Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Поэма Жусупа Баласагуни «Благодатное знание»




страница1/5
Дата24.06.2018
Размер0.87 Mb.
ТипПоэма
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова Есмагулова Г.Ж. Поэма Жусупа Баласагуни «Благодатное знание» и тюркская философия Республика Казахстан Кокшетау 2003 ББК 87.3 63.3(2) Е78 Есмагулова Г.Ж. Поэма Жусупа Баласагуни «Благодатное знание» и тюркская философия.- Кокшетау: Кокшетауский государственный университет, им. Ш.Уалиханова, 2003.- 56с. ББК 87.3 63.3(2) ISBN 9965-497-42-7 Рекомендовано к печати Ученым советом Кокшетауского государственного университета им. Ш.Уалиханова. Рецензенты: Мырзалы С.К. - доктор философских наук, профессор Калиева К.А. - кандидат философских наук В научной брошюре выявлены специфические черты и общечеловеческое значение тюркской философии, раскрыт ряд культурных ценностей тюркского общества XI столетия. Ценными для современного читателя являются выводы о значении устойчивого комплекса представлений человека о мире в выборе им жизненного пути, о необходимом росте интеллектуально-нравственного развития человека с возрастанием его роли в жизни общества и др. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех тех, кто интересуется историей тюркской философии. Е 0302020000 00(05)03 ISBN 9965- 497- 42-7 ©Есмагулова Г.Ж. ©Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова Оглавление Введение 1.Поэма Ж.Баласагуни «Благодатное знание» как памятник тюркской философской мысли 1.1 Ж.Баласагуни и его поэма «Благодатное знание» 1.2 Мировоззрение Ж.Баласагуни 2. Концепция бытия человека в творчестве Ж.Баласагуни 2.1.Мир культурных ценностей в поэме Ж.Баласагуни «Благодатное знание» 2.2.Человек и мир в мировоззрении Ж.Баласагуни 2.3.Человек и мир в философии суфизма Заключение Литература Введение Одним из факторов, ведущих к успешной модернизации казахстанского общества, является ясное понимание им требований времени, определение в соответствии с ними целей и задач развития, осознание своей роли в жизни мирового сообщества. В этом отношении следует отметить актуальность исследований духовного наследия прошлого. В частности, актуальным является исследование духовного наследия тюркских народов. Возрождение ряда культурных ценностей тюрков, воссоздание их духовно-нравственного облика, выявление общечеловеческого значения культуры тюркских народов способствует идентификации казахстанцами себя с историей и культурой своей страны, формированию в них исторического сознания. Исследование идейного содержания поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание» (1) позволяет воссоздать духовную ситуацию тюркского общества XI века, осуществить связь времен и провести параллель между ценностями культуры прошлого и культуры современной, познать не только историю нашей культуры, но и осмыслить настоящее и получить необходимую ориентацию в выборе культурных ценностей современного общества. Следует отметить, что в отечественной философской науке проведено немало исследований духовного наследия тюркской культуры (2). Но, тем не менее, сегодня еще ощущается недостаток в системном исследовании наследия прошлого с использованием современных методов философского анализа- герменевтики и феноменологии. Поэма Ж.Баласагуни «Благодатное знание» достаточно хорошо исследована в филологии. А.Н.Кононов называет целый ряд работ, посвященных ее историко-литературному и лингвистическому анализу (1,516). Вехами в исследовании поэмы Ж.Баласауни «Благодатное знание» он называет работы французского тюрколога А.П.Жобера, венгерского тюрколога и путешественника Германа Вамбери (1831-1832-1913), академика В.В.Радлова, турецких ученых Решида Рахмети Арата и А.Дильачара. Поэма Ж.Баласагуни «Благодатное знание» является также и объектом философского анализа (3). Целью данной работы является раскрытие идейного содержания поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание» и познание на этой основе тюркской философии. Данная цель предполагает решение следующих задач: - определение круга философских проблем в «Благодатном знании», раскрытие идейного содержания поэмы как системы философских воззрений поэта; - исследование проблемы бытия человека как основной проблемы духовного наследия Ж.Баласагуни, выявление предельных оснований бытия человека в мире человеческих отношений; - анализ ряда культурных ценностей тюркского общества XI столетия, раскрытие их общечеловеческого значения; - выявление специфики тюркской философии средних веков. Предметом исследования является анализ концепции бытия человека в творчестве Ж.