Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Поэтика романа А. Битова "Пушкинский дом"




Скачать 196.11 Kb.
Дата21.06.2017
Размер196.11 Kb.
ТипЛитература
Содержание практических занятий

Практическое занятие №2
Тема: Поэтика романа А.Битова "Пушкинский дом”
План

  1. Пространственно-временная организация романа: оппозиция "несвободный социум – экзистенциальный простор" как структурный компонент романа.

  2. Симулятивность социального бытия советского интеллигента в исследовании А.Битова.

  3. Традиции классического реализма и особенности их воплощения в романе.

  4. Тема "смерти" культурных содержаний в контексте романа.

  5. Особенности позиции автора в произведении. Символическое содержание названия романа.


Задание

Составить тезисный конспект главы «Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова» из книги М. Липовецкого «Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики»


Художественный текст

Битов А. Пушкинский дом.
Литература

  1. Ерофеев В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. – 1988. – №6. – С.120-140.

  2. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2000.– С.–210 –234

  3. Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах. Заметки о романе А.Битова "Пушкинский дом" // Литературная газета. – 1988. – 27 января.

  4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2-х томах. – Т. 2.: 1968-1990.– М., 2007.

  5. Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы . – 1991. – №11-12. – С.3-36.

  6. Липовецкий М. Изживание смерти (специфика русского постмодернизма) // Знамя. – 1995. – №7.– С. 194 -205.

  7. Липовецкий М. Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова //Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

  8. Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов) // Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.

  9. Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов . – Минск, 1998. – С. 151-164.

  10. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 1999.– С.100- 120

  11. Тюленева Е.М. "Пушкинский дом" А. Битова: кольцо как прием, концепт и способ существования текста // Вестник Ивановского гос. ун-та. Сер.: Филология. Иваново, 2003. – Вып. 1.

  12. Шмидт В. Андрей Битов – мастер «островидения» // Wiener Slawistischer Almanach. – 1991. – № 27.

  13. Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. – М., 2000.– С.220- 240


Методические рекомендации

Роман А. Битова, законченный в 1971 году, впервые был издан в США в 1978 г., на родине автора долго не издавался. Этому в немалой степени способствовало и участие автора в неподцензурном литературном альманахе «Метрополь» (1979). В «Пушкинском доме» писатель воплотил сформулированный им жанровый принцип: «В романе неизбежны отношения автора с героем и набегающим текстом». Анализируя роман, следует обратить внимание студентов на следующие моменты:



  • от рассказов Битова 60-х годов роман отличается новой для писателя структурой текста: автор делает зримым для читателя сам механизм его построения;

  • рефлексия повествователя почти полностью замещает рефлексию героев;

  • расширенный авторский комментарий к происходящему становится самостоятельной сюжетной линией, определяет композицию романа;

  • внутреннюю основу сюжета составляют взаимоотношения героя с реальностью, движение времени сквозь человеческую судьбу;

  • конформизм – искаженное, ущербное отношение героя к реальности – главная причина, по мнению автора, определившая развитие личности Одоевцева;

  • осмысление российской истории в контексте романа; русская литература как равноправная часть реальности в романе: смысл названия произведения;

  • авторская мысль становится своеобразным «персонажем» романа, что и определяет стилистику «Пушкинского дома»;

- принципиальный антидидактизм романа: Битов не навязывает читателю свое видение событий, а предлагает ему общий путь по лабиринтам мыслей и чувств.

Практическое занятие № 1
Тема: Поэма Вен.Ерофеева "Москва-Петушки" как "пратекст" русского постмодернизма
План


  1. Краткие сведения о Вен. Ерофееве

  2. Карнавальная традиция в поэме и особенности ее осмысления автором

  3. Интертекстуальное пространство произведения. Библейские аллюзии, архетипы и особенности их рецепции в поэме

  4. Юродство как ключевое понятие поэмы; его содержательная и структуроорганизующая роль

  5. Особенности композиции и жанровая специфика поэмы "Москва-Петушки".


Задание

  1. Выписать определение понятий «аллюзия», «реминисценция», «интертекстуальность», «архетип», «юродивый», «карнавализация» («карнавал»)

  2. Письменно ответить на вопрос: Что общего у поэм Н.В. Гоголя "Мертвые души" и Вен. Ерофеева "Москва-Петушки".


