Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе




страница1/4
Дата25.06.2017
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4




Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования
Ш. Методическое обеспечение учебного процесса
IV. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения


V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки
VI. Список литературы

1.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки»» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта, носит общеразвивающую направленность. Программа является частью общеразвивающей общеобразовательной программой в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Особенностью программы является ее общеразвивающая, а не профессионально - ориентированная направленность. «Слушание музыки» - это предмет учебных дисциплин в системе музыкального общеразвивающего образования, способствующая росту общей культуры учащихся, содействующая их разностороннему развитию, подготавливающая к самостоятельному общению с музыкой. Предмет дает возможность обучающимся на примерах популярной классической музыки учить их общению с ней, умению анализировать, понимать, эмоционально воспринимать В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно.

В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Усвоение музыки осуществляется при ее прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании, как в классе, так и в процессе самостоятельной работы учащихся.

Наряду с другими дисциплинами предмет «Слушание музыки» способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Программа рассчитана на четырех летний срок обучения для образовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «слушание музыки» со сроком обучения 4 года изучается с 1 по 4 класс. При реализации программы учебного предмета «Слушание музыки» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 1 час в неделю,


Сведения о затратах учебного времени со сроком обучения 4 года

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год




Аудиторные занятия

34

34

34

34

136

Самостоятельная работа

34

34

34

34

136

Максимальная нагрузка

68

68

68

68

272


Объем учебного времени предусмотрен учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Слушание музыки». Общая трудоемкость учебного предмета при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету проводятся в групповой форме. Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 3 до12 человек.


Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития музыкально-творческих способностей и индивидуальности учащегося, приобретение слушательских навыков (эстетического восприятия музыки), развитие у обучающихся художественно-образного мышления, позволяющего воспринимать и понимать закономерности музыкального искусства.



Задачи учебного предмета:

- воспитание у детей любви к искусству;

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

- формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию искусства;

- формировать общие представления о мире классической музыки.

- овладение знаниями и представлениями о разных жанрах и формах;

- овладение знаниями о жизни и творчестве композиторов.

- воспитание у обучающихся тонкости чувств, сострадательности, культуры отношений;

- формирование эмоциональной, нравственной, интеллектуальной сторон личности, познание Музыки, как особого феномена человеческой культуры.

- обучение детей распознаванию элементов музыкальной речи, её грамматики, художественной образности, художественного замысла композитора через использование особых средств музыкального языка;

- формирование произвольного внимания, развитие памяти и творческого воображения через восприятие музыки.

Необходимость создания программы обусловлена: отсутствием типовых министерских программ по данному сроку обучения; учитывающих особенности подросткового возраста обучающихся и их мотивацию к обучению.

Обоснованием структуры программы являются рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств , отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.


Материально-технические условия реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.



Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Слушание музыки» оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами).
Учебно–методический план

на 4 года обучения

1 год обучения



Название тем

Кол-во часов

1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки легенды о музыке и музыкантах.

1

2.

Музыка и другие виды искусства.

1

3.

Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях

1

4.

Животные, птицы, рыбы в музыке.

1

5.

Музыка и сказка. Фантастические, сказочные персонажи в музыке.

2

6.

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

2

7.

Настроение, характер и чувства человека в музыке.

1


8.

Песня, танец, марш. Движение под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

3

9.

Детский фольклор

1

10.

Времена года в народном календаре

2

11.

Народные музыкальные инструменты.

1

12.

Музыка народов мира.

1

13.

Героико-патриотическая тема в музыке.

1

14.

Музыкальные инструменты

1

15.

Инструменты симфонического оркестра.

1

16.

Музыкальный язык. Средства музыкальной выразительности (Мелодия и ее разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.)

2


17.

Тембры человеческих голосов (детский, женский, мужской).

1

18.

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария, куплетная форма).

1

19.

Жанры инструментальной музыки (инструментальная миниатюра, прелюдия, пьеса, этюд. Простые музыкальные формы и рондо).

1

20.

Жанры симфонической музыки.

1

21.

Опера.

2

22.

Балет.

2




Всего

30


2 год обучения



Название тем

Кол-во часов

1.

Музыка древних времен

1

2.

Музыкальная культура XVI - XVIII века

1

3.

Французские клавесинисты

1

4.

Барокко в музыке

1

5.

И.С.Бах жизненный и творческий путь. Знакомство с органными произведениями, ХТК, сюитами, ораториями.

2

6.

Венский классицизм

1

7.

Й. Гайдн жизненный и творческий путь. Рождение оркестра, симфонии, сонаты.

3

8.

В.А.Моцарт жизненный и творческий путь. Обзор творчества. Симфония № 40, клавирное творчество, оперное творчество, оперы «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»

3

9.

Л.Бетховен жизненный и творческий путь. Обзор творчества. Симфоническое и сонатное творчество. Увертюра «Эгмонт»

3

10.

Романтизм

1

11.

Ф.Шуберт жизненный и творческий путь. Симфонические произведения «Неоконченная симфония». Песни, романсы, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Произведения для фортепиано (экспромты, фантазии, музыкальные моменты, вальсы).

