк

3

1

2

Самостоятельная работа

14. «Плечистый, как витязь, и могучий, стоит этот храм на древней круче» (монастыри)

4

2

2

Заполнение таблицы

15. Изборск

10

2

8

Заполнение таблицы

16. Великая Отечественная Война


8

4

4

Повторительно-обобщающий урок в форме игры «Поле чудес»

Итого: 72 часа


Содержание первого года обучения:
1. Введение

Теория: Знакомство в виде анкеты, понятие «краеведение», основные термины

Практика: Обзорная экскурсия по району.
2..Теория: Растительный и животный мир П.К. (физико-географическое положение Псковской области границы, площадь, символика) Растения и животные, встречающиеся в Псковской области.

Практика: Экскурсия в эколого-биологический центр.


3. Реки и Озера Псковской обл.Основные реки и озера Псковской области :(названия,местонахождения)

Практика: Экскурсия к реке Великой и Пскове.


4. Легенды и предания Псковщины. Понятие «легенда».

Практика: Экскурсия к Гремячей башни.


5. Псковская земля. Первые летописные сведения.

Теория: понятие «летопись», ПВЛ.

Практика: Экскурсия в библиотеку.
6.Княгтня Ольга. Биография, знакомство с Игорем, месть, политическая деятельность.

Практика: Экскурсия в Выбуты.


7. Троицкий Собор. Строительство

Практика: Экскурсия в Троицкий Собор.


8. Башни. Название, месторасположение, история постройки.

Практика: Экскурсия к башням.


9. Александр Невский

Теория: биография, ледовое побоище, основные даты

Практика: экскурсия к памятнику «Александр Невский».
10. Князь Довмонт. Довмонтов город.

Теория: биография князя, Довмонтов город

Практика: экскурсия в Довмонтов город.
11. Археологические раскопки.

Теория: рассказ о раскопках в Пскове, просмотр фрагментов находок. Смотр фильма «Сны о потерянном граде», в котором рассказывается о том, к чему может привести, если не проводить раскопки на местах строительства зданий.

Практика: экскурсия на раскоп.
12. История Детского парка и Ботанического сада.

Практика: Экскурсия в Детский парк.


13. Дендропарк. История появления.

Практика: Прогулка в парк.


14. Теория: «Плечистый, как витязь,и могучий, стоит этот храм на древней круче» (монастыри)

Практика: экскурсия в Снетогорский и Мирожский монастырь.


15. Изборск. Легенда, башни, Труворово городище.

Практика: Экскурсия в Изборск.


16. Великая Отечественная война. События, даты, фильм.

Практика: Экскурсия к памятнику «Танк Т-34», «Вечный огонь».

Учебно – тематический план первого года обучения 7,2,3гр =36 часов


Темы

Общее количество часов

В том числе


Формы аттестации\контроля

Теория (часы)



Практика (часы)

1. Введение

1

1

-




2.Растительный и животный мир Псковского края (животные,птицы,рыбы,растения,грибы)


2


2


-


Кроссворд


3. Красная книга П.О.

4

2

2

Творческий проект

3.Реки и озера Псковской области

2

2

-

Устный опрос

4.Легенды и предания Псковщины

5

3

2

Практическая работа

5. Псковская земля. Первые летописные сведения.

2

2

-

Беседа

6. Княгиня Ольга(биография, политическая деятельность)

4

2

2

Тест

7. Александр Невский (биография, политическая деятельность)

4

2

2

Тест


8. Князь Довмонт

4

2

2

Тест

9. Археологические раскопки

4

2

2

Беседа

10. «Плечистый, как витязь, и могучий, стоит этот храм на древней круче» (монастыри)

4

2

2

Заполнение таблицы

11. Великая Отечественная Война


4

2

2

Повторительно-обобщающий урок в форме игры «Поле чудес»

Итого: 36 часов

  1   2   3

  • Актуальность
  • Цель образовательной программы
  • Задачи образовательной программы
  • Ожидаемые результаты изучения краеведения в формировании личности
  • Учет возрастных особенностей учащихся при составлении программы
  • Содержание первого года обучения