Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Погружение как метод обучения Основные особенности: Метод погружения предусматривает глубокое




Скачать 212.4 Kb.
Дата06.07.2017
Размер212.4 Kb.
Технология использования метода погружения в изучении отдельных предметов в общеобразовательной школе.

  1. Погружение - как метод обучения

Основные особенности: Метод погружения предусматривает глубокое «вхождение» учащегося в предмет изучения, реализуемое за счет высокой интенсивности занятий, большего количества времени, ежедневно уделяемого предмету изучения, и создания особой среды обучения. Наиболее часто данный метод используется в обучении иностранным языкам. 
Погружение - еще один способ (метод) организации учебного процесса в основной школе.
" Погружение - эта система обучения, при которой продолжительное время (от нескольких дней до нескольких недель) изучается только один предмет"1

При такой организации учебного процесса каждый день в расписании по 4-5 часов одного предмета. Остальные предметы временно становятся второстепенными. Они стоят в расписании отдельными "окошками", если это необходимо для повторения или тренинга. Отдельными уроками во всех погружениях стоят лишь те занятия, которые предполагают разрядку и смену деятельности: физкультура, технология, ИЗО и т.д.

Такая организация обучения предполагает совершенно новый подход к целям, формам, способам работы, как учителя, так и учеников. Выдвигает новые требования и к содержанию образования. Темы, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета в ходе "погружения" вырабатывается детьми вместе с учителем.

Метод погружения используют и для организации внеурочной деятельности. В некоторых школах и сейчас проводятся так называемые «предметные недели», суть которых заключается в том, что расписание школьных занятий не меняется, но каждый день после уроков школьникам предлагается поучаствовать в каких-то дополнительных предметно-ориентированных

Метод погружения стал все чаще применяться и в системе повышения квалификации учителей. Ярким примером может служить обучение учителей основам компьютерной грамотности по программам компании Intel «Обучение для будущего» и «Технологии и местное сообщество». За неделю интенсивного обучения учителя, работая в группах по два человека и выполняя серию практических заданий, не только осваивают в довольно быстром темпе базовые офисные программы, но и одновременно с этим учатся использовать эти программные продукты и технологии для педагогической деятельности, создавая дидактические материалы и другие ресурсы учебного назначения.


  1. Актуальность использования «погружения» в МБОУ «СОШ № 43»

Обычная практика составления школьного расписания построена на изучении учениками в течение одного дня нескольких никак не связанных между собой дисциплин. Это постоянное переключение внимания и сосредоточенности часто не даёт им возможности остановиться, чтобы прояснить непонятный и трудный вопрос, не позволяет осмыслить интересную деталь в более широком контексте. Оно является весьма трудным и психологически, ведь каждый следующий урок как бы вытесняет предыдущие, значительно снижая их эффективность. У каждой учебной дисциплины своя структура, логика изучения, особенные средства и способы познания. Следовательно, такая организация обучения не способствует не только прочному усвоению знаний, но и, что, может быть, еще важнее, воплощению их в практических навыках и умениях.

Наиболее сильно указанные трудности проявляются при изучении предметов, на которые отведено небольшое количество часов. Как показывает опыт, если проводится один час раз в неделю, то полученная информация практически полностью испаряется из памяти к следующему уроку, и учителю приходится тратить на нем часть из и так недостаточного времени, чтобы вновь ввести учеников в проблематику своего предмета. Но и при изучении более объемных дисциплин дело обстоит немногим лучше. Невозможность надолго сосредоточиться на каком-то одном предмете является одной из важных причин низкой эффективности учебного процесса, а кроме того повышает утомляемость и снижает мотивацию школьников. Между тем, учителя многообразных одновременно изучаемых дисциплин независимо от времени дня (или дня недели) стремятся добиться от учеников на каждом уроке максимальной активности.

Поэтому мы вслед за сторонниками метода погружения в предмет перешли к такой системе организации обучения, которая бы «максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия». Для этого сократили количество дисциплин, преподаваемых параллельно в течение учебного дня, недели, полугодия и сосредоточились на более глубоком изучении отдельных предметов путем объединения прежде отдельных занятий в крупные, целостные, логически завершенные блоки, что должно привести к созданию системы полученных знаний и соответственно повышению результативности.


