Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Политическая философия Джефферсона содержани е




Скачать 175.2 Kb.
Дата21.07.2017
Размер175.2 Kb.


Политическая философия Джефферсона

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение 3

Политическая философия Т.Джефферсона 4

Заключение 15

Список источников: 17




Введение


Как независимое государство США появилось в результате войны английских колонистов против метрополии (1775-1783 годы).

Вновь созданный Конгресс объявил, что колонисты обладают естественными правами на жизнь, свободу и собственность. «Права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов».

Большое значение на формирование политической и правовой мысли в колониях оказали учения Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.

Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон.

Джефферсон стал наиболее видным представителем демократических сил, внесших решающий вклад в победоносный исход Войны за независимость. Его идеи были особенно близки широким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 года, сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов.

С зарождением первых политических партий Джефферсон стал признанным лидером демократических республиканцев. В 1797-1801 годах он был вице-президентом США, а в 1800 году Джефферсон и его партия одержали триумфальную победу на президентских выборах.

Став президентом, Джефферсон призвал к национальному единству, достижению партийного согласия ради блага страны. Фраза Джефферсона «все мы республиканцы, все мы федералисты» стала хрестоматийной, а ее автор одним из основоположников двухпартийной системы.

Рассмотрим в данной работе особенности политической философии Т.Джефферсона.

Политическая философия Т.Джефферсона

«Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем



делам, которые я совершил для других, а не по

тем делам, что другие совершали ради меня»

Т.Джефферсон

Томас Джефферсон родился 13 апреля 1743 года в Шедуелле, на плантации своего отца. После колледжа изучал право, в 1767 году был допущен к юридической практике. С 1768 по 1775 год Джефферсон избирался депутатом Законодательного собрания Виргинии.

Будучи членом виргинской палаты представителей, Томас Джефферсон обосновал в сенсационной анонимной листовке «Общий обзор прав Британской Америки» исконные права английских колонистов на самоуправление в Северной Америке внутри империи.

Томас Джефферсон, подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности.

Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785), самое известное его произведение – Декларация независимости США. Декларация независимости 13 штатов была принята 4 июля 1776 года в связи с про­должавшейся Войной за независимость. Текст Декларации незави­симости составлен Т.Джефферсоном, тогда еще молодым и талантливым пуб­лицистом и политиком из Виргинии, и просмотрен Б.Франклином и Дж.Адамсом.

Он успешно прошел многие ступени политической карьеры от практикующего юриста и милицейского чиновника графства до губернатора штата, а затем и президента страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.

По происхождению Джефферсон – сын провинциального плантатора. В 1752 году Джефферсон стал обучаться в местной начальной школе у шотландского священника Уильяма Дугласа и начал изучать латинский, древнегреческий и французский языки. В 1757 году умер отец Джефферсона, от которого Томас унаследовал около 5000 акров земли и несколько десятков рабов. Впоследствии на этой земле был построен Монтичелло.

В 1758-1760 годах Джефферсон учился в школе священника Джеймса Мори. Она находилась в Гордонсвилле, в 12 милях (19 км) от Шедвелла, где вырос Джефферсон, поэтому Томас жил в семье Мори. Там он получил классическое образование, изучив основы истории и наук, и в 1760 году поступил в колледж Уильяма и Мэри в Вильямсбурге, закончив его в 1762 году с высшими возможными оценками. Выбрав философское отделение, он учился математике, метафизике и философии у профессора Уильяма Смолла, который впервые познакомил юного и любознательного Джефферсона с трудами британских ученых-эмпиристов, в том числе Исаака Ньютона, Джона Локка и Френсиса Бекона, которых Джефферсон впоследствии называл «тремя величайшими людьми, когда-либо существовавшими в истории». В то же время Джефферсон выучился свободно говорить по-французски, полюбил читать Тацита и Гомера, а изучение древнегреческого так его захватило, что грамматику языка он всюду носил с собой. Кроме этого, он стал учиться игре на скрипке. Учился Джефферсон очень добросовестно, иногда, по свидетельству очевидцев, занимаясь по пятнадцать часов в день, и живо интересовался всеми предметами. В это же время он состоял в тайной студенческой организации «Клуб плоской шляпы». Джефферсон часто бывал на вечерах в доме губернатора Вирджинии Френсиса Фокьера, где он часто играл на скрипке и получил первые познания о винах, которые впоследствии собирал. В 1762 году Джефферсон закончил колледж с максимальными баллами и, изучив право у Джорджа Вита, получил в 1767 году право заниматься адвокатской деятельностью.

