Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка комплект контрольно – измерительных материалов (кимов) для выявления знаний и умений, уровня подготовки студентов




страница1/6
Дата28.03.2017
Размер1.2 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект контрольно – измерительных материалов (КИМов) для выявления знаний и умений, уровня подготовки студентов по учебной дисциплине «ЛИТЕРАТУРА» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования: - 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» - 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» - 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» -21.02.05 «Земельно-имущественные отношения

- 38.02.04 «Коммерция»



Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;




  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;



Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:




контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

Итоговая аттестация в форме зачета.


Раздел РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРой половины XIX века.

Тема А.Н. ОСТРОВСКИЙ

1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

1. Что не является фактом биографии А.Н. Островского?

А. Родился в Замоскворечье.

Б. Поступил канцеляристом в Московский советный суд.

В. Работал в Московском коммерческом суде.

Г. Выйдя в отставку, стал преуспевающим стряпчим в Московском коммерческом суде.

2. С 1840 по 1843 год А.Н. Островский учился в Московском университете. На каком факультете?

А. Историко-филологическом.

Б. Юридическом.

В. Наук словесных и изящных художеств.

Г. Нравственных и политических наук.

3. А.Н. Островский раскрывает типические свойства персонажей, сформированные определенной общественной средой, какой именно:

а) помещичье-дворянской;

б) купеческой;

в) аристократической;

г) народной.

4. В каком журнале в начале своей деятельности до 1856 года сотрудничал А.Н. Островский:

а) в «Москвитянине»;

б) «Отечественных записках»;

в) «Современнике»;

г) «Библиотеке для чтения».

5. Творчество А.Н. Островского можно условно разделить на три периода. Найдите соответствие названий произведений и ос­новных конфликтов, положенных в их основу:


  1. период создания резко отрицательных образов, обличительных пьес в духе гоголевской традиции;

  2. период создания пьес, отражающих жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа;

  3. период создания пьес о трагической судьбе жен­щины в условиях капитализирующейся России,
    о разночинцах, актерах.

А. «Бешеные деньги».

Б. «Свои люди — сочтемся!».

В. «Бесприданница».

6. Назовите театр, с которым тесно сотрудничал А.Н. Островский и на сцене которого были поставлены практически все пьесы драматурга:

а) Художественный;

б) Малый;

в) «Современник»;

г) Большой.

7. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н. Островского:

а) «лишнего человека»;

б) «маленького человека»;

в) босяка;

г) самодура.

8. Укажите, как называли А.Н. Островского современники:

а) «Русский Мольер»;

б) «Колумб Замоскворечья»;

в) «Русский Вольтер»;

г) «Русский Шекспир».

9. Почему А.Н. Островский был назван «отцом русского нацио­нального театра»?

А. Возродил традиции русской драматургии первой половины XIX века.

Б. Написал около пятидесяти пьес.

В. Своим творчеством оказал влияние на последую­щее развитие прогрессивной русской драматургии.



2. ДРАМА «ГРОЗА» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

1. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гро­за» (по определению автора)?

А. К комедии.

Б. Драме.

В. Трагедии.

Г. Трагикомедии.

2. Определите вид конфликта в пьесе:

а) социальный, философский;

б) идеологический;

в) внутренний, семейный.



3. Пьеса начинается с пространной, несколько затянутой экспо­зиции для того, чтобы:

а) заинтриговать читателя;

б) представить героев, непосредственно не участвую­щих в интриге;

в) создать образ мира, в котором живут герои;

г) замедлить сценическое время.

4. Почему события в пьесе происходят в вымышленном городе?

А. Автор не хотел обидеть жителей реального города.

Б. Автор стремился подчеркнуть, что события, про­изошедшие в городе Калинове, вымышленные.

В. Автор стремился подчеркнуть типичность карти­ны русской провинциальной жизни.

Г. Автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова.

5. Кто в пьесе «Гроза» не является представителем «темного царства»:

а) Тихон;

б) Дикой;

в) Кабаниха;

г) Кулигин.

6. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

а) Тихон;

б) Варвара;

в) Феклуша;

г) Кабаниха.

7. Укажите, кто из действующих лиц пьесы является второсте­пенным персонажем:

а) Кабаниха;

б) Тихон;

в) Борис;

г) Феклуша.

8. Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» на­звал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

а) Борис и Тихон принадлежат к одному сословию;

б) Борис лишь внешне отличается от Тихона;

в) Борис резко отличается от Тихона.



9. Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввел это действующее лицо?

А. Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Каба­новой.

Б. Чтобы создать целостный образ «темного царства».

В. Чтобы оживить пьесу.

Г. Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского ку­печества.

10. Дикой однажды признался Кабановой, что «мужику в ноги кла­нялся...». Что заставило Дикого просить у мужика прощения?

А. Дикой почувствовал себя неправым.

