Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Почвенническое и либеральное направления в современной литературной критике и публицистике Спецсеминар




Дата03.07.2017
Размер91.2 Kb.
Колодяжный Илья Владимирович,

старший преподаватель

Кафедра периодической печати

Журналистика, очная форма, 4 курс,

7 семестр

2014-2015 уч. г.



Почвенническое и либеральное направления

в современной литературной критике и публицистике
Спецсеминар
В последнее время происходит плодотворный процесс осознания литературной критики и публицистики как важнейшего и необходимейшего условия существования подлинно демократического общества. И власть, и общество всё больше ощущает потребность в серьёзной и глубокой публицистике (в том числе литературной, к которой относится литкритика), способной ставить и решать самые острые и сложные вопросы современности.

В этой связи становится актуальным обратить особое внимание на своеобразие отечественной публицистики. Речь идёт о её традиционном (начиная со второй половины XIX века) делении на почвенническую и либеральную (или на консервативную и прогрессивную). Обычно эти два направления рассматривают только в качестве непримиримых антагонистов, отдельно друг от друга, с утверждением одного и одновременным отрицанием другого. Однако, если попытаться взглянуть на вещи беспристрастно, можно увидеть, что почвенничество и либерализм, взятые вместе, как две стороны единого духовного процесса, являются главной движущей силой развития общественной мысли. Поэтому для истинного понимания современного публицистического дискурса очень важно осмыслять его не как нечто однородное или одностороннее, а как диалектическое единство двух противоположных начал.

Основной целью предлагаемого спецсеминара является изучение и анализ современной литературной критики и публицистики, их роли в формировании общественного мнения. Участники спецсеминара познакомятся с ведущими литкритиками и публицистами, их творческим методом, эстетическими и идеологическими взглядами, ценностной ориентацией; получат представление об основных изданиях почвеннического и либерального направления, методах и уровне полемики, о круге обсуждаемых проблем и путях их решения; рассмотрят вопросы духовного и политико-экономического устройства России в современной публицистике, основные тенденции литпроцесса в зеркале литкритики, специфику интернет-публицистики.

Каждое занятие предполагает использование в качестве иллюстративного материала журналистских текстов; привлекаются записи телепрограмм, видеофильмов, интернет-версии. Спецсеминар предполагает разбор кейсов, проведение деловых игр, групповых дискуссий, которые позволят обучающимся на практике познакомиться со спецификой работы.

В процессе изучения курса студенты должны написать курсовую работу, по содержанию которой готовятся презентации-доклады.

Автор спецсеминара имеет опыт работы в качестве литкритика и публициста в разных периодических изданиях («Литературная Россия», «Парламентская газета», «Советская Россия», «Наш современник», «Аврора»).


Авторские публикации по теме спецсеминара


  1. Колодяжный И. В. Критико-публицистическая деятельность в контексте социокультурных трансформаций // Материалы научно-практ. конференции «Медиатекст в процессе социокультурной трансформации». – СПб., 2010.

  2. Колодяжный И. В. Проблематика лит. критики в специализированной печати // Материалы научно-практ. семинара «Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации)». – СПб., 2010.

  3. Колодяжный И. В. Ценностная иерархия в либеральной публицистике 1960–2000-х годов // Материалы межвузовской научно-практ. конференции «Медиатекст в как предмет исследования». – СПб., 2011.

  4. Колодяжный И. В. Историософская публицистика В. Кожинова // Материалы Международной научно-практической конференции «Отечественная история: (советский период): проблемы фальсификации». – М., 2011.


План лекционных занятий
Занятие 1. Истоки появления российской публицистики. Дефиниции понятий «либерализм», «почвенничество», «западничество», «славянофильство». Основные тенденции (проблематика, ценностная ориентация, творческий метод) в современном публицистическом дискурсе.
План практических занятий
Занятие 1. Зарождение либеральных и почвеннических направлений в публицистике (А. Герцен, Т. Грановский, П. Чаадаев, В. Белинский, А. Хомяков, И. Киреевский, А. Григорьев, Ф. Достоевский, Н. Страхов и др.). Обсуждение в группе докладов-презентаций студентов по теме.

Занятие 2. Прогресс как основа либеральной концепции. Понимание прогресса либералами и консерваторами. Обсуждение текстов ведущих публицистов (А. Герцен, К. Леонтьев, В. Кожинов, А. Сахаров и др.).

