Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Основы драматического искусства»




страница1/3
Дата03.07.2017
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Глубоко-глубоко внутри нас, в сокровищнице нашей души таяться громадные творческие силы и способности, но они остаются неиспользованными, пока мы о них не знаем или пока отрицаем их. Они так могущественны, так чудесны, так прекрасны, что мы – это болезнь нашего времени - стыдимся их. Вот почему они дремлют и вовсе могут остаться неиспользованными, если мы не откроем дверь и не войдём безбоязненно в эту сокровищницу.


Михаил Чехов.


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы драматического искусства» имеет художественно-эстетическую направленность. Она предполагает начальное обучение основам мастерства актера в течение 4 лет на базе Школы театрального искусства при Доме детского творчества Заводского района города Орла.

Важная роль в становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать её сознание, обогащать жизненный опыт и чувственно-эмоциональную сферу.

Театр – волшебный мир и великое таинство. Именно оно помогает человеку обрести себя, отыскать в «сокровищнице своей души» дремлющие творческие силы. Увидеть мир во всех его противоречиях и великолепном многообразии. Для ребёнка, который впервые начинает соотносить себя с окружающей действительностью, именно театр способен помочь при выборе своего жизненного пути. Посредством живого театрального действия раскрывающееся сознание способно проникать в любую историческую эпоху, познавая не только культуру, но и философию и мироощущение того времени. Театр – это поиски утраченного, тех бесценных жемчужин мудрости, оставленных нашими предшественниками. «Весь мир театр, а люди в нём актёры», сказал однажды Вильям Шекспир. И действительно, в каждом человеке живёт его игровая природа существования. У одних она выявляется ярче, у других пока незаметна. Третьи, рождённые актёрами, не могут жить вне игры, ибо актёр – это не только профессия, сколько образ жизни, мироощущения и его отражения. Школа театрального искусства – это возможность открыть театр для себя и себя через театр. Найти себя в творчестве и, возможно, придти в актёрскую профессию.



Цель программы:

Всестороннее гармоничное развитие личности воспитанника средствами театральной деятельности, повышение его общего, культурного и интеллектуального уровня.



Задачи:

Обучающие:

• активизировать познавательные интересы воспитанников;

• расширить культурный кругозор;

• помочь в приобретении знаний о театре;

• обучить основам театральной деятельности;

• сформировать навыки актёрского мастерства;

• дать понятие о специфике актёрских задач и выразительных средствах

спектакля;

• научить чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.

Воспитательные:

• сформировать чувства нравственности, духовности, любви к Родине;

• привить бережное отношение к окружающему миру, тактичность и

доброжелательность в отношении со сверстниками и взрослыми;

• обучить нормам поведения на сцене и в зрительном зале;

• сформировать у воспитанников художественно-эстетический вкус;

• воспитать социальную активность личности воспитанника.

Развивающие:

• развить творческие способности воспитанников;

• научить регулировать собственные эмоции;

• научить концентрировать своё внимание и управлять фантазией;

• помочь овладеть навыками актерского мастерства;

• помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;

• развить подвижность воображения, ассоциативно-образное и логическое

мышление, эмоциональную память;

• развить коммуникабельность и организаторские способности.

Актуальность программы «Основы драматического искусства определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его творческой реализации и возможным профессиональным самоопределением. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого участника коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.


Нормативно-правовой аспект:

Программа соответствует требованиям основных документов:



  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273- ФЗ.

  • Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образовательной деятельности детей (внешкольные учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. (СанПиН 2.4.4.1251-03).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29. 08. 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Устав МБОУДОД - дом детского творчества Заводского района г. Орла.

  • Воспитательная программа Дома творчества «Я гражданин России».

  • Положение о Педагогическом Совете Дома творчества.

  • Положение о методическом совете Дома творчества.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизма;

- принцип ценности личности;

- принцип увлекательности;

- принцип креативности.

Личностно-ориентированный интегрированный подход позволяет реализовать программу в полном объёме и добиться стабильных позитивных результатов.

Программа предназначена для работы с детьми и подростками 8-14 лет. Режим занятий: 2 раза в неделю по два часа (2х45 минут). Курс обучения за год - 144 часа. Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек.

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года учащиеся открывали для себя поведение (действие) как основной материал актёрского мастерства, в течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актёра перед зрителем, на третий год обучения познакомились с технологией создания «характера» на сцене. В последний же, четвёртый год, учащиеся будут заняты проблемами сверхзадачи и содержанием работы актёра между показами спектакля.

