Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка цель обучения в детской музыкальной школе формирование музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Соответственно, цель предмета «Музыкальная литература»




Скачать 229.62 Kb.
Дата05.03.2017
Размер229.62 Kb.
ТипПояснительная записка




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель обучения в детской музыкальной школе – формирование музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Соответственно, цель предмета «Музыкальная литература» - форми­рование у детей основ культуры слушания музыки, любви и интереса к серьезному музыкальному искусству.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музы­кального воспитания, способствующих единству художественно­го и технического развития юных музыкантов. Изучение музы­кальной литературы должно развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стиму­лировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершен­ствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развива­ется музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание му­зыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, спо­собствует более быстрому и гармоничному развитию музыкаль­ных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообра­зие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обуче­ния учащихся детских музыкальных школ.

В процессе изучения музыкальных произведений на уроках музыкальной литературы учащие­ся должны приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы про­слушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержа­нии, композиции и выразительных средствах, свободно пользу­ясь при этом необходимой музыкальной терминологией.
Характеристика содержания и структуры предмета
Изучение музыкальной литературы — составная часть еди­ного и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подросткам, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дида­ктических задач. В курсе музыкальной литературы рассмат­риваются различные явления музыкально-общественной жиз­ни, творческая деятельность великих композиторов и выдаю­щиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкально­го творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выра­зительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструменталь­ных ансамблей.

Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащи­мися необходимых знаний и умений и благотворно воздейство­вать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уров­ню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качествен­но усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель - пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дида­ктическому принципу — в порядке возрастания его сложности.

Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным тек­стом хрестоматии, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рас­сказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их ав­торах, самостоятельная работа над текстом учебника и повторе­ние пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело исполь­зовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой.

Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музы­кального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор не­сложных сочинений вокальной и инструментальной музыки по­могут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавли­вать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни компози­тора (биография), краткий обзор творческого наследия, харак­теристику и разбор отдельных произведений.

Задача биографических уроков - в ярком и увлекательном рас­сказе воссоздать живой облик композитора как человека, худож­ника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно-воспитательное и познавательное значе­ние. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние вязи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках возможно использование фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.

Программа второго года обучения включает монографиче­ские темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII—XIX веков: И. С. Баху, Гайдну, Мо­царту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способст­вует расширению и углублению ранее полученных знаний и на­выков. Музыкальный материал, составляющий основу боль­шинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфони­ческим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полу­ченные в теме "Й, Гайдн", затем закрепляются при изучении со­нат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инст­рументальных произведений крупной формы (слуховое, теоре­тическое и исполнительское в классе игры на инструменте) сле­дует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему "И. С. Бах", которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-истори­ческие и теоретические понятия, можно изучать в конце года, так как темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы "И. С. Бах", и сами в свою очередь содержат много нового и сложного.

Изучение русской классической музыки начинается с тре­тьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспита­тельное значение и составляет основу курса. Программа преду­сматривает изучение творчества основных представителей рус­ской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского.

Помимо монографических тем этот раздел программы вклю­чает также и три обзорных урока: введение, подготавливающее тему "Глинка", беседу о русской музыке 2-й половины XIX века, знакомящую учащихся с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной культуры 60—70-х гг. прошлого столетия, и заключение, в котором, помимо общих выводов по всему разделу русской классики, содержатся сведения о круп­нейших русских композиторах конца XIX - начала XX веков. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.

Основное внимание в этом разделе программы уделено опе­ре - ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особен­ностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представле­ние о сочинении. На примере русских классических опер учащи­еся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчест­ва отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими про­изведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и Чайков­ского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разно­образии жанров русской классической музыки.

Курс музыкальной литературы завершается изучением отечественной музыки 20 века. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Щедрина и других композиторов, с предшест­вующим обзорным введением. Возросший уровень развития по­знавательных способностей учащихся старших классов позволя­ет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изуча­емых произведений позволяет относительно глубоко анализиро­вать выразительные особенности музыки, структуру сочине­ний, что полезно для совершенствования музыкальной культу­ры школьников.

Изучение произведений композиторов, их творче­ского пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви учащихся к современной отечест­венной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего раз­вития музыкальной культуры в стране.
Организация занятий и краткие методические указания
Курс музыкальной литературы изучается в детских музы­кальных школах в течение четырех лет. Общий объем курса -144 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету "Музыкальная литература" в школе не проводятся.

