Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка к программе




Скачать 373.16 Kb.
страница1/3
Дата23.06.2017
Размер373.16 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Цели курса:

Курс нацелен на формирование у студентов комплексных знаний о теоретических основаниях качественной методологии в социологии, всесторонних знаний качественных методов и стратегий качественного социологического исследования, а также практических навыков использования качественной методологии.


Задачи курса:


  • Сформировать у студентов знания относительно основных идей и понятий социологической теории, которые являются основанием качественной методологии (символический интеракционизм, социальный конструктивизм, этнометодология, драматургический подход, теория практик).

  • Сформировать у студентов знания типов стратегий качественного социологического исследования, самих качественных методов, сфер их применения, их познавательных возможностей.

  • Сформировать у студентов навыки микросоциологического видения социальной реальности, что необходимо для правильной постановки исследовательских вопросов и выбора методов исследования.

  • Сформировать умения постановки исследовательских вопросов, выбора предмета, объекта микросоциологического исследования, выбора исследовательской стратегии и методов, адекватных для ответа на поставленные вопросы.

  • Сформировать практические навыки проведения социологического исследования с использованием качественной методологии, что включает навыки самостоятельной практической работы с такими методами, как интервью, фокус-гуппа, наблюдение, анализ документов.

  • Сформировать у студентов практические навыки анализа качественных данных, включающие не только описание микросоциальной реальности на основе собранных данных, но и навыки теоретического мышления, предполагающие построение теоретической модели на основе качественных данных (восхождение к теории).

  • Сформировать у студентов навыки фиксации качественных данных, их транскрибирования и хранения, а также предоставление результатов качественного исследования в итоговой публикации (курсовой или дипломной работе).


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
- Общая социология. Предметное поле социологии, основной понятийный аппарат социологии

- Социологическая теория. Основные теоретические подходы в социологии.

- Методика и техника социологического исследования. Знакомство с такими понятиями, как задачи, типы, процедуры социологического исследования, программа социологического исследования, объект и предмет исследования.
Возможные области применения полученных знаний

Курс является инструментально значимым для реализации студентами собственных исследовательских проектов при подготовке курсовых и дипломных работ, а также для формирования базовых социологических профессиональных навыков. В дальнейшем полученные в ходе изучения курса знания могут быть применены при работе в аналитических социологических центрах, исследовательских институтах и лабораториях, консалтинговых структурах; маркетинговых и рекламных службах, коммерческих предприятиях и органах государственного и муниципального управления :

- для проведения социологических и маркетинговых исследований с использованием качественной методологии различных целей и направлений;

- для выявления, изучения и диагностики социальных проблем в любых социальных системах разного уровня и разной степени сложности;

- для обоснования и разработки возможных управленческих решений различных социальных проблем.
Формы контроля

Формой контроля успеваемости по курсу является зачет. Зачет выставляется по результатам выполнения трех требований:

- участие в дискуссии на семинарах, что возможно на основании знакомства с рекомендованной учебной литературой и выполнение заданий к семинара – не менее 17 отметок об участии;

- подготовка доклада и выступление с ним на семинаре – не менее одного доклада;

- прохождение теста 100 вопросов по качественной методологии.
Виды контроля:

Текущий:

работа на семинарах - ответы на вопросы, участие в обсуждении, работа в малых группах, выступление с сообщениями, докладами, презентациями, подготовленными с помощью программы Power Point.



Итоговый:

Выполнение теста.



Методика формирования результирующей оценки

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопл = 40%·Оаудиторная 45%Осамостоятельная 15%Отекущая;

Где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП



Отекущий = ·Ок/р

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Оитоговый = 80%·Озачет 20%·Онакопл

Содержание программы


Тема 1. Качественные методы в системе социологического знания.

Познавательные возможности качественных методов: области применения и границы использования. Качественные и количественные методы в социологическом исследовании.


Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии». Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.
Тема 2. Теоретические основания и истоки качественных исследований.

Социологические теории, ставшие основой для формирования качественной методологии, их основные понятия.



Курбатов В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. М.: Алетейя, 2000.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
Тема3. Логика качественного социологического исследования.

Как сформулировать исследовательский вопрос в качественном исследовании, выбрать метод сбора данных и анализа информации. Этапы реализации качественного исследования. Поведение социолога в поле. Хранение полевой информации.



Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007.

.

Тема 4. Кейс-стади (исследование отдельной общности) как стратегия качественного социологического исследования.

Что такое кейс-стади? Познавательные возможности кейс-стади, когда и в каких случаях социологи прибегают к данной стратегии. Этапы проведения кейс-стади. Методы сбора информации, используемые в кейс-стади и их комбинация. Примеры конкретных исследований, осуществленных методом кейс-стади.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Алексеев А.Н. Драматическая социология (Эксперимент социолога-рабочего). Кн.1-2. - М.: Институт социологии РАН, Санкт-Петербургский филиал. 1997.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

Романов П.В.Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 101-110.

Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. №5-6.

Вышемирская И. ВИЧ-активизм как стратегия выживания: исследование случая. http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_vyshem.htm

Тема 5. Этнографическое исследование.

Этнографическое исследование: специфика и границы применения. Методы сбора информации в этнографическом исследовании. «Плотное описание». Этапы проведения этнографического исследования. Этические проблемы этнографического исследования.



Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Том1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 171-200.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...» этнографический метод в социологии // Социологический журнал. № ½. 1988.

Тема 6. Биографический метод.

Биографический метод: специфика информации получаемой с его помощью. Типы и способы конструирования биографии. Идентичность и биография. Методы сбора информации в биографическом методе. Этапы социологического исследования с использованием стратегии биографического метода.



Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.

Мещеркина Е.Ю. Биографический метод: история, методология, практика. (Под совм. ред. с Семеновой В.). Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Голофаст В. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. ЦНСИ. Труды. Вып. 5. СПб, 1997. С. 23-25.

Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарративного интервью: рекострукция биографической работы // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского Университета в СПб, 2007. С. 227-249.

Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422

Биографии как тип рассказов о себе. Биографии и идентичность. Биографическая работа. Познавательные возможности метода. Возможности применения метода в собственном исследовательском проекте.


Тема 7. История семьи как стратегия социологического исследования.

Когда и зачем социологи прибегают к исследованию семьи. Понятие социального капитала, трансмиссия капиталов, индивидуальные и семейные траектории, ресурсы и стратегии. Этапы и методы сбора и обработки эмпирического материала.



Ткач О. Изучение семьи как стратегия социологического исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского Университета в СПб, 2007. С. 265-289.

Томпсон П. Семейный миф, модели поведения и судьба человека // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 110-145.

Семенова В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения / Судьбы людей, Россия. ХХ век. М., 1996. С. 326-355.

Харвен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 146-188.

Тема 8. Анализ дискурса.

Дискурс, репрезентация, идеология: основные подходы. Источники дискурсов и потребители дискурсов. СМИ как трансляторы дискурса. Сферы применения анализа дискурса. Исследовательская стратегия: реконструкция дискурса, основные этапы и методы. Козлова Н., Сандомирская И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо». Опыт лингво-социологического чтения. М.: «Русское феноменологическое общество», Генезис, 1996.



Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик, Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 50, Вена 2001.

Карпенко О. Некоторые речевые приемы сайтов ненависти // Язык вражды в русскоязычном Интернете. Материалы исследования по опознаванию текстов ненависти. СПб.: изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2003. С. 41-66.

Карпенко О. Языковые игры с "гостями с юга": "кавказцы" в российской демократической прессе 1997-1999 гг. // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 162-192.


Тема 9. Метод интервью.

Интервью в социологическом исследовании, выборка, поиск информантов, типы интервью, путеводитель, типы вопросов в интервью и их последовательность, фиксация данных, транскрибирование, хранение данных.



Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Тема 10. Фокус-группа.

Фокус группа как форма группового интервью. Понятие групповой динамики, техники управления групповой динамикой, ведение фокус группы. Типы вопросов для фокус-группы и их последовательность. Формы фиксации данных, транскрибирование, хранение данных.



Белановкий С.А. Метод фокус-групп. М.: Изд-во Магистр, 1996.

Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.

Колбин Г.А., Фросина И.В.. Фокус-группы на предприятии // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 117-120.

Левинсон А.Г., Стучевская О.И.. Фокус-группы: эволюция метода. (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46-55.


Тема 11. Метод наблюдения.

Типы наблюдений, специфика информации получаемой при наблюдении. Позиция наблюдателя. Вхождение в поле, выбор ключевых информантов. Ведение полевых заметок. Дневник наблюдения. Выход из поля.



Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Алексеев А.Н. Наблюдающее участие в моделирующей ситуации (Познание через действие).-СПб.: Ин-т социологии,1997.

Тема 12. Анализ документов.

Документ как источник информации в социологическом исследовании. Типы документов. Специфика информации получаемой из разных типов документов. Комбинирование метода анализа документов и других методов в качественном исследовании. Визуальные документы, типы визуальных документов. Визуальная информация, техники анализа визуальной информации. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.



Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

Козлова Н., Сандомирская И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо». Опыт лингво-социологического чтения. М.: «Русское феноменологическое общество», Генезис, 1996.

Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 22-32.

Левинсон А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // А. Левинсон. Опыт социографии. М.: НЛО, 2004. С. 349-364.

Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения Введение в гендерные исследования. Ч.1. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. С. 197-237.

Томас У., Знанецкий Ф. Метрологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996. С. 333-356.

Усманова А. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе // Топос, № 4 (2001) Сс.50 - 66.


Тема 13. Первичное описание данных, полученных в качественном исследовании. Общие принципы аналитического описания. Транскрипт и выбор единицы анализа текста. Первичное кодирование: секвенции и коды; открытое, осевое и выборочное кодирование. Плотное описание, аналитические заметки.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Голофаст В. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. ЦНСИ. Труды. Вып. 5. СПб, 1997. С. 23-25.

