Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя Аид аль-Карни




страница1/21
Дата06.03.2017
Размер3.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя

Аид аль-Карни

Перевод Каримы (Екатерины) Сорокоумовой

Традиционные исламские формулы благопожелания в данной книге передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:

r да благословит его Аллах и приветствует صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

салля Ллаху ‘алейхи ва саллям

(после упоминания Пророка Мухаммада r);

d да будет доволен им Аллах رَضِي اَللهُ عَنْهُ

рады Аллаху ‘анху

(после упоминания сподвижников Пророка r).


Великая любовь


Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение благороднейшему из пророков и посланников нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Как снискать любовь Аллаха?

Как обрести довольство Аллаха?

Как быть истинным рабом Аллаха?

Важнейшее из требований ислама — быть любимым Всевышним, близким к Нему, входить в число тех, кого Он любит, Его приближённых. Поэтому Посланник r разделил приближённых Аллаха на две категории: умеренные и опередившие в благом.

Как передаёт Абу Хурайра, Посланник Аллаха r сообщил, что Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с Моими приближёнными! Самым любимым для Меня из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного [навафиль], пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить1, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если он обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его» [аль-Бухари].

Это хадис о приближённых Аллаха. Мусульманские учёные дали разъяснения к нему в своих трудах. Имам аш-Шаукани замечательно прокомментировал этот хадис в книге «Катар аль-вали фи шарх хадис аль-вали».

В хадисе Всевышний Аллах разделил Своих приближённых на две категории: умеренные и опередившие в благом.

Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах» (сура 35 «Творец», аят 32).

Ибн Таймийя сказал, что все они относятся к числу обитателей Рая.

И это радостная весть для нас, потому что мы — притеснившие самих себя2.

Масрук спросил ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Матушка, а кто такие опередившие в благих делах?»

Она ответила: «Опередившие в благих делах — это те, которые ушли вместе с Посланником r. А умеренные — это те, кто пришёл им на смену, или те, кто последовал за ними в благодеянии, и притеснившие самих себя, я и ты…»

В этих словах проявилась скромность ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).


Как снискать любовь Аллаха?


Лучший и самый действенный способ приблизиться к Аллаху — это Коран, потому что это Книга Аллаха, следовать которой велел Посланник Аллаха r.

Мусульманская община никогда не преуспеет, если не будет читать Коран и размышлять над его аятами. Стоит мусульманам оставить его и заменить чем-нибудь, как они по воле Всевышнего впадают в разногласия.

Абу Умама d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Стоит людям сойти с прямого пути, которого они придерживались до этого, как они впадают в разногласия» [Ахмад; ат-Тирмизи].

Отворачиваясь от Корана и Сунны, община приобретает взамен ничтожные ценности, принципы и учения. Их собрания становятся пустыми и бесполезными и не приносят им блага ни в этом мире, ни в мире вечном.

И если наша община будет черпать свою культуру не из Корана, это признак неразумности и недальновидности, и не видать ей славы. Изучающий жизнь наших праведных предшественников в лучшие века обнаруживает, что они активно взаимодействовали с Кораном и Сунной, и это было лучшее поколение в истории — поколение великих свершений, искренности и славы, поклонения Всевышнему, похвальной умеренности в пользовании мирскими благами и всецелого устремления к Всевышнему Аллаху.

И когда мы, за немногим исключением, отвернулись от Корана, наши сердца стали мёртвыми и мы лишились этого света, этого сияния, этого устремления к Всевышнему со всей искренностью.

Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику r: «…и читать Коран» (сура 27 «Муравьи», аят 92).

Задачей Посланника Аллаха r было читать Коран людям. Поэтому сначала он запретил им записывать хадисы, чтобы это занятие не отвлекало людей от изучения и заучивания Корана.

Если и есть у мусульман повод для гордости, то это могут быть их заслуги перед исламом, раннее принятие его, искреннее служение ему и возвышение свидетельства «нет божества, кроме Аллаха».

А тот, кто гордится своим происхождением, семьёй, к которой принадлежит, древностью рода или положением в обществе, влиянием или важной должностью, тот уподобляется в хвастовстве Фараону и ему подобным, и так будет до самого Судного дня.

