Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 3»

города Нижний Тагил
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» по учебному предмету

ПО. 02. УП. 02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

Срок реализации – 3 года

Нижний Тагил

2013 г.



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально технических условий реализации учебного предмета;




  1. Учебно-тематический план




  1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования. Содержание разделов;




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся




  1. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Требования к промежуточной аттестации;

  • Критерии оценки;




    1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;




    1. Материально-технические условия реализации программы




    1. Список рекомендуемой учебной и методической литературы







  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и

роль в образовательном процессе

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Слушание музыки» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Программа предназначена для работы с музыкально – одарёнными детьми музыкальных отделений ДШИ, и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.

Необходимость в разработке программы «Слушание музыки» в классах музыкального отделения ДШИ обусловлена требованиями времени ФГТ.

Программа «Слушание музыки» учитывает возрастные особенности и ориентирована на:


  • развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

  • профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся. Основная направленность настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

  • формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

Предмет «Слушание музыки», введенный в 1-м классе для всех специальностей музыкальной школы, позволит обогатить круг художественных впечатлений ребенка, что скажется и на его отношении к музыкальному звуку на уроках в классе по специальности.

Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.


    1. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возврате с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет три года.


      1. Объем учебного времени и виды учебной работы

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации



Всего часов

Классы

1

2

3







1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие




Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8,5

8

8,5

49

Максимальная учебная нагрузка

24

24

24

25,5

24

25.5

147

Вид промежуточной аттестации




контр. урок




контр. урок




зачет







      1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-3 классов занятий по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.




      1. Цель и задачи учебного предмета

Цель программы – воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыкальной культуре, о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

  • развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению, музыке и культуре;

  • воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;

  • усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;

  • умение различать музыкальные стили, жанры, композиторов, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять;

  • развитие одного из важных эстетических чувств – синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);

  • развитие ассоциативно-образного мышления;

  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления.

В ходе слушания используются особые методы слуховой работы – игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-теоретической деятельности.

Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.




    1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы – «Содержание учебного предмета».

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг которой объединяются остальные разделы.



Первый год. В процессе усвоения темы «Средства содержательной выразительности музыкального языка» и сущности образно-интонационного строя музыки, учащиеся будут знать в контексте специфику средств эмоционально-содержательной выразительности музыкального языка.

Второй год. В процессе усвоения темы «Музыкальные традиции в нашей жизни» изучается период от мифов Древней Греции до праздников народов мира. Учащиеся будут знать, и уметь пересказывать легенды и мифы о зарождении искусства, создании музыкальных инструментов, определять на слух произведения по звучанию ряда отдельных фрагментов.

Третий год. В процессе усвоения темы «Музыкальные инструменты», ученики будут знать состав симфонического и камерного оркестров, оркестра русских народных инструментов, уметь отличать отдельные инструменты по звучанию (тембру), а также уметь определять на слух (по звучащим фрагментам) произведения, изучаемые в классе.
7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);

- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).


  1. Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.


Первый год обучения



Тема

Кол-во часов

1.

Что такое музыка?

2

2.

Времена года в музыке

5

3.

Музыка для детей

7

4.

Фантастические и сказочные персонажи в музыке. Какая она – Баба яга? Страшные фантастические персонажи. Добрые фантастические персонажи. Гномы

6

5.

Движения под музыку. Различные виды маршей.

Танцы (народные, старинные, современные).



9

6.

Первое знакомство с балетом. Пантомима. Щелкунчик

1

7.

Итоговый урок

1




Всего часов

32


Второй год обучения



Тема

Кол-во часов

1.

Вводная беседа

1

2.

Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира

6

3.

Народная песня и композитор. Фольклор.

Масленица, былины, лирические песни, хороводные



3

4.

Музыка народов мира. Русская культура.

Украинская культура. Белорусская песня. Белорусский танец.

Венгерская. Цыганская. Французская. Бразильская культура.

Болгарская. Греческая культура.

Арабская культура.

Индийская культура.

Китайская культура.

Египетская культура.

Норвежская культура.

Ирландская культура.



18

5.

Музыкальная тема, музыкальный образ. Контраст. Приемы развития в музыке

3

6.

Итоговый урок

1




Всего часов

33



Третий год обучения



Тема

Кол-во часов

1.

Оркестры. Виды оркестров. Духовой оркестр.

Струнный оркестр. Симфонический оркестр.

Оркестр народных инструментов.


3

2.

Струнные смычковые инструменты

Из истории струнных смычковых инструментов.

Скрипка. История создания скрипки.

Альт. Информация об инструменте.

Виолончель. Информация об инструменте.

Контрабас. Информация об инструменте.

Квартет. Струнный оркестр.


7

3.

Деревянные духовые инструменты

История деревянных духовых инструментов.

Флейта. Флейты продольные и поперечные. Блок флейта.

Гобой. Предки гобоя.

Кларнет. Предки кларнета.

Фагот. Предки фагота.



5

4.

Медные духовые инструменты

Состав группы медных духовых инструментов.

Духовые оркестры.

Валторна. Предки валторны

Труба. История трубы.

Тромбон. Версии происхождения тромбона.