Литература
Основная

  1. Ерофеева Г. "Я тонкий, как намек, а они – толстые, как обстоятельства" // Литературная газета. – 1991. – 18 сентября. – №37. – С.11

  2. Козуб Г. Постмодернизм как явление современной культуры// Всесвітня література та культура.–2002.–№4.–С.48-49

  3. Лейдерман Н. Л. и Липовецкий М. Н. Рождение русского постмодернизма (А.Битов, Вен.Ерофеев, Саша Соколов) / Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений: В 2 т. – Т. 2: 1968 – 1990. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – С.391–401с.

  4. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики . – Екатеринбург: УГПУ, 1997. – 250 с.

  5. Маркелова О.А. Функция литературной цитаты в структуре поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"// Русская словесность в школах Украины.-2001.–№7.– С. 10-17

  6. Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза ІІ пол. 80-х - начала 90-х годов. – Минск, 1998. – С.151-164

  7. Пестерев В.А. Постмодернизм и поэтика: Историко-литературный и теоретический аспекты: Учебно-методическое пособие. – Волгоград, 2001.

  8. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. – Минск, 2000. – С.:

  9. Шафранская Э.Ф. Изучение поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки" в 11 классе // Русская словесность в школах Украины. – 2000. – №6.– С.14-23 .

  10. Эпштейн М. После карнавала, или Вечный Веничка // Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. – М., 1997. – С.3-25

Дополнительная


  1. Бегун Б. Феномен постмодернизма // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України.–2002.–№10.–С.3-8 .

  2. Ковбасенко Ю. Література постмодернізму: по той бік різних боків // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002.–№5.– С.2-12 .

  3. Липовецкий М. Изживание смерти (Специфика русского постмодернизма) // Знамя. – 1995. – №7.–С.194-205 .

  4. Эпштейн М. Прото-или конец постмодернизма // Знамя. – 1996. – №3. – С.196-209.

Методические рекомендации


Поэма Вен. Ерофеева создавалась с января по март 1970 года. Впервые была опубликована на страницах журнала “Трезвость и культура ” в 1988-1989 годах. В "поэме" изображается путешествие автобиографического героя, алкоголика Венички: это как будто реальное путешествие и вместе с тем символическое, совершаемое героем сквозь историю, мировую культуру и евангельскую мифологию. Авторское обозначение жанра вызывает ассоциации с “Мертвыми душами” Н.В.Гоголя. Наделение героя собственным именем, насыщенность текста подробностями личной биографии позволяют воспринимать произведение как подчеркнуто лирическое. Перед читателем – лирическая исповедь героя, и все “события” происходят в пространстве его внутреннего мира. В “поэме” угадывается не только жанровая модель сентиментальних путешествий, аллегорических странствий души, но и фольклорних, сказочных скитаний.

Отличительная особенность произведения – богатый и интереснейший аллюзийный и реминисцентный фон. В процессе анализа “поэмы” на этот факт, а также на то, что комментарии к "Петушкам" вдвое и втрое превышают размеры самой поэмы, должно быть обращено особое внимание. Целесообразным представляется выявление общих и отличительных черт в произведении Вен. Ерофеева, поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” и “Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева.

В ходе работы определяется функция понятия “юродство” в структуре произведения, выявляется художественно – смысловая роль приема карнавализации.

Подводя итоги работы, необходимо обратить внимание на следующее: Вен. Ерофеев писал поэму, не думая о публикации. Писатель был абсолютно свободен от государственной идеологии, и от сложившихся в литературе условностей. Высокая патетика, библейские цитаты и сентиментальные излияния у него зачастую обрываются грубым словом, нецензурной бранью. Получается удивительный сплав, именуемый ерофеевским стилем. Поэма располагается на границе с другими видами словесности – публицистикой, воспоминаниями, исповедью, частным дневником. Отчасти на этом основании некоторые критики отказывали ей в художественности.

Практическое занятие № 3
ТЕМА: РОМАН М.ХАРИТОНОВА "ЛИНИИ СУДЬБЫ, ИЛИ СУНДУЧОК МИЛАШЕВИЧА" – "КАТАЛОГ САМОЦЕННЫХ МГНОВЕНИЙ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ ВРЕМЕНИ И ИСТОРИИ"
План


  1. Специфика структурной организации текста романа. Полифонизм произведения.