Са‘д ибн Хишам ибн ‘Амир спросил ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) о нраве Посланника Аллаха r, и она ответила: «Его нравом был Коран» [Муслим; Ахмад; Абу Дауд].

Это наилучшее после Слов Всевышнего Аллаха описание Посланника Аллаха r. Он был подобен Корану, ходящему по земле. И, читая Коран, ты как будто читаешь его жизнь.

Всевышний Аллах сказал ему в Коране: «Воистину, ты — великого нрава» (сура 68 «Письменная трость», аят 4).

И Всевышний сказал ему: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Всевышний Аллах также сказал ему: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура 7 «Преграды», аят 199).

И Всевышний сказал о Своём Посланнике: «К вам пришёл Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (сура 9 «Покаяние», аят 128).

Посланник Аллаха r учил своих сподвижников жить с Кораном — учил так, что читая соответствующие хадисы, мусульманин чувствует, как его сердце тянется к Корану и преисполняется любовью к нему…

Сподвижник Абу Умама d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в Судный день он станет заступником для своих приверженцев» [Муслим].

‘Усман ибн Аффан d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Лучший из вас — тот, кто изучает Коран и обучает ему других» [аль-Бухари].

Клянусь Аллахом, это так! Лучший и самый достойный из нас — тот, кто живёт с Кораном.

Это критерии, ниспосланные Всевышним… Не критерии слепых материалистов, которые почитают человека соответственно его влиятельности, занимаемому посту или количеству сыновей!

Нет… Но «лучший из вас — тот, кто изучает Коран и обучает ему других».

Поэтому Посланник Аллаха r отводил каждому человеку место в соответствии со степенью его близости к Корану и с тем, как он читал Коран.

Анас ибн Малик d передаёт, что однажды Посланник Аллаха r собрался послать отряд для сражения на пути Аллаха. Он спросил воинов: «Кто из вас знает Коран наизусть?» Они промолчали. Тогда он спросил: «Кто-нибудь из вас знает что-нибудь из Корана?» Один человек ответил: «Я, о Посланник Аллаха». Он спросил: «Что же ты знаешь?» Тот человек ответил: «Я знаю суру “Корова”». Посланник Аллаха r сказал: «Иди. Ты — их предводитель» [ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Хузайма; Ибн Хиббан]3.

Это критерии ислама, критерии свидетельствующих, что нет божества, кроме Аллаха, и всецело устремлённых к Аллаху.

Ты знаешь наизусть суру «Корова»… Она хранится в твоей памяти… Ты живёшь с ней и поступаешь согласно ей… А значит, ты — командующий войском!

Другой сподвижник, Джабир d, передаёт, что Посланник Аллаха r в день битвы при Ухуде спрашивал об убитых, кто из них больше знал из Корана, и велел опускать его в могильную нишу первым [аль-Бухари; Абу Дауд; ат-Тирмизи].

Они не расставались с Кораном. Любой входящий в дом мухаджира или ансара видел подвешенный в доме список Корана.

Меч открывал земли… Коран открывает сердца.

Абу Муса d передаёт, что однажды ночью Посланник Аллаха r услышал, как он читает Коран. А у Абу Мусы был красивый голос, который проникал в самое сердце слушателя и не мог оставить его равнодушным. Посланник Аллаха r вышел, сел перед своей мечетью, возле которой находился дом Абу Мусы, и принялся слушать его чтение. А утром он сказал Абу Мусе: «Поистине, тебе дарована одна из свирелей семейства Дауда!» [аль-Бухари; Муслим].

Абу Муса спросил: «О Посланник Аллаха! Ты слушал моё чтение?» Посланник Аллаха r сказал: «Да, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я знал, что ты слушаешь, я постарался бы сделать своё чтение ещё более красивым!»

Он имел в виду, что постарался бы читать так, чтобы его чтение сильнее влияло на слушателей.

Весь Коран удивителен и прекрасен: «Скажи: “Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: ‹Воистину, мы слышали удивительный Коран›”» (сура 72 «Джинны», аят 1).

Один из толкователей Корана сказал: «Удивительно! Даже джинны чувствуют и замечают красоту Корана».