Решение основных дидактических задач на уроке обеспечи­вается чередованием различных видов учебного труда: изло­жение нового материала должно дополняться его закреплени­ем, а повторение пройденного служить проверкой усвоения знаний и умений.

Главные требования, предъявляемые к уроку музыкальной литературы — единство воспитательных и образовательных за­дач, правильный подбор учебного материала, наличие меж­предметных связей, обеспеченность необходимым оборудовани­ем и учебными пособиями. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность в усвоении знаний отдельными учениками индивидуализацией обучения. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно осваивать содер­жание учебного материала.

Эффективность уроков музыкальной литературы в значи­тельной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоре­тического, так и собственно музыкального, при разборе произ­ведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приемы повест­вования, описания, рассуждения и могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности уча­щихся можно добиться обращением к форме беседы при сооб­щении новых знаний, их закреплении, а также при повторении пройденного и проверке усвоения. Дополнительными источни­ками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разнооб­разные иллюстрации, применение которых возможно не толь­ко на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а также вокальных и ин­струментально-программных). Наглядные методы обучения отвечают своеобразию восприятия подростков и повышают ка­чество усвоения учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения ряда учебных за­дач в курсе музыкальной литературы. Вне прослушивания ста­новится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных прежде всего с выразительными особенностями му­зыкальной речи. На уроке обязательно должно прозвучать це­ликом или в законченном фрагменте произведение, которое яв­ляется предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и пу­тем воспроизведения с помощью технических средств. Оба способа должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои незаменимые достоинства. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с ее наблюдением по нотам, используя для этой цели прежде всего специальные хрестома­тии. Такая форма работы хорошо концентрирует внимание уча­щихся и развивает полезные музыкальные навыки.

Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве и его выдаю­щихся представителях. Внимание школьников к вопросам ис­полнения музыки может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успе­хам в классе игры на инструменте.

Обращение к техническим средствам воспроизведения му­зыки не исключает необходимости проигрывать на фортепиано темы и отдельные эпизоды из сочинений в процессе их разбора при объяснении выразительных средств и композиции.

В качестве практических методов обучения можно рекомен­довать различного рода работы с нотным текстом произведений по хрестоматии, обдуманно пользоваться в процессе урока учеб­ником, обращаясь к его тексту, нотным примерам и практиче­ским заданиям.

Постоянного внимания преподавателя требует и процесс ус­воения знаний, так как их глубина и прочность — обязательное требование к школьному обучению. Работа в классе и дома долж­на помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые све­дения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закрепле­нию знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного мате­риала возможно в процессе его изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.

Задания на дом должны быть продуманными, целесообраз­ными и доступными. Основной вид домашних заданий по музы­кальной литературе — работа с учебником, в котором наиболь­шую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить ви­деть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тек­сте и представлять внутренним слухом общий характер звуча­ния. (Исполнять примеры в классе при проверке задания следу­ет лишь выборочно, возможно, в облегченном виде и только по нотам). Вспомогательным материалом при выполнении домаш­них заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, ес­ли преподаватель считает необходимым в учебных целях орга­низацию краткой записи содержания урока.

Помимо устных, целесообразны и учебно-практические за­дания по хрестоматии, которые способствовали бы закреплению умения работать с нотным текстом произведений. Исполнение же музыкальных фрагментов из хрестоматии ввиду их сложно­сти не может быть видом обязательных заданий. Специальным учебно-практическим заданием может явиться и разбор сочине­ний, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор кото­рых определяется содержанием программного материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды зада­ний, так как их выполнение связано с дополнительной затратой времени. Наиболее целесообразны те из них, которые дадут на­глядную систематизацию знаний, способствующую их усвоению.

В музыкальной школе может быть организована внекласс­ная работа, задача которой расширять представления учащихся о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными со­бытиями музыкальной жизни, давать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвященные памят­ным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в звукозаписи в исполнении выдающихся артистов и музыкаль­ных коллективов, выпускать специальные бюллетени и т. п. Вся эта работа проводится на добровольных началах, должна быть хорошо организована, спланирована и иметь поддержку со сто­роны администрации школы и родительского комитета. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель му­зыкальной литературы, так как ему легче будет связать содер­жание внеклассных мероприятий с задачей и программой обуче­ния подростков на занятиях по музыкальной литературе.

