Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Поэтика современной башкирской прозы




страница1/4
Дата09.01.2017
Размер0.73 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


АБДУЛЛИНА АМИНА ШАКИРЬЯНОВНА


ПОЭТИКА СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ

Специальность 10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(литература народов Поволжья)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук
Москва 2009

Работа выполнена в государственном учреждении Российской академии наук «Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН» в отделе литературоведения



Научный консультант:

доктор филологических наук,

академик АН РБ

Хусаинов Гайса Батыргареевич
Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Идельбаев Мирас Хамзович

доктор филологических наук, профессор

Гусейнов Чингиз Гасанович

доктор филологических наук, профессор

Сибгатуллина Альфина Тагировна

Ведущая организация:

Татарский государственный гуманитарно-педагогический

университет

Защита диссертации состоится 5 апреля 2010 года на заседании диссертационного совета Д 212.154.15 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, в 14. 00.ч.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1., ауд.___

Автореферат разослан «___» ___________________2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета ________________В.К.Сигов

Проза рубежа ХХ–XXI веков является существенным этапом в развитии литературы. В ней сосуществуют и взаимодействуют различные эстетические системы, идет интенсивный творческий поиск художников слова, являющийся одним из средств познания меняющейся действительности. Как пишет О. Павлов, «современная проза — это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов о жизни. Она возникает как энергия только своего времени…Это знание, духовный опыт. Новое самосознание. Новое духовное состояние»1. Современный литературный процесс рубежа ХХ-ХХI веков заслуживает особого внимания по ряду причин: во-первых, литература конца века своеобразно подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; во-вторых, новейшая литература помогает понять всю сложность и противоречивость нашей действительности; в-третьих, своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Противоречивость взглядов в оценке поэтики современной прозы порождается двумя факторами. С одной стороны, это живой процесс, который созидается на глазах читателя и, соответственно, не может быть однозначно и полно оценен. С другой стороны, полярные концепции явлений современной словесности вызваны переходностью, неустойчивостью всех традиционных жизненных парадигм. «Русская литература конца XX века кажется хаотичным смешением стилей, жанров, форм, которые существуют одновременно и возникают вдруг, вне традиций и преемственности. Но это внешнее впечатление разрушается при глубоком исследовании современного литературного процесса, в котором обнаруживаются и определенные закономерности, и генетические и типологические связи, и взаимодействия его составляющих»2.

Неопределенность взглядов на современный литературный процесс и на поэтику прозы характерна и для литератур народов России. Современные национальные литературы, в целом более тяготеющие к традиционной жанровой и стилевой дифференциации, тем не менее подчиняются современным художественным тенденциям и переживают различного рода изменения как в идейной, так и в композиционно-структурной, жанрово-стилевой и художественно-эстетической сферах. Богатая и разнообразная современная башкирская проза, которая является объектом настоящего исследования, существует в общем культурном пространстве Российской Федерации, взаимодействуя со всеми его составляющими, вбирает в себя основные элементы эстетики современной литературы.

Башкирская проза конца XX – начала XXI века представляется динамичной системой, находящейся в состоянии обновления и изменения. В современном литературном процессе одновременно сосуществуют реалистические и постреалистические стилевые течения, границы которых подвижны и проницаемы.

Главную трудность для исследователей современной башкирской прозы представляет отсутствие какой-либо единой классификации направлений, сложность определения наиболее ярких представителей художественной литературы. Литература конца XX столетия, по словам одного из серьезных исследователей современного литературного процесса Г. Нефагиной, может быть представлена «как существование и взаимодействие разных направлений и «отдельностей» (произведений, не поддающихся классификации, но дополняющих картину современной литературы)»3.

Попытки классифицировать тексты современной русской литературы предпринимались рядом исследователей: Д.С. Лихачевым, М. Эпштейном, Г. Нефагиной, Н. Ивановой 4. Нами учитываются и другие попытки систематизации современной литературы. Согласно концепции стадиальности развития русской словесности, принадлежащей М. Эпштейну, литература конца XX века соотносится с морально-сентиментальной, религиозной и эстетической фазами. При всей своей спорности, схема М. Эпштейна выявляет наиболее общие тенденции литературного развития последних лет 5.

Наиболее законченной, полной и наиболее объективной представляется исследование Г. Нефагиной, которая попыталась, приняв во внимание самые разные стили, направления, существующие в современной литературе, объединить их по этико-философским особенностям. В ее работе выделяются три течения в реализме: неоклассическая проза, условно-метафорическая и «другая» проза6. Именно эту концепцию мы считаем наиболее плодотворной, поскольку автор выделяет сосуществование трех художественных систем: реализма, модернизма и постмодернизма, внутри которых обнаруживаются стилевые подсистемы.