Продолжая заниматься адвокатской деятельностью, Джефферсон в 1769 году был избран от графства Эльбермарл в Палату представителей Виргинии англ. Virginia House of Burgesses.

После принятия парламентом Великобритании в 1774 году так называемых Невыносимых актов, включавших в себя ограничение самоуправления колоний и монополию на чай, написал много статей и резолюций против них, которые были объединены в книгу «Общий обзор прав человека в Британской Америке» (англ. A Summary View of the Rights of British America), ставшую первой напечатанной работой Джефферсона. В этой работе, опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение к английскому королю, молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Джефферсон утверждал что колонисты имеют право на самоуправление, а английский парламент имеет полномочия только на территории Великобритании, а не на территории колоний. Это работа принесла Джефферсону популярность – его окрестили как одного из думающих и патриотических политиков.

Характерно, что обращение к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Существенно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа».

Джефферсон писал: «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными врожденными и неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»1.

В 1775 году Джефферсона избрали во Второй Континентальный конгресс. В 1776 году конгресс рассматривал резолюцию о провозглашении независимости, в следствии, был создан комитет по подготовке Декларации, в него входили: Роджер Шерман, Бенджамин Франклин, Джон Адамс, Роберт Р.Ливингстон и глава комитета Томас Джефферсон.

Джефферсон был хорошо известен как писатель. Кроме этого, никто из членов комитета не считал особенно важным написание Декларации.

Консультируясь с остальными членами комитета, Джефферсон написал первый вариант декларации, использую как образцы, в частности, написаную Джорджем Мейсоном Декларацию прав человека Виргинии, присланные государственными чиновниками и населением проекты и собственный проект Конституции Виргинии.

После внесения некоторых изменений Комитетом проект был представлен в Конгресс 28 июня 1776.

2 июля 1776 года, Конгресс проголосовал за независимость, после чего подал на рассмотрение Декларацию независимости предоставленную Джефферсоном. После двухдневного рассмотрения из Декларации убрали 1/4 текста, в основном касающегося критики рабства и работорговли. Несмотря на то, что Томас был рабовладельцем, он был противником рабства. Последний вариант Декларации независимости был утвержден 4 июля 1776 года.

В сентябре того же года Джефферсон возвращается в Вирджинию, где его избирают в Палату делегатов Вирджинии, где пытался обновить и реформировать систему законов штата, чтобы привести ее в соответствие со стандартами демократического государства. За три года он составил 126 законопроектов, в том числе об отмене права первородства, о свободе вероисповедания и об упорядочении судебной системы. Кроме того, в 1778 году по инициативе Джефферсона был принят закон о запрете ввоза новых рабов в Вирджинию.

В 1779 году Джефферсон становится губернатором штата Вирджиния, а спустя год, он инициирует перенос столицы из Уильямсбурга в Ричмонд.

Джефферсон продолжал проводить реформы в Колледже Уильяма и Мэри. В 1779 году по просьбе Джефферсона колледж пригласил Джорджа Вита, учителя Джефферсона, на должность прфессора права, первую среди всех университетов страны. Тем не менее, недовольный темпами реформ, Джефферсон впоследстии стал основателем Университета Вирджинии, где высшее образование было впервые полностью отделено от религиозного.

Заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия очень значительны – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского общества, опекуном университета, построенного в штате Виргиния по его собственному архитектурному проекту2.

Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

Джефферсон стал автором законопроектов, предлагавших «трехступенчатую систему образования», в которой «третья, завершающая ступень предназначалась для преподавания наук в целом и их углубленного изучения». Именно по предписанию Т.Джефферсона в Колледже Уильяма и Мери была создана первая кафедра права, реорганизован учебный план с намерением ввести как можно больше «практических и публично значимых» курсов и бороться с суевериями. На заре революции колониальные колледжи принимали 750 студентов, причем более трех четвертей из них приходилось на четыре старейших колледжа. Главными тенденциями революционной эпохи стало увеличение числа колледжей и студентов, а также секуляризация высшего образования, которое создавалось преимущественно как конфессиональное в предшествующий период3.

За то время, когда Джефферсон был губернатором Вирджинии, она дважды подвергалась атакам британских войск. В июне 1781 году Джефферсон, Патрик Генри и другие руководители штата были захвачены в плен кавалерийской колонной англичан под командованием Банастра Терльтона, и им едва удалось бежать. Впрочем, Джефферсон незамедлительно ушел в отставку. Общество было недовольно медленным темпом выполнения его предвыборных обещаний, и Томас Джефферсон больше никогда не избирался на какие-либо государственные посты в Вирджинии.

В «Заметках о штате Вирджиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя».

Он писал, что «английская конституция опирается на честность палаты общин и мудрость палаты лордов»4.

Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.

Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу нашего народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Атлантического океана и останется одинаковой под влиянием одних и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами».

Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.

Одна из магистральных тем для Джефферсона – обоснование естественных и гражданских прав. После написания Декларации независимости, где он не без колебаний отказался от триады естественных прав Дж.Локка «жизнь, свобода, собственность» в пользу триады «право на жизнь, свободу, стремление к счастью», он неоднократно обращается к этой теме и уже после принятия федеральной Конституции пишет специальное письмо к Дж.Мэдисону с предложением дополнить Конституцию перечнем прав и свобод, где практически предрешает основной перечень Билля о правах 1791 года и где уже надежно фиксируется локковская триада прав человека (поправка V).

Впоследствии он обосновывает или уточняет свое понимание других естественных прав. Так, он считает неосновательной восходящую к Т.Гоббсу и Дж.Локку идею том, что, вступая в общество, мы якобы отказываемся от каких-либо естественных прав.

Право на собственность основано на природных потребностях людей и на средствах, с помощью которых они наделены способностью удовлетворять свои нужды.

В первом разделе Декларации независимости было записано следую­щее: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъемлемыми правами, которых после их узаконения обществом они не могут, путем какого бы то ни было соглашения, лишать свое потомство: а именно права пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуще­ством и права добиваться и обретать счастье и безопасность». Тема обретения счастья восходит по своим идейным истокам к древнегреческим политическим философам, тема права на собствен­ность – к периоду второй Английской революции и к формуле неотъемлемых прав Дж.Локка – «право на жизнь, свободу и иму­щество» (как и три атрибута неотъемлемого достояния человека, его собственности в широком смысле слова).

Таким образом, можно понять своеобразие позиции Джефферсона – он не включал право собственности в число неотъемлемых и прирож­денных прав. В ответ на обвинение в плагиате у Дж.Локка Джефферсон заявил, что помимо Локка он перечитывал также античных авторов. Несколько позднее он станет советовать Лафайету не включать право на собственность в качестве естественного права человека в текст Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

С 1785-го по 1789 год Джефферсон занимает должность посла во Франции, которая активно помогала американским повстанцам, где жил на Елисейских полях и был популярен в свете. Задачей Джефферсона была координация и дальнейшее развитие отношений между двумя странами. По этой причине Джефферсон в 1787 году не мог участвовать в принятии Конституции США, однако в целом поддержал ее, несмотря на отсутствие статей, затем вошедших в Билль о правах. Переписка Джефферсона велась через разработчика конституции, друга и соратника Томаса Джеймса Медисона.