  1. Описание опыта.

Технология погружения в нашей школе применялась в параллели 6-х классов. В режим погружения вошли следующие предметы: литература (3 часа в неделю), история (2 часа в неделю), обществознание, биология, география (по одному часу в неделю).

Расчет количества погружений



Еженедельно:

Математика – 5 час.

Русский язык – 6 час.

Английский язык – 3 час.

Физкультура – 3 час.

ИЗО – 1 час.

Музыка – 1 час.

Технология – 2 час.

Информатика – 1 час.

ЛВС – 1 час (1 п/г); ОБЖ – 1 час (2 п/г)

МХК – 1 час

32 часа (предельно допустимая нагрузка при шестидневной учебной неделе) – 24 часа = 8 часов в неделю на погружение.

История – 7 погружений (6п*8ч, 1п*7ч) = 55 часов (68-13)

Литература – 10 погружений (7п*8ч, 3п*7ч) = 77 часа (102-13-12)

География – 6 погружений (4п*4ч, 1п*3ч) = 27 часов (34-7)

Биология – 6 погружений (4п*4ч, 1п*3ч) = 27 часов (34-7)

Обществознание – 3 погружения (2п*8ч, 1п*7ч) = 23 часа (34-11)


График погружений.


Четв.

месяц

числа

предмет

часы

2 четверть

ноябрь

5-8

геогр/биол

4/4

10-15

история

8

17-22

литература

8

24-29

история

8

декабрь

1-6

литература

8

8-13

геогр/биол

4/4

15-20

литература

7

22-27

обществозн.

8

3 четверть

январь

12-17

история

8

19-24

литература

8

26-31

геогр/биол

3/4

февраль

2-7

обществозн.

8

9-14

литература

7

16-21

история

8

24-28

геогр/биол

4/3

март

2-7

литература

8

10-14

история

8

16-21

геогр/биол

3/4

4 четверть

апрель

1-4

литература

8

6-11

история

8

13-18

литература

8

20-25

обществозн.

7

27-30

геогр/биол

4/3

май

4-8

литература

8

11-16

история

7

18-23

литература

7

25-28

геогр/биол

4/4

Прежде чем внести изменения в рабочую программу, необходимо было произвести расчет времени, отводимого на каждый блок погружения, у каждого предмета это разное количество часов. Первый ориентир – предельно допустимая недельная нагрузка. Сначала в недельную нагрузку вошли предметы, изучаемые в обычном режиме, затем мы получили остаток, который и был рассчитан на погружение (это 7-8 часов). Затем каждый учитель-предметник распределил рабочую программу на блоки объемом 7-8 часов. Количество блоков в каждом предмете зависит от годовой нагрузки, например: 102 часа в год отводится на изучение литературы, соответственно 10 блоков по 8 часов и 3 блока по 7 часов. Таким образом, учитель планирует не один урок, а систему уроков, предусматривая разные формы работы, в том числе и внеурочные. В конце погружения проводится зачет по данному блоку, который включает в себя теоретические знания, практические навыки и домашнюю самостоятельную работу.



Расписание соответственно динамическое, составляется на каждую неделю. Заместитель директора по УВР и диспетчер по расписанию определяют количество погружений по каждому предмету, одно погружение на неделю, по 2 часа в день.

Динамическое расписание по неделям.







Лит.

