Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка "Что читают нынешние дети?" На этот вопрос учителя, родители отвечают безоговорочно: "Да ничего они не читают!" В голосе одних раздражение, других привычная скука




Скачать 487.78 Kb.
страница1/3
Дата29.06.2017
Размер487.78 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Контрольно-измерительные материалы по литературе для 10-11 классов

как один из методов подготовки к ЕГЭ.


Автор: Приданникова Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «МСОШ № 16»

Миасского городского округа
Миасский городской округ

2017г.


Пояснительная записка

“Что читают нынешние дети?” На этот вопрос учителя, родители отвечают безоговорочно: “Да ничего они не читают!” В голосе одних — раздражение, других — привычная скука. О том, что в старших классах происходит отторжение от чтения, учителя литературы знают не понаслышке.

Для того чтобы мотивировать учащихся читать программное произведение, учителя литературы прибегают к различным формам проверки фактических знаний текста. Для себя, как учителя литературы старших классов, я определила наиболее эффективную форму стимулирования учащихся к чтению - контрольная работа по содержанию произведения.

Во-первых, воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Ожидание проверки заставляет учащихся читать художественное произведение, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки. А это одних избавляет от излишней самоуверенности и самоуспокоенности, а другие начинают ясно сознавать свои недостатки.

Во-вторых, в современной школе, когда идёт апробация новых форм выявления результатов литературного образования, необходимо готовить выпускников к новым формам экзаменов. Для этого учителю нужно овладеть технологией проведения текущих и итоговых контрольных работ, осознать критерии качества литературной подготовки и научиться отслеживать динамику литературного развития своих воспитанников.

В течение периода работы в 10-11 классах я создала свою копилку итоговых контрольных работ по литературе, которые помогают выявить читательский уровень каждого ученика, готовят к новой форме итоговой аттестации в 11 классе – ЕГЭ, стимулируют учащихся к чтению.

Цель работы: систематизировать контрольный материал по проверке знаний учащихся 10-11 классов по литературе.

Задачи:


  1. Разработать контрольно-измерительный материал в соответствии с дифференцированным подходом;

  2. Создать дидактический комплект контрольных работ по литературе для учащихся 10-11 классов;

  3. Апробировать контрольные работы на уроках литературы.

Комплект контрольных работ по литературе. 10-11 класс

Раздаточный материал для учащихся по темам:




  1. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. 10 класс

  2. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. 10 класс

  3. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. 10 класс

  4. Роман И.А. Гончарова «Обломов». 10 класс

  5. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». 10 класс

  6. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».10 класс

  7. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 10 класс

  8. Творчество И.А. Бунина. 11 класс

  9. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс


Урок 1

Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Цель:


  1. проверить уровень усвоения фактического материала по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

  2. систематизировать знания о творчестве писателя в единое информационное поле;

  3. вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина.


1 вариант

  1. В каком городе родился А.С.Пушкин?

  2. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С.Пушкина?

  3. Кому принадлежала идея создания Лицея?

  4. Какое стихотворение А.С.Пушкина первым появилось в печати? Где оно было опубликовано? Сколько лет было автору?

  5. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел?

  6. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»?

  7. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…? Кто написал музыку к нему? Кому посвящалась музыка?

  8. Из какого произведения эта строка: «Глаголом жги сердца людей»?

  9. О каком поэте Пушкин пишет: «Мой первый друг, мой друг бесценный

  10. Чей портрет дан в следующем отрывке? Назовите произведение.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…

  1. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник ».

  • Между человеком и стихией

  • Между личностью и государством

  • Семейный конфликт (Евгений – Параша)

  • Между разумом и чувством

    1. Чем завершается поэма «Медный всадник »?

    2. Какие исторические персонажи действуют в повести «Капитанская дочка»?

    3. Назовите годы михайловской ссылки. Кто первым посетил поэта в Михайловском?


2 вариант

  1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

  2. Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года?

  3. Какие два стихотворения, написанные в 1814 и 1829 годах, носят одинаковое название?

  4. Сколько лет было А.С.Пушкину, когда он стал лицеистом?

  5. С каким литературным обществом связано имя Пушкина после окончания Лицея?

  6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем А.С.Пушкина?

    • Иван Пущин

    • Антон Дельвиг

    • Вильгельм Кюхельбекер

    • Петр Чаадаев

      1. Чем заканчивается сцена бунта Евгения в поэме «Медный всадник »?

      2. Какую тему раскрыл А.С.Пушкин в стихотворениях «Эхо», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»?