Наиболее развитых учеников старших классов можно при­влекать и к посильному участию в музыкально-просветитель­ской деятельности вне школы. Приобщение к ней будет способ­ствовать решению одной из задач, поставленных ныне перед музыкальными школами: формирование у подростков в процес­се обучения потребности и умений быть пропагандистами му­зыки. Полезно, если базой музыкального просвещения будет об­щеобразовательная школа, где дети получают среднее образо­вание. Преподавателю музыкальной литературы важно заин­тересовать ребят подобной работой, убедить их в ее пользе и до­ступности, оказывать им всемерное содействие. Выступления перед своим классом с небольшим рассказом о событиях музы­кальной жизни, о великих композиторах, иногда об отдельных произведениях классической музыки — наиболее доступный вид подобной деятельности. Следует предусмотреть поощрение для учащихся, проявивших себя в этом.
Проверка успеваемости и учет знаний

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объе­ктами повседневного контроля должны явиться: наличный уро­вень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также дина­мика их музыкального развития.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литера­туры — устная выборочная проверка. При индивидуальном оп­росе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкаль­ного материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождае­мый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью вос­произведения фактов, объяснения понятий, терминов, назва­ний, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения ее отдельных фраг­ментов и т. п. Если при проверке знаний биографий композито­ров от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разбо­ре музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, умение передавать словами вырази­тельность музыки. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый препода­вателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей провер­ки знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтально­го опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежа­щего контролю. В письменной форме удобно проводить провер­ку знания музыки, играя различные примеры для всей группы (возможна специальная подготовка магнитной ленты с записью фрагментов музыки для контрольной проверки). Письменные работы позволяют осуществлять контроль, равнозначный для всех учащихся группы, а сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, дает педагогу немало ценных сведений об усвоении отдельными учащимися программного материала.

Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной ли­тературе предполагает наличие общепедагогических требова­ний, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм провер­ки. Под контролем должно находиться усвоение всего программ­ного материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесто­ронне и объективно оценивать достижения учащихся, что сни­мает необходимость в дополнительном итоговом контроле в ви­де годовых зачетов или заключительного экзамена. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления зна­ний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традицион­ной форме эффективным по своим дидактическим результа­там. Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний, полученных уча­щимися как в классе, так и в самостоятельном общении с музы­кой, можно рекомендовать для итогового контрольного урока вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, покидающих музыкальную школу. Это могут быть вопросы музыкально-ис­торические, теоретические, связанные с объяснением музы­кальных понятий, терминов, о современной музыкальной жиз­ни, о творчестве известных композиторов и музыкальных про­изведениях. Такая итоговая проверка не потребует специаль­ной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а, скорее, своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а в призовой

форме. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным знаниям программы (био­графии композиторов, полная характеристика и разбор произ­ведений, узнавание музыки, пройденной задолго до контроль­ного урока и т. д.) и проводить его в индивидуальной форме, превращая по существу в экзамен, не следует.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать ин­дивидуальный подход к каждому ученику.

Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведет соответствующий учет. Оценочные баллы, выставляемые за от­веты, целесообразно дополнять доброжелательными и аргумен­тированными суждениями преподавателя о качественной сто­роне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе. На основании всестороннего наблюдения и выявления результатов этой работы целесообразным может быть выведение поурочно­го балла, что сделает контроль всесторонним и облегчит чет­вертную аттестацию. Четвертные отметки выводятся по ре­зультатам текущего опроса и обобщающей проверки на конт­рольном уроке и должны объективно отражать степень усвое­ния учебного материала. Итоговыми отметками по музыкаль­ной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетель­ство об окончании музыкальной школы.
Примерный тематический план
Первый год обучения

Знакомство с произведениями различных жанров и форм

№№ тем Наименования тем Количество часов



Введение

  1. О чем может рассказать музыка. Музыкальный 1

язык. Музыкальная речь.

2 Элементы музыкальной речи: мелодия, ритм, лад, 3

гармония, регистры, темп, тембр, динамика, фактура.

3 Оркестр, ансамбль, партитура. Состав симфонического 2

оркестра. Другие виды оркестров.

4 Знакомство с тембрами различных инструментов. 2

Орган. Клавесин. Фортепиано.