Б. Мужик разжалобил Дикого.

В. Угрызения совести - зря человека обидел.

Г. Страх перед наказанием Божьим.

11. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»?

А. Пародия на «странничество».

Б. Углубление характеристики «темного царства».

В. Феклуша -- антипод Кабановой. Г. Феклуша - протестующая против самодурства личность.



12. Катерина признается при людях Тихону в своем «грехе». Что заставило ее сделать это?

А. Чувство стыда.

Б. Страх перед свекровью.

В. Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести.

Г. Желание уехать с Борисом.

13. Назовите героя-резонера в пьесе:

а) Тихон;

б) Кабаниха;

в) Катерина;

г) Кулигин.

14. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

а) расставания Катерины с Тихоном;

б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;

в) встречи с Борисом;

г) прощания с Борисом.

15. Какая сцена в пьесе «Гроза» дает ключ к пониманию всего произведения, по мнению Н.А. Добролюбова?

А. Сцена свидания Катерины и Бориса в саду.

Б. Сцена с ключом (Катерина и Варвара).

В. Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Ка­терину.

Г. Сцена признания Катерины в совершенном грехе.

16. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А. Добролюбова, является проявлением:

а) духовной силы и смелости;

б) духовной слабости и бессилия;

в) сиюминутного эмоционального взрыва.



17. Выберите формулировку, наиболее точно характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»:

а) пейзаж создает ощущение правдоподобия описываемых событий;

б) пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям;

в) пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова.



18. Островский использовал многие литературные приемы, вве­денные в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и:

а) романтизм;

б) классицизм;

в) сентиментализм.



19. Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном цар­стве»?

А. Кулигина.

Б. Марфу Игнатьевну.

В. Катерину.

Г. Тихона.

3. ДРАМА «ГРОЗА» (РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)

1. Пьеса начинается песней «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». Кто из героев поет эту песню?

А. Кудряш. В. Кулигин.

Б. Шапкин. Г. Борис.

2. Кто так характеризует жизнь в городе Калинове:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бед­ности нагольной, не увидите.

А. Борис. В. Дикой.

Б. Кудряш. Г. Кулигин.

3. Речевая характеристика является яркой демонстрацией харак­тера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы.


  1. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле! Ветры буйные, перенесите
    вы ему печаль-тоску.

  2. Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

  3. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый,
    тогда не так разговаривала.

А. Кабаниха.

Б. Катерина.

В. Феклуша.

4. Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы.


  1. Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится... А беда, коли по утру... кто-нибудь рассердит! Целый день
    ко всем придирается.

  2. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем.

  3. Какая у ней на лице улыбка ангельская. А от лица-то как будто светится.

А. Дикой. Б. Катерина. В. Кабаниха.

5. Кому принадлежат следующие слова?

  1. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и ос­тались.

  2. Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не
    боюсь, а пущай же он меня боится.

  3. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не
    ваша: она теперь перед судией, который милосер­днее вас!

А. Кудряшу. В. Кулигину.

Б. Тихону. Г. Борису.



6. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, столь ярко ее ха­рактеризующие?

Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда сто­ишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы раз­бежалась, подняла руки и полетела.

А. Варваре. Б. Катерине. В. Глаше. Г. Феклуше.



7. Укажите, кто из героев высказывает свое отношение к «са­модурам».

  1. Лучше уж стерпеть.

  2. Нет уж, я перед ним рабствовать не стану.

  3. Делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

А. Кудряш. Б. Кулигин. В. Варвара.

Эталоны правильных ответов:

  1. 1Г; 2Б; 36; 4а; 5 - 1Б, 2А, 3В; 66; 7г; 86; 9В.

  2. 1Б; 2в; Зв; 4В; 5г; 66; 7г; 86; 9Б; 10Г; 11Б; 12В;13г; 146; 15В; 16а; 17в; 186; 19В.

  3. 1В; 2Г; 3 - 1Б, 2В, ЗА; 4 - 1А, 2В, ЗБ; 5 - 1Г, 2А, ЗВ; 6Б; 7 - 1Б, 2А, ЗВ.

Критерии оценивания письменных работ тестового характера.

«5» - 100-90% правильных вариантов (или 1 ошибка)
«4» - 89-70% правильных ответов (или 2-3 ошибки)
«3» - 69-50% верных вариантов (или 4-6 ошибок)
«2» - ниже (или 6-13 ошибок; от 13 ошибок –«1»)

Тест по творчеству Островского. «Гроза», «Бесприданница»        

