Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение и развитие речи»




Скачать 148.91 Kb.
Дата09.01.2017
Размер148.91 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;

- программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов «Русский (родной) язык» В.В.Воронковой;

- Устав ГКОУ С(к)ШИ №9 для детей-сирот VIII вида с. Падинского.

В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Данная программа использована без изменений и дополнений.

Цель рабочей программы:

формировать у школьников технику чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала.

В школе для умственно отсталых детей в старших (5-9) классах решаются те же задачи, что и в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:

- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- способствовать  социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.



Коррекционные задачи:

в процессе изучения чтения у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

К началу обучения в 8-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизусть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.

В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся,  понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостоятельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.

Учащиеся учатся:

- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;

- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);

- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.

На обучение чтению в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Содержание

Методы

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Проверка техники чтения.

На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.



Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе.

№ п/п

Название раздела, темы.

К-во часов

1

Устное народное творчество.

12

1.1

Пословицы и поговорки

4

1.2

Загадки

1

1.3

Сказки

4

1.4

Былины

3

2

Литературные сказки

9

2.1

Творчество А. Погорельского

6

2.2

Творчество С.Т. Аксакова

3

3

Русская литература XIX века

49

3.1

Творчество А.С.Пушкина.

13

3.2

Творчество М.Ю.Лермонтова.

6

3.3

Басни И.А.Крылова.

3

3.4

Творчество Н.В. Гоголя.

2

3.5

Творчество Н.А.Некрасова.

2

3.6

Поэзия А.В. Кольцова.

3

3.7

Поэзия И.С.Никитина.

3

3.8

Творчество Л.Н. Толстого.

8

3.9

Творчество А.Н. Майкова

3

3.10

Поэзия Ф.И. Тютчева

3

3.11

Творчество А.П. Чехова

3

4

Русская литература XX века.

23

4.1

М. Горький «Сказки об Италии»

2

4.2

В.В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса»

2

4.3

Поэзия С.А. Есенина

3

4.4

М.А. Шолохов «Дед Щукарь»

1

4.5

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

2

4.6

В.П. Катаев «Сын полка»

4

4.7

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

3

4.8

Творчество А.А. Суркова

2

4.9

Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»

2

4.10

А.Г. Алексин «Самый счастливый день»

1

4.11

Урок – игра «По страницам литературных произведений»

1

5

Уроки внеклассного чтения.

9

Итого




102







Внеклассное чтение:

  1. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

  2. А.Р. Беляев «Золотая гора»

  3. Ю.В. Бондарь «Батальон просит огня»

  4. А.П. Гайдар «Школа»

  5. С.А. Есенин Стихотворения.

  6. Ф.А. Искандер «Пиры Валтасара»

  7. В.А. Каверин «Два капитана»

  8. М.А. Шолохов «Поднятая целина»

  9. А.П. Чехов «Толстый и Тонкий»

Устное народное творчество (12 часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Литературные сказки (9 часов). Иметь представление о том, что такое литературная сказка. Уметь отличать литературную сказку от народной сказки. Знать основных героев литературных сказок. Уметь выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать литературные сказки, уметь определять главную мысль  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки.

Произведения русских писателей XIX века (49 часов). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей XX века (23 часа). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Уроки внеклассного чтения (9 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

 учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

 

учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.



При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;



4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.


Литература и средства обучения:

  1. Для учащихся:

  1. В.В. Воронкова. Учебник для 8 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа).

  1. Для учителя:

  1. В.В. Воронкова. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с.

  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся
  • Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе.
  • Устное народное творчество (12 часов).
  • Литературные сказки (9 часов).
  • Произведения русских писателей XIX века (49 часов).
  • Произведения русских писателей XX века (23 часа).
  • Уроки внеклассного чтения (9 часов).
  • Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса: учащиеся должны уметь
  • Литература и средства обучения: Для учащихся