  2. Категория времени в произведении. Романное пространство как символ многогранного восприятия мира.

  3. Особенности решения М.Харитоновым судьбы Симеона Милашевича. Создание "философии" героя. Значение авторских комментариев.

  4. Идеи Ф.Ницше, экзистенциализма и структурализма в философском пространстве романа. Аллюзийный и реминисцентный фон романа (литературное влияние А.Платонова, В.Набокова, В.Розанова).

  5. М.Харитонов "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" и М.Павич "Ящик для письменных принадлежностей": попытка сопоставительного анализа.


Литература

  1. Курицын В. Русский литературный постмодернизм . – М., 2001. – 287с.

  2. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. – Екатеринбург. – 1997. – 317с.

  3. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

  4. Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов)// Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.

  5. Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов . – Минск, 1998. – С. 151-180.

  6. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. – СПб.: Азбука - классика,2001. –387с.

  7. Ранчин А. Зыбкий воздух повествования // Новый мир. – 1992. – №12. – С.265-274.

  8. Тузова Т. М Экзистенциализм \\ Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – С. 835.

  9. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.

  10. Харитонов М. Линии судьбы, или Сундучок Милашевича \\ Дружба народов. – 1992 . -№ 1- 2 .

  11. Чайковская В. «Линии судьбы» в современной прозе \\ Вопросы литературы. – 1993. – Вып. 4.

Методические рекомендации

В центре романа М.Харитонова – “жизнь идей” провинциального философа и литератора начала века Симеона Милашевича, чьи рассказы являются предметом диссертационного исследования Антона Лизавина. Главное в “философии” Милашевича – мысль о необходимости “обеспечить внутреннюю гармонию и наделить чувством счастья независимо от внешнего устройства жизни” каждого.

Критики отмечают, что в основе построения романа - концепция преодоления времени, “повторяемости всех основных психологических и культурно-исторических коллизий в судьбе России. Не случайно линии судьбы Милашевича повторяются в линиях жизни самого Лизавина, причем подобного рода “повторений” в романе немало.

"Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" – полифонический роман, в философском пространстве которого нашла свое отражение целая система философских идей. Это постмодернистский роман, в котором все основные признаки постмодернизма сочетаются с русской традицией поисков духовной почвы, философских ориентиров. В процессе анализа романа названные аспекты должны стать предметом пристального внимания. Представляется целесообразным рекомендовать студентам творческую работу (письменно) на сопоставление романа "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" с романом М. Павича” Ящик для письменных принадлежностей (обратить внимание на специфику русской “версии” постмодернизма).

Практическое занятие № 4 -5

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА В РОМАНАХ В.ПЕЛЕВИНА "ЧАПАЕВ И ПУСТОТА" И "GENERATION П"
План


  1. Краткие сведения о писателе. Жанрово-тематические особенности прозы В. Пелевина.

  2. Роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота": борхесовский принцип взаимного отображения снов и поиск четырех путей истины в структуре произведения.

  3. Система символов и особенности их реализации в романе.

  4. Десакрализация восточного мифа о России в романе "Generation П".

  5. Модели героев в романах В.Пелевина.

  6. Стилевые модификации романов В.Пелевина.


Литература

  1. Володихин Д. Виктор Пелевин // Энциклопедия для детей. – Т. 9: Русская литература: Ч.2. ХХ век / Под ред. М.Д. Аксёновой. – М.: Аванта , 2001. – С.510-511.

  2. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. – 1995. – № 12. – С. 210-214.

  3. Генис Б. Поле чудес Виктора Пелевина // Звезда. – 1997. - № 12.

  4. Ермолин Е. Варварская мера: В.Пелевин как знак и знамение // Континент. – 1999. – № 3. – С. 328-345.

  5. Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы. – 1991. – № 11-12. С.3-36.

  6. Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов)// Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.

  7. Мяло К. Между Западом и Востоком // Москва. – 1996. – № 11. – С. 58-74.

  8. Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов. – Минск, 1998. – С. 151-164.

  9. Павлов М. Generation "П" или "П"Generation // Знамя. – 199. – № 12. – С.204-207.

