Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Поэма умерших деревьев как способ выражения художественного содержания Работу




Скачать 232.46 Kb.
Дата21.07.2017
Размер232.46 Kb.
ТипРеферат
Управление образования города Канска Красноярского края

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Гимназия №4

Тема: Герои произведения Зория Яхнина «Поэма умерших деревьев» как способ выражения художественного содержания
Работу выполнили: ученицы 10 А класса

Капитонова Анна Витальевна Дата рождения: 26.05.93г. Адрес: улица Парижской Коммуны, дом 63, квартира 22, индекс 663600. Телефон: 3-45-34

Прокопенко Ольга Владимировна Дата рождения: 13.05.93г. Адрес: улица Революции, дом 4, квартира 26, индекс 663600. Телефон: 3-11-19

Руководитель:

Менщикова Татьяна Александровна

Канск, 2008 год


Цель: определение одного из способов выражения художественного содержания.
Задачи: 1.Изучить научную и критическую литературу по теме.

2. Познакомиться с художественным миром Зория Яхнина.

3. Проанализировать «Поэму умерших деревьев» в соответствии с темой исследования.

4. Обобщить изученное.

5. Сделать выводы.
Предмет исследования: способ выражения художественного содержания.
Объект исследования: произведение Зория Яхнина «Поэма умерших деревьев»
Гипотеза: может ли герой произведения является одним из способов выражения художественного содержания.

Содержание.

I. Введение в проблему

II. Тема «Герои произведения Зория Яхнина «Поэма умерших деревьев» как способ выражения художественного содержания»

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Художественный мир Зория Яхнина

1.2. Лирический герой

1.3. Художественный образ

Глава II. Практическая часть.

2.1.Идеализация и реальность в изображении человека.

2.2.Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

III. Выводы.

IV. Приложение.

V. Библиография.




Лист самооценки Капитоновой Анны Витальевны


№ п/п




Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования









2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме









3

Вы использовали первоисточники в исследовании









4

Вы получили навыки работы с источниками информации









5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем









6

Ваша работа имела практическое значение









7

Вы получили удовлетворение от её выполнения









8

Вы закончили свое исследование









№ п/п




Да

Нет

Частично

1

Вы участвовали в выборе темы исследования









2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме









3

Вы использовали первоисточники в исследовании









4

Вы получили навыки работы с источниками информации









5

Вы обсуждали ход работы с вашим руководителем









6

Ваша работа имела практическое значение









7

Вы получили удовлетворение от её выполнения









8

Вы закончили свое исследование











Лист самооценки Прокопенко Ольги Владимировны

Введение в проблему.


Мы заинтересовались творчеством Зория Яковлевича Яхнина, во-первых, потому, что он является писателем Красноярского края. Во-вторых, Зорий Яковлевич пишет замечательные произведения. Во многих из них он упоминает о Сибири. Например, «На Мане-реке», «Минусинский ресторан», «Енисейск», «Богучаны», «Красноярск». Также Зорий Яковлевич Яхнин глубоко затронул тему природы и экологии в своём произведении «Поэма умерших деревьев». В современном мире эта тема довольно актуальна. Загрязнение природной среды, вырубка деревьев происходит повсеместно. Эта проблема не обошла стороной и Красноярский край.


 








Глава I. Теоретическая часть.

1.1 Художественный мир Зория Яхнина


Зорий Яковлевич Яхнин.



Поэт - понятие настолько высокое...

Я себя никогда поэтом не называю.

Боюсь этого слова. Это образ существования

На земле... Поэтому

я называю себя стихотворцем, а

поэт ли я, пусть судят о том читатели.

Пусть они решают. Когда меня не будет...

(Из интервью З. Яхнина. 1990г.)

 

И вот его нет... А на скромном памятнике надпись: «Поэт Зорий Яхнин»... и строки из его стихов:



Прекрасен мир. Ах, как же он прекрасен -

От тоненькой травиночки до звезд.

От тоненькой травиночки до звезд...

Именно таков диапазон творчества сибирского поэта, прозаика, публициста Зорин Яхнина. Сибирского, несмотря на то, что родился Зорий Яковлевич в Симферополе, а детство и юность провел в Москве.

Во время войны он, двенадцатилетний мальчуган, оказался в эвакуации в Омске, Это была его первая встреча с Сибирью:

Нет, не забыл я, не забыл Ладоней матушки Сибири

Я ел твой хлеб и лебеду,

Когда гудели ветры злые.

И вот я вновь к тебе иду.

Иду долги отдать былые.