Важно на протяжении всего курса обучения наличие комплексов упражнений на развитие актёрской психотехники, сценической речи и пластики. Из известных театральных школ и направлений за основу была выбрана методика воспитания актёра М. Чехова, как наиболее цельно передающая специфику актёрского мастерства, начальным звеном которой является система К.С. Станиславского.

Любая тема каждого раздела включает в себя теоретическую и практическую часть. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника результат труда и творчества – спектакль.
Приёмы и методы обучения:

метод индивидуально-группового тренинга;

• инструкторский метод (опытные воспитанники обучают менее подготовленных);

выполнение действий «вслед за учителем»;

• организация внимания и тренировка воображения;

• демонстрация «этюдов» без партнёров;

• разбор ошибок и неудач каждого;

• «словесное» поощрение удачных сцен, ориентация на успех.

На занятиях создаётся атмосфера конструктивной, деловой и доброжелательной критики; постоянный анализ и консультации; разбор ошибок и удачи каждого. При обсуждении итогов занятий заостряется внимание на том, что удалось сделать лучше. Используемые методы способствуют развитию навыка социального взаимодействия, коллективизма, ответственности.

Основные формы обучения:

• Рассказ-беседа по теме (с использованием фото-, аудио-, видеоматериалов);

выполнение упражнений и этюдов (к концу года – постановка спектакля);

• этюды-импровизации на заданные темы;

• сюжетно-ролевые игры (музыкальные, подвижные);

• игра-драматизация;

• обсуждения;

• коллективная беседа-размышление;

• сочинение историй;

• мини-конкурсы и викторины.

На занятиях используются как классические для педагогики формы обучения, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, костюмов и декораций.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Пройдя курс обучения, учащиеся должны иметь представление об основных формах театра. Свободно держать себя на сцене, владеть телом, голосом, а также элементами перевоплощения. Знать законы композиции и построения спектакля. Приобрести навыки коммуникативного общения и сотворчества в коллективе.

Результатом обучения по программе является развитие гармоничной, творчески активной личности, которая активно использует приобретённые на занятиях умения и навыки в реальной жизни.

В конце обучения хотелось бы видеть воспитанника:

• Личностью, творчески развитой.

• Личностью, раскованной, преодолевающей свои собственные комплексы и неуверенность в себе.

• Личностью, умеющей чётко, доходчиво выразить свои мысли и идеи.

• Личностью, обладающей знаниями из области театрального искусства.

• Личностью, владеющей своим голосом и телом.

• Личностью, умеющей владеть своим вниманием, обладающей развитым воображением, способной к образному, абстрактному, логическому мышлению.

• Личностью, стремящейся к постоянному духовному совершенствованию и расширению своего культурного кругозора.

• Личностью, знающей основы зрительской культуры.

• Личностью, осознающей свою ответственность перед коллективом.

• Личностью, эмоционально-чуткой, отзывчивой, бережно относящейся к окружающему миру.

• Личностью, доброжелательной в общении со сверстниками и взрослыми.

• Личностью, духовно развитой и патриотически-настроенной.
Формы подведения итогов:

Педагогический мониторинг позволяет отслеживать результативность образовательного процесса. Определение степени творческого развития учащихся (активность, фантазия, логика, образное видение, мышление, речь, общение и т.д.) проводится в течение года в количестве трёх раз. В начале обучения – установочные тесты, в процессе обучения – учебные тесты, в конце года – итоговые тесты. Формы подведения итогов различны. Они включают в себя:

• контроль теоретической части – беседа с учащимися, индивидуальные творческие работы по темам, игры-опросы, творческие конкурсы, кроссворды, викторины, по пройденному в течение года материалу, анализ своей работы и работ других учащихся;

• контроль практической части – показ этюдов по заданным темам, актёрский показ, участие в концерте.

Формой подведения итогов года является показ спектакля, который выявляет степень творческого развития учащихся, их активность, способность на практике показать свои умения и навыки.

Так же формами подведения итогов по программе является участие воспитанников Школы театрального искусства в конкурсах, смотрах, театральных фестивалях местного, регионального, всероссийского уровня. В конце четвёртого года обучения воспитанники Школы театрального искусства показывают итоговый спектакль, творческий концерт или бенефис.

По окончании обучения воспитанники получают свидетельства установленного образца.

Условия реализации программы:

наличие сценической площадки, свободной от мебели;

• театральное освещение;

• кубы, пандусы, элементы театральных декораций;

• дисковый магнитофон;

• видеокамера.