Диссертация призвана раскрыть «закономерности и антизакономерности»7в литературе, показать развитие традиционной реалистической прозы и нарушение традиций, образование течений в башкирской литературе, которые существуют рядом с реализмом, формируя новую традицию.

Реализм современной башкирской прозы (неоклассическая проза) сосредоточен на постижении всей полноты связей между человеком и миром и продолжает основные традиции русской и башкирской классической литературы. В нем происходит сращение традиционных и нетрадиционных элементов, взаимодействие разных эстетических начал. Современная башкирская проза развивается по трем основным направлениям: неореалистическая (традиционный реализм), условно-метафорическая и проза «новой» волны (альтернативная).

Неореалистическая проза обращается к основным социальным и этическим проблемам жизни, критично относится к обществу и государству, стремится выработать у читателей представления о нормах социального и нравственного поведения, соответствующих реалиям нового времени. Вопросы смысла жизни, добра и зла составляют одну из главных проблем этого направления.

Действительность быстро меняется, поэтому реалисты пытаются отразить новые реалии времени, исследуя человека и общество, их взаимоотношения. В таких произведениях, как «Помилование» М. Карима, «Последний Солок» Н. Мусина, «Жизнь дается однажды» Д. Булякова, «Рубеж», «Вера» Т. Сагитова, «Вешние воды», «Араб» Б. Рафикова авторы попытались разобраться в сложных перипетиях современности с помощью традиционных и нетрадиционных средств и приемов. Взаимодействие в реалистических произведениях разных стилевых начал проявляется не только в содержании, но и в изменении приемов поэтики.

В современной традиционной реалистической прозе можно выделить два течения: художественно-публицистическое, философическое. Первое характеризуется повышением уровня публицистичности, открытым выражением наболевших проблем и авторской позиции: «Последний Солок», «Звериная шкура», «Притяжение свободы» Н. Мусина, «Карасакал», «Кюнгак» Б. Рафикова, «Плач домбры» А. Хакимова, «Кречет мятежный» Р. Баимова и др.

Роман «Последний Солок» («ЋуҐћы солоќ») Н. Мусина отразил многие черты реалистической прозы переходного периода. В образе Султангужи Н. Мусин воплотил характер интеллигента-правдолюбца, у которого болит душа из-за разрушения деревенской нравственности, нарушения гармонии в природном мире. Этот образ продолжает ряд созданных писателем характеров, типологически объединенных чувством глубокой ответственности за судьбы народа и природы (Тулькусура, Гильман Тулькусурин). Но это новый образ для башкирского писателя. Автору важна воплощенная в герое и через героя авторская идея. Герой не только осознает нравственную деградацию общества, но и ищет выходы из создавшейся ситуации. В романе создан народный характер, в котором гармонично соединились бесценный опыт, мудрость поколений, свободный выбор личности. Причины многих бед Султангужа видит в разрушении вековых ценностей башкирского народа. Жители деревни способны только уничтожать окружающую природу, а значит, и весь окружающий мир, ничего не отдавая взамен. Они утратили чувства взаимовыручки, единения и ответственности за все и за всех.

Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления писателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. Писателя волнует судьба вымирающей башкирской деревни, потеря исторической памяти предков, хищническое уничтожение природных богатств Башкор­тостана, разгульное пьянство в деревне и в результате нравственное оскудение деревенских жителей. В произведениях Н. Мусина последних лет хранителями нравственности, мудрости, выразителями национального духа являются представители старшего поколения. В «Последнем Солоке» наряду с событийным движением значимым является эволюция авторской публицистической мысли. Голос героя слит с голосом автора. Иногда публицистическое начало слишком патетично и навязчиво, что ослабляет художественную напряженность произведения, иногда художественная образность подменяется авторскими рассуждениями. В романе «Последний Солок» Н. Мусин расширяет художественное пространство традиционного реализма за счет усиления публицистичности.

Другое течение характеризуется усилением философичности, соотнесением конкретных проблем современности с общечеловеческими: «Помилование» М. Карима, «Солнце и луна только одни», «Гамлет – принц Датский», «Буренушка» Т. Гариповой, «Обитель души» Г. Гиззатуллиной, «Жизнь одна – мир вечен» Т. Кильмухаметова, «В ожидании конца света» Б. Рафикова. В таких произведениях авторы обращаются к поиску универсальных основ бытия, осмыслению связи человека со всем миром, пользуясь реалистическими средствами и новыми приемами.

