Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Учитель русского языка и литературы Горощук Ж. М. Тема урока : Судьба, принесенная в жертву…




Скачать 103.79 Kb.
Дата06.07.2017
Размер103.79 Kb.
ТипРассказ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы"Школа № 2036"


Разработка открытого урока по литературе

в 9 классе
Судьба, принесённая в жертву…
(По рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Учитель русского языка и литературы

Горощук Ж.М.

Тема урока: Судьба, принесенная в жертву…

( По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)


Цели урока:

-рассказать о личности А.И. Солженицына и его художественном мире как выдающемся писателе 20 века, человека с четкой гражданской и нравственной позицией;

-проанализировать рассказ «Матренин двор», рассмотреть характер главной героини, особенности центрального конфликта произведения;

-попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа;

-показать гуманистическую направленность рассказа, обращенность его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе произведения;

-развивать творческие способности при написании мини сочинения в жанре эссе, --развивать умения текстового анализа, навыки отбора языкового материала при анализе темы и идеи произведения;

-воспитывать в себе такие качества характера, как бескорыстие, отзывчивость, трудолюбие, умение жить в ладу с собственной совестью, утвердить в глазах детей незыблемые истинные ценности: нравственность, национальный дух, порядочность в делах и поступках на примере жизни героини рассказа.
Оборудование урока: документальный видеофильм «А.И.Солженицын», портреты А.И. Солженицына; выставка книг, доклады учащихся; карточка- информатор; Толковый словарь С.И.Ожегова,
«Всю жизнь свою я ощущаю как постепенный подъем с колен, постепенный переход от вынужденной немоты к свободному голосу».

Словарная работа:

праведник - 1. у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имея грехов;

2. человек, ни в чем не погрешающий против нравственности и морали



праведник - праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник (В.Даль).

рассказ – малый жанр эпического рода литературы, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность рассказа.

притча - в религиозной и старой нравоучительной литературе: краткий, иносказательный поучительный рассказ.

феномен - 1. (книж.) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь;

2. о человеке, явлении, выдающимся, исключительном в каком-либо отношении.



  • скаредный – (разг.) очень скупой, жадный.



Предварительная подготовка:
1. Выписать слова из рассказа, которые употребляются в разговорной речи, диалектные слова.(«Сю», «желадной», «потай»,» «не умемши», «не варемши», « картовь», «суп картонный», «ужоткому», «вишь», «порция» («порча»), « дуель».

2.Из Толкового словаря С.И. Ожегова выписать в тетради значения слов «духовность» и «нравственность»

3.Повторить литературные жанры: очерк и сказ.

4.Найти примеры портретной и художественной деталей.

5.Повторить рассказ И.С. Тургенев «Живые мощи» (образ Лукерьи), поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо (образ Матрёны Тимофеевны) Отметьте отличие характера Матрены от характеров героинь Н.А.Некрасова и И.С.Тургенева.


Одно слово правды весь мир перетянет.

А.И.Солженицын

Ход урока.

1. Организация учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы продолжаем тему нравственности в русской литературе.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Слово учителя.

Александр Исаевич Солженицын. Это имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-ых, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времен «застоя» и исчезло на долгие годы.

Проходили годы, многое изменилось ,и историю прошлого мы узнаем в настоящем, бывает так, что совсем иную… И в этом нам помогает художественная литература.

-Что же такое нравственность и духовность?

(-обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова и выясним значение слов «нравственность» и «духовность»).


Подготовка к восприятию новой темы. Проверка домашнего задания.
- Вы познакомились с биографией Солженицына, с обзором его творчества, прочитали рассказ «Матренин двор».

- Каким предстал перед вами это писатель? Каковы основные черты его личности?

- Связана ли непростая судьба Солженицына с основными вехами нашей истории?

- Можно ли этого писателя назвать героем своего времени?