Баласагуни, раскрытие логики ее развития. Исследование книги Ж.Баласагуни с использованием методов герменевтики и феноменологии позволяет выделить несколько пластов в ее идейном содержании. Первый пласт представлен мировоззрением поэта -его социально-политическими взглядами и размышлениями о боге, о смысле жизни и назначении человека, представлениями о строении вселенной и т.д. Второй, более глубинный пласт в идейном содержании произведения поэта заключается в раскрытии его этнической и временной принадлежности, в реконструкции культурных ценностей той эпохи и воссоздании духовной ситуации общества, в котором жил и творил Ж.Баласагуни. И, наконец, третий пласт в идейном содержании поэмы Ж.Баласагуни представлен ее непреходящим, общечеловеческим содержанием. Новизна работы заключается в самом подходе к решению поставленных задач, связанном с применением современных методов философского анализа к творчеству Ж.Баласагуни. Обращение к ним позволяет восполнить недостающие о поэте - мыслителе исторические и иные сведения и воспроизвести мир его нравственных исканий, а также получить адекватные знания о философии и культуре тюркских народов. Новизна книги заключается и в выявлении наряду с особенностями, определяющими ее культурную и временную принадлежность, также и идей, имеющих общечеловеческую, непреходящую значимость. Таковыми являются: -идея о значении устойчивого комплекса представлений человека о себе и о мире в выборе им жизненного пути и в определении его отношения к ценностям культуры общества; -идея о становлении человека как творца своей судьбы, материальных и духовных благ вместе с формированием в его сознании положительного «образа» окружающего его мира и своей роли в нем; -идея о необходимом росте интеллектуального уровня человека, его профессиональных навыков, уровня образованности с возрастанием возлагаемых на него обществом обязанностей; 5 -идея о постижении подлинного смысла жизни по мере преодоления человеком в себе пороков. Теоретическая и практическая значимость выводов, полученных в книге, объясняется процессом модернизации духовной сферы жизни общества, предполагающим обращение не только к достижениям мировой культуры, но и возрождение прогрессивных традиций культуры прошлого. Несомненно, большой гуманистический потенциал заключает в себе культура тюркских народов, и, в первую очередь, духовное наследие видных ее представителей. В частности, в творчестве ученого, лингвиста, этнографа М.Кашгари, поэтов - мыслителей Ж.Баласагуни и А.Игунеки нашли свое отражение гуманистические традиции тюркской культуры. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что логико - методологические принципы подхода, философский и культурно -исторический материал, содержащиеся в книге, могут быть использованы для проведения дальнейших исследований духовной культуры тюрков. Следует также отметить, что наряду с историко-философским планом исследования поэмы Ж.Баласагуни определенный научный интерес составляет исследование теоретико-аналитического характера, представленное анализом многих категорий аксиологии, онтологии, философской антропологии. В условиях реформирования сферы образования Республики Казахстан выводы, полученные в книге, имеют и практическую значимость. Так, система образования и воспитания современного общества нацелена на передачу знаний. В условиях ее реформирования усилия общества, в основном, направляются на совершенствование технологии передачи и усвоение знаний. Как показывает анализ поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание», в тюркской культуре образование и воспитание имеют конечной целью не передачу и усвоение знаний, но формирование в человеке определенных качеств. В этом отношении опыт воспитания подрастающего поколения у тюркских народов, несомненно, имеет для современного казахстанского общества определенный практический интерес. Следует также отметить, что идеи Ж.Баласагуни о профессиональном образовании человека обретают сегодня особую актуальность в свете стратегической цели Республики Казахстан - создание профессионального государства. Практическая значимость книги заключается и в том, что основные положения и выводы, полученные в ней, могут быть использованы в деле воспитания молодежи. Следует также отметить, что многие идеи Ж.