Вернувшись из Парижа, его назначают государственным секретарем в кабинете президента США Джорджа Вашингтона. На этом посту у него начались серьезные противоречия с секретарем казначейства США Александром Гамильтоном по налоговой политике, и особенно по способу погашения военных задолженностей страны. В то время, как Гамильтон считал, что выплаты по долгам должны быть равно распределены по бюджетам каждого штата, Джефферсон поддерживал принцип выплаты каждым штатом своих собственных задолженностей (главным образом потому, что его родной штат Вирджиния практически не имел долгов). В дальнейшем конфликт привел к тому, что Гамильтон и его партия федералистов стали отождествляться Джефферсоном с монархистами и консерваторами, стремящимися подорвать устои республики. Джефферсон неоднократно заявлял, что федерализм равнозначен роялизму.

В 1793 году между Францией, где произошла революция, и Великорбританией началась война. Джефферсон решительно поддержал Францию, но согласился с президентом Джорджем Вашингтоном, что США не должны вмешиваться в европейские дела, и препятствовал попыткам посла Франции Эдмона-Шарля Жене втянуть США в войну, апеллируя к Конгрессу и общественному мнению.

Должность государственного секретаря Джефферсон занимал вплоть до 1793 года, после чего ушел в отставку и вернулся в Монтичелло, продолжая заниматься изысканиями.

По мнению Джефферсона, каждый человек и любая общность людей имеют право на самоуправление, которое они получают из рук природы.

Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять государственной власти, поскольку все государственные власти всегда стремятся их нарушать. Это право мыслить и передавать свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность.

Особенно оригинальна его формулировка права на свободный обмен мнениями и информацией: «Право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе их общих интересов, как общественных, так и личных, независимо от юрисдикции, под которую эти их общие интересы подпадают... это естественное право и отнюдь не дар какого-либо местного закона».

По мнению Джефферсона, конституция не должна тормозить общественное развитие. Он писал: «Есть люди, которые смотрят на конституции со священным благоговением и считают их подобием ковчега священного завета – слишком большой святыней, чтобы к ним можно было прикасаться. Они приписывают людям предшествующих времен мудрость, превышающую человеческую, и полагают, что все ими созданное уже не может быть как-либо исправлено или дополнено... Я, разумеется, отнюдь не сторонник частых и неоправданных опытом изменений в законах и конституциях. Я полагаю, что лучше терпеть сравнительно малые их несовершенства. Но я также знаю, что законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума... По мере того, как совершаются новые открытия, как открываются новые институты, а обычаи и мнения меняются с изменением обстоятельств, должны развиваться также и институты государства и общества, они также должны идти в ногу со временем»5. Джефферсон остается рыцарем естественных прав до конца дней своих. «Нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме врожденных и. неотъемлемых прав человека».

В 1793 году Джефферсоном была основана республиканская партия. Это был период конфронтации с федералистами. Партия выступала в защиту прав штатов и республиканско-демократических традиций. Главную поддержку она находила у фермеров, мелких бизнесменов и жителей небольших городов.

Большую роль в оформлении и деятельнос­ти этой партии сыграли виргинцы – сам Джефферсон, затем Дж.Мэдисон, ставший президентом в 1809-1817 гг., а позднее президен­ты Монро и Дж.Адамс-младший6.

На выборах президента 1796 года Джефферсон выдвинул свою кандидатуру, но в упорной борьбе уступил федералисту Джону Адамсу.

На выборах 1800 года Джефферсон был избран президентом Соединенных Штатов. Будучи президентом, он стремился усилить роль сельского хозяйства в экономике, а также поддерживал демократизацию власти. Он отменил налог на мелких производителей виски, провел значительное сокращение армии и флота США (поскольку на их содержание требовались большие затраты).

