Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Почему мы читаем этот роман…




Скачать 487.56 Kb.
страница1/3
Дата03.07.2017
Размер487.56 Kb.
  1   2   3

Почему мы читаем этот роман…


Одна из самых известных сцен в американской литературе предлагает нам важный урок, касающийся человеческой мотивации. Во второй главе «Приключений Тома Сойера» перед Томом встает невыносимо скучная задача: побелить забор тети Полли общей площадью 75 квадратных метров. Нельзя сказать, что это поручение сильно его обрадовало. «Жизнь показалась ему пустой, а существование — тяжким бременем», — пишет Марк Твен. Но как раз в ту минуту, когда Том почти потерял всякую надежду, его посетило вдохновение. «Не более и не менее, как настоящее ослепительное вдохновение». Когда его друг Бен, проходя мимо, начинает издевается над Томом по поводу его печального жребия, Том ведет себя неожиданно. Вождение кистью по забору — это не ужасно рутинная работа, а фантастическая привилегия, источник, э-э-э… внутренней мотивации. Работа оказывается настолько увлекательной, что, когда Бен просит позволить ему сделать несколько мазков, Том отказывает. Он не уступает, пока Бен в обмен на эту редкую возможность не отдает ему свое яблоко. Вскоре подходят другие мальчики, которые все как один попадают в расставленную Томом ловушку и в конечном итоге белят забор — в несколько слоев — вместо него. Из этого эпизода Твен выводит ключевой принцип мотивации, а именно: «что Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан». Далее он пишет: «В Англии есть богатые джентльмены, которым нравится в летнюю пору править почтовой каретой, запряженной четверкой лошадей, поскольку эта привилегия стоит им больших денег; но если бы им предложили плату за это занятие, то игра превратилась бы в работу и потеряла для них всякий интерес». Надеемся, что предложенные вам материалы помогут сформировать интерес к изучеию самого интересного детского романа.

Методист НМЦ Гайченко О.В.

Информационный паспорт к учебной теме

Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) (1835-1910)

"Приключения Тома Сойера"

Федчак Л.В., старший учитель ООШ №25



Информационные источники

1.Филатьева Т.С. "Когда не знаешь, что сказать, говори правду". Урок по роману М.Твена "Приключения ТОма Сойера"/ Русская словесность в школах Украины.-2013 .-№1.

2. Власова, Е. Ю. В компании Тома Сойера [Текст] : конкурс. программа, посвящ. произведениям М. Твена для уч-ся 5-6-х кл. / Е. Ю. Власова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 1. – С. 38-39.

3. Дубикова, С. Литературная игра по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» [Текст] / С. Дубикова // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 5.

4. Золотаревская, М. Мир детства в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» [Текст] : урок-путешествие / М. Золотаревская // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 3.

5. Маевская, О. «Я явился вместе с кометой Галлея...» [Текст] : [сценарий ист.-познав. игры «За семью печатями», посвящ. амер. писателю М. Твену] / О. Маевская // История – Первое сентября. – 2006. – № 11. – С. 39-43. – Библиогр. : с. 43

6. Макарова, Б. А. Великий рассказчик [Текст] : лит.-муз. композиция, рассказывающая о жизни и творчестве Марка Твена, для учащихся 5-8-х классов / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С. 16-23.

7. Харитонова О. Н. «Приключения Тома Сойера» [Текст] : урок-игра по книге М. Твена. V кл. / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2003. – № 4. – С. 44-46.

8. Юмашев, М. А. Урок внеклассного чтения в 5-м классе «Мир детства в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» [Текст] / М. А. Юмашев // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

9. 1981 – «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (СССР, телефильм в 3-х сер., реж. Ст. Говорухин, комп. В. Зубков, в ролях: Федя Стуков, Владик Сухачев, Маша Миронова, Р. Быков, Е. Васильева, В. Павлов и др.)