Баласагуни, высказанные в поэме в виде назиданий, сохраняют и сегодня свою актуальность и могут быть полезными в жизни каждого представителя современного общества. 6 1. Поэма Ж. Баласагуни «Благодатное знание» как памятник тюркской философской мысли.1 1.1 Ж.Баласагуни и его поэма «Благодатное знание» Сведения о жизни и творчестве автора поэмы «Благодатное знание» очень скудны. Отсутствуют сведения о биографии и о творчестве Ж.Баласагуни как у современных ему, так и у живших после него биографов и библиографов. Но отсутствие сведений о Ж.Баласагуни в исторических источниках можно восполнить краткими сообщениями поэта о самом себе в его поэме «Благодатное знание». Из предисловия поэмы можно узнать о том, что автор поэмы «Благодатное знание» родился в городе Баласагун. Точное расположение города остается сегодня неизвестным. Предполагают, что Баласагун находился в Чуйской долине, недалеко от города Токмак. Город Баласагун, как и Кашгар - родной город автора «Тюркских наречий»- был крупным политическим и культурным центром государства Караханидов. В Баласагуне находилась резиденция первого завоевателя Мавераннахра (ум. 992 - 993 г.г.) (1,500). В нем начал работу над своей поэмой Ж.Баласагуни. Следует отметить, что государство Караханидов образовалось в первой половине IX века после распада западнотюрксого и восточно тюрксого каганатов и просуществовало до начала XIІІ века (840 - 1212 г.г.) (1, 495). Караханиды происходили из господствовавшего в то время племени карлуков (1, 496). Ж.Баласагуни в «Благодатном знании» называет время и срок работы над поэмой и место ее завершения. Так, в двух предисловиях к поэме, написанных в прозе и в стихах, Ж.Баласагуни пишет, что поэма завершена в Кашгаре. «Сочинитель сей книги - уроженец Баласагуна, муж воздержанный и благочестивый.- Завершил же он книгу в Кашгаре...»-повествует автор в предисловии к поэме (1, 6). В предисловии, написанном в рифме, он опять же сообщает о себе: «Он все написал, твердо двигаясь к цели, И труд завершен был в Кашгарском пределе» (1, 10). ---------------------------------------------------------------------------------------------- Глава составлена на основании данных статей А.Н.Кононова «Поэма Юсуфа Баласагунского «Благодатное знание» и С.Н.Иванова «О «Благодатном знании» Юсуфа Баласагунского», прилагаемых к поэме Ж.Баласагуни «Благодатное знание». Над поэмой «Благодатное знание» Ж.Баласагуни работает в течение восемнадцати месяцев и завершает в 1069 - 1070 г. н.э., о чем и пишет поэт в своей поэме: «Четыреста да шестьдесят да второй шел год, 7 Как я слову и жизнь дал и строй. Слагал восемнадцать я месяцев сказ Слова отбери, да приладь, да пристрой» (1, 491). Современная историография не располагает точными сведениями о годах жизни поэта. Вероятно, Ж.Баласагуни родился в 1018 году (или в 1015 - 1016 году), так как поэт в «Благодатном знании» пишет о своем возрасте: «О, где моя юность! Я каюсь сурово, Да что в этом пользы - кончаю я слово! Чьи годы за сорок прошли чередою, Уж тот распростился с порою молодою А мне пятьдесят, и не молод я телом, Был вороном черным, стал лебедем белым» (1, 56). Анализ поэмы «Благодатное знание» позволяет нам узнать и некоторые детали из биографии поэта. Ж.Баласагуни занимает при дворе Тавгач — Борга хана (правил 1056 - 1103 г.г.) должность хасс — хаджиба - главы всего придворного штата. Деятельность ему пожалована правителем Мавераннахра в знак благодарности за книгу. Как признается Ж.Баласагуни в предисловии в прозе, поэма по завершении была преподнесена им правителю Тавгач - Борга хану. По достоинствам, которыми в поэме наделен улуг хасс - хаджиб, мы можем судить и о личности самого поэта. Хаджиб, как и всякий другой чиновник в «Благодатном знании», прежде всего, был должен своей службой способствовать процветанию и благополучию народа. По-мнению Ж.Баласагуни, действительную заботу о народе может проявлять лишь высоконравственный человек. Так, хаджиб в поэме Ж.Баласагуни добр, щедр и отзывчив. Он также учтив и совестлив (1,199). К тому же, все высокопоставленные чиновники в «Благодатном знании» являются образованными людьми. В «Благодатном знании» показателем образованности является не столько простое наличие знаний, сколько умение применять их в деле. В хасс-хаджибе знания стали частью его самосознания, превратились в его убеждения и нашли выражение в его привычках, манерах и в принимаемых решениях. Об этом свидетельствуют рассуждения Ж.