Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Понятие социальных проблем и их отражение в масс-медиа




Скачать 104.36 Kb.
Дата28.06.2017
Размер104.36 Kb.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МАСС-МЕДИА Зацепина И.А. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (ОГУ) г. ОРЕНБУРГ «Социальные проблемы» — довольно «молодой» научный термин. Впервые он появился в середине ХIХ в. в Европе. Понятие «социальная проблема» применяется в отношении очень большого числа разнообразных явлений, таких как преступность, бедность, расизм, перенаселенность и т.д. Это определение, которое способно охватить все социальные условия, классифицируемые как социальные проблемы1. Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов современного публичного дискурса. Заявив социальные приоритеты, выраженные в конкретных действиях, руководство страны сделало их постоянной составляющей «повестки дня» в масс – медиа, и социальная проблематика оказалась на передовых позициях. Демография, здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп – актуальные проблемы социальной сферы – составляют сегодня значительную часть телевизионного контента, заполняют как его новостную и аналитическую, так и развлекательную части, формируя при этом довольно пестрый и противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной политики, журналистские расследования, мозаику новостей, рекламу2. Функциональная специфика подобной тематики предполагает включенность в конкретное социальное бытование людей, в их деятельность, которая осуществляется параллельно информационному потоку. Являясь по определению важнейшим объектом журналистской деятельности социальная проблематика с присущими ей характеристиками – самостоятельность, целостность, функциональность – формирует определенные условия и подходы к освещению социальной направленности в масс – медиа. Телевидение является одним из основных источников получения людьми сведений о социальной сфере. Социальная направленность как объект, требующий целостного, функционального, конкретного и полного отражения предстает во фрагментах событий. В современной практике освещения социальной проблематики сформировалось следующими направлениями: информационное сопровождение действий; трэш ТВ – обращение к телесному, к потребностям; журналистика социального действия или журналистика реальных возможностей. Социальные медиа не просто отображают реальность, различные мнения, существующие в обществе, отношения между людьми и социальными группами, но и стремятся оказать на отображаемую действительность позитивное влияние. Присущие масс – медиа подходы и технологии, ориентированны на активизацию конструктивных сил общества для преодоления социальных проблем. Современные масс – медиа, имеющие гигантский охват аудитории, способны предоставлять обществу достаточно информации, которая поможет сориентироваться в новой реальности. Трактовка в телевизионном эфире проблем социальной сферы, ранее не слишком популярных в масс – медиа может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам. Специфика социальной проблематики как предмета отражения в масс – медиа привлекает внимание исследователей лишь последние годы. Неоднократно социальной сфере в средствах массовой информации было посвящено не мало работ, среди которых исследования как отечественных авторов (Бережная М.А., Иванян Р.Г., Фролова Т.И3), так и зарубежных (Боск Ч.Л., Киник К., Кругман Д., Камерон Г., Хилгартнер С., Фишман М4). В данных работах рассматривается накопленный опыт работы отечественных и зарубежных журналистов с социальной проблематикой. При этом эмпирической основой зачастую является освещение наиболее очевидных социальных аномалий (таких как преступность, беспризорность, наркомания). Социальная проблематика изучается как в тематическом, так и в коммуникативном, функциональном аспекте. В действительности предметный потенциал социальной сферы в масс – медиа огромен. Это и отдельные сегменты социальной сферы с их постоянно меняющейся актуальной проблематикой и становлением современных институтов, и общественная экспертиза новых законов, решений, и интересы разных социальных, национальных, возрастных, профессиональных групп, и неисчерпаемая проблематика отдельной человеческой личности; это различные уровни восприятия и обобщения. Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие5. Полноценная социальная сфера в масс – медиа включает в себя: отражение проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни; анализ любой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества; использование профессиональных ресурсов, формирующих своеобразие социальной журналистики; вовлечение в информационный обмен самих граждан. Традиционно общество разделяют на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Каждая из них специфична. Собственно социальная сфера определяет предметное своеобразие социальной журналистики, прежде всего ее тематические особенности: проблемы труда, образования, социальной защиты, межнациональных отношений, социальной инфраструктуры и т.