Поэтому они и сказали то, о чём упоминается в суре «Пески = аль-Ахкаф»: «Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали Коран. Когда они пришли к нему, они сказали: “Молчите и слушайте!” Когда же оно [чтение Корана] было окончено, они вернулись к своему народу, чтобы предостеречь его. Они сказали: “О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы [Моисея], подтверждающее то, что было до него. Оно направляет к истине и прямому пути. О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий”. А тот, кто не ответит проповеднику Аллаха, не спасется на земле, и не будет у него покровителей и помощников вместо Него. Такие находятся в очевидном заблуждении» (сура 46 «Пески», аяты 29–32).

‘Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, тот, кто не знает ничего из Корана, подобен полуразрушенному дому»4.

Подразумевается дом, в котором живут лишь вороны, змеи и скорпионы.

В сердце, в котором не живёт Коран, поселяются лицемерие, наущения Шайтана, скверные мысли, неподконтрольные разуму животные страсти, непристойные песни, нескромные взоры…

Посланник Аллаха r радовал своих сподвижников, сообщая им о почётном месте, которое они занимают, и об их близости к Корану.

Господином чтецов жителей Медины был Убайй ибн Ка‘б d.

Посланник Аллаха r сказал ему: «Поистине, Аллах повелел мне прочитать тебе суру “Ясное знамение”» [аль-Бухари; Муслим].

Аллах из-за семи небес назвал Убайя по имени, притом что он был всего лишь одним из сподвижников. Какая честь! Какой почёт!

Он спросил: «И Он назвал тебе моё имя?»

Посланник Аллаха r сказал: «Да, клянусь Тем, в чьей Длани душа моя».

И Убайй прослезился. После этого Посланник Аллаха r прочитал ему суру «Ясное знамение» [аль-Бухари].

Однажды Посланник Аллаха r решил проверить, насколько хорошо Убайй знает и понимает Коран, и спросил: «О Абу аль-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он сказал: «Аллаху и Его Посланнику известно об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха r снова спросил: «О Абу аль-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги Аллаха является величайшим?» Он ответил: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» После этого Пророк r хлопнул его рукой по груди и сказал: «Да будешь ты счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!»5 [Муслим].

Это — знание, в приобретении которого нужно состязаться, это — по-настоящему полезное знание!

Если говорить о самом Посланнике Аллаха r, то его отношение к Корану было вне всяких сомнений особым и он уделял Книге Аллаха огромное внимание.

Ибн Хатим в своём комментарии к суре «Покрывающее = аль-Гашийа» упоминает о том, что однажды ночью Посланник Аллаха r услышал, как одна старая женщина читает: «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения] (сура 88 «Покрывающее», аят 1).

Он прислонился головой к стене возле двери дома, а она всё повторяла этот аят, не зная, что он слышит её чтение: «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения] (сура 88 «Покрывающее», аят 1). При этом она плакала. И Посланник Аллаха r тоже заплакал и сказал: «Да дошёл… Да, дошёл…»

Сподвижники учились у Посланника Аллаха r и брали с него пример, видя, что он живёт Кораном, как будто видит его аяты перед собой.

Ибн Касир в книге «Аль-бидайа ва ан-нихайа = Начало и завершение» в биографии Умара ибн аль-Хаттаба d упоминает о том, что однажды он заболел из-за коранического аята, который потряс его до глубины души и сподвижники навещали его во время этой болезни. В некоторых версиях этой истории упоминается о том, что этим аятом были Слова Всевышнего: «Остановите их, и они будут спрошены: “Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?” О нет! Сегодня они будут покорны» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 24–26).

Итак…

Не может человек любить Аллаха6, не полюбив Коран.



Поэтому Ибн Мас‘уд d говорил: «Не спрашивайте себя, любите ли вы Аллаха, но спрашивайте, любите ли вы Коран, ибо поистине, любя Коран, вы любите Аллаха, и чем больше ваша любовь к Корану, тем больше ваша любовь к Аллаху».

Сподвижник Усайд ибн Худайр d передаёт, что однажды он стоял, читая суру «Корова = Бакара», как вдруг его привязанный конь начал рваться и беспокоиться. Усайду пришлось прервать молитву, потому что конь едва не наступил на маленького сына Усайда. Посмотрев вверх, Усайд увидел над своей головой тень. Он рассказал об этом Посланнику Аллаха r, и тот спросил: «Так ты видел её?» Он ответил: «Да». Посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя это ангелы спустились, чтобы послушать твоё чтение, и если бы ты продолжил читать, пока не рассвело, люди увидели бы их, и они не укрылись бы от них» [аль-Бухари; Муслим; Ахмад].