Баласагуни о достоинствах хаджиба. Так, автор поэмы наделят хаджиба в силу его должности необходимыми качествами руководителя, каковыми являются весомое слово, «ладная осанка», «властность голоса». Так как хаджибу приходится иметь дело со многими людьми и решать множество проблем, то он должен стараться держаться так, чтобы «раскрылись сердца» людей и, чтобы «души блестели» и «увлажнялся взгляд» (1, 201). Вероятно, таким являлся хасс-хаджиб Ж.Баласагуни. Духовный облик поэта, возможно, был представлен такими качествами, как щедрость, отзывчивость, учтивость и «весомость слова». Из рассуждений поэта о достоинствах хасс-хаджиба также следует, 8 что в нем сочетались глубокий аналитический ум, поэтический дар и чувство гражданского долга. Особый интерес для исследователей-филологов представляет язык поэмы Ж.Баласагуни. Как это следует из статьи А.Н.Кононова, среди филологов нет единого мнения о языке изложения поэмы (1.503). Так, одни (С.Е.Малов) называют язык поэмы древнеуйгурским, другие (Э.Р.Тенишев) - караханидо - уйгурским, третьи (А.М.Щербак) - карлукским. Г.Ф Благова называет язык «Благодатного знания» карлукско - кипчаксим. А.Н.Кононов в заключительной статье к поэме, ссылаясь на данные тюркологов, называет язык поэмы «Благодатное знание» «по признаку его высоких достоинств хаканско-тюркским, по династийному признаку -караханидо — тюркским, или караханидо - уйгурским, по племенной принадлежности - карлукским, по культурно — историческому признаку -карлукско — уйгурским» (1.504). При этом А.Н.Кононов приводит замечание В.В.Бартольда о том, что подданные караханидов себя уйгурами не считали Ж.Баласагуни язык поэмы не называет уйгурским (1, 504). Следует остановиться на структуре и на идейном содержании поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание». Поэма обширна по объему и состоит из двух предисловий, 85 глав и трех приложений. Поэма, за исключением одного из предисловий, написана в форме двустиший (бейтов). 85 глав поэмы состоят из 6520 бейтов, три приложения состоят из 124 бейта (1, 507). В одиннадцати первых главах поэмы, а также в последних трех приложениях к ней Ж.Баласагуни ведет повествование от своего имени. Как уже выше было отмечено, именно, в этих главах содержатся сведения о биографии поэта и о его отношении к миру. Так, в первых главах поэмы Ж.Баласагуни выражает свое отношение к богу и признается в вере в благие деяния пророка Мухаммеда и его сподвижников. В четвертой главе поэмы автор прославляет правителя государства Караханидов Табгач-Борга-хана. В последующих нескольких главах поэмы Ж.Баласагуни раскрывает свое отношение к миру. Следует отметить, что мир в мировоззрении Ж.Баласагуни представлен Вселенной, или космосом, и миром человеческих отношений. Воззрения поэта-мыслителя о строении Вселенной изложены в пятой главе. В шестой, седьмой, девятой и в десятой главах поэмы Ж.Баласагуни повествует о знании и о добре как о должном основании деяний людей, о достоинстве и о пользе языка. Все остальные главы поэмы представляют собой диалог между четырьмя действующими лицами. Так, в поэме элик, или властитель державы_ Караханидов Кюнтогды ведет беседу с визиром. Должность визиря в поэме занимает Айтолды. После смерти Айтолды визирем становится и ведет беседу с эликом его сын Огдюльмиш. В «Благодатном знании» передаются 9 Также беседы Огдюльмиша с его родственником, суфием-отшельником Одгурмышем, а также наставления суфия Одгурмыша элику Кюнтогды. Почти во всех диалогах участвует правитель государства Караханидов элик Кюнтогды. Основные участники диалогов в поэме Ж.Баласагуни являются олицетворением одного из четырех принципов, лежащих в основании тюркской культуры, руководство которыми ведет человека к благу. Об этом поэт сообщает в первом приложении к поэме «Благодатное знание». Принципами, или «сутями», тюркской культуры являются справедливость, счастье, разум и непритязательность. Олицетворением справедливости является элик Кюнтогды. Его имя означает «Солнце взошло». Айтолды (буквально «Полная луна») символизирует счастье. Сущность счастья и справедливости раскрывается в беседах Айтолды и Кюнтогды (главы 15-18). Наиболее активный участник диалогов Огдюльмиш, что означает «Достохвальный», в поэме является выразителем свойств разума. О сущности ума Огдюльмиш повествует в 27 главе поэмы. Образ жизни и поступки четвертого участника диалогов Одгурмыша (его имя означает «Пробуждающий») представляют его как символ непритязательности. В главах 43, 67, 73, 74, 81 Одгурмыш повествует об удовлетворенности жизнью. Описание качеств, необходимых беку, визирю, полководцу, хаджибу, послу, писцу, казначею и главному повару дается устами Огдюльмиша (главы 28-37).