 

Спустя десятилетие, в 1954 году, Зорий Яхнин, выпускник Московского института культуры, вернулся в Сибирь, теперь уже навсегда, а Красноярск стал его второй родиной, родиной поэтической, творческой, его «центром Земли»:





Вдали от отчего жилья,

Там, где озябшими руками

Положишь в стену первый камень -

Вторая родина твоя.

 

Может быть, сейчас это кому-то покажется наивным, но знакомство с городом, который поэт по праву называл родным, он начал с того, что пришел со своей молодой женой, тоже москвичкой, в горком комсомола, представился, спросил: «Чем мы можем быть полезны?».



Люди, с которыми они познакомились тогда, остались их друзьями на всю жизнь.

А в Красноярском управлении культуры Зорий Яхнин получил должность, которая ему, 24-летнему романтику и начинающему поэту, показалась слишком серьёзной и ответственной - заведующий Краевым методическим кабинетом культпросветработы.

«Начальником Зорий оказался весьма демократичным, - вспоминает известная красноярская поэтесса Аида Федоровна, работавшая тогда под его началом, - когда основная работа была завершена, он как бы в шутку приказывал: «А теперь садись и пиши стихи!» и я писала...».

Со временем небольшая комната в Управлении культуры превратилась в настоящую литературную студию. Как только заканчивался рабочий день, здесь собирались молодые, начинающие поэты - читали стихи, яростно спорили о литературе, о жизни, о любви, о политике...

«Это было время, когда душа раскрывалась, мы все понимали друг друга. Хотя и спорили. ссорились, живые творческие связи между нами не прерывались». - скажет позднее об этой поре Зорий Яковлевич.

Работа в Управлении культуры и в «Красноярском комсомольце», публикации в краевых газетах, участие в поэтических семинарах и этнографических экспедициях» краеведческого музея, поездки по краю: Диксон, Игарка, Абакан, Шушенское, оленеводческие совхозы Эвенкии, загадочные степи Хакасии..

В1956 году в Красноярском книжном издательстве выходит первый сборник стихов Зорин Яхнина «Восточным ветрам навстречу». Потом будут и другие книги, выходившие в различных издательствах Красноярска и Москвы: поэтические сборники - «Из лирического дневника», «Границы», «Центр Земли», «Требуется скрипач», «Позднее признание в любви», «Три дороги»; повести - «Дорога к радуге», «Хозяин Каменной Чуни», «Новогодняя ночь в сентябре»; сборники поэм: - «Река мгновений» - более двадцати книг было издано при жизни поэта.

В1962 году Зорий Яковлевич Яхнин стал членом Союза писателей РСФСР. Рекомендацию ему дал известный поэт Лев Ошанин, а обсуждение его рукописи вел на заседании секции поэзии автор знаменитой «Гренады» Михаил Светлов, благосклонно отнесшийся к творчеству молодого поэта.

Пришла зрелость, мудрость, новое осмысление своего места в жизни, но идеалам своей юности Зорий Яхнин не изменял никогда:

Не спрашивая, сколько платят,

Мы сразу говорили «да».

И вот уже нас гулко катят

К туманным стройкам поезда.

И если бы вернулись леты,

Я повторил бы их опять.

Прорабы, мастера, поэты,

Позвольте мне вас всех обнять.

 

Готовя в 1991 году к переизданию некоторые свои стихи и поэмы, Зорий Яковлевич Яхнин говорил о соблазне кое-что переделать, подправить в них: «Вот, мол, я уже тогда все понимал», но от этого соблазна он удержался. Все осталось так, как написалось в свое время.



Честность, искренность, неподдельное уважение к своему читателю всегда были свойственны Зорию Яхнину. В своих стихах, публиковавшихся на страницах краевых и центральных газет, в альманахе «Енисей», в «Литературной газете», в московском «Дне поэзии», во многих областных изданиях, он вел с читателем серьезный, доверительный разговор о жизни, о любви, о счастье, о быстротечном времени, о вечных человеческих ценностях:

Настала знаменитая пора:

Ударил дождь по листьям, стеклам, рамам.

И боль, как затвердевшая кора,

Становится не болью - старым шрамом.

Последнею любовью полюбя

Поникший лес, травиночки не трону,

Вхожу в него, как в самого себя,

И всматриваюсь в корни, а не в крону

 

Обостренность поэтического чувства, способность к сопереживанию, осознание неповторимости человеческой жизни, ощущение своей причастности ко всему на Земле, ответственность за то, что происходит в мире - вот мотивы поздней лирики Зория Яхнина.