Есть несколько версий этого хадиса.

Мы же проводим наши ночи без Корана, в бесполезном бодрствовании, в пустых разговорах и спорах, достойных порицания, которые не приближают нас к Аллаху и не приносят нам пользы ни в этом мире, ни в мире вечном. Так мы лишаемся близости к Аллаху и всё больше отдаляемся от положения лучших из людей после пророков.

Мы проводим ночи в развлечениях и ослушании Аллаха, а они проводили ночи между чтением Корана и ночной молитвой.

Мало кто из нас проводит ночи так, как проводили их сподвижники, посвящавшие их Корану.

Ибн ‘Аббас рассказывает: «Однажды я ночевал у моей тётки Маймуны. Посланник Аллаха r пришёл после вечерней молитвы (‘иша), а я в это время уже лежал поперёк постели, положив голову на край подушки. Посланник Аллаха r спросил: “Мальчик уснул?”. (На самом деле Ибн ‘Аббас только притворялся спящим). Маймуна ответила: “Уснул”. Посланник Аллаха r подошёл к постели, помянул имя Аллаха, обратился к Нему с мольбой, лёг и уснул. И я услышал его громкое дыхание. Потом он проснулся и принялся протирать глаза после сна со словами: “Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: ‹Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне…›”(сура 3 «Семейство ‘Имрана, аяты 190–191). И он прочитал десять аятов».

После этого Посланник Аллаха r вышел из дома, а Ибн ‘Аббас приготовил для него воду и посуду для омовения и поставил всё это у двери.

Вернувшись, Посланник Аллаха r увидел приготовленную для него воду и спросил себя: «Кто же приготовил для меня эту воду?» А Ибн ‘Аббас запоминал слова, произнесённые этой ночью.

Затем Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, даруй ему понимание религии и научи его толкованию!»

Это был первый шаг Ибн ‘Аббаса в изучении религиозных наук.

После этого Посланник Аллаха r повернулся в сторону кыбли и сказал: «О Аллах, Тебе хвала, Ты — Распорядитель небес и земли и тех, кто обитает там, и Тебе хвала. Ты — Свет небес и земли и тех, кто обитает там, и Тебе хвала. Ты — Властелин небес, земли и тех, кто там обитает, и Тебе хвала. Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и слово Твоё — истина, и Рай — истина, и Огонь — истина, и пророки — истина, и Мухаммад — истина! О Аллах, Тебе я покоряюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры7 и к Тебе на суд обращаюсь, так прости же мне мои прошлые и будущие грехи, прости совершённое мной тайно и сделанное открыто!8» [аль-Бухари; Муслим].

Потом он встал и приступил к молитве, и Ибн ‘Аббас совершал молитву вместе с Посланником Аллаха r в эту длинную ночь [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r выстаивал ночи, читая Коран, так что молившиеся с ним еле удерживали себя от того, чтобы сесть.

Ибн Мас‘уд d рассказывает: «В одну из ночей, когда Посланник Аллаха r совершал молитву, я присоединился к нему, и он читал так долго, что мне даже захотелось совершить нечто скверное». Его спросили: «Что именно?» Он ответил: «Мне захотелось сесть и оставить его стоять в одиночестве!» [аль-Бухари; Муслим].

Хузайфа ибн аль-Яман d передаёт: «Однажды ночью я совершал молитву с Посланником Аллаха r, и он начал читать суру “Корова”. Я решил, что он прочитает сто аятов, а потом совершит поясной поклон. Однако он продолжил и начал читать суру “Женщины” (согласно порядку сур в списке Ибн Мас‘уда) и прочитал её полностью, и я подумал, что он совершит поясной поклон, когда дочитает её, однако он начал читать суру “Семейство ‘Имрана” и прочитал её полностью, и когда ему попадался аят восхваления, он восхвалял Аллаха, когда ему попадался аят о милости Аллаха, он просил у Него милости, а когда ему попадался аят о наказании, он испрашивал у Аллаха защиты от него» [Муслим; Ахмад].