3

12.

Ф.Шопен жизненный и творческий путь. Фортепианные произведения: мазурки, прелюдии, полонезы, этюды, вальсы, ноктюрны.

3

13.

Развитие европейской музыки второй половины XIX века.( Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Мендельсон)

3

14

Развитие оперы в XIX веке. Творчество Д.Россини, Р.Вагнера, Д.Верди, Ж.Бизе.

Зарубежное музыкальное искусство XIX века.



4



Всего

30


3 год обучения



Название тем

Кол-во часов

1.

Древнерусская музыка. Русская музыкальная культура конца 18 – начало 19 века. Обзор творчества композиторов А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева.

3

2.

М.И.Глинка биография, краткий обзор творчества. Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра «Камаринская», «Вальс – фантазия». Романсы и песни.

5

3.

А.С.Даргомыжский биография, краткий обзор творчества. Опера «Русалка». Романсы и песни.

2

4.

Русская музыкальная культура первой половины 19 века.

1

5.

А.П.Бородин биография, краткий обзор творчества. Симфоническое творчество: симфония №2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь». Романсы и песни.

4

6.

Н.А.Римский-Корсаков биография, краткий обзор творчества. Опера «Снегурочка», «Садко». Симфоническая сюита «Шехеразада».

5

7.

М.П.Мусоргский биография, краткий обзор творчества. Опера «Борис Годунов». Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Романсы и песни.

5

8.

П.И.Чайковский биография, краткий обзор творчества. Оперы «Евгений Онегин». Симфония №1 «Зимние грезы». Фортепианная музыка «Детский альбом», «Времена года». Концерт №1 для ф-но с оркестром.

5




Всего

30



4 год обучения



Название тем

Кол-во часов

1.

Русская музыкальная культура конца 19 – начала 20 века.

1

2.

А.К.Лядов биография, краткий обзор творчества. Фортепианные произведения: «Музыкальная шкатулка», «Про старину». Симфонические миниатюры: «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба Яга».

2

3.

А.К. Глазунов биография и краткий обзор творчества. 5 симфония. Концерт для скрипки с оркестром.

1

4.

С.В. Рахманинов биография и краткий обзор творчества. Фортепианные произведения прелюдии, этюды-картины. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

2

5.

А.Н. Скрябин биография и краткий обзор творчества. Фортепианные произведения.

1

6.

И.Ф. Стравинский биография и краткий обзор творчества. Балеты «Петрушка», «Весна священная».

1

7.

Музыка XX века. Разнообразие стилей.

1

8.

С.С.Прокофьев биография, краткий обзор творчества. Кантата «Александр Невский», симфоническое творчество симфония №7. Балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта».

4

9.

Д.Д.Шостакович биография, краткий обзор творчества. Симфония №7 «Ленинградская». Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»

4

10.

А.И.Хачатурян биография, краткий обзор творчества. Концерт для скрипки с оркестром. Балеты.

3

11.

Отечественная музыка во второй половине XX века(1960 – 1990)

3

12.

Русские композиторы второй половины XX века. Г.В. Свиридов биография обзор творчества. Музыка к повести «Метель», поэма «памяти Сергея Есенина».

Р.К.Щедрин биография и краткий обзор творчества.



3

13.

Композиторы последней трети XX века. В.А.Гаврилин, Э.В.Денисов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, С.М.Слонимский, А.П.Петров, Б.И.Тищенко.

3

14.

Зарубежная музыка XX века. Развитие европейской музыки в конце XIX - начале XX века.

1




Всего

30


Содержание учебного предмета

1 год обучения.

Тема №1 Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки

легенды о музыке и музыкантах.

Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Когда и где

человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям?

Музыка звучит в различных ситуациях. Кого называют музыкантом? Кого называют

композитором, исполнителем, слушателем?

Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях

(Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов,

радовали людей.

Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.
Примерный музыкальный материал:

Г. Струве. «Я хочу услышать музы­ку»;

Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»;

А. Гурилев. «Музыка».

русская народная музыка;

произведения русских композиторов в народном стиле;

русская духовная музыка (колокольный звон).



Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина.

К.В. Глюк Опера «Орфей»

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Тема № 2 Музыка и другие виды искусства.

Музыка в галерее искусств. Что такое искусство? Названия различных видов искусства.

Символы искусства. Какие предметы стали символами искусства? Взаимодействие

музыки с другими видами искусства.

Виды музыкального искусства. Синтез видов искусств.

Используются игры, развивающие ассоциативное образное мышление, воображение и

фантазию.

  1   2   3   4

  • Срок реализации учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени со сроком обучения 4 года
  • Форма проведения учебных занятий
  • Задачи учебного предмета
  • Материально-технические условия реализации учебного предмета
  • Учебно–методический план на 4 года обучения 1 год обучения
  • Содержание учебного предмета 1 год обучения. Тема №1 Окружающий мир и музыка. Что такое музыка Сказки
  • Примерный музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музы­ку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало»; А. Гурилев. «
  • Тема № 2 Музыка и другие виды искусства.