Несмотря на то, что Джефферсон имел право заменить большинство правительственных чиновников на своих однопартийцев, он заменил только кабинет и судей.

В годы правления Джефферсона была осуществлена покупка Луизианы (подробно в разделе Истории – Луизианская покупка).

Выборы 1804 года проходили по другому закону. Теперь выборщики отдавали один голос за кандидата в президенты, а другой за кандидата в вице-президенты. Джефферсон уверенно победил набрав 162 голоса против 16 у оппонента Чарльза Пинкни.

В 1807 году Джефферсон поддержал предложение о запрете работорговли, вследствие чего был резко осужден южанами. В 1808 году было принято компромиссное решение, запрещающее работорговлю на федеральном уровне, но обязывало правительство распоряжаться контрабандными рабами по законам данного штата. Это привело к уменьшению объемов работорговли.

Республиканские принципы организации и деятельности государства, по мнению Джефферсона, должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам).

Полемизируя с Д.Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

4 июля 1826 года Томас Джефферсон умер. Как и его предшественник на президентском посту Джон Адамс, он умер в день пятидесятилетия провозглашения независимости.

Память о Джефферсоне увековечена в мемориале, открытом в Вашингтоне к 200-летию со дня его рождения. Внутри этого увенчанного куполом сооружения с колоннами, выстроенного в излюбленном им классическом стиле, высится почти шестиметровая статуя Джефферсона, а стены украшены самыми известными его изречениями.


Заключение


Томас Джефферсон – видный деятель Первой американской буржуазной революции, автор Декларации независимости (1776), третий президент США в 1801-1809 годах, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) и экспедиция Льюиса и Кларка (1804-1806).

Юрист по образованию, в 1767 году был допущен к юридической практике. В 1769-75 годах был избран в законодательное собрание Виргинии.

В 1774 году Джефферсон выпустил памфлет «Общий обзор прав человека в Британской Америке», который стал его пропуском в первые ряды американских патриотов.

Джефферсон является автором Декларации независимости, которая обессмертила его имя.

Томас Джефферсон, подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности.

В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.

Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия – он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы, президентом американского философского общества, опекуном университета, построенного в штате Виргиния.

Уже в первой своей значительной работе молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы».

В «Заметках о штате Вирджиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя».

Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.

Одна из магистральных тем для Джефферсона – обоснование естественных и гражданских прав. По мнению Джефферсона, каждый человек и любая общность людей имеют право на самоуправление, которое они получают из рук природы. Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять государственной власти, поскольку все государственные власти всегда стремятся их нарушать. Это право мыслить и передавать свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность.

В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.


Список источников:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004.

2. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. – М.: 1997.

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

4. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния/Сост. и общая редакция А.А.Фурсенко. – Л.: Наука, 1990.

5. Джефферсон Т. О демократии. – СПб.: 1992.

6. Заметки о штате Вирджиния//Поли­тическая философия Томаса Джефферсона. – М.: 1996.

7. История государства и права зарубежных стран/Под общ. ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. Ч.2. – М.: Издательская группа НОРМА Москва, 1999.

8. История политических и правовых учений/Под ред. Лейста О.Э. – М.: Зерцало, 2006.

9. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.

10. Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений: Учебник. – СПб.: 2007.

11. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: 2004.

12. Мишин А.А. Государственное право США. – М.: 1986.

13. США. Конституция и законодательные акты/Под ред. О.А.Жидкова. – М.: 1993.



1 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния/Сост. и общая редакция А.А.Фурсенко. – Л.: 1990. – С.34.

2 История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С.486.

3 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. – Л.: Наука, 1990. – С.54.

4 Заметки о штате Вирджиния//Поли­тическая философия Томаса Джефферсона. – М.: 1996. – С.221.

5 Джефферсон Т. О демократии. – СПб.: 1992. – С.120.

6 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С.571.


  • Введение
  • Политическая философия Т.Джефферсона
  • Заключение
  • Список источников