Для участия в учебном процессе воспитанникам необходимо иметь:

• удобную одежду и лёгкую удобную обувь для занятий тренингом.



Учебно-тематический план
1-й год обучения





Наименование разделов и тем


Количество часов

всего

теория

прак-тика


1. Введение.


1.1

"Вся жизнь – театр, а мы в ней лишь актёры».


1

1

__

1.2

Путешествие в мир театрального искусства.


1

1

__

1.3

Театр – искусство коллективное.


7

1

6

1.4

Виды и жанры театра.


6

2

4

1.5

Театр и литература.


2

1

1


2. Основы актёрского мастерства.


2.1

Природа актёрского искусства.


1

1

__

2.2

Сценическое внимание.


7

1

6

2.3

Мышечная свобода.


7

1

6

2.4

Физическое самочувствие.


6

1

5

2.5

Сценическая вера и наивность.


4

1

3

2.6

Воображение и фантазия.


6

1

5

2.7

Мир природы и мир вещей.


4

1

3

2.8

Этюды на тему «Мир вокруг нас».


9

1

8

2.9

Понятие о сценическом действии.


4

1

3

2.10

Цели и задачи. Сверхзадача.


4

1

3










2.11

Сценическое общение.


6

1

5

2.12

Этюды на наблюдения из жизни.


6

1

5


3. Жанры и виды инсценировки.


3.1

Инсценировка как вид драматургии.


6

1

5

3.2

Сказочные животные.


4

1

3

3.3

Сценические выразительные средства.


2

1

1

3.4

Выбор инсценировки для постановки.


4

1

3

3.5

Работа над художественным словом.


6

2

4

3.6

Этюды по выбранному материалу.


8

1

7

3.7

Распределение ролей.


1

1

­ __

3.8

Работа над инсценировкой.


28

14

__

3.9

Актёрский показ.


4

__

4



Всего часов – 144


2-й год обучения




Наименование разделов и тем


Количество часов

всего

теория

прак-тика


1. Введение.


1.1

Психофизический тренинг.


6

__

6

1.2

Роль театра в общественной жизни.


2

2

__

1.3

Театр и эпоха.


4

3

1

1.4

История театрального костюма.


6

4

2

1.5

Живопись и актёрское мастерство.


4

2

2

1.6

Характер и характерность.


8

1

7

1.7

Актёрская манера игры и природа чувств.


2

1

1

1.8

Обобщение. Актёр персонаж.


2

__

2


2. Творческая импровизация.


2.1

Понятие импровизации.


6

1

5

2.2

Понятие о гриме.


6

1

5

2.3

Ассоциативное мышление и воображение.


4

2

2

2.4

Сравнительный анализ природы театра, кино, телевидения.

2

1

1

2.5

Жанр пародии.


8

1

7

2.6

Инсценизация популярных телепрограмм.


4

__

4


3. Стиль, жанр и выразительные средства в контексте эпохи.


3.1

Театр в различные эпохи. Античный театр.


2

2

__

3.2

Средневековый театр. Комедия дель арте.


2

2

__

3.3

Эпоха Возрождения. Шекспир.


2

2

__

3.4

Школа Классицизма. Мольер.


2

2

__

3.5

Истоки русского театра.


4

4

__


4. Театр – синтез искусства.


4.1

Понятие о форме и содержании.


2

1

1

4.2

Выразительные средства актёра и режиссёра.


2

1

1

4.3

Принципы внешнего оформления спектакля.


8

4

4

4.4

Анализ роли. Домашняя работа над ролью.


4

2

2


5. Постановка спектакля.


5.1

Пьеса, отрывок как канва для выбора логики поведения.

4

2

2

5.2

Пластические пробы образа персонажа.


8

1

7

5.3

Конфликт.


16

2

14

5.4

Репетиции сцен спектакля.


20

4

16

5.5

Показ спектакля.


4

__

4


Всего часов – 144
  1   2   3

  • Задачи: Обучающие
  • Нормативно-правовой аспект
  • Приёмы и методы обучения
  • Основные формы обучения
  • Результатом обучения по программе
  • Формы подведения итогов
  • Условия реализации программы
  • Учебно-тематический план 1-й год обучения
  • Наименование разделов и тем Количество часов всего
  • 2. Основы актёрского мастерства. 2.1
  • 3. Жанры и виды инсценировки. 3.1
  • Всего часов – 144 2-й год обучения
  • 2. Творческая импровизация. 2.1
  • 3. Стиль, жанр и выразительные средства в контексте эпохи.
  • 4. Театр – синтез искусства.
  • 5. Постановка спектакля.