В поэме Огдюльмиш в беседе с Одгурмышем рассказывает о правилах и законах служения бекам, о должном отношении с теми, кто служит во дворце, об обхождении с учеными и знающми людьми, с лекарями, звездочетами и т.д., а также с простолюдинами-скотоводами, торговцами. В восточной культуре очень часто встречались сочинения, подобные поэме Ж.Баласагуни «Благодатное знание». О распространенности сочинения подобного жанра свидетельствуют слова Ж.Баласагуни в стихотворном предисловии к поэме: «Весь Чин называл ее «Свод благочиний», «Радетель держав» книгу звали в Мачине. А в странах Востока - отсюда и далее – Ее «Украшением властителей» звали. Иран - «Книга шахов» нарек ей названье, Туранцы зовут «Благодатное знание». Об этом утверждают А.Н.Кононов и С.Н.Иванов в своих комментариях к « Благодатному знанию». А.Н.Кононов пишет, что в этих строках речь Идет «не о популярности поэмы Ж.Баласагуни, а о широком распространении сочинений, подобного жанра» (1, 507). 10 Следует отметить, что произведения подобного жанра нередко отличались не только совершенством языка и формы, но и богатством идейного содержания. В частности, «Благодатное знание» Ж.Баласагуни по своему идейному содержанию, бесспорно, является бесценной кладовой философской мысли исламской культуры средних веков. В «Благодатном знании» Ж.Баласагуни в форме назиданий излагает свои взгляды по многим вопросам аксиологии и философской антропологии - о роли знаний, о значении нравственного начала в жизни человека, о сущности и назначении человека и смысле его жизни и т.д. Поэму Ж.Баласагуни отличает образный язык изложения мыслей, диалогичная форма построения текста, назидательно - повествующий характер философствования, непосредственная связь ее идейного содержания с народной мудростью. 1.2. Мировоззрение Ж.Баласагуни Своеобразие тюркской философии составляет язык ее изложения. Об этом свидетельствует язык философствования автора поэмы «Благодатное знание». Язык Ж.Баласагуни является ярким, образным и красочным. Художественное мастерство Ж.Баласагуни высоко оценено в исследования филологов. Исследователи художественного языка поэта отмечают афористичность бейтов (двустиший), изложенных в жанре месневи, из которых состоит основная часть его произведения. Высокую художественную культуру языка «Благодатного знания» связывают также и с игрой слов, рифм, смыслов (1, 527). Следует отметить, что художественность языка поэмы проявляется и в том, что каждый бейт выражает законченную мысль и может существовать самостоятельно (1, 527), но в тоже время способствовует развитию сюжета поэмы. Принимая во внимание тот факт, что «Благодатное знание» остается сегодня единственным литературным памятником тюркской культуры XI века, автора поэмы можно назвать зачинателем , основоположником тюркской поэзии. Язык Ж,Баласагуни является лаконичным, емким и отличается глубиной мысли. Многие высказывания поэта предстают сегодня как афоризмы: «Ученье - повод, ведущий вперед: К свершенью желаний он твердо ведет» (1, 42). «Приветствие - милость, от болестей кров: Желают здоровья - и будешь здоров» (1,421). Говоря о «Благодатном знании» как о философском произведении, следует отметить, что в тюркской культуре нет устоявшегося научно - 11 философского языка, и в ней не был создан специальный категориальный аппарат. Поэтому Ж.Баласагуни использует в «Благодатном знании» возможности художественного языка. В частности, обращение к метафорам позволяет ему придать наибольшую выразительность своим идеям. Как уже было отмечено, главные действующие лица в «Благодатном знании» представлены как символы четырех моральных принципов, «сутей» - счастья, справедливости, разума и непритязательности. Ж.