      3. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»?

      4. Из каких произведений эти строки: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» и «Здравствуй, племя младое, незнакомое»?

      5. Чьи традиции использует А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», описывая святочные гадания (К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, Г.Р.Державина)?

      6. Из какого поэтического произведения взят приведенный ниже отрывок?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

      1. Самсон Вырин – герой одной из «повестей Белкина». Назовите эту повесть.

      2. Назовите годы южной ссылки. Какие произведения были написаны в этот период?

Урок 2

Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

Цель:


  1. проверить уровень фактических знаний учащихся по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова;

  2. систематизировать знания о творчестве писателя в единое информационное поле;

  3. заинтересовать учащихся творчеством М.Ю.Лермонтова.

1 вариант

  1. Где родился М.Ю.Лермонтов?

  2. Кто занимался воспитанием юного Лермонтова и почему?

  3. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1828 году?

  4. Почему в 1832г. Лермонтов был вынужден оставить Московский университет? Куда он поступает после этого по настоянию родных?

  5. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

  6. Назовите основной мотив в творчестве поэта (зависть, свобода, одиночество, усталость).

  7. В поэзии Лермонтова воплотились принципы:

    • Романтизма и сентиментализма

    • Реализма и романтизма

    • Классицизма и романтизма

    • Реализма и классицизма

      1. За что и когда был арестован Лермонтов в первый раз? Куда он был сослан?

      2. Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова – это…

  • символ дальних странствий

  • символ одинокой, жаждущей бурь личности

  • деталь пейзажа

  • символ бесконечного движения в мире

    1. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема: добра и зла, веры и богоборчества, смысла жизни?

    2. Как звали Печорина?

    3. Кому из героев романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинский дал следующую характеристику: «Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце»?

    4. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

      • Вулича

      • Грушницкого

      • Максима Максимыча

      • доктора Вернера

    1. Определите, из каких стихотворений взяты отрывки:




      1. И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.


      1. Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!


      1. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.








    1. Где, когда и с кем состоялась вторая дуэль?

2 вариант

  1. Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова.

  2. Где прошло детство юного поэта?

  3. Период обучения в Московском университете? На каком отделении он обучается?

  4. За что Лермонтов в 1837г. был сослан на Кавказ?

  5. С кем состоялась первая дуэль Лермонтова и почему? Каковы последствия дуэли?

  6. За что поэт трижды представлялся к наградам?

  7. Какой период своей жизни Лермонтов называл «двумя страшными годами»?

  8. Найдите соответствия между строками первого и второго столбцов.

    1. Не вынесла душа поэта

    2. Не будь на то господня воля

    3. И скучно, и грустно

    4. Все это было бы смешно




    1. Когда бы не было так грустно

    2. Позора мелочных обид…

    3. Не отдали б Москвы…

    4. И некому руку подать в минуту душевной невзгоды

      1. Укажите журнал, в котором был опубликован роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени.

        • «Русский вестник»

        • «Современник»

        • «Отечественные записки»

        • «Вестник Европы»

    1. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», по определению автора, является:

      • Историей души человеческой

      • Историей целого народа

      • Историей любви

      • Историей жизни

    2. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»?

    3. Роман «Герой нашего времени» имеет переходный характер:

  • от сентиментализма к романтизму

  • от классицизма к сентиментализму

  • от романтизма к реализму

  • от реализма к неоромантизму

    1. В каком из перечисленных произведений затрагивается тема поэта и поэзии: «Утес», «Бородино», «И скучно, и грустно…», «Пророк»?

    2. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как : социально-психологический, философский роман; исторический роман, авантюрный роман, роман странствий?

    3. Определите, из каких стихотворений взяты данные отрывки:




      1. Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз…


      1. В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.


      1. Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю,


По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.


Заключение

Данный комплект контрольных работ предлагает новую систему заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе. Основной особенностью новой системы контрольно-измерительных материалов является повышение объективности оценки знаний и умений учащихся за счет большего охвата проверяемого содержания, уменьшения случайности в оценке учащихся 10-11 классов при использовании заданий.

Контрольные работы помогают учителю объективно оценить всех учащихся по изученным произведениям, проверить знание учащимися содержания художественных текстов. Зная заранее о форме контрольной работы, учащиеся стараются читать произведение внимательно, выписывая при чтении все имена героев в тетрадь, запоминают словесные портреты персонажей. В итоге это является фундаментом при подготовке к экзамену, т.к. проблем со знанием текста у учащихся, выбравших ЕГЭ по литературе, нет.