«По плодам их узнаете их» - эта библейская истина была его девизом:

Ах, как животворна свободная речь,

Мы все без нее, как бесплотные тени,

И все же доколь проклинать эту темень?

Не лучше ли встать и светильник возжечь?

 

Особую страницу его творчества представляют литературные переводы, он включил их даже в один из своих поэтических сборников, объединив общей рубрикой



«Стихи моих друзей». Это, действительно, стихи его друзей, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Ивана Удыгира, - людей, чье поэтическое мировоззрение созвучно его душе.

Талантливый человек талантлив во всем, он не перестает удивлять окружающих многогранностью своей личности.

Вернувшись в 1986 году из Дома творчества в Коктебеле, Зорий Яхнин представился на суд зрителей выставку своих акварелей, лиричных, тонких, гармоничных и умиротворяющих.

А вот стихи последних лет были далеко не безоблачными, они были наполнены болью за Россию, тревогой за ее судьбу. Наверное, кому-то эти стихи казались чересчур резкими, даже «непоэтичными», но Зорий Яковлевич объяснял это так:«Поэзия должна быть социальной, это в традициях русской литературы.

Когда стране туго, поэт не может делать вид, что все вокруг славно и мило».

И все-таки его вера в Россию была неистребима:



Все вынесла: и горькую суму,

Пиры бояр, опричнины гоненья...

Я поклонюсь терпенью твоему,

Но мне твое дороже

нетерпенье,

Когда, освобождаясь от оков,

Ты сбрасываешь (было это, было)

С хребта, как норовистая

кобыла

Жестоких неумелых ездоков.

 

Писательская судьба Зория Яхнина сложилась счастливо: его творчество всегда было востребовано, на его стихах выросло целое поколение читателей.



 Основные издания:

Восточным ветрам навстречу : стихи. -Красноярск, 1956. - 68 с.

Границы : стихи. - М., 1965. - 66 с.

Из лирического дневника: стихи. - Крас­ноярск, 1965.- 154с.

Хозяин Каменной Чуни : повесть. -Крас­ноярск, 1965.-154 с.

Невечная мерзлота: стихи. -Красноярск, 1975.-80 с.

Центр земли: стихи. -Красноярск, 1978.-115с.

Красный Яр:стихотворения.-М., 1980,-94с.

Открытое письмо : стихотворения и по-эмы. - Красноярск, 1980. - 207 с.

Морозное окно: кн. новых стихотворений,-Красноярск, 1983.-83 с.

Новогодняя ночь в сентябре : повести.-Красноярск, 1985. - 192 с.

Требуется скрипач : стихотворения и поэмы.-М., 1985.-79 с.

Ступени : стихотворения, поэмы. - Красноярск, 1988.-175 с.

Река мгновений : поэмы. - Красноярск,1991.-120с.

Окно : стихи // Люблю и верую. - Красноярск, 1991.-С. 385-446.

 

1.2. Лирический герой.



Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.
Понятие о лирическом герое

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира».

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания:

1. Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.

2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.

3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность». В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта – это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах – вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию – функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры».

1.3.Художественный образ.

Художественный образ, всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле Х. о. —способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значности. Пока искусство в своём самосознании (идущем от античной традиции) сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением и соответственно в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствам пластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями канона, затем стиля и формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника к материалу. Тот факт, что художественно преформированный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика широко использовала категорию Х. о., соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму, умозаключению, доказательству, формуле. Универсальность категории Х о. с тех пор неоднократно оспаривалась, т.к. смысловой оттенок предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось, делал его неприложимым к «беспредметным», неизобразительным искусствам (в первую очередь, к музыке). И, однако, современная эстетика, главным образом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теории Х. о. как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Идеализация и реальность в изображении человека

Человек изображается в произведении словесности либо в тонах идеализации, либо таким, каков он есть в реальной жизни. Принцип идеализации героя — вопло­щение в нем идеала, человека, каким автор хочет видеть его, противопоставление его действительности. Прин­цип реальности требует изображения героя со всеми достоинствами и пороками и оценки его в свете эстетическо­го идеала. Идеал же определяют эпоха, литературное на­правление, мировоззрение писателя.

Мы заметим явные черты идеализации в "Поэме умерших деревьев". Так изображен сам автор произведения. Такое изображение — не лесть, а воплощение идеала. Создавая именно такую внут­реннюю форму, такими словами рисуя образ автора, он выражал важные мысли о защите окружающей природы.