Занятие 3. Публицистика накануне революции 1917 г. Противостояние ультралиберальной и консервативной публицистики. Работа с текстами в группе.

Занятие 4. 1960-е годы – возрождение традиций российской дореволюционной публицистики. Начало разделения литературной критики и публицистики на два направления. Обсуждение в группе докладов-презентаций студентов по теме.

Занятие 5. Круг актуальных проблем, представленных в современной публицистике. Ведущие современные литкритики и публицисты: биография, взгляды, творческий метод. Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 6. Оппозиционная публицистика: конструктивное и деструктивное направление. Обсуждение в группе материалов СМИ.

Занятие 7. Дискуссия на тему: Специфика интернет-публицистики: аудитория, ценности, язык. Обсуждение в группе материалов СМИ.

Занятие 8. Литкритика и публицистика в почвеннических литературных изданиях («Москва», «Наш современник», «Роман-газета», «Аврора», «Литературная Россия», «День литературы»; авторы, темы, жанры). Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 9. Литкритика и публицистика в либеральных литературных изданиях («Новый мир», «Знамя», «НЛО», «Октябрь», «НГ Ex libris», «Книжное обозрение», «Звезда», «Вопросы литературы»; авторы, темы, жанры). Обсуждение презентаций-докладов студентов.

Занятие 10. Споры о будущем России: расхождения и точки соприкосновения. Вопросы духовного и политико-экономического устройства России в современной публицистике. Обсуждение в группе материалов СМИ.
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ


  1. Ведущие современные литкритики и публицисты (биография, взгляды, творчество).

  2. Взаимодействие почвеннической и либеральной публицистики как фактор плодотворного развития общественно-политической мысли.

  3. Актуальность деления публицистики на консервативную и прогрессивную.

  4. Жанровая палитра современной литкритики и публицистики.

  5. Ценностная иерархия почвеннической публицистики.

  6. Ценностная иерархия либеральной публицистики.

  7. Литкритика в почвеннических литературных изданиях («Москва», «Наш современник», «Роман-газета», «Аврора», «Литературная Россия», «День литературы»; авторы, темы, жанры).

  8. Литкритика в либеральных литературных изданиях («Новый мир», «Знамя», «НЛО», «Октябрь», «НГ Ex libris», «Книжное обозрение», «Звезда», «Вопросы литературы»; авторы, темы, жанры).

  9. Основные тенденции литпроцесса в зеркале литкритики (на примере нескольких изданий или авторов).

  10. Постмодернизм в оценке литкритиков.

  11. Публицистика в почвеннических изданиях («Завтра», «Советская Россия», «Москва», «Наш современник»).

  12. Публицистика в либеральных изданиях («Новая газета», «Независимая газета», «Газету.ру», «Новый мир», «Знамя»).

  13. Экологическая публицистика (авторы, темы, пути решения).

  14. Освещение советского периода истории в консервативной и прогрессивной печати (варианты: С. Кара-Мурза и Б. Сарнов, В. Мединский и Л. Млечин, Н. Нарочницкая и Ю. Латынина, В. Бушин и Д. Орешкин).

  15. Споры о будущем России: расхождения и точки соприкосновения

  16. Вопросы духовного и политико-экономического устройства России в публицистике А. Солженицына.

  17. Историософская публицистика В. Кожинова.

  18. Экологическая проблематика в публицистике В. Распутина.


Текущая аттестация
Студент считается аттестованным, если посещает все занятия, выполняет задания преподавателя, активно участвует в дискуссиях на практических занятиях.

Аттестация не ставится, если пропущено более чем 40% занятий, не выполнены задания, предложенные преподавателем. Для ликвидации задолженности по текущей аттестации студент должен выполнить задания по пропущенным темам.

График подготовки курсовой работы: сентябрь 2014 – утверждение темы курсовой работы, октябрь – подготовка первой главы курсовой работы, ноябрь – черновой вариант курсовой работы предъявляется преподавателю, декабрь 2014 – сдача чистового варианта курсовой работы.
Критерии оценки курсовой работы
Курсовая работа по данной дисциплине включает теоретический обзор литературы по выбранной теме, изложение методики работы (1 раздел) и анализ эмпирического материала - текстов СМИ (2 раздел).

