Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся Формирование гражданской идентичности школьников на основе патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы




страница1/4
Дата26.06.2017
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Программа развития воспитательной компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся и социокультурного и медиакультурного воспитания учащихся

ПОДПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Формирование гражданской идентичности школьников

на основе патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных социальных условиях сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значимых изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений обусловлено появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и реальное социально-педагогическое явление.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Актуальность патриотического воспитания определяется наиболее острыми проблемами трансформации российского общества, системы и среды воспитания, общественного самосознания и культуры. Тип культуры, который сложился в России более чем за тысячелетний период ее существования, во многом отличается от культуры западной цивилизации. Россия с ее многонациональным населением не является ни азиатской, ни европейской страной и представляет собой культурный феномен, не имеющий аналогов в мире. Сегодняшние реформы, с их неизбежными следствиями коммерциализацией общества, снижением моральной планки, выстраиванием совершенно иной системы ценностей, являются реальной угрозой российской духовности. И чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность в России, необходимо наряду с экономическими реформами постоянно расширять духовное пространство, постоянно поддерживать в людях такие качества, как человечность и духовность, благородство и порядочность. Все усилия должны быть направлены на становление гражданского общества, которое способно существовать лишь тогда, когда во главе угла будут находиться традиционные для России нормы жизни общества, идеи служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, трудолюбивого, уважающего свою культуру и культуру других народов. Только тогда можно будет взрастить человека-гражданина, человека-патриота.

В настоящее время к ориентирам социальной и образовательной политики Российского государства отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.

По мнению ряда исследователей, о кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации молодых людей; возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов.

Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего социального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения.

Проведенный нами анализ свидетельствует, что эта проблема находится в фокусе внимания со стороны государственных органов, занимающихся молодежной политикой, и общества в целом. Государство продолжает определять общественную роль и социальный статус патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Государственный заказ на патриотическое воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», Федеральной целевой программе «Молодежь России» на 2006-2010 гг., Стратегии государственной молодежной политике в РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в РФ, Программе развития воспитания в системе образования России и др.

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основной целью патриотического воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни. формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:

- продолжить создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении, сформировать у учащихся патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;

- продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания учащихся;

- расширять и привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), отдельных граждан;

- повышать качество патриотического воспитания в образовательном учреждении;

- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

- формировать гражданскую идентичность школьников.
Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Она должна подготовить учащихся и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Эффективность патриотического воспитания определяется наличием целостной системы, целенаправленным и закономерным процессом постоянного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям общества. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации указывается, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Любая система есть совокупность элементов (компонентов), связанных между собой и образующих определенную целостность единств. Система патриотического воспитания является частью социальной системы (общества), учитывающей особенности ее развития.


Сущностными чертами воспитательной системы являются следующие:

- определенность мировоззренческих вопросов;

- качество создаваемых условий;

- культурологическое обоснование содержания патриотического воспитания;

- наличие социально значимой среды;

- инновации, развитие контактов (научных, творческих, методических и др.) с ВУЗами, СПО и другими учебными заведениями;

- наличие самоуправления;

- современное содержание воспитания.


К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленных на освещение проблем патриотического воспитания, формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Создание системы патриотического воспитания обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации как в центре, так и в регионах.

Исходя из основных положений Концепции патриотического воспитания граждан РФ, система патриотического воспитания должна включать в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и образовательного учреждения. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельными учащимися (детьми «группы риска»).

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определены следующие основные направления реализации системы патриотического воспитания:

1. Совершенствование процесса патриотического воспитания.

2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

3. Координация деятельности общественных и религиозных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания.

4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании.

В настоящее время также появилась потребность в разработке и реализации таких направлений патриотического воспитания, как развитие системы патриотического просвещения, внедрение инновационных технологий в процесс патриотического воспитания; развитие Интернет-коммуникаций;

расширение сети социального партнерства; активное привлечение волонтеров.



Субъектами патриотического воспитания учащихся выступает социальная среда. Особую роль в системе патриотического воспитания учащихся сегодня играют общественные объединения. Стабильное развитие российского общества возможно только в условиях развертывания социального и гражданского потенциала вступающего во взрослую жизнь нового поколения. И именно общественные объединения для него выступают школой многогранного гражданского проявления.
НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

НА ОСНОВЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций.

2. Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образцы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных.

3. Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении истории Смоленской области через организацию экскурсий по историческим местам.

4. Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.

5. Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родной области.

6. Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

7. Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.

8. Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроке и во внеурочных мероприятиях).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОЖИДАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, чувства сопричастности к судьбам России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, развития общественной активности учащихся, повышение в сознании учащихся статуса военной и государственной службы.

Формирование у учащихся понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина, высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

1 – 4 классы:

- Флаг, герб, гимн РФ, символика Смоленской области;

- наши земляки, прославившие Смоленскую область;

- участие и роль Смоленской области в героических событиях: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.;

- подвиг ветеранов Великой Отечественной войны, родственники учащихся, принимавшие участие в ВОВ;

- памятники истории, находящиеся на территории города Смоленска.



5 – 8 классы:

- История возникновения государственных символов Российской Федерации, символики Смоленской области;

- Конституция Российской Федерации – основной закон;

- Биография и роль наших земляков, прославивших область;

- История возникновения государства Российского; создание Смоленской губернии, Смоленской области;

- Бессмертные произведения М.И. Глинки, М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова;

- Памятники истории, культуры, природы Смоленской области, история улиц города Смоленска;

- История семей учащихся.

