Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«плазма крови. Форменные элементы крови»




Скачать 173.75 Kb.
Дата03.07.2017
Размер173.75 Kb.
ТипПрезентация
Тема: «ПЛАЗМА КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ»1 (8 класс) Тип урока. Усвоение новых знаний. Продолжительность: 2 урока по 40 минут. Оборудование: Учебные электронные издания на CD: - «Биология. Человек. 8 класс», серия 1С: Школа, далее Элу «Биология. Человек», 1С Школа; - «Биология человека» из серии «Интерактивные плакаты», компания «Новый диск», далее ПМК «Интерактивные плакаты»; - Презентация в среде PowerPoint. Аннотация: На данном уроке используется технология сотрудничества и предполагается создание на занятии презентации «Плазма крови. Форменные элементы крови». Тема интересная и имеет большую практическую значимость, поэтому для меня важно, чтобы каждый ученик усвоил большую часть материала на уроке. Для большей плотности урока я использую: - ЦОРы (плакаты, анимации, видеофильмы на СД дисках и незаконченную презентацию); - групповую работу (5 групп). Учащиеся самостоятельно выполняют задания (Приложение 1) на уроке по ходу изучения нового материала, используя учебник. Они вносят дополнения в незаконченную презентацию (заготовку). По ходу защиты выполненных работ группами, используя анимации ПМК «Интерактивные плакаты», я дополняю и углубляю ответы учащихся. Данные анимации позволяют ребятам полнее представить те процессы, которые происходят в крови. Для развития у учащихся интереса к жизни и деятельности И.И. Мечникова демонстрируется видеофильм, подготовленный ребятами дома. Роль ученого в фильме играет ученик 11А кл, он интересно и увлекательно раскрывает странички биографии Мечникова. Для экономии времени при подготовке домашнего задания «Биографии ученых» детям предлагаются адреса сайтов сети Интернет, найденные на уроке 3 группой. В качестве закрепления учащиеся обсуждают результаты анализа (малокровие глистное заболевание и воспалительный процесс), в ходе которого они сталкиваются с новым понятием «малокровие» и получают домашнее задание – приготовить сообщение об этом заболевании. В течение 2-х уроков ребята активно работают с интерактивной доской, ноутбуками и компьютером, поэтому большое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований. С этой целью проводится зарядка для глаз и двигательной активности (на стенах, по периметру, вывешиваются рисунки: форменных элементов крови, одноклеточных представителей растительного и животного мира – дети, поворачиваясь, находят нужный объект и вывешивают его на доску). Используя технологию сотрудничества, я создаю для учащихся психологическую комфортность, что способствует оптимальному изучению большей части материала на уроке. Технологическая карта урока Тип урока: изучение новой темы Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, учить ученика работать с учебной литературой данными Интернет. Форма работы: индивидуальная, групповая. Предмет, класс Биология, 8 класс Тема урока, № урока по теме «Плазма крови. Форменные элементы крови», 2-3 уроки Актуальность использования средств ИКТ наглядная визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; сэкономить время; сделать результаты наглядными. Цель урока 1) Создать в классе презентацию по теме «Плазма крови. Форменные элементы крови». 2) Кровь – зеркало нашего здоровья. Задачи урока обучающие развивающие воспитательные Ознакомить учащихся со строением и свойствами плазмы, с особенностями строения и функциями форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, лимфоциты, тромбоциты), с причинами и механизмом свертывания крови. Формирование умений и навыков информационно-поисковой деятельности с учебником, дополнительной литературой, в Интернете Создать условия для увлеченного учения Воспитывать чувства гордости за совместный результат своей деятельности Вид используемых на уроке средств ИКТ Учебное электронное издание на CD, Презентация в среде PowerPoint Необходимое аппаратное и программное обеспечение - 4 ноутбука. - Интерактивная доска. - Учебные электронные издания: А) «Биология. Человек. 8 класс», далее Элу «Биология. Человек»; Б) Программно-методический комплекс для интерактивных досок из «Серии плакаты - Биология человека», далее ПМК Организационная структура урока. Этап 1. Актуализация знаний. Цель Подготовка к восприятию нового материала Длительность этапа До 5 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Проекция вопросов теста-игры на интерактивной доске Форма организации деятельности учащихся Фронтальная работа с классом Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Повторение вместе с учащимися заранее подготовленного материала (домашнее задание) Промежуточный контроль, рефлексия Фронтальный опрос и исправление допущенных ошибок, выводы. Этап 2. Вводная часть урока Цель Сообщение темы и целей