Итак, первый способ приближения к Аллаху — это чтение Корана, жизнь под сенью Корана, размышление над прочитанными аятами, повторение Корана и следование в делах тому, к чему призывает Коран.

Второй способ приблизиться к Аллаху и снискать Его любовь — равнодушие к мирским благам и умеренность в пользовании ими.

Сахль ибн Са‘д d передаёт, что один человек пришёл к Посланнику Аллаха r и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне на дело, которое поможет мне обрести любовь Аллаха и любовь людей». Посланник Аллаха r сказал: «Отрекись от мирских благ, и полюбит тебя Аллах. И отрекись от того, что принадлежит людям, и полюбят тебя люди» [Ибн Маджа; аль-Хаким].

Можно ли представить себе более благородный способ приближения к Аллаху, чем изгнание любви к мирским благам из своего сердца?

А когда место любви к мирским благам в сердце верующего занимает любовь к Аллаху, Аллах начинает любить его.

Любовь Аллаха можно снискать, только будучи Его рабом, что предполагает смирение, подчинение и покорность Ему.

Поэтому Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику, подчёркивая почёт, оказанный ему посредством ночного путешествия (исра): «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса…» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 1).

И Он сказал о предостережении: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему, они столпились вокруг него»9 (сура 72 «Джинны», аят 19).

И Всевышний сказал о ниспослании аятов: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение [Коран], чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (сура 25 «Различение», аят 1).

Наши праведные предшественники отличались от нас тем, что они не были зависимы от мирских благ, и мир этот был в их руках, а не в их сердцах. Поэтому Всевышний Аллах любил их.

И Посланник Аллаха r предостерегал и их, и нас от любви к миру этому и поклонению ему, потому что среди людей есть такие, которые поклоняются деньгам, дорогим вещам, высоким постам…

Посланник Аллаха r сказал: «Несчастен раб динара и дирхема, катыфы10 и хамисы11, который остаётся довольным, если ему даруется это, а если нет, то и довольным он не бывает! Да будет он несчастным и да вернётся к нему болезнь! И если уколет его колючка, да не извлечёт он её!12» [аль-Бухари].

А почему?

Потому что он поклоняется собственным страстям и капризам: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания…» (сура 45 «Коленопреклонённая, аят 23).

Многие знают историю Мухаммада ибн Васи‘, известного своим равнодушием к мирским благам и похвальной умеренностью в пользовании ими. Он был в составе войска Кутайбы ибн Муслима, которое возвышало свидетельство «нет божества кроме Аллаха» на восточных границах исламского государства.

Однажды Кутайба решил испытать его на глазах у командующих и советников. Взяв в руки золото, размером с бычью голову, которое досталось войску в качестве военной добычи, Кутайба спросил их: «Как вы думаете, найдётся ли человек, который откажется принять это, если я предложу ему?» Они ответили: «Мы не думаем, что такой человек найдётся». Кутайба сказал: «Я покажу вам человека из общины Мухаммада r, для которого золото не отличается от земли. Позовите ко мне Мухаммада ибн Васи‘!» Когда воины пришли к Мухаммаду, чтобы привести его к Кутайбе, они застали его восхваляющим Аллаха и благодарящим Его за победу, которую Он даровал мусульманам.

Когда он пришёл, Кутайба дал ему золото.

И он взял его.

Кутайба растерялся, ибо был уверен, что Мухаммад откажется принять это золото.

Он изменился в лице, и все командующие и советники заметили это. Мухаммад ибн Васи‘ ушёл, а Кутайба велел кому-то из своих воинов проследить за ним, чтобы узнать, куда он пойдёт с этим золотом. При этом он сказал: «Господи, не дай мне разочароваться в нём!»

Пока Мухаммад нёс золото, к войску подошёл нищий, который стал просить подаяния у воинов. Увидев его, Мухаммад ибн Васи‘ отдал нищему всё это золото. Когда Кутайбе рассказали об этом, он сказал окружавшим его соратникам: «Разве я не говорил вам, что в общине Мухаммада r есть человек, для которого золото подобно земле?»

Это и есть равнодушие к мирским благам.