Список литературы



  1. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: Искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.

  2. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену / Н.С. Генералова, М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  3. Литература : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: кН. Для учителя / Е.А. Зинина, А.В. Федоров, Е.А. Самойлова. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М., 1995. Ч. 1. С. 79.

  5. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература XIX века. 10 класс» под редакцией А.Н. Архангельского / Е.Э. Беленькая, Е.А. Ланцева. – М.: Дрофа, 2006.

  6. Стандарт основного общего образования по литературе // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 84–99; Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе // Вестник образования России. 2004. № 14.





Приложение 1

Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

1 вариант

  1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?

  2. Куда он поступил в 1821 году?

  3. Как называется его первая поэма? Год издания? Под каким псевдонимом она вышла?

  4. В 1829 г. Н.В.Гоголь устраивается на службу……

  5. Какое произведение принесло Гоголю известность?

  6. Какое литературное направление определило творческий метод Н.В.Гоголя в самом начале его творческого пути?

  7. Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»?

  8. Когда была написана пьеса Гоголя «Ревизор»?

  9. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души».

  10. Сюжеты каких произведений подарил Гоголю А.С.Пушкин?

  11. В какое произведение включена «Повесть о капитане Копейкине»?

  12. История жизни какого помещика рассказана в произведении «Мертвые души»?

  13. Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора»: «Ну, пьеска, всем досталось, а мне – более всех!»?

  14. Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?

  15. «Сейчас прочел…. . Они меня изумили, - писал…. . – Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность!... Поздравляю публику с истинно веселою книгою».

  16. Период написания произведения «Мертвые души»?

  17. Кто из персонажей так характеризуется: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»?

  18. Портрет какого героя перед вами: «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»?

  19. Усадьба какого помещика описана следующим образом: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул…»?

  20. Кому принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице?

Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

2 вариант

  1. Где прошло детство Н.В.Гоголя?

  2. Период обучения в Нежинской гимназии высших наук?

  3. Дайте названия его первых рукописных журналов.

  4. Как называется первый сборник повестей Гоголя? Какие произведения в него вошли?

  5. Какова судьба поэмы «Ганц Кюхельгартен»?

  6. В каком году Гоголь начинает работать над поэмой «Мертвые души»? Каково первоначальное название поэмы?

  7. В 1835 г. выходит сборник…

  8. В каком году была поставлена на сцене Александрийского театра пьеса «Ревизор»?

  9. Какие произведения выходят в свет в 1842 году?

  10. Сколько томов «Мертвых душ» планировал написать Гоголь? Осуществился ли его замысел?

  11. Когда и где умирает Н.В.Гоголь?

  12. Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Н.В.Гоголя?

  13. Как звали Чичикова?

  14. Какую упряжку Гоголь сравнивал с птицей?

  15. Усадьба какого помещика из поэмы «Мертвые души» описана следующим образом: «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть…»?

16. Усадьба какого помещика описана следующим образом: «Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние»?

  1. Кто из гоголевских персонажей «Мертвых душ» отличался особой скупостью?

  2. Назовите любимое занятие губернатора города N из «Мертвых душ».

  3. Кто из персонажей так характеризуется: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила… хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы…»?

  4. Кто из героев произносит следующие слова: «Уж так покутили!... После нас приехал какой-то князь, послал в лавку за шампанским, нет ни одной бутылки во всем городе, все офицеры выпили. Веришь ли, что я в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского!»?

Приложение 2

Контрольная работа по теме: «Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1 вариант

  1. Чей это портрет: «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу»?

  2. Где Обломов получил начальное образование?

  3. Назвать очередность гостей Обломова в первой части.

  4. Чей это портрет: «И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете»?

  5. Каково происхождение и чин Обломова?

  6. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?

  7. Какие две проблемы беспокоили Обломова?

  8. Чей это портрет: «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой»?

  9. Чей это портрет: «На лице ни сна, ни скуки …сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»?

  10. Что стало с Захаром и Анисьей после смерти Обломова?

  11. На какой улице жил Обломов в начале романа?

  12. Из каких двух деревень состояла Обломовка?

  13. Как называется книга, которую Пенкин предложил прочитать Обломову?

  14. «Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое … ядовитое!». О каком слове идет речь?

  15. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас» - эти горькие слова принадлежат…

  16. Как звали брата Пшеницыной?