5 Жанры в музыке. Многообразие жанров. 1



Маршевая и танцевальная музыка

6 Движение в музыке. Марши и маршевость. 2

7 Танцевальные жанры. Вальс, полька, мазурка, полонез. 3

Старинные танцы: менуэт, гавот, бурре, сарабанда.



  1. Музыкальная форма. Тема. Развитие темы. Контраст. 2

Простые формы на примерах маршевой и танце

вальной музыки.


Народная песня и ее использование в музыке

русских композиторов-классиков

  1. Русская народная песня. Многообразие жанров. Устная 4

природа фольклора. Многовариантность. Песни кален

дарного земледельческого цикла. Былины, исторические

песни. Лирические протяжные песни.


  1. Обработки русских народных песен русскими композито 3

рами. Народные песни в творчестве русских компози

торов: Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского,

Чайковского, Лядова.


  1. Вариационность. Вариации. 1

Программно-изобразительная музыка

  1. Программная музыка. П.И.Чайковский «Времена года», 2

М.Мусоргский «Картинки с выставки».

Музыка в театре.

  1. Опера. М.И.Глинка. Опера 5

«Руслан и Людмила».

14 Балет. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» 3


___________________________________________________

Итого за первый год обучения 34


Второй год обучения

Классики европейской музыки
Введение

1 Роль музыки в древнейших государствах. 1

Появление нотной записи. Краткие сведения о музыке

Средневековья и Возрождения.



И.С.Бах 8

2 И.С.Бах. Жизнь и творчество. Роль и положение

музыканта в Германии в 17-18 веках.


  1. Произведения для органа. Хоральные прелюдии.

Токката и фуга ре минор.

4 Сюиты. Французская сюита до минор.

5 Полифонические произведения. Полифония.

Произведения для клавира. Маленькие прелюдии и

фуги. Инвенции.


  1. «Хорошо темперированный клавир». Прелюдия и фуга

до минор (1 том).

  1. Вокально-хоровые произведения. Фрагменты из Мессы

си минор и «Страстей по Матфею».

И.Гайдн. 5

8 Жизнь и творчество И.Гайдна. Вена – музыкальная столица

Европы.

9 Сонатно-симфонический цикл. Симфония. Симфония

№ 103 Ми бемоль мажор.

10 Сонаты ми минор и Ре мажор.



В.А.Моцарт. 6

11 Жизнь и творчество В.А.Моцарта.

12 Симфония № 40 соль минор.

13 Соната № 11 Ля мажор.

14 Опера «Свадьба Фигаро»

Л.Бетховен. 6

15 Жизнь и творчество Л.Бетховена.

16 Увертюра «Эгмонт».

17 Сонаты для фортепиано. Соната №8 «Патетическая».

18 Симфония №5 до минор.

Ф.Шуберт. 4

19 Жизнь и творчество Ф.Шуберта.

20 Песни. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и

«Зимний путь».

21 Симфония си минор, «Неоконченная».

22 Произведения для фортепиано.



Ф.Шопен. 4

23 Жизнь и творчество Ф.Шопена.

24 Мазурки, Полонезы.

25 Прелюдии. Этюды. Ноктюрны.

______________________________________________________________

Итого за второй год обучения 34


Третий год обучения

Русские композиторы-классики

Введение 2

  1. Древнерусская музыкальная культура. Сказители,

скоморохи. Колокольные звоны. Знаменное пение.

Первые образцы многоголосия. Канты петровского

времени. Краткое знакомство с музыкой первых русских

композиторов 18 века: Бортнянского, Фомина, Хандошкина.



Песня и романс начала 19 века 2

2 Песни и романсы Алябьева, Варламова, Гурилева.



М.И.Глинка. 7

3 Жизнь и творчество М.И.Глинки.

4 Опера «Иван Сусанин»

5 Оркестровые произведения. «Камаринская». «Вальс-фантазия».

6 Романсы и песни.

А.С.Даргомыжский 4

7 Жизнь и творчество А.С.Даргомыжского.

8 Романсы и песни.

9 Опера «Русалка». Краткое знакомство.

10 Русская музыкальная культура второй половины 19 века. 1

А.П.Бородин 5

11 Жизнь и творчество А.П.Бородина.

12 Опера «Князь Игорь»

13 Симфония №2 «Богатырская»



М.П.Мусоргский 5

14 Жизнь и творчество М.П.Мусоргского.