Баласагуни, раскрывая значение каждой из «сутей», обращается к сравнениям. Так, счастье в «Благодатном знании» сравнивается с «быстроногим оленем» или с ланью, удержать которых можно, лишь накинув «надежней путы» (1, 81). Элик, символизирующий справедливость, сравнивается с солнцем. Прочность власти в поэме олицетворяет серебряный треножный трон, и острый нож является напоминанием о ее карательной силе для тех, кто нарушает закон. В речах Огдюльмиша также часто встречаются метафоры. Так, Огдюльмиш называет ум «светочью во тьме» и «глазами для слепого». Значение ума в жизни человека в поэме сравнивается со значением души для тела и «слова для бессловесного» (1, 160). Упрямство сравнивается с «поклажей, что тянет назад», и с «нееженным конем», мудрая речь - с водой для земли (1, 100), что является источником жизни, «глупое сердце» - с безводьем в пустыне. Образы каравана и путника в речах Одгурмыша несут в себе мысль о быстротечности человеческой жизни. Анализ поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание» позволяет не только выявить особенности языка тюркской философии, но и раскрыть ее характер и исходные мировоззренческие установки. Главной особенностью тюркской философии является ее назидательный характер. Следует отметить, что тюркская философия вместе с художественно - образным языком переняла из литературного искусства тюрков и дидактическую форму изложения мыслей. В филологии назидание отмечается как особый вид литературного жанра, в котором идеи автора выражаются в форме наставлений и обращений к читателю. Исследователи поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание» называют ее этико – дидактическим произведением. Так, идейное содержание «Благодатного знания» находит свое выражение в назиданиях, передаваемых либо через прямые обращения автора к читателю, либо через диалоги основных персонажей поэмы. Назидания поэта очень часто передаются в виде советов, наставлений, завещаний ученых мужей, поэтов, праведников и старцев. Свои назидания Ж.Баласагуни излагает также, обращаясь и к народным пословицам, поговоркам. Дидактический характер поэмы предполагает, конечно, вдумчивого читателя, имеющего желание следовать назиданиям автора. 12 Говоря об особенностях тюркской философии, следует отметить и ее связь с народной мудростью. В «Благодатном знании» поэт часто обращается к народным приметам, поговоркам, пословицам, в которых отражается духовный опыт, накопленный многими поколениями. Например, Ж.Баласагуни в своей поэме обращает внимание читателя на известную в народе примету - судить о внутреннем мире человека по его внешнему облику. «У ладного обликом ладна и суть», - пишет Ж.Баласагуни (1, 184). В поэме называются и другие народные приметы. Например, Ж.Баласагуни приводит в своей поэме известную и сегодня примету: «...Захочешь узнать, кто хорош, кто негож, Спроси, кто им близок - и сразу поймешь. Любезно всякому в свое стадо идти» (1, 187). Следует отметить, что, несмотря на свой ярко выраженный дидактический характер, поэма Ж.Баласагуни «Благодатное знание» отличается глубоким философским содержанием. В ней решаются проблемы философии, остающиеся актуальными и сегодня. Это такие проблемы философии как проблема смысла и назначения человеческой жизни, проблема жизни и смерти, проблема соотношения веры и разума и др. Наряду с выявлением специфических черт тюркской философии анализ поэмы Ж.Баласагуни позволяет раскрыть и исходные идейные позиции философского наследия поэта, что в свою очередь, дает возможность судить о мировоззрении тюркских народов. Так, представления поэта о космосе, его размышления о боге и о душе, о соотношении веры и знаний, о природе человека и о его роли и назначении в жизни общества являются характерными для всей тюркской философии. Исходная философская позиция Ж.Баласагуни представлена его рассуждениями о космосе. Космология Ж.Баласагуни остается в рамках картины мира того времени, хотя в ней содержатся идеи, предвосхищающие научные открытия в области астрономии эпохи Возрождения. Центром Вселенной Ж.Баласагуни называет Землю, которую окружает «вертящийся небосвод». Небосвод не ограничивается сферой планет. Скорее всего, небосвод в представлениях поэта является бесконечным звездным миром. Вероятно, Ж.Баласагуни мыслит Вселенную совечной богу. Об этом нельзя утверждать с уверенностью, так как в «Благодатном знании» не встречаются соответствующие высказывания поэта. Но в рассуждениях поэта о космосе, несомненно, присутствует идея о его бесконечности и вечности. Так, мысль поэта о бесконечности и вечности мира находит свое выражение в признании им бесконечности звездного мира, бесконечной смены вещей в природе и череды поколений людей. 13 Но наряду с признанием бесконечности звездного мира и вечности мироздания Ж.Баласагуни высказывает также мысль и о том, что преходящие в нем вещи, в том числе и человек, являются творениями бога. Можно предположить, что под творением вещей Ж.