  17. «Вот если бы он был здесь, так он давно бы избавил меня от всяких хлопот, не спросив ни портеру, ни шампанского…- сказал Обломов. О ком идет речь?

  18. Чей это портрет: «…женщиной очень умной, приличной, одетой всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично,…чепец тоже со вкусом сделан…»?

  19. Кто и кому говорит эти слова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.»?

  20. Кто говорит эти слова: «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу, как свое имение.»?

Контрольная работа по теме: «Роман И.А.Гончарова «Обломов»

2 вариант

  1. Чей это портрет: «Пожилой человек в сером сюртуке под мышкой… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды»?

  2. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу?

  3. Чей это портрет: «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него»?

  4. Кто говорил: «Теперь или никогда – помни!»?

  5. Как объясняет причину смерти Обломова Штольц своему приятелю-литератору?

  6. Как звали Тарантьева?

  7. «Так что ж, что шаталось? – отвечал….- Да вот не развалилось же, даром что 16 лет без поправки стоит. Славно тогда сделал Лука!». Кому принадлежат эти слова?

  8. Чей это портрет: «Она в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту…»?

  9. Чей это портрет: «Она была живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками»?

  10. Чей это портрет: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было… глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица»?

  11. Как звали сына Обломова и что с ним происходит после смерти Ильи Ильича?

  12. Чей это портрет: «Вошел человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой…. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном»?

  13. Как называется книга, найденная Штольцем у Обломова, страницы которой уже заплесневели?

  14. Чей это портрет: «В конце его показался какой-то одетый в поношенное пальто человек средних лет, с большим бумажным пакетом под мышкой, с толстой палкой и в резиновых калошах, несмотря на сухой и жаркий день»?

  15. Кому принадлежат слова: «А новые шнурки! Видите, как отлично стягивает: не мучишься над пуговкой два часа; потянул шнурочек – и готово. Это только что из Парижа»?

  16. Чей это портрет: «Он худощав; щек у него совсем нет… цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; хотя глаза немного зеленоватые, но выразительные»?

  17. Какие причины придумал Обломов, чтобы не приходить к Ольге?

  18. «С горя, батюшка, Андрей Иванович, ей-богу, с горя, - засипел … - Пробовал тоже извозчиком ездить. Нанялся к хозяину, да ноги ознобил: сил-то мало, стар стал!». Кому принадлежат эти слова?

  19. О ком идет речь: «Ей стало гораздо легче, когда заговорили о другом и объявили ей, что теперь им можно опять жить вместе, что и ей будет легче «среди своих горе мыкать», и им хорошо, потому что никто, как она, не умеет держать дома в порядке»?

  20. Чей двор описан следующим образом: «Двор был величиной с комнату, так что коляска стукнула дышлом в угол и распугала кучу кур…»?

Приложение 3

Контрольная работа по теме: «Роман Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

1 вариант

  1. Ради чего Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы?

  2. Чей это портрет: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»?

  3. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

  4. Кому принадлежит комната: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…, другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам»?

  5. По теории Раскольникова все люди делятся на две группы: тварей дрожащих и властелинов, имеющих право. Кто для него был примером таких властелинов?

  6. В начале романа Родион находился «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он был задавлен….».

  7. С кем знакомится Раскольников в распивочной накануне убийства?

  8. За кого собирается выйти замуж Дуня? Почему?

  9. Чей это портрет: «Человек лет 50, дородный, щегольски и комфортно одет. В руках красивая трость… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский»?

  10. Кому принадлежат эти слова: «До какой степени мы весело и пышно жили в доме у папеньки и как этот пьяница погубил меня и вас всех погубит!»?

  11. Чей это портрет: «Господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией. Лицо свежее и даже красивое…, волосы лишь с проседью, завитые у парикмахера…»?

  12. Кому принадлежит комната: «Беднейшая комната шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня.»?

  13. Почему Раскольников так и не воспользовался деньгами старухи?

  14. Как сложилась судьба Дуни после осуждения и ссылки Раскольникова?

  15. О ком идет речь: «Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже 45 лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам»? Кому принадлежат эти слова?

  16. Чей это портрет: «Это был необыкновенно веселый и общительный парень, добрый до простоты. Был он очень неглуп, наружность его была выразительная – высокий, худой, черноволосый»?

  17. С кем постоянно ссорилась Катерина Ивановна?

  18. Кто произносит эти слова: «Я готов сей же час принять в суде какую угодно присягу, потому что я видел, как вы ей тихонько подсунули!»