(Учащиеся обращаются к фотографии писателя, его книгам, рассказывая о трагической судьбе и огромной силе воли человека, прошедшего войну, сталинские лагеря, жизнь на чужбине, но не сломленного, сильного, честного, глубоко любящего свою Родину и народ, душой болеющего за будущее России). (Кинофрагмент речи Солженицына на встрече с читателями после возвращения в Россию).
Изучение новой темы.

Индивидуальное задание.

- Рассказать об истории создания рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор».

Рассказ Матренин двор, написанный А.И.Солженицыным в 1959 году, впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Первоначальное название его «Не стоит село без праведника». Но в избежание тогда цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) заменен автором на 1953год.

Рассказ Матренин двор автобиографичен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как и были. Истинное названии деревни Мильцево Курловского района Владимирской области.

(Обращаем внимание на фотографии на доске, где А.И. Солженицын и жители д. Мильцево, а также А.И. Солженицын в 1956г.)
Художественный анализ рассказа. Работа с текстом.

Озаглавить 1-3 части рассказа.

- Беседа.

1. Как вы думаете, почему местом действия рассказа писатель избрал «глубинку» (глухую провинцию)?

2. Охарактеризуйте быт деревни и нравы окружающих Матрену людей.

3. Найдите описание деревни Тальново.

7. Литературоведы отмечали, что в рассказе «Матренин двор» ясно видна сказовая традиция.

-Докажите это утверждение.

Сказ – повествование от лица «подставного рассказчика», принадлежащего к непривычной для читателя «экзотической» среде; сказ отличается близостью к разговорной речи. Это традиция обнаруживается в вольном, как в разговоре, порядке слов, в некоторой напевности, музыкальности фразы, во введении повествования малоупотребляемых слов, полузабытых выражений, неологизмов.

( Словарь литературоведческих терминов под редакцией

- Найдите в тексте рассказа некоторые из тех языковых особенностей, о которых говорит исследователь.

Образ праведницы

Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая — из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая — стихотворение Тютчева «Русской женщине».-«Вдали от солнца и природы»…


Нарисуйте словесный портрет Матрены.

Портретная деталь.

- «Одинокая женщина лет шестидесяти».

- « Кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым и больным».

- «Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся».

-« Здоровается. И всегда одни и те же доброжелательные слова
раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким
желтым мурчаньем, как у бабушек в сказках».

- «Лучезарная улыбка, блекло-голубые глаза».

- «Была она одинокая во всем».

- «У неё было верное средство вернуть себе расположение духа – работа»

- «Сердилась М. на кого-то невидимого».

- «А дело всякое начинала: «С Богом!»

-« Слушала музыку».

- «Совсем по-иному увидела Матрёна».

- «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

- « Беспритульная Матрена».

Как же обошлась жизнь с Матреной?

- разбитая любовь;

- смерть шестерых детей;

- потеря мужа на войне;

- болезнь;

- горькая обида на колхоз.

Как относились к Матрене сестры, заловка, Кира, единственная подруга, Фадей.

Почему родные не появлялись в ее доме?

В рассказе нет явной антитезы, но кто же здесь противопоставляется друг другу?

Почему же они такие разные, Фадей и Матрена?



Описание портрета Фадея.

Любила ли до сих пор Матрена Фадея?

-Обоснуйте свое мнение.

А был ли Фадей таким в молодости? Понял ли он жертвенность Матрены, вернувшись из плена.

Один ли он такой в Тальнове?

А Матрена?

- Одна.

Тяжело ли было отдавать Матрене горницу?



Если бы мы не располагали сведениями о том, что год действия 1956-й «подменялся» на 1953г. (дохрущевским временем) потерял бы рассказ значение?

- Свое мнение обоснуйте.

Как же автор приходит к глубокому пониманию ее личности?

- Лишь через трагическое событие.

Чувствуется ли авторское отношение к героине?

Скрытая авторская оценка сменяется прямой авторской характеристикой героини?

Какова, по-вашему, роль рассказчика в повествовании?

