Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка 6 1 Цели и задачи реализации программы 6 2




страница1/27
Дата21.07.2017
Размер4.04 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27




Содержание образовательной программы




Введение

4

I

Целевой раздел программы (обязательная часть)

6

1.1.

Пояснительная записка

6

1.1.1

Цели и задачи реализации программы

6

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.1.3

Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ

7

1.2

Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)

9

1.2.1

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

9

1.2.2

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

9

1.3

Целевой раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

16

1.3.1

Цели и задачи образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов участников образовательных отношений

16

1.3.2

Вариативные принципы и подходы к формированию программы

16

1.3.3

Целевые ориентиры развития с учетом индивидуальных особенностей контингента, в том числе для детей с ТНР

17

II

Содержательный раздел программы (обязательная часть)

18

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка:

18

2.1.1

образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

18

2.1.2

образовательная область «познавательное развитие»

28

2.1.3

образовательная область «речевое развитие»

39

2.1.4

образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

51

2.1.5

образовательная область «физическое развитие»

71

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

80

2.3

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

82

2.3.1

Механизмы адаптации программы для детей с ТНР. Общие подходы к организации коррекционной работы с детьми с ТНР

82

2.3.2

Особенности организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ТНР, осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития

83

2.4

Содержательный раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

135

2.4.1

специфика национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

135

2.4.2

авторские и парциальные программы, реализуемые в ДОУ

143

2.4.3

особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

160

2.4.4

способы и направления поддержки детской инициативы

164

2.4.5

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

165

III

Организационный раздел (обязательная часть)

166

3.1

материально-технического обеспечения Программы

166

3.2

обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

166

3.3

режим дня

171

3.4

особенности организации образовательной деятельности (традиционные события, праздники, мероприятия)

181

3.5

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

182

3.6

Организационный раздел (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

184

3.6.1

Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ

184

3.6.2

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

186

3.6.3

Структура образовательного процесса в ДОУ

194

3.6.4

Особенности организации педагогической диагностики в ДОУ

178

3.7

Краткая презентация программы

199


Введение

Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада №78 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:



  • 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;

  • ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Образовательная программа ДОУ является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ, исходя из требований примерной образовательной программы, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

Целевые установки, содержание Программы, критериальная оценка результативности образовательной деятельности сопряжено и не противоречит ведущим позициям концепции и миссии развития образовательного учреждения.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы составляет 70% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 30%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Раздел I.

Целевой раздел программы (обязательная часть программы)
Раздел 1.1. Пояснительная записка


      1. Цели и задачи реализации программы

Цель реализации Программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В рамках Программы реализуются следующие задачи:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


      1. Принципы и подходы к формированию программы

Основные принципы реализации программы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.3. Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ

На 1 августа 2016года в МБДОУ - 392 воспитанника.

Половозрастная характеристика детей:

- мальчиков – 190;

- девочек -202.

Таблица 1



Дети в возрасте с 1 до 2 лет

7

Детей в возрасте с 2 до 3 лет

79

Детей в возрасте с 3 до 4 лет

78

Детей в возрасте с 4 до 5 лет

78

Детей в возрасте с 5 до 6 лет

86

Детей в возрасте с 6 до 7 лет

63

По показателям развития и здоровья детей представлены две категории детей – дети, развивающие в пределах возрастной нормы и дети, имеющие проблемы в речевом развитии (по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования). Последняя категория детей имеет проблемы в развитии и состоянии здоровья в целом, и нуждаются в специализированной квалифицированной коррекционной помощи. В связи с разнородностью контингента воспитанников в ДОУ представлены группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, в том числе для детей с ТНР.

С учетом возрастных особенностей контингента воспитанников на 1 августа 2016 года сформировано 13 групп. По возрастным характеристикам представлены все виды групп дошкольного возраста (1-ая младшая, 2-ая младшая гр., средняя, старшая и подготовительная к школе группа, разновозрастная группа для детей от 2 до 4 лет, разновозрастная группа для детей от 4 до 6 лет.)

Для удовлетворения потребности в предоставлении образовательных услуг коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности для детей с ТНР) созданы разновозрастная и подготовительная группы компенсирующей направленности. В данных группах образовательные услуги реализуются с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей развивающихся в пределах нормативных возрастных показателей и имеющих проблемы речевого развития.

Таким образом, структура групп в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников имеет следующую специфику:



Таблица 2



Наименование групп

Количество групп

Группы общеразвивающей направленности


1.

Разновозрастная группа (от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев)

1

2.

Вторая младшая группа (от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев)

4

3.

Средняя группа (от 3 лет 10 месяцев 4 лет 10 месяцев)

2

4.

Старшая группа (от 4 лет 10 месяцев до 5 лет 10 месяцев)

2

5.

Подготовительная к школе группа (от 5 лет 10 месяцев до 7 лет)

2

Группы компенсирующей направленности


1.

Разновозрастная группа компенсирующей направленности (от 3 лет 10 месяцев до 5 лет 10 месяцев)

1

2.

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (от 5 лет 10 месяцев до 7 лет)

1



1.2 Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры)

1.2.1 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


1.2.2 Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
К четырем годам: Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.

Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.

Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.

Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.

Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.

Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.

Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).

Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.

Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).

Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.

Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.

Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.

Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми.

Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

  • Целевой раздел программы (обязательная часть) 6 1.1.
  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
  • Организационный раздел (часть, формируемая участниками образовательных отношений)
  • Раздел I. Целевой раздел программы (обязательная часть программы) Раздел 1.1. Пояснительная записка
  • Принципы и подходы к формированию программы
  • 1.1.3. Характеристика особенностей детей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ
  • Наименование групп Количество групп
  • 1.2 Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры) 1.2.1 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
  • 1.2.2 Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте К четырем годам