  19. Исследователь В.И.Кулешов считает, что в рассказе о следователе Достоевским изображена «отечески попечительная забота Порфирия Петровича о Раскольникове… Автор романа наделяет Порфирия Петровича некоторыми добрыми чертами…». Присутствует ли в разговорах следователя с Раскольниковым «отечески попечительная забота»? Обоснуйте свой ответ. Можете вы согласиться с тем, что в образе Порфирия Петровича есть добрые черты?


Контрольная работа по теме: «Роман Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

2 вариант

  1. Кому принадлежит теория «целых кафтанов»?

  2. Чей это портрет: «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое»?

  3. О ком идет речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он … чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…?

  4. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

  5. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я ….. поклонился», - как-то дико произнес он».

  6. Кому принадлежит комната: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…»

  7. Для чего Раскольников задумал убить «гнусную старушку»?

  8. Чей это портрет: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной… посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»?

  9. Сколько шагов насчитал Раскольников до дома «старушонки»?

  10. Кому принадлежат эти слова: «Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета – порок-с»?

  11. Чей это портрет: «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35 лет»?

  12. О ком идет речь: «Это самый развращенный и погибший в пороках человек из всех подобного рода людей!»?

  13. Кому принадлежат эти слова: «Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату»?

  14. Почему Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова?

  15. Чей это портрет: «Она была хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная…. Глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда необыкновенно добрые»?

  16. Назовите фамилию врача, лечащего Раскольникова.

  17. Какой совет дает Раскольникову Соня, узнав, что он убийца?

  18. Чей это портрет: «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым лицом»?

  19. Исследователь В.В.Кожинов пишет: «И каморка, похожая… на шкаф и гроб, тоже пройдет через роман как необходимое художественное обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа». Как вы думаете, что подчеркивается сравнением комнаты, где жил Раскольников, со шкафом и гробом? Можете вы согласиться с тем, что эта деталь влияет на раскрытие общего смысла романа?

Приложение 4

Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

1 том

1 вариант

  1. Назвать основные события 1 тома.

  2. С кем из взрослых танцевала Наташа Ростова на дне рождения?

  3. Какое ранение получил Николай Ростов и в каком бою?

  4. Почему Мария Болконская не приняла предложения А.Курагина выйти за него замуж?

  5. Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?

  6. Действие романа начинается в …. году.

  7. На вечере в салоне Шерер появляются многие будущие герои романа. Перечислите их.

  8. Чей это портрет: «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами… Видимо, все бывшие в гостиной… надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно»?

  9. Лысые Горы – родовое имение …..

  10. Андрей Болконский решил участвовать в боевых действиях во многом для того, чтобы испытать себя и чтобы добиться славы: он «не задумываясь отдал бы все за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей». Но его взгляды на жизнь резко изменились после…….

  11. Чей это портрет: «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась…»?

  12. О ком идет речь: «… с десятилетнего возраста был послан с гувернером за границу, где он пробыл до 20-летнего возраста»?

  13. Чей это портрет: « Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…. Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура…»? Из какого эпизода эти слова? Назовите двух других женщин.

  14. О ком идет речь: «Он мечтал о том, какое было бы счастье умереть, не спасая жизнь, а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества»?

  15. Лингвист В.В.Виноградов считал, что в «Войне и мире» «французский язык прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы». В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из героев романа чаще всего обращается к французской речи? Согласны вы с мнением Виноградова?

  16. Эпизод «Салон А.П.Шерер» «сцеплен» по контрасту с эпизодом «Именины у Ростовых». В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых?

Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

1 том

2 вариант

  1. В чем состоит смысл заглавия романа?

  2. От кого впервые узнала Мария Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина?

  3. Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?

  4. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

  5. Чей это портрет: «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»?

  6. Кому принадлежат эти слова: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»?

  7. Чей это портрет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками…. с своими сбившимися назад черными кудрями…»?

  8. Чей это портрет: «Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. С людьми, окружавшими его, он был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность»?

  9. О ком идет речь: «Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того-то, он огорчит многих и лишит их ожидаемого. И он делал то, что требовали от него. Ему так естественно казалось, что все его любят»?

  10. Какой приказ дает князь Николай Андреевич Болконский своему управляющему перед приездом князя Василия?

  11. Что делал Кутузов на военном совете перед Аустерлицким сражением?

  12. О ком идет речь: «Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками»?

  13. Кому принадлежат эти слова: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа. Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»? О ком идет речь?