10. Марк Твен и его произведения:

http://classiclit.about.com/library/bl-etexts/mtwain/bl-mtwain-tom-1.htm

http://www.livelib.ru/author/669

http://www.livelib.ru/authors

http://briefly.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%A2%D0%B2%D0%B5%

http://www.marktwain.su/

http://mark-twain.ru/ – Сайт «Лучшие рассказы Марка Твена».

http://books.atheism.ru/gallery/twain/#b1 – Краткая летопись жизни и творчества Марка Твена.

11. http://www.lyceum.edu.ru/project/sawyer/project.htm – Проект «Виртуальное путешествие с Томом Сойером», посвященный творчеству Марка Твена и его книгам для детей. Сайт содержит автобиографические сведения о писателе, сами произведения и творческие работы детей. Проект поможет школьникам познакомиться с культурой англоязычных стран с помощью путешествия в виртуальный мир с героем книги. Для работы необходимо знание английского языка, так как в проекте представлены творческие работы как на русском, так и на английском языках.


Общая характеристика темы

Тема относится к разделу «Мир приключений». На изучение произведения Марка Твена "Приключения Тома Сойера" по Программе для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (5 класс) отворится 6 часов, которые можно распределить следующим образом:

1урок. Краткие сведения о писателе. Автобиографический характер повести.

2 урок. Светлый и радостный мир детства в произведении.

3 урок. Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера.

4 урок. Дружба Тома и Гека.

5 урок. Приключения и игры главных героев повести. Мастерство раскрытия характеров детей.

6 урок. Комические ситуации в произведении.



Методические советы по организации учебной деятельности учащихся во время изучения темы

Одно из любимых произведений детворы всего мира его автор - Марк Твен- предназначал прежде всего для взрослых читателей, и это заставляет взглянуть на него не только как на детское приключенческое, но и как на остросоциальное, книгу о проблемах воспитания и формирования личности. Именно поэтому, анализируя повесть, стоит сосредотачивать разговор не только на главном герое и его друзьях, но и уделять внимание среде, в которой они живут. Тогда книга заставит школьников и смеяться над шалостями и проделками Тома Сойера, и думать о том, вызваны они лишь озорным нравом мальчишки или чем-то еще; о том, какую роль в формировании человека играют взрослые, друзья, школа, книги; как важно делать выбор между правдой и фальшью, долгом и малодушием, честью и предательством... И выбор зависит не от одного окружения, а прежде всего от самого человека и его жизненных ценностей.

Во время знакомства с произведением школьники должны постоянно обращаться к тексту повести, задуматься, сделать выбор, что невольно заставило бы обратиться к личному опыту, идентифицировать свое поведение и поведение героя, выразить свое отношение к описанному автором, обратить внимание на позицию автора, его отношение и к героям, и к событиям.

Постоянное сопоставление мира Тома Сойера и мира сегодняшних школьников даст возможность современным подросткам увидеть себя и оценить свой мир со стороны (так ли он богат и интересен, как у Тома? Так ли разнообразны и увлекательны их игры? Хороши ли их жизненные ценности? и т.д.). В этом сопоставлении скрыто ненавязчивое воспитание без морализаторства и нравоучений (собственно, как и в самой книге Марка Твена) - ученику самому предстоит делать выводы: что лучше и что хуже, что зависит от самого человека и от чего зависит он, что можно изменить или исправить. От учителя зависит: сумеет ли он показать едва заметные червоточинки на обаятельной фигуре Тома Сойера, сумеет ли увлечь его мечтами и идеалами и в то же время предостеречь от прагматизма. Знакомство с книгой о Томе Сойере - это не только веселое, но и вдумчивое чтение.

На уроках должно быть «озарение». Все вместе, автор, учитель, ученики, делают открытие и приходят к выводу, что поступки могут быть плохими и хорошими (так бывает в жизни), но нужно стремиться к лучшему, это важно и для тебя, и для окружающих.