общ

ист

Био/гео

Понедельник

1

Литература

Обществознание

Физ. культура

Физ. культура

2

Литература

Обществознание

Русский язык

Биология

3

Физ. культура

Физ. культура

Математика

Биология

4

Русский язык

Математика

История

Русский язык

5

Математика

Математика

История

Математика

6

Математика

Русский язык

Английский язык

Английский язык

Вторник



1

Русский язык

Физ. культура

История

География

2

Английский язык

Информатика

История

География

3

Информатика

Английский язык

Русский язык

ИЗО

4

Математика

Обществознание

Технология

Русский язык

5

Физ. культура

Обществознание

Технология

Русский язык

6

Русский язык

Русский язык

Английский язык

Математика

Среда

1

Литература

Обществознание

Русский язык

Математика

2

Литература

Обществознание

Музыка

Математика

3

ИЗО

ИЗО

Русский язык

ИЗО

4

Русский язык

Русский язык

История

География

5

Русский язык

Математика

История

География

6

Английский язык

Английский язык

Математика

Английский язык

Четверг

1

Математика

Обществознание

Математика

Биология

2

Технология

Обществознание

Математика

Биология

3

Технология

Технология

Физ. культура

Физ. культура

4

Литература

Технология

История

Русский язык

5

Литература

Русский язык

История

Русский язык

6

Русский язык

Математика







Пятница

1

Английский язык

Английский язык

Русский язык

Рус.яз. 9

2

Математика

Математика

Русский язык

Матем. 25

3

Музыка

Музыка

Информатика

Информатика

4

Литература

Русский язык

Математика

Технол.

5

Литература

Русский язык

ИЗО 34

Технол.

6

Физ. культура




Анг.яз.37

Анг.яз.37


Рабочая программа учителя.

Принцип построения рабочей программы учителя – объединение по тематическим блокам.



Каждый тематический блок завершается интегральным зачетом, в котором учащиеся должны показать знания по теории, практике, а также результат домашней самостоятельной работы. Результат зачета – достижение базового и повышенного уровней.


Погружение № 3 «Творчество поэтов XIX века» (8 часов)

Теория литературы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Поэма, поэтический символ, художественные средства выразительности

Различать средств художественной выразительности, понимать особенности поэмы, композиционные особенности.

Лирика М.Ю. Лермонтова. «Парус», «На севере диком»

«Парус» — грустный приговор всеотрицанию. Композиция и идейное содержание стихотворений

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

Лирика М.Ю. Лермонтова. «Утес», «Морская царевна»

Композиция и идейное содержание стихотворений

История создания «Песни про купца Калашникова…».

Причины обращения поэта к временам, давно минувшим. История создания «Песни про купца Калашникова...». 

Умение работать с информацией исторических документов.

Внутренний мир и поступки героев поэмы

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. 

Умение дать оценку поступков героев поэмы

Система образов литературного произведения

Сила и цельность характера Калашникова. Оценка морали и поведения героев поэтом и народом. Стиль, язык, ритмика, построение поэмы.

Сравнение эпитетов, характеризующих героев поэмы.

А. В. Кольцов «Соловей». Народный поэт.

представить автора – народного поэта, писавшего для всех сословий

Умение размышлять над красотой земли

Интегральный зачет № 3

по итогам погружения « Творчество поэтов XIX века ».




Погружение № 6 «Тема детства в литературе» (16 часов)

Тема детства в литературе


Размышление на заданную тему, осмысление своего личного опыта по данной теме

Умение отстаивать свою точку зрения на проблему


Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести

ТЛ: автобиографическая повесть

Знать факты из биографии писателя.

Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание.



Глава «Карл Иванович» «Счастливая пора детства»

Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром.

Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.

Глава «Наталья Савишна» «Счастливая пора детства»

Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности.

Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.

Глава «Маман», «Папа» «Счастливая пора детства»

Название глав — свидетельство «первооткрывания» Николенькой жизни.

Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.

Диапазон первичных чувств познания мира

 Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка (Николеньки) и взрослого (Иртеньева), дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека.

Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.

Рассказы-воспоминания «Когда я был маленький»

Устное эссе-рассуждение о своем детстве

Умение составлять собственное высказывание на определенную тему

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова внука»

Изображение мира детства в произведении С.Т. Аксакова

Умение сопоставить героев разных произведений.

Жизнь и творчество М.Горького

Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей.

Знать факты из биографии писателя.

Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание



Мир, в котором нет места детству

Изображение внут­реннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского челове­ка.

ТЛ: система образов-персонажей литературного произведения.

Знать, содержание повести, понимать своеобразие языка произведения, стилистическую манеру писателя.

Уметь анализировать эпизоды.