Этапным для современной башкирской литературы стала повесть М. Карима «Помилование» («Ярлыкау»), которая, как повести В. Астафьева «Печальный детектив» и «Пожар» В. Распутина в русской литературе, связала современную литературу с литературой советского периода и раздвинула границы дозволенного. М. Карим пересмотрел многие проблемы, имеющие традиционное толкование в доперестроечной литературе, обогатил современную башкирскую литературу новыми элементами поэтики. Повесть М. Карима отразила не только поиски литературы середины 80-х годов, но и попытку найти систему общественных нравственных ценностей. В произведении соединились и реалистическая повесть, и романтическая история любви, и миф, и глубокая философичность. Она отразила многие черты реалистической литературы переходного периода. Писатель отразил в своем произведении сложные перипетии войны, нравственные проблемы, о которых не принято было говорить.

Особое место в современной башкирской литературе занимает женская проза. К концу 1990-х годов башкирская женская проза выделяется из общего литературного процесса и организует свое мировоззренческое и художественное пространство. Появление данного феномена и его характер стали следствием целого комплекса социальных, политических, идеологических, культурных и художественных факторов и явлений, определивших лицо нового кризисного этапа, в который вступила наша страна в середине 80-х гг. XX века. Появление таких ярких дарований, как Тансулпан Гарипова, Гульсира Гиззатуллина, Зухра Буракаева, Фанида Исхакова, Гульнур Якупова, Фарзана Акбулатова, сделало возможным говорить об активности женской литературы.

Творческая манера каждой из писательниц индивидуальна, каждая из них пробует себя в разных стилях и жанрах. Но особый, женский взгляд, все, что написано талантливой женщиной, необычно, ново и привлекательно. Особенный мир женщины, ее чувств, ощущений, взгляд на мироустройство – это женская литература, которая расширила границы современной башкирской прозы.

Развитие башкирской условно-метафорической прозы начинается в конце 1980-х годов и связано с именами Р. Султангареева и А. Аминева («Люди», «Танкист», «Снежный человек» «Китай-город»). Миф, фантасмагория образуют необычный, но понятный читателям мир. Повести А. Аминева основываются на фантастическом типе условности. В повестях «Усманские камни» («Усман ташы»), «Танкист» («Танкист»), и в рассказе «Снежный человек» («ѓар ќешеўе»), автор создает своеобразную проекцию в будущее, а в повести «Китай-город» («ѓытай-город») – замкнутую от остального пространства реальность, преображенную до неузнаваемости. В этих произведениях сгущенное изображение действительности порождает фантастические образы. Реальный мир сочетается с фантастическим, возникает двоемирие. В повести «Китай-город» параллельно существуют оба мира. Одним из главных приемов отражения социальной действительности в произведениях Р. Солтангареева и А. Аминева является гротеск. Повести «Китай-город», «Усманские камни» и рассказ «Снежный человек» относятся к социальной условно-метафорической прозе, в них основное внимание уделено проблемам и противоречиям перестроечного времени.

Проза «новой» волны в основе своей реалистична, но в ней своеобразно проявляются модернистские тенденции. В отличие от официальной литературы, она предлагает совершенно новую точку зрения на окружающую действительность, разрушает все существующие идеалы. Поэтому реальность изображается довольно грубо и резко. В творчестве Т. Гиниятуллина представлено экзистенциальное течение этого направления. В центре романа «Загон», повестей «Гегемон», «Переправа» – человек, судьба которого связана с исторической судьбой страны, но жизнь государства воспринимается изнутри, через судьбу героя. В произведениях писателя социальный ракурс сменяется человеческим, в них история – это цепь случайностей, которые воздействуют на жизнь героя, изменяя ее в корне. Т. Гиниятуллин исторические события интерпретирует с общечеловеческих позиций, но отказывается от проповеди и морали. Роман «Загон» и повести »Гегемон», «Переправа» имеют двойственный характер: с одной стороны, это реалистические произведения, с другой – в них проявлены и некоторые черты постмодернизма.

Художественный уровень башкирской прозы последних двадцати лет определяет реалистическая литература. Но отличительная особенность современного литературного процесса заключается в том, что наряду с реализмом довольно робко, но уже заметно, пробивается так называемая альтернативная литература, сориентированная на модернистские традиции.

В основу структуры нашего исследования положена типология современной башкирской прозы, каждая глава посвящена одному из выделенных течений реализма.