  10. Пелевин В. Чапаев и Пустота.- М., 1997.

  11. Якимович А. Эсхатология смутного времени \\ Знамя. – 1991 .- №6.

  12. Ямпольский М., Солнцева А.Постмодернизм по-советски \\ Театр. – 1991.- №8. – С. 52.

Методические рекомендации

Проза 70-90-х годов ХХ века мифоцентрична. На миф ориентируются произведения, отражающие разные художественные парадигмы: реалистическую, модернистскую и постмодернистскую, одновременно реализующие себя в литературном процессе последних десятилетий. Это позволяет рассматривать мифоцентричность как важную особенность литературы 70-90-х годов, а шире – как характерную черту литературы ХХ века. Среди писателей новой генерации особый интерес вызывает В. Пелевин: его рассказы, повести, романы – предмет постоянного внимания и оживленных дискуссий критиков.

В. Пелевин – один из тех немногих прозаиков, кто предложил свою трактовку в литературе 80-90-х годов эсхатологического мифа. Показательны в этом плане два его романа – «Чапаев и Пустота» и «Generation П», появление в печати которых было отмечено невиданной популярностью у российских интеллектуалов. Данные произведения наиболее ярко иллюстрируют характерные черты прозы В. Пелевина. Кроме того, в романах представлены возможные модели демифологизации в русской прозе 80-90-х годов, точные символы, дающие возможность «связать» разные планы интерпретации реальности. Как образцы постмодернистской прозы, романы В. Пелевина отражают общее направление поисков в создании новой концепции человека. В таких направлениях нам представляется целесообразным работать над текстами романов на практических занятиях.

Практическое занятие № 6-7


ТЕМА: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОМАНА В. МАКАНИНА "АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

План

  1. Оценка мирообраза В.Маканина в современной критике. Место писателя в литературе постмодернизма.

  2. Метафорическое и философское содержание главного образа произведения – "лаз-коридор".

  3. Принципы организации структуры маканинского мирообраза: знаковые, мифологические названия глав романа, сюжетная ситуация, знаковые имена героев.

  4. Функция интертекстуальности в романе. Рецепция библейного мифа, "Божественной комедии" Данте и мифа о "маленьком человеке" Гоголя в контексте произведения. Роман В.Маканина как текст-полимсест.

  5. Символическое содержание названия романа (от элитарности к прозаизации – отражение логики развития культуры).


Литература

  1. Архангельский А. Где сходились концы с концами // Дружба народов. – 1998 - №7.

  2. Ванштейн О.В. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. – 1993. – № 3. – С. 10-15.

  3. Калашникова О.Л. Мифы В.Маканина и культура постмодернизма // Русский язык и литература. – 2002. – № 3. – С. 2-5.

  4. Липовецкий М. Расстратные стратегии, или метаморфозы "чернухи" // Новый мир. – 1999. – № 11. – С.185-200.

  5. Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80- 90 – х годов ХХ века. –К., 2001.- 432с.

  6. Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. – 2002. – № 4. – С.199-219.

  7. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999. – 200 с.

  8. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. – Минск, 2000. – 310 с.

  9. Фатеева Н.А. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе // Изв. АН Литература и язык. – 1997. – Т.56. – № 5. – С. 20-35.


Методические рекомендации

Роман В. Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени, по справедливому замечанию критика А. Архангельського, уже в самом названии как бы сталкивает два разных идеологических мифа: лермонтовский (“герой нашого времени”) и достоевский (“человек из подполья”). Это объясняет наличие двух взаимоисключающих повествовательных принципов, и единственное, что их объединяет, – это форма записок, рассказ от лица главного героя – писатели Петровича. Герой – повествователь является как бы литературной проекцией “судьбы самого автора“. Роман, бесспорно, интересен как иллюстрация определяющих признаков эстетики постмодернизма. Поэтому, анализируя произведение, необходимо обратить внимание на такие положения:



  • особую функцию в романе обретает интертекстуальность как принцип поэтики, делая язык произведения постмодернистским;

  • значимым становится центральный в интертексте В. Маканина образ лаза – коридора как образ экзистенциального пространства жизни человека и человечества;

  • эпатирующая неординарность и типичность отождествлены в названии произведения (“или”), смысл этого отождествления – отражение логики развития культуры;

  • название почти всех глав романа являются знаковыми, мифологическими и обнаруживают принцип построения структуры маканинского мирообраза;

  • мифологизм и интертекстуальность сюжетообразующей ситуации романа;

  • природа знака в романе, ее “ родственность” полимсесту;

  • жанровая специфика романа.