Оценка «Отлично» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса, теоретический материал подкрепляет эмпирическим; работа оформлена в соответствии с требованиями; имеет безукоризненный научный аппарат; во время процедуры защиты четко излагает содержание собственной работы.

Оценка «Хорошо» ставится, если работа представляет собой законченное, самостоятельное исследование, выполнена на высоком уровне; студент демонстрирует владение материалом и терминологией курса; теоретический материал подкрепляет эмпирическим материалом; но в курсовой работе есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если работа представляет собой самостоятельное исследование, но студент демонстрирует недостаточное владение материалом и терминологией курса, не может провести глубокий анализ СМИ; есть содержательные недочеты, стилистические погрешности или ошибки в научном аппарате; тема не раскрыта или материал не отвечает заявленной теме



Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если работа не является самостоятельным исследование: содержит более 70% заимствованного материала.
Список основной литературы


  1. Аннинский Л. А. Меч мудрости или русские плюс... М., 2009.

  2. Архангельский А. Гуманитарная политика. М., 2006.

  3. Бушин В. С. Пляски на сковороде. Путин, Медведев и все, все, все. М., 2010.

  4. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанр. Композиция. Стиль. Л., 1980.

  5. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

  6. Иртеньев И. Народ. Вход. Выход. М., 2003.

  7. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М., 2009.

  8. Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. М., 1990.

  9. Кожинов В. В. О русском национальном сознании. М., 2004.

  10. Лакшин В. Берега культуры. М., 1994.

  11. Лобанов М. Твердыня духа. М., 2010

  12. Мединский В. Р. О том, кто и когда сочинял мифы о России. М, 2010.

  13. Немзер А. Дневник читателя. Русская литература в 2007 году. М., 2008.

  14. Панюшкин В. В. Незаметная вещь. М., 2006.

  15. Прохоров Е. П. Искусство публицистики. М., 1984.

  16. Распутин В. Г. Россия: дни и времена. Иркутск, 1993.

  17. Роднянская И. Б. Движение литературы (в 2-х тт.). М., 2006

  18. Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия. СПб., 2003.

  19. Современная литературная критика. Вопросы теории и методологии. М., 1977.

  20. Соколов М. Ю. Поэтические воззрения россиян на историю: в 2-х книгах. М., 1999.

  21. Солженицын А. И. Публицистика: в 3 т. Ярославль, 1996.

  22. Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

  23. Фурман Д. Публицистика «нулевых». М., 2011.

  24. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.


Список дополнительной литературы


  1. Бондаренко В. Г. Поколение одиночек. М., 2008.

  2. Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973.

  3. Колесников А. И. Меня Путин видел! М., 2005.

  4. Критика и время: Литературно-критический сборник / сост. Н. П.Утехин. Л., 1984.

  5. Литературная критика // Краткая литературная энциклопедия. Т. 4. 1967.

  6. Марущак Ю. Д. Сюжет и композиция в газетной публицистике. М., 1986.

  7. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в современном мире. М., 2009.

  8. Огрызко В. В. Против течения: статьи и заметки о современной литературе. М., 2010.

  9. Палиевский П. В. Из выводов XX века. СПб., 2004.

  10. Публицистика // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971.

  11. Публицистический текст: Лингвистический анализ: учеб. пособие. М., 2010.

  12. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов / сост. А. Б. Есин. М., 2006.

  13. Сарнов Б. Сталин и писатели. В 4-х книгах. М., 2008–2011.

  14. Сенчин Р. В. Рассыпанная мозаика. Статьи о современной литературе. М.. 2008.

  15. Тепляшина А. Н. Сатирические жанры современной публицистики:  учеб. пособие. СПб., 2004.

  16. Ученова В. В. Публицистика и политика. М., 1979.

  17. Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. М., 2007.


Перечень иных информационных источников


  1. www. rl-critic.ru

  2. www. gazeta.ru

  3. www. hrono.ru

  4. www. pravaya.ru

  5. www. rusk.ru

  6. www. koginov.ru





  • Почвенническое и либеральное направления в современной литературной критике и публицистике Спецсеминар
  • Авторские публикации по теме спецсеминара
  • План лекционных занятий Занятие 1.
  • План практических занятий Занятие 1.
  • Занятие 3.
  • Занятие 6.
  • Рекомендуемые примерные темы курсовых работ
  • Критерии оценки курсовой работы
  • Список основной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Перечень иных информационных источников