Актуальность исследования. Для осознания современного состояния башкирской прозы, выработки принципов подхода к системно-типологи­ческому ее изучению необходимо исследование ее поэтики. Справедливо утверждение С. Аверинцева, что «художественное сознание эпохи претворяется в ее поэтике, а смена типов художественного сознания обусловливает главные линии и направления исторического движения поэтических форм и категорий»8. Основное внимание в исследовании сосредоточено на главных линиях и направлениях «исторического движения поэтических форм и категорий» современной башкирской прозы на примере творчества М. Карима, Н. Мусина, Т. Гиниятуллина, А. Аминева, Т. Гариповой, Г. Гиззатуллиной.

М. Карим, Н. Мусин, Т. Гиниятуллин, А. Аминев, Т. Гарипова, Г. Гиззатуллина – самые значительные башкирские художники слова конца ХХ века, чье творчество не только сыграло определенную роль в развитии современной прозы, но и стало репрезентативным для философско-эстетического мировоззрения современности. Между тем многие аспекты их прозы не всегда попадали в фокус литературоведческих интересов. В то же время проза данных писателей воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективно-авторский взгляд на литературную ситуацию в Башкортостане на пороге нового тысячелетия, дает представление об эволюции историко-литературного процесса и «обусловливает главные линии и направления исторического движения поэтических форм и категорий».



Проблема исследования и степень ее научной разработанности. Литературоведение и литературная критика современного Башкортостана, как и во всех других республиках РФ, отстает от литературного процесса. Еще не было попытки как-то оценить всю картину развития современной башкирской прозы, не говоря уже о прогнозировании ее будущего. Хотя и нельзя сказать, что изменения в литературной жизни остались совсем незамеченными. Башкирское литературоведение и литературно-художественная критика в определенной мере уже затрагивали вопросы, связанные с проблемами поэтики. Прежде всего хочется указать коллективные сборники, где в виде литературоведческих статей впервые делаются попытки анализировать современную литературу (Башќорт љЎљбиљте мљсьљлљлљре: ЂЎљбиљт. Фольклор. ЂЎљби мираџ. – Ѓфњ: БДУ, 1996. – 128 б.; ЯҐырыу юлында. – Ѓфњ: Башќ. китап. нљшр, 1994. – 174 б.; Башќорт филологияўыныҐ актуаль проблемалары. – Бњрњ: БДСПА, 2006. – 206 б.)

Неоднократно в фундаментальных работах по истории башкирской литературы исследовались некоторые особенности поэтики (Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе. - Уфа, 1993; Егерменсе быуат башќорт љЎљбиљте. / Р.Н. Байымов ред. – Ѓфњ, 2003. – 576 б.; Гљрљева Г. ХљЎерге прозала оџталыќ мљсьљлљлљре. – Ѓфњ, 1997. – 117 б.; Гљрљева Г. Заман књЎгњўњ: геройЎыҐ рухи донъяўы. – Ѓфњ, 2003. – 128 б.; Гљрљева Г. Ћућыш ўалћан ўаћыш. - Ѓфњ: Љилем, 2006. – 94 б.; Гљрљева Г. ХљЎерге башќорт прозаўында герой концепцияўы. – Ѓфњ: БДУ, 2007. – 116 б.; Гљрљева Г. ХљЎерге проза ЈЎенсљлектљре. – Ѓфњ: Китап, 2009. – 223 б.; Нурћљлин З. ЗамандарЎан замандарћа. – Ѓфњ: Башќ. китап нљшр., 1999. – 224 б.; Нурћљлин З. ДљЈерЎљр ўулышы. – Ѓфњ: Китап, 2003. – 200 б.; Хусаинов Г. Литература и наука. Избранные труды. – Уфа, 1998. – 610 с.; Хњсљйенов Љ. Башќорт халќыныҐ рухи донъяўы. – Ѓфњ: Китап, 2003. – 430 б.; Хњсљйенов Љ. Башќорт љЎљбиљтенеҐ поэтикаўы. – Ѓфњ: Љилем, 2006. – 2 киџљк – 402 б.; Шарипова З. Пером и словом. – Уфа, 1993. – 209 с.; Шљрипова З. ЂЎљбиљт ћилеме ўљм заман. – Ѓфњ: Китап, 2001. – 320 б.; Шљрипова З. Башќорт љЎљби фекере. – Ѓфњ: Китап, 2008. – 319 б.; Шљрипова З. Башќорт љЎљбиљтендљ ўЈрљтлљЈ саралары. – Ѓфњ, 2003. – 128 б.), изданы монографии по творчеству М. Карима. В сборниках и журналах опубликован ряд работ, посвященных особенностям художественного мира названных писателей (Гиниятуллин Т. Другое измерение // Бельские просторы. – 2007. - №11. – С. 75-81; Иванова И. Последний день Живчика // Первое сентября. – 2004. – №4. – С. 14-15; Кузбеков Ф., Ионис Д. О времени и о себе // Бельские просторы. – 2006. – №4. – С. 103-11; Надергулов М. Основные тенденции развития башкирской литературы на современном этапе // Ватандаш. – 2008. – №2. – С. 15-17; Фролов И. Бери, да помни! // Бельские просторы. – 2007. – №11. – С. 82-85 ).