урока. Длительность этапа 7 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Форма организации деятельности учащихся Осмысление предстоящей работы на уроке Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Объяснение Промежуточный контроль, рефлексия Воспроизведение и осмысление целей и задач групповой работы на уроке Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови. Цель Подготовить учащихся к правильному выполнению работы в группах Длительность этапа 7-8 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация анимации, таблицы «Плазма крови» Форма организации деятельности учащихся Наблюдение и работа с учебником. Фронтальный опрос, заполнение схемы в тетрадях Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Объяснение учителя, контроль выполнения работы учащимися и при необходимости – корректировка. Промежуточный контроль, рефлексия Исправление допущенных ошибок. Этап 4. Работа учащихся в группах. Цель Изучить особенности строения и функции форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), с причинами и механизмом свертывания крови. Длительность этапа 20 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Работа на ПК с использованием сети Интернет, составление презентаций Форма организации деятельности учащихся Работа в группах. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и доработка презентаций Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Контроль выполнения работы учащимися, координация работы (без прямых указаний и коррекции действий.) Промежуточный контроль, рефлексия Проверка презентаций учащихся, выводы. Этап 5. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение. Цель Проверить правильность выполненных работ учащимися, коррекция и дополнение новых знаний Длительность этапа 30 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентаций, анимации Форма организации деятельности учащихся Отчет групп Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Объяснение учителя, контроль выполнения работы учащимися и при необходимости – корректировка. Этап 6. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока Цель Конкретизировать знания учащихся о строение крови. Дать инструкции по выполнению домашнего задания, которое направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению. Длительность этапа 10 мин. Основной вид деятельности со средствами ИКТ Самостоятельная работа «Продолжи предложение» - слайд на интерактивной доске со шторкой Форма организации деятельности учащихся Фронтальная работа с классом, парная работа – взаимопроверка, выставление оценок Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Оценка работы учащихся. Итоговый контроль, подведение итогов, рефлексия. Ход урока: Этап 1. Актуализация знаний. Тест-игра: - работа на интерактивной доске: дети передвигают необходимые термины, заканчивая предложения). Внутренняя среда организма состоит крови, тканевой жидкости и лимфы Прозрачная жидкость, в которой, в отличие от крови, нет эритроцитов и тромбоцитов и меньше белков. лимфа Промежуточная внутренняя среда - это тканевая жидкость Питательные вещества, кислород, продукты обмена проходят через клеточные мембраны в виде растворов Кровь относится к …ткани соединительной Этап 2. Вводная часть урока. Учитель. Почему при обследовании пациенту дают направление на сдачу крови Ответы учащихся. Вывод. Значит, по результатам анализа крови можно узнать о состоянии здоровья человека. Учитель. Сегодня мы с вами должны убедиться, что кровь – это зеркало нашего здоровья, для этого нам надо следить за составом своей крови и поэтому мы сегодня изучим строение крови, функции форменных элементов крови и создадим презентацию «Плазма крови. Форменные элементы крови». Дети записывают дату и тему урока в тетрадь. Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови. Учитель: 1) Итак, кровь – удивительная жидкость. Объем крови взрослого человека – 5 л (у мужчин – 5,2 л, у женщин – 3,9 л). С древних времен ей приписывали могучую силу. И неслучайно, так как кровь выполняет в нашем организме важные функции: транспортную (перенос кислорода и питательных веществ, перенос продуктов обмена и тепла); осуществляет гуморальную регуляцию; защитную функцию (клетки крови и вещества участвуют в иммунном ответе). функций много, значит и строение крови должно быть сложным. Кровь состоит из: - плазмы, - клеток: эритроцитов, лейкоцитов, - пластинок – тромбоцитов. Учитель. 2) Рассмотрим межклеточное вещество – плазму. На странице 118 учебника найдите информацию о плазме крови и ответьте на вопросы: - сколько процентов от объема крови приходится на межклеточное вещество - каков состав плазмы крови - какова функция плазмы крови Индивидуальная работа учащихся с учебником. 