- Особенности природы РФ, Смоленской области;

- Охрана родной природы. Красная книга.



9 – 11 классы:

- Конституция Российской Федерации;

- История возникновения и развития Государства Российского. Новейший период;

- Охрана природы, многообразие видов растений и животных, занесенных в Красную книгу;

- История создания и развития Российской Армии;

- Основы воинской службы;

- Профессии, связанные с защитой государства.

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ

- составлять родословную своей семьи;

- составлять туристические маршруты по Смоленской области;

- составлять проекты по охране природы России и Смоленской области;

- собирать материалы и оформлять выставки в школьном Уголке боевой и трудовой славы, в школьной библиотеке.

- выделять из литературных источников главное, делать выводы.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Формирование гражданской идентичности школьников на основе патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Первый этап – подготовительный (сентябрь-декабрь 2014 – 2015 учебного года) - проведение анкетирования учащихся с целью выявления уровня сформированности патриотизма, отношения учащихся к своей стране, малой Родине, военной службе.

Второй этап – деятельностный (январь - май 2014 – 2015; сентябрь - май 2015/2016; сентябрь-май 2016/2017; сентябрь-март 2017/2018 учебных годов).

Проведение заседания МО классных руководителей по реализации данной программы, проведение педагогического совета.

Осуществление координации действий по реализации программы, проведение запланированных мероприятий, контроль за их реализацией.

Третий этап – итоговый (апрель - май 2017 – 2018 учебного года ) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПОДПРОГРАММЕ

- оформление выставок в школьном Уголке боевой и трудовой славы, школьной библиотеке;

- концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов;

- посещение воинских частей, встречи с военнослужащими, представителями военных профессий, государственными служащими;

- встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;

- посещение музеев города Смоленска, школьного Уголка боевой и трудовой славы;

- организация экскурсий по памятным местам города и области.

декады – истории, творчества.

месячники – правовых знаний, военно-патриотической и оборонно-массовой работы.

классные часы - «Ты стал школьником в городе-герое Смоленске»;

«Государственные символы»; «Конституция Российской Федерации – основной закон»; «Государственные праздники»; «Наши замечательные земляки»; «История возникновения Смоленской губернии, Смоленской

области»; «Мой дедушка – ветеран ВОВ»; «Красная книга Российской Федерации»; «Красная книга Смоленской области»; «Редкие и исчезающие виды растений и животных России и Смоленской области»; «Государственные символы»; «Конституция Российской Федерации – основной закон.

экспозиции - «календарь Победы», «Летопись воинской славы», «О доблести, о подвигах, о славе».

акции - «Помоги ветерану», «Подарок ветерану».

концерты

общешкольные мероприятия

игровые программы - «Что? Где? Когда?», «Вчера, сегодня, завтра».

работа в школьном музейном уголке «Боевой и трудовой славы» - школьный музейный Уголок – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

- фестивали (фестиваль народной культуры «Мы едины», фестиваль культурных народов, фестиваль народов России «Я гражданин своего Отечества», фестиваль патриотической песни «Будущее России в наших руках», фестиваль народных игр «Игровой калейдоскоп России» и т.д.);



- конкурсы песен, рисунков, плакатов, стихов - «Моя Россия», «Моя Смоленщина», «Мой дом Россия», «Ими гордится Смоленск», «След Великой Победы в моей семье», конкурс художественной самодеятельности «Во мне поет сама Россия», конкурс творческих работ учащихся «Скажи «НЕТ» терроризму», конкурс сочинений и рисунков на тему «Война глазами детей»;

конкурсы научных работ: краеведческий конкурс «Моя родословная», конкурс научно-исследовательских работ «Великие земляки Смоленщины», конкурс сочинений на тему «Толерантность – основа мировой культуры»;

- проекты (проект «Свет Великой Победы»), «Никто не забыт, ничто не забыто», «Здоровьем и силой прославим Россию»;

Большую эффективность в патриотическом воспитании учащихся показывает использование технологии проектной деятельности.

Слово проект толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Классификация проектов по доминирующей деятельности участников.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни общества. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию молодежи в России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участие в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.


Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности можно выделить два типа проектов.

Монопроекты проводиться, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Такие проекты смогут быть, например, культуроведческие, исторические, обществоведческие и др. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка исторического альманаха или музыкальное оформление исторического праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.

Метапредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.



Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

Последние два типа проектов, как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. «Целью проектной деятельности становится поиск способ решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. После постановки проблемы должны сформулировать цель и задачи проекта с учетом конкретных условий её решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается».

Исходя из этого, следует отметить, что проект – это средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.



- олимпиады;

- викторины;

-конференции;

- уроки мужества, уроки толерантности,
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3   4

  • ПОДПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся Формирование гражданской идентичности школьников
  • СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основной целью
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
  • 2. Литературно-музыкальное.
  • 3. Экскурсионно-туристическое.
  • 8. Предметное.
  • ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ
  • ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Формирование гражданской идентичности школьников на основе патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы
  • Первый этап – подготовительный
  • Второй этап – деятельностный
  • Третий этап – итоговый
  • - олимпиады ; - викторины ; -конференции ; - уроки мужества