Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пояснительная записка 4 2 Планируемые результаты освоения ооп до 5 2




страница1/22
Дата02.07.2017
Размер4.93 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



СОДЕРЖАНИЕ




Наименование разделов

Стр.

1.

Целевой раздел




1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Планируемые результаты освоения ООП ДО

5

2

Содержательный раздел




2.1

Возрастные особенности психофизического развития детей

9

2.2

Психолого-педагогические условия реализации программы

16

2.3

Содержание психолого-педагогической работы

24

2.4

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

25

2.5

Образовательная область «Познавательное развитие»

34

2.6

Образовательная область «Речевое развитие»

49

2.7

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

55

2.8

Образовательная область «Физическое развитие»

73

2.9

Развитие игровой деятельности

77

2.10

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

82

2.11

Содержание направлений с учетом национально – регионального компонента (НРК)

83

2.12

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений речевого развития детей

91

3

Организационный раздел




3.1

Возрастные особенности детей.

98

3.2

Организация образовательного процесса и организационно- педагогические условия

104

3.3

Общие сведения о коллективе детей, работников

111

3.4

Материально- техническое обеспечение

111

3.5

Медико-социальное обеспечение

113

3.6

Информационно – методическое обеспечение

113

3.7

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

114

3.8

Взаимодействие детского сада с семьей

117

3.9

Взаимодействие детского сада с другими учреждениями

121

3.10

Преемственность в работе детского сада и школы

121

3.11

Финансово – экономическое обеспечение

122

4

Приложение




4.1

Комплексно- тематическое планирование

123

4.2

Комплексно- тематическое планирование с учетом НРК

142

4.3

Пособия по образовательным областям

157

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ДОО — дошкольная образовательная организация. ДОУ — дошкольное образовательное учреждение. МАДОУ - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. ООП — основная образовательная программа. УМК — учебно-методический комплекс.

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стан­дарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), НРК – национально – региональный компонент.
РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Макарова Елена Леонидовназаведующая МАДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка»г.Альметьевска»
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Бондарева Светлана Анатольевна — старший воспитатель МАДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка»г.Альметьевска»;

Ситдикова Тазкиря Закировна – воспитатель по обучению детей татарскому языку МАДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка» г.Альметьевска»;

Фасхутдинова Галлия Раифовна - воспитатель по обучению детей татарскому языку МАДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка» г.Альметьевска»;

Чайникова Наталья Николаевна - старший воспитатель МАДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка»г.Альметьевска».

1. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка

Образовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

Деятельность МАДОУ осуществляется на основе документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

4. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа разрабатывается и утверждается МАДОУ самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Росинка» организует воспитательно-образовательный процесс по приоритетным направлениям:

- познавательно-речевое,

- художественно-эстетическое,

-квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением речи,

- физическое.

Срок реализации Программы – 2 года (2014 -2016г.г.)


Цели и задачи реализации Программы

Образовательная программа – стратегия психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.



Ведущие цели программы: сохранение и укрепление здоровья детей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до­школьника.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на решение следующих задач:


  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от­ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само­стоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской де­ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита- тельно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образова- тельного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позво­ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об­разовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.


Принципы и подходы к формированию Программы

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:



  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

● защита детей от всех форм физического и психического насилия1;

● поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.


    1. Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен­ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь­ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образо­вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст­ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна­ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен­ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе­вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).



Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс­твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа­та своих действий.

  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, каран­даша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру­жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви­жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв­ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле- вых играх.

  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз­личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви­жениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа­ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня­тий, участников по совместной деятельности.

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв­ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп­росам.

  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни­тельские функции в совместной деятельности.

  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других ве­рований, их физических и психических особенностей.

  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор­мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распозна­вать различные ситуации и адекватно их оценивать.

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще­ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра­мотности.

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос­лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движе­ния и управлять ими.

  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот­ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо­пасного поведения и навыки личной гигиены.

  • Проявляет ответственность за начатое дело.

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытает­ся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пос­тупкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает на­чальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает эле­ментарными представлениями из области живой природы, естествозна­ния, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных ре­шений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель­ности.

  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто­ятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве­дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат­ральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра­ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра­зии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се­мейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, про­являет уважение к своему и противоположному полу.

  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри­нимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос­редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо­ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де­ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи­танников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:


  • аттестацию педагогических кадров;

  • оценку качества образования;

  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос­редством их включения в показатели качества выполнения задания;

  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор­ганизации.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду­альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не­обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об­следования в рамках объективного подхода были направлены на опре­деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ­альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши­роко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен­ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь­ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру­жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор­мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на­думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио­налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере­оценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега­тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис­ке ответа на тот или иной вопрос.

Педагогическая диагностика


Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной де­ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду­альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо­бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше­ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

  • игровой деятельности;

  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способ­ностей, познавательной активности);

  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос­ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

  • художественной деятельности;

  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис­ключительно для решения следующих образовательных задач:

    1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной кор­рекции особенностей его развития);

    2. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

  • Наименование разделов Стр. 1. Целевой раздел
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ ДОО
  • АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИ В Бондарева Светлана Анатольевна
  • Фасхутдинова Галлия Раифовна
  • 1. Целевой раздел Пояснительная записка
  • МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Росинка» организует воспитательно-образовательный процесс по приоритетным направлениям
  • Цели и задачи реализации Программы
  • Ведущие цели программы
  • Принципы и подходы к формированию Программы
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
  • Система оценки результатов освоения программы
  • Педагогическая диагностика