15 Опера «Борис Годунов»

16 Песни.



Н.А.Римский-Корсаков 8

17 Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова.

18 Оперное творчество. Опера «Снегурочка».

19 Симфоническая сюита «Шехеразада».

Итого за третий год обучения 34
Четвертый год обучения

Русские композиторы-классики

П.И.Чайковский 8

1 Жизнь и творчество П.И.Чайковского.

2 Опера «Евгений Онегин»

3 Симфоническое творчество. Симфония №1 «Зимние грезы».

Симфония №4 фа минор.

Русские композиторы конца 19 – начала 20 веков.



С.В.Рахманинов. 5

4 Краткий обзор жизни и творчества С.В.Рахманинова.

5 Произведения для фортепиано: прелюдии, этюды-картины,

музыкальные моменты. Концерты для фортепиано с

оркестром №2 до минор и №3 ре минор.


  1. Вокально-хоровые произведения, романсы и песни.

А.Н.Скрябин 2

  1. Краткий обзор жизни и творчества А.Н.Скрябина.

Философские идеи и их воплощение в музыке.

  1. Фортепианное творчество. Прелюдии, этюды, поэмы.

  2. Знакомство с симфонической музыкой.

И.Ф.Стравинский. 1

10 Краткое знакомство с жизнью и творчеством

И.Ф.Стравинского. Фрагменты из балетов «Жар-птица» и

«Петрушка».

Творчество отечественных композиторов 20 века.

С.С.Прокофьев. 5

11 Жизнь и творчество С.С.Прокофьева.

12 Фортепианные сочинения.

13 Кантата «Александр Невский».

14 Симфония №7.

15 Балет «Ромео и Джульетта».



Д.Д.Шостакович 5

16 Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича.

17 Симфоническое творчество. Симфония №7 «Ленинградская»

18 Произведения для фортепиано. Прелюдии. Прелюдии

и фуги. Прелюдия и фуга До мажор.

Г.В.Свиридов. 2

19 Краткий обзор жизни и творчества Г.В.Свиридова.

Вокально-хоровые произведения: «Курские песни»,

«Поэма памяти Сергея Есенина», «Пушкинский венок».

20 Краткий обзор творчества В.Гаврилина, Р.Щедрина, 2

С.Губайдулиной, А.Шнитке.

21 Повторение пройденного материала. Подготовка к 2

итоговому контрольному уроку.



_____________________________________________________________ Итого за четвертый год обучения 32


Рекомендуемая литература

  1. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М., 2001.

  2. Врянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М. 1999, 2000.

  3. Вяадгширов В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4-го класса детской музыкальной школы. М., 1992, 1993.

  4. Кабалевский Дм. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977.

  5. Кабалевский Дм. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Дм. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. М., 1984

  6. Кабалевский Дм. Про трех китов и про многое другое. М., 1972.

  7. Кабалевский Дм. Цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей и юношества II Дм. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

  8. Козлова Н. П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М., 2003.

  9. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 1982.

  10. Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания //Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.

  11. Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе по музыкальной литературе // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3. М., 1981.

  12. Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств. М., 1999, 2000.

  13. Осовицкая 3. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М., 2000.

  14. Португалов К. П. Серьезная музыка в школе. М., 1980.

  15. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы. М., 2001.

  16. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы. М., 2001.

  17. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. М., 1994.

  18. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса детской музыкальной школы. Составители В. Владимиров, А. Лагутин. М., 1987.

  19. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы. Составитель И. Прохорова. М., 1990.

  20. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. Составители Э. Смирнова, А. Самонов. М., 1993.

  21. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы. Составил и переложил для фортепиано А. Самонов. М. 1993.



  • Характеристика содержания и структуры предмета
  • Организация занятий и краткие методические указания
  • Проверка успеваемости и учет знаний
  • Примерный тематический план Первый год обучения Знакомство с произведениями различных жанров и форм
  • Маршевая и танцевальная музыка
  • Народная песня и ее использование в музыке русских композиторов-классиков
  • Программно-изобразительная музыка
  • Второй год обучения Классики европейской музыки Введение
  • В.А.Моцарт
  • Третий год обучения Русские композиторы-классики Введение
  • Песня и романс начала 19 века
  • А.П.Бородин
  • Четвертый год обучения Русские композиторы-классики П.И.Чайковский
  • Рекомендуемая литература