В основе организации деятельности должен был диалог, дети должны обсуждать повесть с учителем и друг с другом, подбирать эпизоды, искать партнеров для инсценирования. Для пятиклассников важна и игровая деятельность. Они с увлечением рисуют иллюстрации к произведению, составляют викторина, кроссворды и пр.

К началу изучения произведение должно быть прочитано.

На уроках учащиеся должны:

- пересказывать произведение (выборочно, кратко, от имени героя, близко к тексту);

- характеризовать особенности поведения героев повести;

- рассуждать о мотивах действий персонажей;

- сравнивать образы Тома и Гека;

- составлять план сравнительной характеристики;

- определять отношение автора к своему герою, обосновывать свой ответ, используя текст произведения;

- делать выводы о своеобразии мира детства в произведении;

- отмечать, с помощью каких художественных деталей автор создает комические ситуации в произведении.

По теории литературы рассматриваются понятия о портрете литературного героя, комическом в художественном произведении.

Используются межпредметные связи с произведениями украинских и русских писателей (В.З.Нестайко "Тореодори з Васюківки", В.П.Катаев "Белеет парус одинокий..").

Для взаимодействия искусств используются из живописи:



  • иллюстрации Г.Фитингофа, Н.Роквелла, Ж.Мусиенко к произведению;

  • скульптуры - памятник Тому и Геку в Ганнибале (скульптор Ф.Хаббарт);

  • кино - х/ф "ПриключенияТома Сойера и Гекльберри Финна" (реж. С.Говорухин, СССР, 1981).


Словарь. Информация для запоминания

Псевдоним - вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

Афоризм - мудрое высказывание; мысль, выраженная в сжатой и яркой форме.

Повесть – это произведение, в котором рассказывается об истории жизни человека, которая тесно переплетается с судьбой других людей.

Биография – описание жизненного пути какого-то человека.

Автобиография – описание собственной жизни.

Автобиографическое произведение - литературное произведение, созданное на основе собственного опыта из жизни писателя.

Портрет литературного героя - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности героев (их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер) и его внутреннего мира.


Самопроверка знаний учащихся

(Тест по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)


1. Какую медаль имел Том Сойер?

1) Оловянную медаль за правописание;

2) бронзовую медаль за чистописание;

3) медную медаль за красноречие.

2. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:

1) пиратами Карибского моря;

2) разбойниками Шервудского леса;

3) вождями индейского племени.

3. Том целую неделю стягивал себе челюсть платком. С какой целью он это делал?

1) От зубной боли;

2) от храпа;

3) чтобы не проболтаться.

4. Какой предмет, дающий защиту от судороги, Том привязывал к лодыжке, когда шёл купаться в реке?

1) Лапку белого кролика;

2) трещотку гремучей змеи;

3) клык бешеного пса.

5. Однажды во время урока учителя — мистера Доббинса, все увидели некое сияние… Что позолотил сын живописца?

1) Стену в классе;

2) карту Америки, нарисованную на доске;

3) “купол” учителя.

6. Где находятся «Гостиная», «Собор» и «Дворец Аладдина»?

1) В музее городка;

2) в пещере;

3) в фантазиях Тома.

7. После того как мальчики нашли клад, местная газетка напечатала:

1) их биографии;

2) их интервью;

3) их фотографии.


Взаимопроверка знаний учащихся

(Тест по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)


1. «Тома захватили помыслы... Есть на свете... великолепное поприще. Он будет ...» Кем?

-Военным


-Пиратом

-Каскадером

-Космонавтом

2. На дощечке Том нацарапал следующие строки: «Гек Финн и Том Сойер – оба клянутся, что будут держать язык за зубами насчёт этого дела». Что служило «чернилами» мальчикам?

-Мел

-Кровь


-Краска

3. «Священник произнёс цитату из Библии и монотонным голосом начал проповедь. Вдруг Том вспомнил, какое у него в кармане сокровище, и поспешил достать его оттуда. Это был ...»