д. Социальная направленность в масс – медиа обществу нужна, она будет развиваться и она не только не теряет своих позиций, а напротив, раскрывает свой творческий потенциал. Являясь по определению важнейшим объектом журналистской деятельности, социальная сфера с присущими ей характеристиками: относительной самостоятельностью; целостностью; функциональностью; инерционностью; персонифицированностью формирует определенные условия и подходы к освещению социальной направленности в масс – медиа. Социальная сфера, как объект, требующий целостного, функционального, конкретного и полного отражения, предстает во фрагментах событий, зрелищность и драматургия выступают в противоречивые отношения с документальностью, статус проблемы и ее судьба определяются не столько ее реальным существованием, сколько упоминанием о ней, знание о проблемах отождествляется с действиями в отношении их. Конструирование социальных проблем начинается с первичных утверждений требований. Медиа могут инициировать конструирование социальной проблемы, например, посредством журналистских расследований, но чаще всего они распространяют утверждения – требования активистов или кого-либо другого из выдвигающих первичные утверждения – требования. При этом медиа транслируют и трансформируют последние таким образом, чтобы они соответствовали канонам медиа – репрезентаций. В случае с прессой это означает представление утверждений – требований в качестве новостей; в случае с развлекательными медиа утверждения – требования, конструирующие проблему, становятся темами ток-шоу, сюжетами программ и т.д. ожидается, что новости должны быть сбалансированы, насыщены фактическим материалом и объективны6. Социальная сфера предоставляет немало информационных поводов для масс –медиа. В зависимости от того, насколько реализованной оказывается ее функциональная специфика, мы наблюдаем «объектный» и «предметный» принцип освещения. Объектный – предполагает отстраненное наблюдение за объектом, который остается при этом для публики «вещью в себе». Характерными показателями объектного отражения являются спорадичность, фрагментарность, односторонность сообщений, отсутствие реального адресата и целевой направленности. Предметный – характеризуется последовательностью, целостностью, всесторонностью, адресностью и целевой направленностью сообщений7. Человекоцентрический характер социальной сферы обусловливает персонифицированность материалов социальной направленности в масс – медиа и определяет ракурс социальной проблематики – интерес к человеку, его жизни, безопасности, здоровью, потребностям и правам. Проблемные материалы появляются в эфире с тем, чтобы впоследствии продемонстрировать, как ситуация преодолевается. На «проблемном» фоне формируется образ «героя нашего времени», преодолевающего проблемы – личные, коллективные, государственные. «Социалку» необходимо выводить на первые полосы газет и журналов. Один из способов подобрать подходящий формат, то есть «меру соответствия между тем, что мы делаем и потребностями нашей аудитории» пояснила Фролова Т.И. Она считает, что журналистские материалы по социальной тематике должны иметь «человеческое лицо»8. Фролова также назвала наиболее эффективные форматы социальной журналистики, сложившиеся за последнее время: происшествие – анализ проблемы, с которой столкнулся конкретный человек; среда – изображение сферы жизни, неизвестной обществу; человек – биографии, жизненные истории. Если к решению некой социальной проблемы по разным причинам не обращается ни власть, ни некоммерческие организации, ни граждане, на масс –медиа ложится ответственность поднять эту проблему и поддерживать ее в «горячем» состоянии, пока ее хотя бы не начнут решать. Перед масс – медиа не должна стоять задача оценить, что черное, а что белое. Задача медиа – разобраться, что происходит, и передать эту информацию социуму9. Масс – медиа не только должна критиковать социальные проблемы, но и предлагать технологии решения затрагиваемых проблем. Она должна осуществлять следующие особенности: давать полную информацию о состоянии социальной сферы – открывать новые темы и проблемы для обсуждения; осваивать новые жизненные реалии – помогать жить в новом мире; подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения – участвовать в формировании социальной политики; упорядочить общественные отношения – поддерживать равновесие интересов; давать нравственную оценку событиям10. Социальные СМИ отображают действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, дает возможность обменяться мнениями по различным поводам, особым образом участвуют в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни11. Исследователями определенны несколько подходов к определению феномена социальных масс – медиа: первый подход исходит из определения социальной журналистики как деятельности, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп, соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования и т.