Баласагуни понимает некоторый порядок, или закономерность, проявляющийся в их круговороте. Ж.Баласагуни были известны семь планет - Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Земля. Солнце в астрономической науке той эпохи считалось планетой. Кроме планет Ж.Баласагуни были известны «двенадцать созвездий в кругу Зодиака», которые распределены им по три в соответствии с четырьмя временами года и с четырьмя стихиями природы - с огнем, водой, воздухом и землей. Следует также отметить, что Ж.Баласагуни не разграничивает астрономию и астрологию. Например, Ж.Баласагуни пишет, что «Марс - третий по счету. От взгляда его Все в мире цветущее станет мертво» (1, 40). «.. .Высоко и низко тьма звездных огней, Одни из них ярче, иные - темней», - таким представляет звездный мир поэт (1, 40). Следует отметить, что в мировоззрении Ж.Баласагуни как космос, так и мир человека подчиняются определенному порядку. Космический порядок Вселенной представлен в ее сферическом строении и в круговороте вещей. Порядок в мире человека находит свое выражение в справедливом законе, в нормах морали и в традициях культуры. По мнению Ж.Баласагуни, назначением человека является познание обустройства окружающего его мира и следование ему в своей жизни. Но если порядок, существующий в обществе, постижим человеком, то бог, или космический порядок, остается человеческому разуму недоступным. Об этом автор «Благодатного знания» пишет: «Везде он — от взора сокрыт и невидим, Везде пред очами стоит - и не видим» (1, 137). Весьма выразительными в «Благодатном знании» являются размышления поэта о боге. Ж.Баласагуни разделяет пантеизм суфиев. В его мировоззрении бог всеобъемлющ. «Ты в явном и тайном - суть истины сущей, Далекий от взора, но в сердце живущий», - пишет о боге Ж.Баласагуни (1, 137). Бог в «Благодатном знании» предстает как «вечный и вещий», а вещный мир является преходящим. Для выявления основных черт мировоззрения Ж.Баласагуни значимыми являются и его рассуждения о душе. Ж.Баласагуни признает субстанциональность человеческой души и не отрицает ее бессмертие. 14 Вместе с тем, Ж.Баласагуни признает, что человеку о природе души, кроме того, что основным ее атрибутом является ум, ничего неизвестно. «Двоякая участь возможна, конечно. Но все же душа и бессмертна и вечна. Откуда она Долго ли жить ее силе Где быть ей потом Где витать ей судили Что знает мудрец Что он знает об этом Что умный поймет Разъяснит ли ответом Об этом рассудит один вездесущий», - пишет Ж.Баласагуни в своей поэме (1,41). Характерными для тюркской философии являются рассуждения Ж.Баласагуни о природе человека. Согласно Ж.Баласагуни, человек наделен телом и душой. Как выше уже было отмечено, душа в творчестве Ж.Баласагуни предстает бессмертной и основным ее атрибутом является ум. Тело человека, по мнению Ж.Баласагуни, как и весь предметный мир на земле, подвержено распаду. Следует отметить, что признание поэтом –мыслителем интеллекта основным атрибутом души наряду с признанием ее бессмертия составляет одну из специфических черт тюркской, после -казахской философии. Негативные аффекты и пороки в поэме являются следствием слепого следования человеком потребностям тела. Ум, напротив, способствует возвышению человека. Благодаря уму человек в «Благодатном знании» становится представителем цивилизованного сообщества, осваивает духовный опыт поколений, следует традициям культуры общества. В «Благодатном знании» преодоление человеком в себе негативных аффектов и пороков является частью той работы, которую он совершает человек, следуя трудному и длинному пути становления как созидателя материальных и духовных благ общества. Следование человеком этому пути, по мнению Ж.Баласагуни, возможно при подчинении им разуму речи, поступков и влечений тела. Несомненно, при формировании исходной мировоззренческой позиции философа существенным является определение им своего отношения к вопросу о соотношении веры и разума. Данный вопрос в творчестве Ж.Баласагуни получает своеобразное решение. Так, Ж.Баласагуни в «Благодатном знании» не раз подчеркивает роль и значение знаний в жизни человека. Но вместе с тем, поэт признает и предопределенность его судьбы. Согласно Ж.Баласагуни, человек, несмотря на все свои способности, достигает величия и достатка лишь с божьей волей. Об этом в поэме можно прочитать: «Велик человек только с божьего волей. Лишь бог только сводит с желанною долей. Не силься исправить угодное богу, Все небо с землею тут тебе не в подмогу. 