-Бублик

-Компас


-Большой жук

-Золотой рубль

4. «И вот наконец Том и Гек подошли к дому, где живут привидения. Мёртвая тишина показалась им зловещей и жуткой. Было что-то гнетущее в пустоте этого дома. Мальчики не сразу осмелились войти». Что искали Гек и Том возле покинутого дома?

-Могилу


-Карту

-Клад


5. «В таверне номер второй был какой-то таинственный. Прошлой ночью там был свет... – Вот что надо сделать. Задняя дверь номера выходит в маленький переулок. Постарайся добыть как можно больше... А я стащу все тёткины, и в первую же тёмную ночь мы пойдём»

-Еда


-Ключи

-Деньги


6. «С набожным восторгом взирал Том украдкой на этого нового ангела (Бекки Тэчер)... И вдруг всё лицо Тома просияло: прежде чем скрыться за дверью, девочка оглянулась и ...» Какой знак внимания оказала Бекки Тому?

-Улыбнулась

-Подмигнула

-Бросила цветы

7. «Расходясь по домам, прихожане говорили друг другу, что хотя их обманули бесстыдно, но они, пожалуй, готовы снова очутиться в дураках, лишь бы ещё раз услышать ...»

-Песню


-Гудок

-Гимн


8. Какую самую высокую первую «цену» взял Том Сойер за то, что позволил белить забор?

– Слушай, Том, дай мне побелить немножечко.

– Бен, я бы с радостью, честное слово, но тётя Полли...

– Я буду стараться. Слушай: я дам тебе ...

-Банан

-Яблоко


-Коробку от папирос

-Жевательную резинку





Урок №1

Тема: М.Твен "Приключения Тома Сойера". Краткие сведения о писателе. Автобиографический характер повести
Цели урока:

  • активное получение знаний о жизни и творчестве М.Твена, его повести "Приключения Тома Сойера" как об одном из самых лучших произведений мировой литературы для детей, ее автобиографических мотивах;

  • формирование самостоятельного творческого мышления учащихся, умения работать в микрогруппах;

  • воспитать поликультурную личность, открытую ко всем процессам, происходящим в мире, прививать толерантное и уважительное отношения учащихся к литературе других народов.


Оборудование: учебник литературы для 5 класса, книга Марка Твена "Приключения Тома Сойера"; презентационный материал: карточка-информатор; отрывки из художественного фильма "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (реж. С.Говорухин, СССР, 1981)", а также музыкальные фрагменты из него (комп. В.Зубков); запись музыки (Джеймс Ласт. "Одинокий пастух"); презентация к уроку.
Тип урока: урок усвоения нового материала

О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер,

Принц и Нищий!

М.Цветаева



Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Перед началом урока мне дали письмо. Не успела его прочитать. Интересно, кому оно пришло.

Так, оно для нас (адрес школы, учащимся 5 класса).

Откуда: США, штат Миссури, местечко Ганнибал.

От кого: неразборчиво. Прочитаем? (Чтение письма)

«Дорогие потомки! Шаловливые, озорные, беспокойные, веселые, неунывающие! Давайте знакомиться. Меня зовут Сэмюэль. А вас, наверное, зовут Том, Гек, Бетти. А, может, как-то по-другому, но не это главное. Важно то, что через время и континенты мы будем общаться с вами. А поможет нам в этом детская книга, в которую я вложил частичку самого себя. С любовью к вам «Мерка два».

Вам что-то понятно? А где же книга? Вот она. Ну, вы, конечно, догадались, что сегодня речь пойдет о… (дети говорят)

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Литературии и побываем в гостях у американского писателя Марка Твена. Нам предстоит познакомится с ним и узнать об одном из лучших произведений.

(Звучит музыкальный фрагмент из кинофильма "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна").

Ребята, как вы считаете, действительно ли стоит нам познакомиться с этим писателем и его книгой. Зачем нам это нужно? (дети говорят) Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие знания хотите получить?