Я часто привожу эту историю, потому что она поучительная. Повторение в проповедях, наставлениях, уроках и воспитании очень полезно и способствует возвращению людей к религии Аллаха. Потому что среди людей есть настоящие рабы мира этого, и это рабство мешает им посещать собрания, на которых передаются религиозные знания и ведётся призыв к религии Аллаха, и они не находят времени для поминания Аллаха и чтения Корана, потому что мир этот удерживает их...

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «Однажды Посланник Аллаха r взял меня за плечо и сказал: “Будь в этом мире словно чужестранец или путник”» [аль-Бухари].

Ибн ‘Умар был одним из самых равнодушных к мирским благам сподвижников. Он даже отказался становиться халифом, несмотря на то, что был достоин этого высокого и ответственного поста и все люди были согласны с его назначением. Он последовал совету Посланника Аллаха r и жил в этом мире, словно чужестранец или путник, который вскоре оставит мир этот и его украшения.

Освободиться от мирский зависимости — значит брать от мира этого лишь то, что приносит тебе пользу, и не занимать себя им и мыслями о нём. Мир этот должен быть твоим помощником в покорности Аллаху, и только.

Некоторые люди понимают умеренность в пользовании мирскими благами как отречение от мира.

Это неправильно.

А некоторые считают, что подразумевается только отказ — по возможности — от запретного. Такое определение приписывают имаму Ахмаду. Однако если исходить из такого понимания, то почти всех верующих можно назвать равнодушными к мирским благам и достигшими независимости от мира этого…

Ибн Таймийя сказал о равнодушии к мирским благам: «Это оставление того, что не приносит тебе пользы в мире вечном».

Если же говорить о том, что приносит тебе такую пользу, то отказ от этого не является похвальной умеренностью в отношении к мирским благам.

Третья причина, помогающая снискать любовь Всевышнего Аллаха, — выстаивание ночной молитвы.

Если говорить о дне сегодняшнем, то лишь немногие из нас посвящают ночи поклонению Всевышнему.

А Всевышний Аллах сказал о Своих рабах: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 17–18).

И Всевышний Аллах сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 32 «Земной поклон», аят 16).

И Всевышний Аллах сказал о верующих из числа людей Писания: «Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 113).

Аллах похвалил их за то, что они читают Коран по ночам.

Посланник Аллаха r побуждал верующих посвящать ночи поклонению.

Верующему записывается выстаивание ночи, даже если он совершил только два рак‘ата молитвы за 15–30 минут до наступления времени утренней молитвы, чтобы стать одним из поминающих Аллаха в это время.

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Наш Всевышний Господь нисходит каждую ночь в последнюю её треть к нижнему небу и говорит: “Кто станет просить Меня о чём-либо, чтобы Я даровал ему это? Кто станет просить у Меня прощения, чтобы Я простил ему? Кто станет взывать ко Мне, чтобы Я ответил ему?”» [аль-Бухари; Муслим].

Всевышний Аллах нисходит так, как это приличествует Ему, и мы не пытаемся представить себе это нисхождение или описать его и не сравниваем его ни с чем и не отрицаем его.

Как-то, о обращаясь к ‘Абдуллаху ибн ‘Амру, Посланник Аллаха r сказал: «О ‘Абдуллах! Не уподобляйся такому-то, который сначала молился по ночам, а потом перестал!» [аль-Бухари; Муслим].

Также известна история ‘Абдуллаха ибн ‘Умара: «Во времена Посланник Аллаха r люди видели сны, а после утренней молитвы Посланник Аллаха r поворачивался к нам и спрашивал: “Кто-нибудь из вас видел сон?” А я спал в мечети. И однажды я увидел во сне двух человек. Они подошли ко мне, и один взял меня за правую руку, а второй — за левую. Они повели меня куда-то, и я увидел подобие засыпанного колодца, из которого торчали два рога, и в каждом из них находились подвергаемые мучениям люди. Эти два человека сказали мне: “Не бойся… Не бойся…”. Они снова взяли меня за руки, и я сел вместе с ними, а потом они дали мне кусок шёлка, и куда бы я ни указал им, он переносил меня в зелёный сад».

