Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка 4 Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ООО




страница1/18
Дата12.03.2017
Размер3.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Содержание программы:




1. Целевой раздел




1.1. Пояснительная записка

4

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО

7

1.2.1. Общие положения

7

1.2.2. Структура планируемых результатов

7

1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

9

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

10

1.2.5. Предметные результаты освоения ООП

10

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

27

1.3.1. Общие положения

28

1.3.2. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов

29

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур

32

2. Содержательный раздел




2.1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне ООО

34

2.1.1. Цели и задачи программы, описание её места и роли в реализации ФГОС

35

2.1.2. Понятия, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий и их связь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса

36


2.1.3. Типовые задачи применения универсальных учебных действий

37


2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций

37


2.1.5.Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетенций

39

2.1.6. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций

40

2.1.7. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ

42


2.1.8. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями

45

2.1.9. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе организационно-методическое и ресурсное обеспечение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

45


2.1.10. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения универсальных учебных действий

46


2.1.11. Система оценки деятельности МБОУ Топановской СШ №16 им. Кокова Н.Н. по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся

46


2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

47

2.2.1. Общие положения

47

2.2.2. Перечень программ учебных предметов

47

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся

47

2.4. Программа коррекционной работы

72

2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении ООО

73

2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы

73

2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ

75

2.4.4. Механизм взаимодействия учителей и специалистов в области коррекционной работы

77

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы

77

3. Организационный раздел




3.1.1. Учебный план основного общего образования

78

3.1.2. Календарный учебный график

81

3.1.3. План внеурочной деятельности




3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

82

3.2.1. Кадровые условия реализации ООП ООО

82

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО

84

3.2.3. Финансово- экономические условия реализации ООП ООО

85

3.2.4. Материально-технические условия реализации ООП ООО

87

3.2.5. Информационно-методические условия реализации ООП ООО

91

3.2.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий реализации ООП ООО

139








I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Топановской СШ №16 разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы основного общего образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и родителей.

ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые  результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ООПООО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООПООО.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных   результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на уровне основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской  и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

систему условий реализации основной  образовательной  программы в соответствии с требованиями Стандарта.

ООП ООО в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Цель программы:

Создание образовательной среды, обеспечивающей условия для развития и воспитания личности обучающегося, получения качественного образования с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.



Задачи:

  1. Обеспечивать преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  2. Обеспечивать доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения ООПООО всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

  3. Устанавливать требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  4.  Обеспечивать эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  5. Взаимодействовать образовательному учреждению при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  6. Выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  7. Организовывать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

  8. Участвовать обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  9. Сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечивать их безопасность.


Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  •  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.


ООП ООО с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностьюна уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий иубеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;т.е. моральным развитием личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

  • изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.


1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1.Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.



  1. Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями Стандарта,

образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО;

  1. Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися ООПООО в соответствии с требованиями Стандарта.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода, который позволяет отслеживать развитие обучающегося в динамике с целью выстраивания индивидуальных траекторий развития.


1.2.2. Структура планируемых результатов

Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП ООО образовательного учреждения отражают требования Стандарта, передают специфику образовательного процесса и соответствуют возрастным возможностям обучающихся.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; 3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету. Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится» включают круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающимися.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая осуществляется как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», включаются в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится» и учитываются при определении итоговой оценки.

Достижение планируемых результатов этого блока используются в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений). При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. Подобная структура достижения планируемых результатов требует от учителя использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитывается также при оценке результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических работников.

Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  • 1.1. Пояснительная записка 4 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
  • 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
  • 2. Содержательный раздел 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне ООО
  • 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
  • 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 47 2.4. Программа коррекционной работы
  • 3. Организационный раздел 3.1.1.
  • 3.1.2. Календарный учебный график 81 3.1.3. План внеурочной деятельности
  • 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
  • I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка
  • Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход
  • ООП ООО
  • Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется
  • 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 1.2.1.Общие положения
  • .Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
  • Предметные результаты освоения основной образовательной программы
  • Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.