Практическое занятие № 8-9

ТЕМА: РОМАН Т.ТОЛСТОЙ «КЫСЬ» КАК ЯВЛЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

План




  1. Становление творческой личности Т.Толстой

  2. История создания романа «Кысь». Дискуссии в критике

  3. Основные черты постмодернистской эстетики в произведении Т.Толстой:

    • деконструкция мифа русской культурной традиции в романе «Кысь»;

    • интертекстуальность и формы ее проявления в дискурсе романа;

    • игровой лингвистический эксперимент в произведении;

    • жанровый код романа «Кысь»;

  1. Смысл названия романа Т.Толстой



Задание

  1. Подготовить сообщение об основних фактах жизни и творчества Т.Толстой

  2. Повторить определение понятий «интертекстуальность», «аллюзия», «реминисценция», «деконструкция», «антиутопи», «дистопия», «дискурс»

  3. Выписать из текста романа примеры, иллюстрирующие игровой лингвистический эксперимент в романе


Литература

Основная

  1. Агеев А. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. agius@mail.ru.

  2. Богданова О.В. Филологическая проза, или лингвистический эксперимент в «Кысь» Т.Толстой // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. – Сер. 2. – вып. 3. – С. 85 – 101.

  3. Боровиков С. Татьянин день // Знамя. – 2003. - № 3. – С. 227 – 228.

  4. Вайль П., Генис А. Городок в табакерке: Проза Т.Толстой // Звезда. – 1990. - № 8. – С. 147 – 150.

  5. Володина А. Про букву «Ж», американца О’Нила, хищную Кысь и не только… // http: // www. vesti. ru. / 2000 / 10 / 14. html.

  6. Давыдова Т.Н. Роман Т.Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование // Русская словесность. – 2002. - № 6. – С. 25 – 32.

  7. Данилкин Л. Рецензия на «Кысь» Татьяны Толстой // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  8. Елисеев Н. Кысь, Брысь, Русь… // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  9. Ерохина М., Соловьева О. Семантические интерпретации в романе Татьяны Тостой «Кысь» // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  10. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. – 2001. –№3. – С. 219-221.

  11. Кабанова О. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // Известия. – 2000. – 31 окт. – С. 21 – 25.

  12. Коростелева Т. В лесах, где живет «Кысь» // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  13. Кузьминский Б. Ретроантиутопия Татьяны Толстой // www. russ. ru / krug / vybor. html.

  14. Курицын В. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  15. Курицын В. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. – 1990. - № 5. – С. 170 – 182.

  16. Ладохин П. Кыш, Кысь, кыш… // Русская словесность. – 2002. - № 1. – С. 39 – 41.

  17. Лебедев Артемий. Татьяна Толстая. Интервью // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  18. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – В 2-х т. – Т. 2: 1968 – 1990. – М.: ACADEMIA, 2003. – 688 с.

  19. Липовецкий М. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма // Новый мир. – 2000. - № 6. – С. 194-205.

  20. Липовецкий М. Контекст мифологии творчества (Татьяна Толстая) // Поэтика русского постмодернизма: Монография, 1999. – 496с.

  21. Литвинова Н. Досужие размышления праздного читателя // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  22. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Николюкина А.Н. – М., 2000. – 430 с.

  23. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров (человек – текст – семиосфера – история). – М., 1996. – 302 с.

  24. Мережинская А. Русский литературный постмодернизм: Художественная специфика. Динамика развития. Актуальные проблемы изучения: Учебное пособие. – К.: Логос, 2004. – 234 с.

  25. Немзер А. Азбука как азбука: Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин // www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.

  26. Ольшанский Д. Что житие твое, пес смердящий? //www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.

  27. Парамонов Б. Застой как культурная форма: О Т.Толстой // Звезда. – 2000. - № 4. – С. 234 – 238.