Образ бабушки Акулины Ивановны

Бабушка. Вера в творческие силы народа.

Знать, содержание повести, понимать своеобразие языка произведения, стилистическую манеру писателя.

Уметь анализировать эпизоды.




Образ деда Каширина

 Истории, рассказанные дедом. Чтение и обсуждение советов деда и ответ на вопрос о том, каким из них последует Алеша.

Образы Цыганка, Григория, «Хорошее дело».

Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Размышления «Чем отличается Добро от милосердия».

Бессилие ребенка изменить жизнь взрослых, когда дом становится «чужим».

«Суд» над семьями Иртеньевых и Пешковых

Изображение мира детства в произведении, ответственности взрослых за судьбу детей

Умение от имени литературного героя выразить точку зрения.

Интегральный зачет № 6 по итогам погружения « Тема детства в литературе»

  • Знание теории литературы

  • Применение знаний теории на практике

  • Умение дать анализ литературного произведения

“Погружение” даёт возможность структурировать материал в рамках одного “погружения”, переходить к различным видам деятельности учащихся, менять нагрузку в течение недели, по которым максимум работоспособности достигается к концу третьего дня, а потом достигает максимума к концу шестого дня. Позволяет планировать индивидуальные темпы усвоения материала и, при необходимости, формы работы. И последнее, а по существу, главное преимущество – это возможность создания особого психологического поля, в котором учитель и ученик будут совместно проживать длительное время. Погружение позволяет при определённых условиях не изучать произведение, не “проходить” его, а проживать или переживать, кроме того, позволяет систематизировать материал. То есть в ходе погружения мы можем решать целый ряд задач, формировать как предметные результаты, так и метапредметные.



Примерная технологическая карта «погружения».


Этапы погружения

№ урока

Содержание

Формы деятельности учителя

Формы деятельности учеников

Планируемый результат

Постановка цели погружения (обязательно совместно с учениками)

1

Согласно тематическому планированию



Мотивирует

Создает ситуации разрыва между знанием и незнанием.

Становит учебную задачу


Соотносят со своим жизненным опытом, принимают задачу

Учебная деятельность подчинена собственной цели, а не “навязанной” учителем.

Изложение нового материала крупным блоком

1-2

Объясняет крупный блок учебного материала возможно при помощи опорного конспекта.

Совместно с учителем составляет опорный конспект

Предметный:

Умение принять новое знание, включить в систему знаний



Метапредметный:

умение систематизировать полученную информацию



Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения

3-4

Работает в режиме индивидуальных консультаций


Работают самостоятельно по заданному учителем плану.

(Часто преобладает групповая работа, допускается создание проектов)



Предметный:

умение применить полученные знания



Метапредметный:

умение работать в группе (планировать, распределять обязанности)



Обсуждение и анализ

5-6

проводит фронтальную работу по контрольным вопросам и организует защиту результата.


Защищают, презентуют полученный результат

Метапредметный:

Умение представить полученный результат работы и оценить.



Дидактическая игра

7

Организует внеурочные формы деятельности учащихся (игра, диспут, дебаты и т.д.)

Применяют полученные знания в нестандартной ситуации

Предметный:

умение применить полученные знания



Метапредметный:

Умение синтезировать полученные знания



Зачет

8




Организует контроль знаний, используя КИМы

Знание теории литературы

Применение знаний теории на практике

Умение дать анализ литературного произведения


Предметный:

Знания по содержанию блока


Преимущества использования метода «погружения».

1.Обеспечивает углубленное усвоение учащимися целостных, относительно завершенных блоков изучаемого материала;

2. Создает условие для многообразия форм уроков при единстве содержания учебного материала.

3. Систематизирует знания, структурирует их.

4.Создает условие для совместной работы учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу.

5. Позволяет распределять учебное время.

Риски использования метода «погружения».



  1. пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе.

  2. При неумении самостоятельно распределять время учащиеся не всегда вовремя выполняют домашнюю самостоятельную работу.

  3. отсутствие серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова “погружаться” в предмет.



1 Погружение - методика будущего / Под ред. А.Н.Тубельского.–М., Парсфваль,1999.– 304с.