 1 ВАРИАНТ


1) Имя Островского
а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич   в) Александр Николаевич г) Николай Александрович
2) Островского прозвали 
а) «Колумб Замоскворечья»                                       б) «человек без селезенки» в) «товарищ Константин»                                          г) «луч света в темном царстве»
) Островский учился
а) в Царскосельском Лицее                                        б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете                                  г) в Симбирском университете
4) Произведение «Гроза»
а) комедия             б) трагедия           в) драма            г) роман
5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»           б) «Волки и овцы»      в) «Обломов»           г) «Свои люди – сочтемся»
6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852             б) 1859         в) 1860         г) 1861
7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф            б) печатный станок           в) громоотвод          г) микроскоп
8) Определите кульминацию драмы «Гроза»
а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой                                               б) сцена с ключом
в) встреча Катерины с Борисом у калитки                г) раскаяние Катерины перед жителями города.
9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза» 
а) реализм           б) романтизм           в) классицизм          г) сентиментализм
10) Действие драмы «Гроза» происходит 
а) в Москве       б) в Нижнем Новгороде        в) в Калинове         г) в Петербурге
11) Как звали мужа Катерины?
а) Тихон           б) Борис          в) Кудряш          г) Акакий
12) Определите основной конфликт драмы «Гроза» 
а) история любви Катерины и Бориса                 б) столкновение самодуров и их жертв
в) история любви Тихона и Катерины       г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
а) Борис      б) Кулигин       в) Варвара     г) Тихон
14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе 
а) сноска          б) ремарка           в) пояснение         г) сопровождение
15) Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?
а) Кулигин            б) Тихон         в) Борис        г) Кудряш
16) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
а) «лишний человек»    б) герой-резонер       в) «маленький человек»         г) «самодур»
17) Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?
а) В. Г. Белинский       б) Н. Г. Чернышевский     в) Н. А. Добролюбов      г) Д. И. Писарев
18) О каком персонаже идет речь? 
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. "Ты, - говорит,- почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
а) Дикой    б) Борис         в) Кудряш       г) Тихон
19) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
а) Кудряш     б) Кулигин          в) Борис Григорьевич         г) Дикой

Тест по творчеству Островского. «Гроза»

2 ВАРИАНТ  



1) Годы жизни А. Островского: а) 1823 – 1886      б) 1809 – 1852         в) 1812 – 1891     г) 1799 – 1837

2 Островский учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете г) в Симбирском университете.

3) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»                            б) «человек без селезенки» в) «товарищ Константин»                               г) «луч света в темном царстве»

4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в а) 1852       б) 1859       в) 1860           г) 1861

5) Какое произведение не принадлежит Островскому: а) «Снегурочка»           б) «Бедность не порок»       в) «Обломов»           г) «Свои люди – сочтемся»

6) Произведение «Гроза» а) комедия      б) трагедия      в) драма     г) повесть

7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?

а) купцы     б) мещане     в) дворяне     г) разночинцы



8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

а) Кудряш       б) Кулигин      в) Варвара        г) Глаша



9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

а) реализм         б) сентиментализм      в) классицизм        г) романтизм



10) Как звали возлюбленного Катерины

а) Кулигин          б) Тихон        в) Борис        г) Кудряш



11) В каком городе происходит действие пьесы?

а) в Нижнем Новгороде         б) в Торжке            в) в Москве        г) в Калинове



12) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

а) Кудряшу         б) Катерине        в) Варваре      г) Кабанихе



13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф       б) перпетуум-мобиле      в) солнечные часы        г) громоотвод



14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе

а) сноска         б) ремарка        в) пояснение       г) сопровождение



15) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...

б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,  который милосерднее вас!

в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

16) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой

а) «лишний человек»      б) «самодур»    в) «маленький человек»       г) герой-любовник



17) Кто написал критическую статью «Луч света в темном царстве» о «Грозе»?

а) В. Г. Белинский     б) Н. Г. Чернышевский   в) Н. А. Добролюбов         г) Д. И. Писарев



18) О каком персонаже идет речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

а) Дикой      б) Борис       в) Кудряш     г) Тихон

19) Кто сказал:

«Воспитывали  нас  родители в  Москве  хорошо, ничего для нас не жалели. Меня  отдали в Коммерческую  академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой  сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила  завещание, чтобы дядя нам  выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…»

а) Тихон      б) Борис        в) Дикой       г) Кудряш

20) Кому принадлежат слова из пьесы А. Островского «Бесприданница»?

«Вещь... да, вещь! Они правы, я  вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в  том,  я


 испытала  себя...  я  вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы
нашли его.  Уходите!  Прошу вас, оставьте меня!»

а) Лариса Дмитриевна Огудалова                                   б) Агрофена Кондратьевна Большова

в) Анна Павловна Вышневская                                       г) Харита Игнатьевна Огудалова

 ОТВЕТЫ:



1 вариант
1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-г, 9-а, 10-в, 11-а, 12-б, 13-г, 14-б, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-б, 20-г
2 вариант
1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-а, 10-в, 11-г, 12-в, 13-б, 14-б, 15-г, 16-б, 17-в, 18-а, 19-б, 20-а


  1   2   3   4   5   6