Подумайте, какое название больше подходит этому рассказу: первоначальное « Не стоит село без праведника» или окончательное «Матренин двор»?

Стала ли для вас неожиданностью гибель героини? Случайна ли эта смерть?

Кто же виноват в смерти Матрёны?



Работа в группах, каждой -  карточка с заданием

Образец таблицы




№ п/п

Способы создания характера

Черты характера

1.

Интерьер как способ создания характера.




2.

Портрет как способ создания характера.




3.

Речь как способ создания характера.




4.

Отношение к православной вере




5.

Жизнь и быт Матрены.




6.

Отношение окружающих к героине.





Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы. А.И.Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Н.В.Гоголем через их дома.
-В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их идейный смысл).

Анализ финала рассказа

- Матренин двор – это то мир, в котором живет героиня, он уподобляется Дому России. Погибает хозяйка – разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке – найти и зачитать из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она сумела жить не по лжи.


Беседа

-Определите тему и идею рассказа.



Тема – изображение ложных нравственных оснований общества. Писатель бьёт тревогу в рассказе.

Идея – Не стоит село без праведника.

-Как автор относится к своей героине?

Скрытая авторская оценка сменяется прямой авторской характеристикой героини. «Вставала рано».

«Кормить козьих пастухов».

«Не расспрашивала ни о чём».

«Натаскивает брёвна».

«Подруг не приводила».

- Взгляд писателя оптимистичен? Докажите словами из текста.

«Облетели листья, падал снег… И шли годы».

«Из жизни уходит как будто какой-то символ. Матрёна – праведница?»

«Разорвалась тоненькая ниточка»

- Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

- Обращаемся к Толковому словарю С. И. Ожегова, слово «праведник».

«Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Точная характеристика Матрены). И всё бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре пометка – «ирон».


Сравнительный анализ.

В образе Матрены воплощены некие общие черты, исколи присущи русской крестьянке. Постарайтесь доказать эту мысль.

- Отметьте отличие характера Матрены от характеров героинь Н.А.Некрасова и И.С.Тургенева.
Имя Матрена кажется не случайным, ибо происходит от латинского слова «Матрона», так в Древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства.
Рефлексия.

Обратите внимание на синонимический ряд.

- В какой последовательности мы расположим эти словосочетания? И докажите, почему?
Матрёнин двор - Матрёнин мир - особый мир Праведника.

-Просмотр эпизода документального видеофильма «А.И.Солженицын».

(«Праведник- это тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим основным «параметрам» с идеалом христианским: «все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша» А.И.Солженицын).
Вывод по уроку: «Одно слово правды весь мир перетянет», - сказал Солженицын на вручении Нобелевской премии. Такой суровой, но жизнеутверждающей правдой стали и сами произведения писателя. И пока есть на земле праведники, будет жить и село, и город, и вся земля наша.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Актуальны ли сегодня те нравственные принципы, которые утверждает писатель в своем рассказе?».
Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление оценок.
Используемая литература

1.Наталья Беляева Я иду на урок: 9-й класс.Уроки Солженицына.

Читаем «Матрёнин двор»

2. Латынина А.Солженицын и мы// Новый мир.-1990.-№1

3. В.В.Провозина. Урок литературы в 9 классе .-201

4.Солженицын А.И. «Матренин двор»



5.Солженицын А. Жить не по лжи! // Наш современник.-1989 №9

  • Тема урока : Судьба, принесенная в жертву…
  • «Всю жизнь свою я ощущаю как постепенный подъем с колен, постепенный переход от вынужденной немоты к свободному голосу». Словарная работа
  • Предварительная подготовка
  • Ход урока.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Подготовка к восприятию новой темы. Проверка домашнего задания.
  • Изучение новой темы. Индивидуальное задание
  • Художественный анализ рассказа . Работа с текстом.
  • Нарисуйте словесный портрет Матрены.
  • Работа в группах, каждой - карточка с заданием
  • Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление оценок. Используемая литература