д.; второй подход связан с определением социальной журналистики как атрибута социальной политики, которую осуществляет государство, исходя из официально признанной идеологии и морали общества. Однако, опираясь на эти два подхода, под категорию социальные СМИ можно подвести практически все, кроме разве что курсов акций и рейтингов политиков, так как на самом деле нет масс – медиа социальных или несоциальных. Любые средства массовой информации социальны, если они помогают человеку осуществлять выбор своего жизненного проекта. Масс – медиа как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации. Сегодня социальные СМИ развиваются в двух направлениях: информируя, организовывая отдельные акции и помощь в конкретных ситуациях, будь то участие в судьбе социально беззащитного, обездоленного человека, или «полезная» для общественных организаций информация о проектной деятельности; пытаясь смягчить общественные настроения, установки и нравы посредством привнесения идей милосердия, сострадания12. Социальные медиа обществу нужны, они будут развиваться. В стабильном обществе они не только не теряют своих позиций, а напротив, раскрывают свой потенциал. Масс – медиа как важный ресурс социальной сферы способствует ориентации людей в многофакторной реальности. Список литературы Социальные проблемы: конструкционистское прочтение [Текст]: хрестоматия сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 275 с. Бережная, М.А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране М.А. Бережная Известия Уральского государственного университета, 2009. – № 12(62). - С. 167-17 Бережная, М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики [Текст] М.А. Бережная. - СПб.,2009; Бережная, М.А. Социальная тележурналистика [Текст] М.А. Бережная. - СПб., 2005; Иванян, Р.Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики Р.Г. Иванян Журналистика и социология 2004.- СПб., 2005; Фролова, Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ Т.И. Фролова Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. 1. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы [Текст]: хрестоматия Пер. с англ.; сост.И.Г. Ясавеев. Казань, 2000. Проблематика периодической печати [Текст]: учеб. пособие под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 112 с. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение [Текст]: хрестоматия сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 275 с. Деловой форум Российских СМИ «Качественная пресса России и перспективы ее развития» [Электронный ресурс] http:pressachel.runewsnew69.html Агентства социальной информации [Электронный ресурс] www.asi.org.ru Проблематика периодической печати [Текст]: учеб. пособие под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 112 с. Макашина, Г. «Социальная журналистика как новый тип журналисткой деятельности» [Электронный ресурс] http:www.infohome-altai.runode436 Чернега, О.П. Типологические особенности социальной журналистики, [Электронный ресурс] http:www.infohome-altai.runode436 1Социальные проблемы: конструкционистское прочтение [Текст]: хрестоматия сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 275 с. 2 Бережная, М.А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране М.А. Бережная Известия Уральского государственного университета, 2009. – № 12(62). - С. 167-172. 3 Бережная, М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики [Текст] М.А. Бережная. - СПб.,2009; Бережная, М.А. Социальная тележурналистика [Текст] М.А. Бережная. - СПб., 2005; Иванян, Р.Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики Р.Г. Иванян Журналистика и социология 2004.- СПб., 2005; Фролова, Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ Т.И. Фролова Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика . 2005. 1. 4 Средства массовой коммуникации и социальные проблемы [Текст]: хрестоматия Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань, 2000. 5 Проблематика периодической печати [Текст]: учеб. пособие под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 112 с. 6 Социальные проблемы: конструкционистское прочтение [Текст]: хрестоматия сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. - 275 с. 7 Бережная, М.А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране М.А. Бережная Известия Уральского государственного университета, 2009. – № 12(62). - С. 167-172. 8 Деловой форум Российских СМИ «Качественная пресса России и перспективы ее развития» [Электронный ресурс] http:pressachel.runewsnew69.html 9 Агентства социальной информации [Электронный ресурс] www.asi.org.ru 10Проблематика периодической печати [Текст]: учеб. пособие под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 112 с. 11 Макашина, Г. «Социальная журналистика как новый тип журналисткой деятельности» [Электронный ресурс] http:www.infohome-altai.runode436 12 Чернега, О.П. Типологические особенности социальной журналистики, [Электронный ресурс] http:www.infohome-altai.runode436

  • Предметный
  • Бережная, М.А.
  • Иванян, Р.Г.
  • Макашина, Г.