И понял я, что я живу не так:


Когда не нужно спать, смежаю веки,
И слово, что крутилось на устах,
Не высказано. И ушло навеки.
И что-то мы не сделали с тобой,
И что-то сделали, чего бы и не нужно.
И к цели часто мы идем окружком.
Когда бы надо все же по прямой.
И тот пожар, он подожжен не нами,
Не мог же я предвидеть это пламя?

Герои, созданные по принципу идеализации, обладают всеми свойствами художественного образа. В них есть внутренняя форма: они нарисованы посредством слов, сохраняющих буквальное значение, и мы видим их в воображении как реальных людей. И в них есть худо­жественное содержание, они предстают как пре­красное, как воплощение идеала автора. При этом, если писатель верно понял тенденцию развития жизни, в таких ге­роях угадывается будущее, раскрываются прекрасные чело­веческие черты.

Герои, созданные по принципу реальности, являются художественными образами, они не просто ско­пированы с реальных людей, а созданы творчеством писателя средствами слова, освещены светом эстетического идеала, в них воплощено художественное содержание. В «Поэме умерших деревьев» героем, созданным по принципу реальности, является сама природа.

Царю природы нужен не запрет.

Березы догорают, будто свечки,

В моем лесу уже деревьев нет —

Лишь запрещающие их ломать дощечки.

2.2. Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой эпического произведения — художественный образ, предстающий в форме повествования рас­сказчика. Писатель может нарисовать его так ярко, что у нас возникает иллюзия, будто герой существует на самом деле. Однако он создан автором средствами языка не для то­го, чтобы мы познакомились наряду с реально существую­щими людьми еще и с этим человеком, а для того, чтобы выразить художественное содержание. Мы поймем художественное содержание, если определим, кто является субъектом речи и какие языковые средства ис­пользованы для изображения героя. Прочитаем первую строфу из произведения «Поэма умерших деревьев» и выясним, какими средствами языка создан образ лирического героя.

И есть над чем и плакать и тужить.


Пожухли, перепутались травинки,
Но надо дальше действовать и жить,
Пока еще видны мои тропинки.
Все правильно. Топор пока остер.
Все правильно. Горит в огне береза,
Ствол изогнулся, будто знак вопроса.
Березы нет, но есть зато костер.
Когда не греет внутренний огонь,
Я к твоему огню тяну ладонь.
И, обжигаясь, вздрагиваю чутко.
И все-таки мне жутко и тепло,
Твоим огнем я сам горю светло.
И только не лишиться бы рассудка.

В первой строке звучит четырёхстопный ямб — размер мед­ленный, он употребляется обычно для выражения раздумий о серьезных проблемах. А дальше ямб становится вольным, в одних строках пять, в других — четыре стопы, размер ме­няется в зависимости от хода мысли. По мере того как от строгих раздумий поэт переходит к выражению непосредст­венного чувства, строка становится короче, пауз больше. В седьмой строке можно увидеть сравнение ( …ствол изогнулся, будто знак вопроса…) Это сравнение помогает нам увидеть наглядно изображённую картину, а также окрашивает эмоциями всю строфу. В пятой и шестой строке встречается такая стилистическая фигура как анафора (…Все правильно. Топор пока остер. Все правильно. Горит в огне береза…) Она служит для выделения главного слова в предложении.

Горят леса, а им бы жить да жить.

И загудели в небе вертолеты.

И нам с тобой пора туда спешить,

Где дым винтом, где снизились пилоты.

И вот мы запалили встречный пал,

Трещат стволы и воют бензопилы,

Так сила побеждает злые силы.

Художественное содержание выражено словами, описывающими конкретный пейзаж, и вместе с тем насыщенными сверхсмыслом, заключённым в последней строке данного отрывка: добро всегда должно побеждать зло, а значит будет продолжаться борьба не только за восстановление природы, но и за восстановление всего самого светлого, высоконравственного в человеческом обществе.

А что это такое — победить!

Родить врага! Сомнительна заслуга.

Приобретай не недруга, а друга —

Желай не победить, а убедить.

Где результат сомнительных побед?

И уберег ли дерево запрет?

Нет, это ненадежное леченье.

С самим собою выхожу на бой,

Нужна победа над самим собой, —

Осознанное самоотреченье.



Вывод.

В своей работе мы изучили научную и критическую литературу по теме. Познакомились с художественным миром Зория Яхнина. Проанализировали «Поэму умерших деревьев» в соответствии с темой исследования. И пришли к выводу, что действительно герои произведения (природа, человек, а также автор произведения) могут являться одним из способов выражения художественного содержания.

  • Лист самооценки Капитоновой Анны Витальевны
  • Лист самооценки Прокопенко Ольги Владимировны