Остается острая необходимость в поисках новых подходов и принципов анализа, учитывающих особенности переживаемого литературного момента. Наиболее оптимальным в данном случае становится обращение к фундаментальным поэтическим категориям, позволяющим не только разграничить явления, но и увидеть связь между ними, выявить сходство в полярных на первый взгляд художественных моделях бытия.

В диссертации все это учитывается, и впервые предпринимается попытка углубленного, многостороннего, комплексного изучения основных аспектов поэтики в современной башкирской прозе на основе ряда новых литературоведческих концепций.



Цель работы в таком аспекте – систематизировать и эстетически адекватно представить современную башкирскую прозу с 1986 года по 2006 год, выявить основные тенденции поэтики на уровне отдельного произведения, автора и литературного процесса в целом. Рассмотрение особенностей художественного мира наиболее ярких представителей башкирской прозы конца XX века в аспекте поэтики может привести к определению существенных черт национальной литературы в контексте всего литературного процесса в целом и в связи с ним.

Целью и задачами диссертации обусловлен выбор методики исследования, в основе которой – конструктивное совмещение историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического, семантического методов и подходов к поэтике, исходя из положения, что современность есть часть исторического процесса и именно такое ее видение позволяет аргументированно говорить о типологии явлений.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих теоретических и историко-литературных задач:

– рассмотреть современную башкирскую прозу как идейно-эстетический феномен литературы и как одну из основных составляющих историко-литературного процесса ХХ века;

– проанализировать корпус текстов, написанных башкирскими прозаиками, начиная с 1986-го по 2006-й год, в аспекте поэтики; сопоставить между собой основные системные параметры этих текстов;

– попытаться выстроить целостную концепцию прозы Н. Мусина последних лет в тесной связи с такими актуальными проблемами современного литературоведения, как структура и формы повествования, природный мир, многофункциональность предметного мира, портретная характеристика, формы раскрытия авторского сознания и типология героев;

– выявить ключевые мифо-фольклорные мотивы, определяющие художественный мир прозы М. Карима;

– обозначить специфику автобиографической прозы М. Карима в контексте башкирской и русской прозы рубежа веков;

выявить практическое выражение «женского голоса» в дискурсе современной башкирской прозы;

– определить общие черты эстетического мировоззрения и поэтического мышления писательниц-женщин Г. Гиззатуллиной и Т. Гариповой, творчество которых относится к концу XX века;

– раскрыть основные тенденции условно-метафорического направления в прозе А. Аминева;

– определить особенности поэтики рассказа в творчестве А. Аминева на примере произведения «Трижды семь», проанализировать основные составляющие мира рассказа (образ главного героя, система персонажей, хронотоп, сюжет, жанр)

– рассмотреть мотивную специфику, пространственно-временные координаты, исследовать интертекстуальный уровень, особенности речевой организации художественных произведений Т. Гиниятуллина;

Источниковая база исследования. На первом плане – творчество художников слова, самостоятельных в своем эстетико-мировидческом развитии, причастных к созданию современной башкирской прозы (М. Карим, Н. Мусин, Т. Гиниятуллин, А. Аминев Т. Гарипова, Г. Гиззатуллина). Именно они повлияли на современную башкирскую прозу в ее глубинных основах, эволюции в новейшее время.

В предлагаемом исследовании не дается завершенных характеристик и окончательных оценок. В нем предпринята попытка взглянуть на художественный процесс конца XX – начала XXI века с точки зрения некоторых аспектов поэтики. Выбраны произведения писателей с отчетливо выраженной духовно-утверждающей позицией. Критериями отбора здесь стали литературный дар, отчетливо проявившееся национальное самосознание и высота писательской мысли.

Вместе с тем выбор писательских имен и текстов диктовался проблемами типологии прозы, смысловой насыщенности образного мира произведений, новаторством поэтических принципов. Автор исследования стремился избежать излишней фактографичности, элементов биографизма, длинных списков писательских имен и текстов.

  1   2   3   4

  • Научный консультант
  • Идельбаев Мирас Хамзович доктор филологических наук, профессор Гусейнов Чингиз Гасанович
  • Сибгатуллина Альфина Тагировна Ведущая организация
  • Актуальность исследования.
  • Проблема исследования и степень ее научной разработанности.
  • Источниковая база исследования.