ІІІ. Работа по теме урока.

1. Презентация темы, целей урока.

Учитель.(обращение к эпиграфу)

-Что объединяет имена этих литературных героев? (все они созданы фантазией Марка Твена)

Наверное, немного существует произведений, которые создавались для взрослых, а стали детскими книжками. Так произошло с «Приключениями Тома Сойера». Автор книги, американський писатель Марк Твен, неожиданно для себя стал автором детской книжки. Один из современников Марка Тверна писал ему: «Неделю тому назад я кончил читать «Тома Сойера». Я не вставал, пока не дошел до конца рукописи, - просто нельзя было оторваться. Это лучшая повесть для детей, которую я когда-либо читал».

- Согласны ли вы с высказыванием современника М.Твена? Понравилась ли вам эта книга и почему?



2. Проверка домашнего задания(дома нужно было подготовить пересказ эпизода (выборочно, кратко), который больше всего запомнился. Чем интересен и привлекателен Том Сойер? Какие места повести показались самыми смешными? Что именно вызвало смех?).

3. Демонстрация портрета

Учитель. Кто же он, создатель такой замечательной книги?

Демонстрируются слайд 1 (портреты Марка Твена) и слайд 2 (обложка книги "Приключения Тома Сойера").



4. Беседа с учащимися

- Видели ли вы раньше портрет этого человека?

- Какие произведения писателя вы читали?

-Как состоялось это знакомство: через книгу или фильм?

- А как вы считаете, что должно быть первым: просмотр фильма или чтение книги? Почему вы так считаете?

- О чем вам говорит имя Марк Твен?



5. Значение псевдонима.

Учитель. Настоящее имя писателя- Самюэль Ленгхорн Клеменс. Марк Твен - это его литературный псевдоним.

- Как вы понимаете слово псевдоним? Уточните его лексическое значение и происхождение в карточке-информаторе.



Карточка- информатор

В молодости Сэм был лоцманом и водил пароходы по бурной реке Миссисипи. Если при измерении глубина реки достигала двух морских саженей (приблизительно 4 метра), то он кричал: "Марк твен!" (буквально: "мерка два"). Такой глубины было достаточно для безопасного прохождения судна. Впоследствии выражение "марк твен" стало псевдонимом писателя.

6. Устное путешествие книжной выставкой, на которой представлены разные издания произведений Марка Твена.

7. Проведение микрогруппой учащихся заочной экскурсии "Страницами произведений Марка Твена".

8.Рассказ учителя о жизни и творчестве Марка Твена.

(Звучит музыкальная запись (Джейс Ласт. "Одинокий пастух"), демонстрируются слайды, учитель на политической карте показывает места, связанные с пребыванием Марка Твена, в т.ч. и в Украине).



9. Работа с афоризмами Марка Твена.

Учитель. Марк Твен писал смешные, полные добра и любви рассказы, повести и романы. Некоторые фразы из этих произведений стали афоризмами.

- Что называется афоризмом? Узнайте о лексическом значении слова афоризм а карточке-информаторе.



Карточка-информатор

Афоризм- мудрое высказывание; мысль, выраженная в сжатой и яркой форме.

Афоризмы М.Твена: "Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой"."Часто самый верный способ ввести человека в заблуждение- сказать ему чистую правду"." Когда не знаешь, что сказать - говори правду." "Горе можно пережить в одиночестве, но радость — чтоб познать ее в полной мере — нужно разделить с другим человеком".

Учитель. Какой афоризм вам понравился больше всего и почему? Запишите этот афоризм в тетрадь.

-Какие человеческие качества помогали писателю в жизни. Чему стоит у него поучиться?



10. Работа с цитатой «Я рассказал в «Томе Сойере» о собственных проказах..» (Марк Твен.) Как вы считаете, каким был М.Твен в детстве?