  28. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

  29. Пронина А.В. Наследство цивилизации. О романе Т. Толстой «Кысь» // Русская словесность. – 2002. – №6. – С. 31-32.

  30. Рабинович Е. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.

  31. Рубинштейн Л. Рецензия на «Кысь»Татьяны Толстой // http: // itogi. ru. / paper 2000. nsf / Article / Itogi. html.

  32. Рыжова О. Дачница из литературного шоу: О творчестве писательницы Т.Н.Толстой // Литературная Газета. – 20004. – 19 – 25 мая (№ 19). – С.11.

  33. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 608 с.

  34. Славникова О. Пушкин с маленькой буквы? // Новый мир. – 2001. – №3. – С. 177-183.

  35. Толстая Т.Н. Литература – это разговор с ангелами: Беседа с писательницей Т.Н.Толстой / Записала Ольга Кабанова // Известия. – 2000. – 14 янв. – С. 10.

  36. Тух Б. Первая десятка русской литературы. – М.: Эксмо, 2000. – 397с.

  37. Шафранская Э.Ф. Роман Т.Толстой «Кысь»: Мифологическая концепция // Русская словесность. – 2002. - № 1. – С. 36 – 39.


Дополнительная

  1. Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя. – 1988. - № 7. – С. 226 – 228.

  2. Беньяш Е. Дунин сарафан // Дружба народов. – 2001. - № 1. – С. 214 – 216.

  3. Ванштейн О. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. – 1993. - № 3. – С. 2-8.

  4. Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. – 1989. - № 10. – С. 248. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. – 1988. - № 12. – С. 217-230.

  5. Ильин И. Общая характеристика постмодернизма // Всесвітня література в навчальних закладах України. – 2002. - № 6. – С. 9-10.

  6. Козуб Г. Постмодернизм как явление современной культуры // Всесвітня література та культура. – 2002. - № 4. – С. 48-49.

  7. Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Т.Толстой // Аврора. – 1986. - № 10. – С. 111 – 120.

  8. Новиков М. Тайфуны с ласковыми именами: Сестры Толстые и новая сентиментальная проза // Ex libris ЛГ. – 1999. – 21 янв. – С. 3.

  9. Парамонов Б. Русская история оправдала себя в литературе // www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.

Практическое занятие № 10



ТЕМА: Тенденции развития современной постмодернистской драматургии

(на примере пьес Н.Садур «Чудная баба» и «Панночка»)
План

  1. Н Садур– продолжатель культурных, философских, нравственных традицийотечественной прозы и драматургии

  2. Специфика драматического конфликта в пьесах Садур

  3. Экзистенциальное мироощущение персонажей драматурга.

  4. Нравственный выбор героев Садур, поиск героями ответов на главные вопросы бытия

  5. «Перевернутость» понятий зло-добро, верх-низ, свет-тьма, божий мир-хаос.

  6. Взаимосвязь мифологического и реалистического.

  7. Пьеса «Панночка» пьеса-ремейк; гоголевские традиции в пьесе

  8. Жанровая специфика пьес Садур.


Литература

Основная

  1. Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. – М., 1998. - № 4. – С. 208-217

  2. Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005. – С.180 –195

  3. Злобина А. Драма драматургии // Новый мир. – 1998. – № 3. – С.23 –28

  4. Кучерова Н.А. Нравственно-философские проблемы в драматургии 80-90-х годов // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск, 2002. – Вып. 7, ч. 1. – C. 128-132

  5. Накопление зла: «Мерзавцы тоже плачут», – считает прозаик и драматург Нина Садур / Беседовала Вайзер Т. // Литературная газета. – 1999. – № 4.– C. 12

  6. Розов В. Пьесы Нины Садур // Садур Н. Чудная баба: Пьесы. – М., 1989. – С. 314-318

  7. Садур Н. Догадка о народе // Вопросы литературы. – 2001. – № 2. – С. 182-185.

  8. Садур Н. Мне всегда нравились ущербные люди // Книжное обозрение. – М., 2000. – № 43. – C. 5

  9. Солнцева А. Квартира на первом этаже, или Страшные сказки Нины Садур // Огонек – М., 1998. – № 2. – С. 58-61

  10. Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2005.