Утром он хотел рассказать свой сон Посланнику Аллаха r, однако постеснялся своего юного возраста и рассказал о том, что видел, своей сестре Хафсе, а она пересказала эту историю Посланнику Аллаха r. Он улыбнулся и сказал: «‘Абдуллах — прекрасный раб Аллаха, вот только было бы хорошо, если бы он молился по ночам» [аль-Бухари; Муслим].

Нафи‘, его вольноотпущенник, говорил: «И после этого Ибн ‘Умар d почти не спал по ночам».

А отправляясь в путешествие, он совершал ночную молитву, а потом спрашивал: «О Нафи‘, рассвет уже наступил?», и если тот отвечал: «Нет», продолжал молиться, а если Ибн ‘Умар отвечал: «Да», то он совершал один рак‘ат витра, после чего готовился совершить утреннюю молитву.

Учёные перечислили действия, которые помогают верующему совершать ночное поклонение. Ниже упомянуты некоторые из них.

1. Избегание грехов днём. Один человек сказал аль-Хасану аль-Басри: «О Абу Са‘ид! Я не могу молиться по ночам!» Тот сказал в ответ: «Удерживают тебя грехи твои, клянусь Господом Каабы!»

2. Поминание Аллаха перед сном, которому научил Посланник Аллаха r ‘Али ибн Абу Талиба и Фатыму: произнесение слов «СубханаЛлах» 33 раза, «Аль-хамду лиЛлях» 33 раза и «Аллаху Акбар» 34 раза.

3. Ранний отход ко сну. В наше время многие ложатся поздно, но бодрствование своё они посвящают — увы! — не тому, что может помочь им снискать довольство Аллаха, а как раз наоборот…

Как будет выстаивать ночную молитву тот, кто не спит до полуночи и даже до часу ночи?

Наши праведные предшественники посвящали это время молитве…

4. Короткий отдых в полдень. Он помогает верующему сохранить силы для ночного поклонения.

Ночная молитва — сунна избранного Пророка r и символ ислама и отказываясь от следования этой сунне, мы теряем силу нашей веры и упускаем возможность подумать о своих деяниях в тишине и спокойствии, дабы строго спросить с души своей за всё, и лишаем себя бесценной возможности устремиться к Всевышнему Аллаху всем сердцем.

Четвёртая причина, помогающая снискать любовь Всевышнего Аллаха — размышление над аятами Его Книги: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 190–191).

На что бы ты ни посмотрел, всё свидетельствует о существовании Аллаха.

Во всём, что существует, Его знамение,

Указывающее на то, что Он — Единственный.

Удивительно: как же ослушиваются Бога?

И как же отрицают Его существование?

В каждом движении, в каждом взоре, в каждом дереве, в каждом цветке, в каждой горе — во всём сущем знамения Аллаха.

Сколько таких знамений, а мы проходим мимо и не замечаем их! Исключение составляют лишь те, кому Аллах помог, побудив к размышлению: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (сура 88 «Покрывающее», аяты 17–20).

Размышления активно побуждают нас к поклонению Аллаху. Это поклонение праведных, которые размышляют о ясных знамениях, о творениях Всевышнего, о чудесных созданиях Господа миров, и следствиями этих размышлений становятся вера и убеждённость.

Было бы прекрасно, если бы в своих поездках и путешествиях мы размышляли о знамениях Всевышнего, если бы человек не просто проходил мимо дерева, а слышал в шелесте его ветвей: «Нет божества, кроме Аллаха»…

Эти размышления помогают нам полюбить Господа, Который сотворил для нас много всего и даровал нам знамения, дабы они служили для нас назиданием и дабы мы извлекали для себя урок из того, что видим, и приближались к Нему.

Ты лекаря спроси, что при смерти лежит:

«Способен ты сейчас спасти себя?»

Тому, кто исцелился чудом, ты скажи:

«Врачи отчаялись… Кто ж вылечил тебя?»

Спроси пчелу: «О ты, летящая в полях!

Кто повелел тебе готовить сладкий мёд?»

Змею спроси, что источает яд:

«Кто этот яд тебе с рождения даёт?

И как ты до сих пор не умерла?

Наполнена смертельным ядом пасть…»

Хвала Аллаху, Одному Ему хвала!

А Всевышний Аллах знает обо всём лучше. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада и его семью и сподвижников!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

  • Великая любовь
  • Как снискать любовь Аллаха