Туба. Предшественники современной тубы.

Саксофон. Биография саксофона.



6

5.

Ударные инструменты

Две группы ударных. Способы звукоизвлечения.

Литавры. История. Современные литавры.

Колокола, колокольчики

Ксилофон, вибрафон и маримба

Семейство барабанов.

Бубен, треугольник, кастаньеты, тарелки.

Эпизодические ударные инструменты. Там-там и гонг



8

6.

Инструменты, не вошедшие в оркестровые группы

Арфа. Предок арфы. Челеста

Фортепиано. Клавикорд. Клавесин

Орган - король музыкальных инструментов.



2

7.

Контрольный урок (письменный ответ)

1

8.

Контрольный урок (устный ответ)

1




Всего часов

33

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения.
Годовые требования. Содержание тем

Первый год обучения

Тема 1. Что такое музыка? Окружающий мир и музыка.

План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3.Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям? Роль музыки в жизни человека. Символ музыки. Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.
Музыкальный материал: Г. Струве «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев «Музыка».

Видео: М/ф «До, ре, ми», просмотр передачи «Шишкин лес» «Как мышонок Зубок стал музыкантом»

Домашнее задание: сочинить небольшую историю на тему: «Мир, где нет музыки». Изобразить символ музыки, изобразить понравившиеся образы.
Тема 2. Времена года в музыке

Начальный период занятий наиболее сложный и ответственный для педагога, вводящего детей в мир музыки. Главные задачи начального периода — развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток. Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. От педагога требуется хорошее знание психологии детей, умение вызвать у них интерес к общению. Начиная слушать музыкальные фрагменты или небольшие произведения, можно предложить игру «музыкальные коллекции» (термин предложен Н.Л. Гродзенской). То есть коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать каждому ребенку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Полезной формой работы в начальный период может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для развития словарного запаса можно рекомендовать игру по принципу «коллективного разума», то есть каждый из детей должен назвать одно подходящее для определения характера музыки слово и внимательно слушать те, которые назвали его сотоварищи, чтобы не повторяться. Все названные слова записываются преподавателем на доску и переписываются в тетрадь после проговаривания всеми вместе.

После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приемов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться следующей таблицей: Таблица 1

темп

регистр

фактура

лад

динамика


быстро

высоко

тяжело (густо)

весело – мажор

громко


умеренно

низко

легко (прозрачно)

грустно – минор

тихо


медленно

в пределах

человеческого голоса











Слушая музыкальные произведения, дети по заданию педагога могут отмечать карандашом в своих таблицах в тетрадях подходящие на их взгляд параметры для определения характера звучания музыки. В процессе обсуждения результатов эти данные уточняются, обогащаются эмоциональными оттенками слов. На первых уроках можно не давать обобщающих теоретических понятий, но постепенно приучать к тому, что:

быстро - умеренно - медленно — темп;

высоко - низко - в пределах человеческого голоса — регистр;

тяжело - легко, густо - прозрачно — фактура;

весело – мажор - грустно – минор — лад;

громко - тихо — динамика.

Детальное изучение этих теоретических понятий будет дано позже, на 2-м (для ОНИ, ОДИ) или на 3-м году обучения.

В качестве заданий можно предложить детям рассказать о своем любимом времени года, времени дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Времена года»; А. Вивальди «Времена года»; Э. Григ «Весной»; Н. Мясковский «Весеннее настроение»; А. Самонов «Дыхание осени»; И. С. Бах «Весна»; Г. Свиридов «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); К. Дебюсси «Шаги на снегу».

Видео: «Зимние пейзажи русских художников» под музыку Чайковского «Декабрь» и Вивальди «Зима», «Осенние пейзажи русских художников» под музыку Чайковского и Вивальди, «Весенние пейзажи русских и зарубежных художников» под музыку Чайковского и Вивальди, «Летние пейзажи русских художников» под музыку Чайковского «Декабрь» и «Вивальди «Зима».

Домашнее задание: сочинить небольшой рассказ или стихотворение на тему прослушанных произведений, изобразить понравившиеся образы (рисунок, поделка, аппликация), подобрать готовую иллюстрацию, подобрать готовое стихотворение, загадки.


Каталог: img -> upload
upload -> Поэтика современной башкирской прозы
upload -> Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства
upload -> Дагестанская публицистика ХХ века: формирование, развитие, тенденции
upload -> Развитие политического мировоззрения российского общества (1721-1917 гг.)
upload -> Общественное движение в степном крае в конце XIX начале ХХ вв
upload -> Таджикско армянские литературные связи в новое время 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья
upload -> Особенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты 10. 02. 19. Теория языка
upload -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
  1   2   3   4

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
  • Срок реализации – 3 года Нижний Тагил 2013 г.
  • Учебно-тематический план Содержание учебного предмета
  • Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • Материально-технические условия реализации программы Список рекомендуемой учебной и методической литературы
  • Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»
  • Объем учебного времени и виды учебной работы
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи учебного предмета Цель
  • Обоснование структуры программы учебного предмета
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Годовые требования. Содержание тем Первый год обучения Тема 1. Что такое музыка Окружающий мир и музыка.
  • Музыкальный материал
  • Домашнее задание