  11. Театр Нины Садур // Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – Т. 2. – М.: «Академия», 2003.– С. 516-520

Дополнительная

  1. Тихомирова Е. «Звуком слова я укрощаю эти стихии...» // Октябрь. – М., 1996.–- № 4. – С. 168-175

  2. Цунский И. Технология мистического // Современная драматургия. – 1998. – № 2. – С. 172-178.

  3. Четина Е.М. Художественное своеобразие и особенности проблематики философской драмы Нины Садур // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. – Тверь, 1992.– С. 171-172.

  4. Четина Е.М. Художественное своеобразие и особенности проблематики философской драмы Нины Садур // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. – Тверь, 1992. – С.171-172

  5. Яблоки для королевы. С прозаиком и драматургом Ниной Садур беседует корреспондент Мария Сетюкова // Литературная газета. – М., 1995. – 8 марта - № 10. – С. 5

Художественные тексты для обязательного чтения


  1. Битов А. Азарт, или Неизбежность ненаписанного. Оглашенные. Пушкинский дом.

  2. Бродский И. Форма времени: стихотворения, эссе, пьесы.

  3. Буйда Ю. Борис и Глеб. Ермо.

  4. Галковский Д. Бесконечный тупик.

  5. Гореев З. Мультипроза.

  6. Ерофеев Вен. Вальпургиева ночь, или Шаги Командора. Диссиденты, или Фанни Каплан. Москва-Петушки.

  7. Ерофеев Вик. Жизнь с идиотом. Тело Анны, или Конец русского авангарда. Русская красавица. Мужчины.

  8. Жолковский А. НРЗБ: Рассказы.

  9. Иртеньев И. Елка в Кремле: Стихи.

  10. Искренко Н. Или: Стихи и тексты. Референдум.

  11. Кенжеев Б. Гражданская лирика. Иван безуглов: мещанский роман. Портрет художника в юности.

  12. Кибиров Т. Парафразис: Книга стихов. Интимная лирика. Стихи о любви: Альбом-портрет.

  13. Кисина Ю. видение жира (роман).

  14. Коркия В. черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили: Паратрагедия.

  15. Королев А. Голова Гоголя. Гений местности. Эрон.

  16. Кривулин В. Иордань. Обращение: Стихотворения.

  17. Курицын В. Поэтово счастье: Оксюморон. Сухие грозы: Зона мерцания.

  18. Нарбикова В. Избранное, или Шепот шума. Около эколо. "…и путешествие".

  19. Некрасов Вс. Справка. Из неопубликованного (стихи).

  20. Пелевин В. Девятый сон Веры Павловны. Омон Ра. Жизнь насекомых. Чапаев и Пустота. GENERATION "П". ДПП (нн). Ананасная вода для Прекрасной Дамы

  21. Петрушевская Л. Мужская зона: Кабаре.

  22. Попов Е. Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину. Лоскутное одеяло. Накануне накануне. Подлинная история "Зеленого музыканта".

  23. Пригов Д. Стихи. Слезы геральдической души: стихи. Пятдесят капелек крови: Сборник поэтических и графических работ. Черный пес.

  24. Пьецух В. Государственное дитя. Новая московская философия. Ночные бдения с Иоганном Гете.

  25. Радов Е. Змеесос.

  26. Рубинштейн Л. Маленькая ночная серенада. Мама мыла раму. Регулярное письмо.

  27. Соколов Саша. Палисандрия. Школа для дураков.

  28. Сорокин В. Очередь. Тридцатая любовь Марины. Лед. Путь Бро. Сахарный Кремль. Метель.

  29. Терц Абрам. Прогулки с Пушкиным.

  30. Толстая Т. Сюжет. Кысь.

  31. Харитонов М. Возвращение ниоткуда. Линии судьбы, или Сундучок Милашевича.

  32. Щербина Т. Жизнь без. Исповедь шпиона. Нешопеновский этюд.

  33. Юганов И. Телеги и гномы.

  34. Яркевич И. Два писателя. Как я и как меня: Роман-трилогия. Солженицын, или Голос из подполья.






  • Методические рекомендации
  • Практическое занятие № 8-9
  • История создания романа «Кысь». Дискуссии в критике
  • Смысл названия романа Т.Толстой
  • Практическое занятие № 10