11. Словарная работа

Повесть – это произведение, в котором рассказывается об истории жизни человека, которая тесно переплетается с судьбой других людей.

- Можем ли мы по названию определить, чью историю жизни рассказал автор?

- С судьбой какого персонажа она тесно переплетается?

- Были ли мальчики настоящими друзьями. Докажите.



Биография – описание жизненного пути какого-то человека.

Автобиография – описание собственной жизни.

Автобиографическое произведение - литературное произведение, созданное на основе собственного опыта из жизни писателя.

12. Рассказ учителя об автобиографических мотивах повести.

В “Автобиографии” писатель говорил, что у каждого из героев был прототип в реальной жизни. Том Сойер – это он сам, тетя Поли – его мать, Сид– его брат Генри, Гек – Том Бленкеншип, сын местного пьяницы, негр –Джим – дядюшка Дэниель. Ганнибал – Санкт-Петербург, остров Глескока- Джексонов остров.

В предисловии к повести “Приключение Тома Сойера” писатель выразился осторожнее:“Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчишками, учившимися вместе со мной в школе. Гек Финн списан с натуры, Том Сойер тоже, но не с одного оригинала – он представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал…” Таким образом, писатель, взяв материал из жизни, преображает его, и Том Сойер, конечно, не простой автопортрет.
13. «Мозговой штурм». Почему эта автобиографическая повесть до сих пор вызывает такой интерес во всем мире? (сегодняшние мальчишки такие же; мир детства; романтики, приключений; настоящая дружба).

14. Выразительное чтение в лицах І раздела повести "Приключения Тома Сойера".

15. Оценка произведения современными авторами.

Учитель. Многие поколения читателей любили и любят произведения Марка Твена. Увлекались в детстве книгами писателя и известные люди. Русский поэт Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение "Книги в красном переплете".

Учащиеся читают стихотворение наизусть .



Книги в красном переплете

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.
Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, кюи

Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет...В Воздухе свежо...

Том в счастье с Бекки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище..Вещий крик совы...

(Мне страшно!)Вот летит сквозь кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"
О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Учитель. Имена этих героев Марка Твена будут жить всегда, открывая нам мир детства, настоящей дружбы, романтики.
ІV. Поведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагаю вам закончить предложения: Сегодня на уроке я вспомнил..; Увидел...; Узнал...; Понял...; Познакомился...;

Сбылись ли ваши ожидания?

Y. Оценивание деятельности учащихся.

YІ. Домашнее задание. Проработать статью о Марке Твене, помещенную в учебнике. Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизода повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера".

Написать письмо Марку Твену (дополнительно)


  1   2   3

  • Информационный паспорт к учебной теме Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) (1835-1910) "Приключения Тома Сойера"
  • Информационные источники
  • О бщая характеристика темы
  • Методические советы по организации учебной деятельности учащихся во время изучения темы
  • Словарь. Информация для запоминания
  • Самопроверка знаний учащихся
  • Взаимопроверка знаний учащихся
  • Урок №1 Тема: М.Твен "Приключения Тома Сойера". Краткие сведения о писателе. Автобиографический характер повести Цели урока
  • Тип урока
  • Работа по теме урока.
  • 2. Проверка домашнего задания
  • 3. Демонстрация портрета Учитель . Кто же он, создатель такой замечательной книги Демонстрируются слайд 1
  • 6. Устное путешествие книжной выставкой, на которой представлены разные издания произведений Марка Твена.
  • 9. Работа с афоризмами Марка Твена.
  • 10. Работа с цитатой
  • Биография
  • 12. Рассказ учителя об автобиографических мотивах повести
  • 14. Выразительное чтение в лицах І раздела повести "Приключения Тома Сойера". 15. Оценка произведения современными авторами.
  • Книги в красном переплете
  • ІV. Поведение итогов урока. Рефлексия.
  • Y . Оценивание деятельности учащихся .
  • Написать письмо Марку Твену (дополнительно)