  14. Чей это портрет: «… обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно»?

  15. «Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» (М.Б.Храпченко). Согласны ли вы с критиком? Почему? В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?

  16. И эпизод «Салон А.П.Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских. Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

II том

1 вариант

  1. После ранения и лечения Андрей Болконский возвращается…..

  2. В августе 1809 г. Андрей поехал в Петербург и там познакомился со Сперанским. Но князь Андрей охладел к реформам и к государственным делам после…..

  3. Кто первый сделал Наташе предложение?

  4. К кому обращается Пьер с просьбой пригласить Наташу на вальс?

  5. Почему не удалось похищение Анатолем Курагиным Наташи?

  6. Кто делает предложение Соне? Каков ее ответ?

  7. Борис Друбецкой, как и Николай Ростов, поехал в действующую армию. Его мечта….

  8. Николай Ростов, приняв эскадрон от Денисова, стал «загрубелым, добрым малым»; его любили подчиненные и уважали товарищи. Но в 1809 г. ему пришлось оставить военную службу и вернуться домой. Почему?

  9. На Святках Николай окончательно решился жениться на ….. . Как отнеслись к этому его родители?

  10. Борис Друбецкой делает в конце концов предложение ….. . Почему он делает такой выбор?

  11. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

  12. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

  13. 3 марта в Английском клубе ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода…..

  14. Кто был секундантом у Долохова?

  15. Кому принадлежат эти слова: «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне»?

  16. Как отреагировал Андрей Болконский, узнав о неудачном похищении Наташи и прочитав ее записку с отказом быть его женой?

  17. О ком идет речь: «Он твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения»?

  18. Из-за чего Николай Ростов ссорится с родными и снова возвращается в полк?

  19. Чей это портрет: «Не было бала, гулянья, театра, который бы она пропускала. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, она казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там»?

  20. О ком идет речь: «Она по-прежнему давала у себя в свободные дни такие вечера, как и прежде. Всякий раз на своем вечере она подавала своему обществу какое-нибудь новое, интересное лицо»?

Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

II том

2 вариант

  1. До какой суммы решает продолжать игру в карты Долохов? Почему он выбрал это число?

  2. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», - вдруг окончательно решил князь Андрей после поездки……

  3. С кем знакомится Пьер в Торжке на станции? Как эта встреча повлияла на его дальнейшую жизнь?

  4. Почему Наташа не дождалась Андрея Болконского?

  5. О ком идет речь: «Он вполне усвоил себе…. для успеха на службе были нужны не усилия, не труды, не храбрость, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу»?

  6. Кому принадлежат эти слова: «Я жил для славы. (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя»?

  7. За что на Денисова завели уголовное дело?

  8. Свидетелем какого события был Николай Ростов в Тильзите? Какое впечатление на него произвело увиденное?

  9. Чей это портрет: «Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье…»?

  10. Кто после Пьера вступает в масонство? Какова его цель?

  11. Вера Ростова выходит замуж за…. Что в первую очередь интересовало ее жениха?

  12. Кому принадлежат эти слова: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины…. Они должны же знать, как мне хочется танцевать…»?

  13. Кому принадлежат эти слова: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой»?

  14. В ком, после Наполеона, разочаровывается Андрей Болконский?

  15. На ком хотят женить Николая Ростова? Почему?

  16. Как Жюли удалось заставить Бориса сделать ей предложение?

  17. Чей это портрет: «…увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом…Он шел сдержанно, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой…»?

  18. За что мстит Долохов Николаю Ростову?

  19. Пьер с желанием улучшить жизнь крестьян поехал в свои поместья. Почему реформы Пьера не были проведены?

  20. О ком идет речь: «…к великому удивлению своему, Ростов узнал, что этот буян жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат»?

Приложение 5

Контрольная работа по теме: «Поэма Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

  1. В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?». Среди счастливых назвали…..

  1   2   3

  • Комплект контрольных работ по литературе. 10-11 класс
  • Урок 1 Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
  • Урок 2 Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»
  • Приложение 1 Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» 1 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» 2 вариант
  • Приложение 2 Контрольная работа по теме: «Роман И.А.Гончарова «Обломов» 1 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Роман И.А.Гончарова «Обломов» 2 вариант
  • Приложение 3 Контрольная работа по теме: «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2 вариант
  • Приложение 4 Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 том 1 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 том 2 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» II том 1 вариант
  • Контрольная работа по теме: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» II том 2 вариант
  • Приложение 5 Контрольная работа по теме: «Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»