15 Всем людям опора нужна в богоданном. Лишь так человек спознается с желанным» (1, 156). Ж.Баласагуни в своей поэме также отмечает и силу человеческого разума: «Неясное он разъясняет тотчас, Любые узлы он распутает в раз. .. .Бегучее - схватит, летучее - словит, Поруху исправит - полом - восстановит» (1,160). Знания в «Благодатном знании» позволяют решать многие проблемы. «Кто мудр, тот избегнет болезней и бед. Невежда подвластен болезням и бедам, А хворь не излечишь - и смерть идет следом», - пишет поэт (1, 160). Следует также отметить, что возможности человеческого разума в творчестве поэта - мыслителя ограничиваются лишь миром его поступков. Постичь бога, по мнению Ж.Баласагуни, человеку не дано. За границей человеческих знаний в поэме остаются Вселенная и бог, за пределами разума начинается вера: «И сущность его не постигнуть уму. ...Поверив в единого, вникни в ту высь, Уверовал духом и мыслью смирись» (1, 137). Но вера в творчестве поэта не является слепым поклонением богу. Она предполагает в человеке наличие воли, подчиняющей разуму страсти и требующей от него терпения и скромности, следования правдивости. Мировоззрение Ж.Баласагуни носит гуманистический характер. Гуманизм его философии проявляется в признании им необходимости обустройства земной жизни человека. Разум в «Благодатном знании» позволяет человеку поднять свой статус, достичь материальных и духовных благ, способствовать укреплению порядка и повышению благополучия общества. В мире человеческих поступков Ж.Баласагуни настойчиво ищет путь к вершине социальной пирамиды. Продвижению к ней, по мнению поэта, способствуют знания, труд и умение человека строить отношения с людьми. В поэме Ж.Баласагуни человек не только создает мир, в котором он живет, но и творит самого себя. Он совершенствует свои умения и навыки, преодолевает себе пороки. Творчество Ж.Баласагуни отличается своей социально - классовой ориентацией. В его философии нашли свое отражение настроения феодальной знати того времени. Так, Ж.Баласагуни считает, что быть чиновником и нести службу при дворе монарха могут только люди знатного происхождения. Автор «Благодатного знания» очень часто отмечает, что только среди знатного происхождения встречаются 16 благородство и бескорыстие. «Безродные люди», по его мнению, всегда являются вероломными и жестокими. В заключение следует отметить, что анализ идейного содержания поэмы Ж.Баласагуни «Благодатное знание» позволяет раскрыть специфические черты тюркской философии, определить ее уникальность и общечеловеческое значение. Специфичным для тюркской философии является ее тесная связь с народной мудростью, что находит выражение в языке и форме изложения философских мыслей и в характере философствования. В частности, характерными для нее являются художественно-образный язык и поэтическая форма изложения, дидактический характер философствования. Уникальность тюркской философии заключается также и в том, что в ней одинаково сочетаются связь с накопленным культурным опытом многих поколений и ее синтез с достижениями естествознания того времени. Следует также отметить, что глубокий аналитический ум и обширные знания позволяли порой тюркским мыслителям и ученым предвосхитить научные открытия эпохи Возрождения. В частности, таковыми являются рассуждения Ж.Баласагуни о бесконечности звездных миров. Прогрессивным для культуры средневековья являются также и решение в тюркской философии вопроса о соотношении веры и знаний, признание определяющей роли разума и знаний в жизни человека. Наряду со специфичностью тюркской философии следует отметить и ее непреходящее общечеловеческое значение. Общечеловеческую значимость ей придает ее гуманистический характер. Гуманизм тюркской философии находит свое выражение в признании человека как творца материальных и духовных благ, в признании приоритета духовно-нравственных начал в жизни человека, возможности его безграничного интеллектуального и духовно-нравственного совершенствования. 17
  1   2   3   4   5

  • Поэма Жусупа Баласагуни «Благодатное знание» и тюркская философия Республика Казахстан Кокшетау
  • Поэма Жусупа Баласагуни «Благодатное знание» и тюркская философия.- Кокшетау: Кокшетауский государственный университет, им. Ш.Уалиханова, 2003.- 56с.
  • 1. Поэма Ж. Баласагуни «Благодатное знание» как памятник тюркской философской мысли. 1 1.1 Ж.Баласагуни и его поэма «Благодатное знание»
  • 1.2. Мировоззрение Ж.Баласагуни