Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Повторение пунктуации простого и сложного предложений»




Скачать 63.93 Kb.
Дата26.06.2017
Размер63.93 Kb.
1. Иванова Леля Ивановна
2. Русский язык
3. 7 «А» класс
4. Тема: «Повторение пунктуации простого и сложного предложений».
5. Цели урока:

- повторение пунктуации простого и сложного предложений;

- развитие умения выражать свои мысли при усвоении нравственного понятия;

- воспитание сочувствия, сострадания, готовности помочь ближнему.


6. Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И.С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным материалом (портрет Тургенева, портрет Вревской, текст).
7. Ведущая технология: развивающая.
Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Буквенный диктант

Определите на слух вид предложения и кратко запишите: с/с, с/п, б/с и пр.

(Записываю на доске).

Читаю:


  1. Ценность жизни определяется тем, что человек оставил после себя.

  2. Радость, подаренная людям, становится твоей радостью.

  3. Человек может стать другом и братом другого человека, когда горе другого человека становится его горем.

  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

  5. Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть.

  6. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

  7. Люди, служившие другим, запоминаются надолго.

Проверка диктанта и оценка (3-4 человека).

Записывают:

  1. с/п.

  2. пр.

  3. с/п.

  4. с/с.

  5. б/с.

  6. с/п

  7. пр.



Работа с текстом.

Сегодня будем работать с текстом, стихотворением в прозе, написанным И.С. Тургеневым.

(Показ портрета Тургенева и сборника стихотворений в прозе Тургенева).



портрет Тургенева.doc

Оно посвящено Юлии Павловне Вревской. Кто же она, эта женщина?



Портрет Ю.Вревской.doc

Послушайте сообщение о Юлии Вревской.

Тургенев узнал о смерти Юлии Вревской из газет. Её смерть огорчила писателя. И в 1882 году в журнале «Вестник Европы» появляется стихотворение в прозе, которое называется «Памяти Ю.П. Вревской».

текст.doc

Запишите над текстом название стихотворения.

Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

Что больше всего, на ваш взгляд, поразило, удивило Тургенева в характере Ю. Вревской? Как об этом сказано в стихотворении?

Что значит «кроткое» сердце?

А «жажда жертвы»? Что это означает?

(Записываю на доске).

В чем она видела свое счастье? Как у Тургенева сказано об этом?

Какое художественное средство языка использует И.С. Тургенев?

Как вы оцениваете ее поступок?

(Запись на доске с выделением орфограмм и отд морфем).

Молода, красива.

Жизнь ей улыбалась (Мет.)

А она стала сестрой милосердия.

Почему?

«У нее было все. Высший свет ее знал. Об ней осведомлялись даже сановники (гос. деятели). Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились, 2-3-человека тайно и глубоко любили ее».



Кого напоминает вам Юлия Вревская из героев изученных произведений?

Сделайте морфологический разбор слова «милосердие».

Подберите синонимы к этому слову.

(Запись на доске и в тетрадях)

Какова участь Юлии Вревской? Как об этом сказано в стихотворении?
Что из себя представляет это предложение?

Какую роль выполняют однородные обстоятельства?

Зачитайте их.

Что из себя представляет второе предложение? Где нужна запятая?

Кто ухаживал за Юлией Вревской? Прочитайте.

Логовищ – Что означает слово?

Почему это слово И.С. Тургенев использует?

Расставьте знаки препинания, начертите схему.


Зачем нужны сложные предложения?

Зачитываю: «Страшные лишения терпят без ропота: живут в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях; да, велик русский солдат!» - так писала Юлия Вревская в своем дневнике. И солдаты проявляют милосердие. Душа их не зачерствела. Они-то и отдали последнюю дань своей сестре милосердия – предали ее земле.

Стихотворение «Памяти Ю. Вревской» Тургенев заканчивает следующими строками: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу».

Каким чувством проникнуто стихотворение и эти последние строки?

Вспомните героев художественных произведений, которые по духу близки Ю. Вревской, которые из любви, из сострадания помогали людям.

Сообщение о Юлии Вревской.

«О Юлии Вревской сохранились немногие биографические сведения. В семнадцать лет она вышла замуж за генерала Вревского, который в молодости общался с Лермонтовым, был знаком со ссыльными декабристами. Вскоре, в 1858 году, он погиб в бою на Кавказе. Тургенев познакомился с Вревской в 1873 году. Летом следующего года она приезжала в Спасское. Это посещение оставило глубокий след в душе Тургенева. Между ними завязалась переписка. Одна из тем их писем – начавшаяся на Балканах борьба славянских народов против турецкого ига. В 1877 году Вревская отправилась с другими сестрами милосердия на театр военных действий. Работая в тяжелых условиях в госпиталях, Вревская перевязывала, ассистировала при ампутациях, ухаживала за ранеными. В своем дневнике она писала: «Жалко видеть этих несчастных, поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота…да, велик русский солдат!». В январе 1878 года Вревская заболела сыпным тифом и умерла. Гроб ее несли раненые солдаты. Они же копали могилу. Тургенев писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо».

Записывают.

Читают про себя, а затем вслух.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!

Смирное, покорное, незлобное.

Самопожертвование.

(Записывают под текстом).

Помогать нуждающимся в помощи… Она не ведала другого счастья.

Метафору. (Вся она, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним).
Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради общего блага, благородный, героический, бескорыстный, милосердный.

(Запись в тетрадях).


Учащиеся отвечают. (Главное для нее – служение людям).

(Словарная работа: сановники).

Княгиню Трубецкую из поэмы Некрасова «Русские женщины». Она пожертвовала всем, чтобы поддержать мужа, разделить его участь.

Делают морфологический разбор слова на доске и в тетрадях.

Сострадание, сочувствие, жалость, доброта, человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость, гуманность, готовность помочь.

(Ученики читают первое предложение стихотворения. Расставляют знаки препинания).

Пр., осл. одн. обст. и прич. оборотом.

На грязи, на соломе, под навесом, в деревушке.

Усиливают впечатление. Ярче помогают представить картину, место, где умирала Ю. Вревская в одиночестве.

С/с.

Отвечают.



Больные солдаты поднимались с своих зараженных логовищ…

Логово – место обитания зверя.

Чтобы показать чудовищность условий больных тифом.

Чертят схему на доске и тетрадях.

какие? зачем?

[ - ,(за которыми - = ), = ], (чтобы = ).

Отвечают.

Преклонение, восхищение, удивление, благоговение (величайшее почтение).

Бунин «Лапти» - Дед Нефед;

М. Горький «Данко» - Данко;

Платонов «Юшка» - Юшка.


Творческое задание.

Напишите как вы понимаете, что такое сострадание, милосердие.

Чтение нескольких работ.



(Пишут).



Итог урока

Почему Тургенев назвал свое произведение стихотворением? Ведь это проза.

С каким нравственным понятием познакомились на уроке?

Что повторили?
Выставление оценок.

Домашнее задание.



Содержание текста, его эмоции поднимают его до уровня поэзии.
Милосердие

Пунктуацию простого и сложных предложений.



  • 6. Оборудование урока
  • 7. Ведущая технология
  • Работа с текстом.
  • Творческое задание.