Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Повесть о Петре и Февронии Муромских»




Скачать 51.15 Kb.
Дата30.06.2017
Размер51.15 Kb.
ТипУрок
Урок по литературе 7 класс.

Тема: «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

(История литературного памяника)

Интегрированный урок

Учитель: Федяева Т. И.,-

учитель русского языка и литературы,

отличник просвещения,

лауреат гранта Правительства Москвы 2007 г.

Знания на уроке: черты канонической литературы в «Поучении Владимира Мономаха»; канонические черты «Повести о Петре и Февронии Муромских» как житийного жанра.

Словарная работа: каноническая литература, художественная функция, повествование, рассуждение (типы речи), житийный жанр, духовный.

Оборудование урока: на доске репродукции икон «святых Бориса и Глеба», «Иверская Богоматерь», «Казанская Богоматерь», «Петр и Февронья», «Сергий Радонежский», икона «Николай Угодник», музей историко – литературного искусства в Больших Вяземах (залы «Древние книги», Поучение Владимира Мономаха»).

Фильм: «Храм С. Соровского».

Музыка: Песнопение иеромонаха Романа «Мир святой».

Записи на доске: эпиграф

…До конца

до тихого креста

пусть душа

Останется чиста.

(А. Рубцов)

Сведения о жанре: житие.

Я часто применяю на уроках, развивающее обучение, основанное на взаимодействии ученика и учителя, побуждающих учащихся к поиску знаний самостоятельно.

О мире древнерусской литературы рассказывает ученик (Сторож Иван). Он поведал о древних книгах, которые хранятся в монастыре (Оптина пустынь), сделал фотографии «Древние книги».

Филиппова Екатерина интересно познакомила одноклассников с житием Сергия Радонежского. Прокомментировала прекрасно иллюстрированную книгу «Сергий Радонежский».

Панков Дмитрий рассказал о Дмитрии Донском, о Донском монастыре, в котором слушал проповедь об И. Христе.

Подведены итоги полученной информации учащимися. Задаются вопросы:


  1. На каком языке написано «Поучение Владимира Мономаха?» (на древнерусском)

  2. Что такое житие. Кто святой? (Житие - это возвышенная, необыкновенная жизнь. Слово звучит торжественно святой (от греч. «агнос»; отсюда «агнография» - житийная литеатура.) Святость – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Дающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения)

  3. Можно ли назвать житие Терентьева Вл. (комический эффект).

  4. Обратим внимание на доску. Перед нами иконы святых мучеников Бориса и Глеба, «Сергий Радонежский», «Александр Невский», «Петр и Февронья…», «Николай Угодник», «Иверская Богоматерь», «Казанская Богоматерь». Вопросы:

Где мы обычно видим иконы?

В честь кого они пишутся, кого они прославляют?



  1. Ответы учащихся:

Иконы бывают в музее. Мы видели в музее в Больших Вяземах, должны быть в храмах, церкви, дома.

На иконах изображены святые. И житие бывает у святых.



  1. Учитель: Молодцы! Ответы правильные. А это надо запомнить.

Житие – особый жанр древнерусской литературы. Отличается от жанра сказки, сказания, былины, биографии тем, что описывает идеал жизни безупречной прежде всего в православном отношении.

Житие – духовный жанр, его цель прославлять святого. Обычно полное житие составляется для канонизации святого, т. е. для официального признания святости церковью. Решение о канонизации принимают церковные соборы. Иногда от смерти святого до его канонизации занимает много времени.



  1. Открывается доска. Это надо записать в тетрадь.

«Жизнеописание святого, канонизированного церковью, рассказ о его благочестивой жизни, подвигах, страданиях, написанное для прославления святого есть житие».

  1. Тема урока: «Повесть о Петре и Феврании Муромских».

  2. Учитель: «Ребята, герои этой повести являются святыми. Вот они. (смотрят на икону – репродукцию). Тогда почему не житие, а повесть?

Это надо запомнить.

Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание человека религиозно – нравственные понятия.

Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герой житийной литературы (повести ) в своей жизни во всем следуют Христу.

Постепенно вырабатывались правила повествования и изображения героя житийной повести.

Обычно жизнеописания начинались с указания происхождения героя, как правило, «благочестивых» родителей. В детстве герои отличались от сверстников, постепенно набираясь мудрости, вели успешную борьбу с бесовскими искушениями. Святой сам чувствуя и предсказывая свою кончину, его тело после смерти оставалось нетленным (мощи).


  1. Показываются кадры из фильма «С. Соровский» и звучит песнопение иеромонаха Романа «Мир святой».

  2. Читаем эпиграф.

Учитель: «Ребята, эпиграф нам помогает понять идею этой повести, «Повести о Петре и Февротии Муромских».

Читается повесть.

Начинает читать учитель (образец чтения), читают ученики. Заканчивает чтение учитель.


  1. Беседа по повести.

А) выдающееся произведение 15 века;

Б) герои исторические ( Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году);

В) сюжет повести построен на основе фльклора (народные легенды, связанные с именами Петра и Февронии, народных сказок – обозленном змее и мудрой деве);

Г) Житие было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

13. Итог урока.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является образцом житийного жанра древнерусской литературы. Эпиграф, взятый из стихотворения Н. Рубцова, подтверждает это. Это святые люди, с чистой, христианской душой.

Испытания героев утверждают земную любовь, семейные ценности, а не монашесий подвиг во имя Бога – таково идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».


  1. Д/з исследовательского характера по группам.

1гр. 1) Найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских» черты житийской литературы (аргументы отметить в тексте и зачитать).

2) Какие испытания преодолевают Петр и Феврония. (испытания связаны не с дьявольскими искушениями, ас коварством людей).

2гр. 1) Какие сказочные и религиозные мотивы прослеживаются в повести?

3гр. 1) Найти детали, отражающие крестьянский быт (рисунки с текстом).

4гр. 1) Княжеский быт того времени (рисунки с текстом).

5гр. 1) Необыкновенная мудрость крестьянской девушки? (подобрать пословицы, поговорки, утверждающие эти качества, данные Богом).

P. S. Учащиеся предложили праздновать День любви Петра и Февронии 20 марта (день смерти)

Литература:



  1. Граблина Н. В. – Духовный свет идеалов Древней Руси №8 Лит. в школе 2008;

  2. Мамокова В. Ф. – «Повесть о Петре Февронии Мромских» VII кл. № 9 лит. в шк. 2008;

  3. Д. С. Лихачев – «Древнерусская литература» М., Сов. Писатель, 1984;

  4. В. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы, Иркутск 2004;

  5. Г. И. Романова – «Величие семьи в повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»;

  6. Г. И. Романова – Художественная речь и речевое действие в повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»;

  7. В. А. Чалмаев - Откройте русскому человеку свет» В. Г. Распутин.