Здравомыслова Е., Темкина А. Категоризация взаимодействий: конструирование гендерной идентичности в сексуальной сфере // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского Университета в СПб, 2007. С. 250-264.

Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарративного интервью: реконструкция биографической работы // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского Университета в СПб, 2007. С. 227-249.

Киселева И. Информационно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. М., 1994, №3. С. 110-116.

.
Тема 14. Анализ данных и концептуализация.

Категории и субкатегории. Метод аналитической индукции. Восхождение к теории. Способы теоретизирования в качественном исследовании. Этапы анализа и интерпретации данных. Представление данных в публикации.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007.

Здравомыслова Е. Сексуальное насилие: реконструкция женского опыта (эссе) // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 316-337.

Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92-101.

.

Тема 15. Качественные методы в гендерных исследованиях.

Объект изучения - «невидимые» сферы социальной реальности: сексуальность, разделение домашнего труда, семейные отношения, домашнее насилие, власть. Мужчины и женщины в советском обществе: основные исследовательские вопросы, стратегии и методы. Биографический метод в гендерных исследованиях. Исследования семейных связей. Гендер и дискурсивные предписания (СМИ, массовая, культура, реклама).

Левинсон А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // А. Левинсон. Опыт социографии. М.: НЛО, 2004. С. 349-364

Малышева М. Глава 3. Количественная и качественная методология в исследованиях гендерных отношений // Малышева М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. С. 123-173.

Малышева М. Гендерные отношения сквозь призму семейных генеалогий // Малышева М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. С. 174-210.

Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С. 146-168.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной социологии // // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С. 169-187.

Белозерова Ю. Практики беременной женщины: личный опыт // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 338-365.

Семенова В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения / Судьбы людей, Россия. ХХ век. М., 1996. С. 326-355.

Чернова Ж. Нормативная мужская сексуальность: (ре)презентации в медиадискурсе // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С.527-548.

Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалов семинаров / Под ред. М.М. Малышевой. М.: Московский центр гендерных исследований, 1997.



Тема 16. Качественные методы в исследованиях маргинальных, «закрытых» и труднодоступных социальных групп. Типы труднодоступных для исследователя социальных групп. Исследовательские вопросы в отношении этих групп. Доступ в поле, проблема доверия информантов, позиция социолога. Биографический метод в исследованиях «закрытых» групп. Кейс-стади, этнографическое исследование.

Бредникова О. «Семейная» и «коллективная память (способы конструирования этнической идентичности) // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. ЦНСИ. Труды. Вып. 5. СПб, 1997. С. 70-73.

Волков В. Силовое предпринимательство. СПб., М.: Европейский Ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002.

Журавлев В. История жизни бомжа // Судьбы людей. Россия. ХХ век / Под ред. В. Семеновой, Е. Фотеевой. М.: ИС РАН, 1996. С. 179-207.

Чикадзе Е. Формирование общины российских поляков: пути конструирования этничности // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. В. Воронкова, И. Освальд. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 175-226.

Чуйкина С. Дворянская память: «бывшие» в советском городе (Ленинград, 1920-30-е годы). СПб.: Изд-во Европейского Ун-та в С.-Петербурге, 2006.

Чуйкина С. Границы и повседневная жизнь диссидентской среды // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. ЦНСИ. Труды. Вып. 5. СПб, 1997. С. 38-41.

Нартова Н. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн.1 / Сост. и редактор С. Ушакин. М.: НЛО, 2004. С. 292-315.

Возможности, которые открывают качественные методы перед исследователями маргинальных или «закрытых» групп. Почему эти группы «закрыты» и что значит «открывать» их? Исследование закрытых групп в рамках


  1   2   3

  • Возможные области применения полученных знаний
  • Методика формирования результирующей оценки
  • Содержание программы Тема 1 . Качественные методы в системе социологического знания.
  • Тема 2. Теоретические основания и истоки качественных исследований.
  • Тема3 . Логика качественного социологического исследования.
  • Тема 4. Кейс-стади (исследование отдельной общности) как стратегия качественного социологического исследования .
  • Тема 5. Этнографическое исследование.
  • Тема 6 . Биографический метод.
  • Тема 7 . История семьи как стратегия социологического исследования .
  • Тема 8 . Анализ дискурса .
  • Тема 9 . Метод интервью.
  • Тема 10 . Фокус-группа .
  • Тема 11 . Метод наблюдения.
  • Тема 12. Анализ документов.
  • Тема 13. Первичное описание данных, полученных в качественном исследовании.
  • Тема 14. Анализ данных и концептуализация.
  • Тема 15 . Качественные методы в гендерных исследованиях.
  • Тема 16 . Качественные методы в исследованиях маргинальных, «закрытых» и труднодоступных социальных групп.