3) Фронтальный опрос, заполнение схемы учителем, демонстрация плаката «Состав плазмы» и рис на стр 118. Плазма содержит 90–92 воды и 8–10 сухого остатка, главным образом белков (7–8) и минеральных солей (1). Белки плазмы (их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины (около 4,5) связывают и транспортируют лекарственные вещества, витамины, гормоны, пигменты. Глобулины (2–3) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку антител. Фибриноген (0,2–0,4) участвует в свертывании крови. В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза (0,11), нейтральные жиры, липиды. В плазму поступают и конечные продукты обмена веществ: мочевина, мочевая кислота и др. В плазме содержатся также различные гормоны, ферменты и другие биологически активные вещества. Минеральные вещества плазмы составляют около 1. - учащиеся записывают в тетрадях со слайда. Этап 4. Работа учащихся в группах. Учитель.А теперь изучим форменные элементы крови. - Группы получают задания и приступают к выполнению заданий. См Приложение № 1. Работа учащихся в группах под классическую музыку. Этап 5. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение. Учитель. - демонстрация плаката ПМК – строение эритроцитов; - демонстрация микропрепарата «Строение эритроцитов человека и лягушки». 1 группа. Защита. «Строение и значение эритроцитов». (учащиеся заполняют в тетрадях таблицу). Эритроциты – безъядерные, не содержащие большинства органелл, клетки, неспособные к делению. Количество эритроцитов в 1 л крови составляет у взрослых мужчин 3,9–5,5 . 1012, у женщин –3,7–4,9 . 1012 клеток. Большинство эритроцитов имеет форму двояковогнутого диска, что обеспечивает наибольшую площадь контакта с плазмой. Общая площадь поверхности всех эритроцитов взрослого человека составляет 3000–3800 м2, что в 1500–1900 раз превышает площадь поверхности тела. По химической структуре гемоглобин является сложным белком, состоящим из белка глобина и четырех молекул небелковой группы – гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять или отдавать молекулу кислорода. В каждом эритроците содержится около 400 млн молекул гемоглобина, каждая из которых может связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую субъединицу. У мужчин в норме содержится 130–160 гл гемоглобина, у женщин – 120–140 гл. Общее количество гемоглобина в 5 л крови у человека составляет 700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл кислорода. Разница в содержании эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин объясняется стимулирующим действием на кроветворение мужских половых гормонов. Учитель. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты. К каким последствиям это приведет Ответы учащихся… Обсуждаемые результаты: очень малые размеры эритроцитов (7–8 мкм), приблизительно равен диаметру капилляров; большая концентрация эритроцитов в крови человека; эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита; отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека позволяет большому количеству молекул гемоглобина разместиться в них. - Физкультминутка «Найти рисунки эритроцитов на стенах классах и вывесить их на классную доску». 2) 2 группа. Защита. Строение и значение лейкоцитов. Лейкоциты. У взрослого человека в 1 л крови насчитывается 3,8–9 . 109 лейкоцитов. Все лейкоциты являются ядерными клетками, способными к активному перемещению. По наличию зернистости в цитоплазме лейкоциты подразделяются на зернистые – гранулоциты и незернистые – агранулоциты. Учитель. Лейкоциты бывают 3 видов: гранулоциты, лимфоциты и моноциты (записывают схему в тетрадь). Учитель. (объяснение с демонстрацией анимаций). Гранулоциты характеризуются наличием сегментированного ядра, псевдоподий и зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой зернистости гранулоциты подразделяют на эозинофильные, базофильные и нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно нейтрофильные, способны к фагоцитозу. Нейтрофилы выполняют защитную функцию – осуществляют фагоцитоз бактерий и других инородных частиц. Основная функция эозинофилов – обезвреживание и разрушение токсинов белкового происхождения, чужеродных белков, комплексов антиген–антитело (в том числе при аллергических реакциях). Базофилы имеют аппарат синтеза белка, синтезируют и выделяют биологически активные вещества (так называемые медиаторы аллергических реакций – гепарин, гистамин, серотонин и др.), участвуют в защитных реакциях организма, стимулируют функции нейтрофилов и макрофагов. Базофилы часто называют основными клетками гомеостаза, хотя их функции до конца не изучены. - Строение и значение лимфоцитов. Лимфоциты встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе. В крови взрослых людей лимфоциты составляют 20–35 от общего числа лейкоцитов. Размеры лимфоцитов колеблются от 4,5 до 10 мкм. Лимфоциты имеют круглое, иногда бобовидное ядро. Цитоплазма окружает ядро узким ободком, при электронной микроскопии в ней обнаруживается мощно развитая гранулярная эндоплазматическая сеть. - Данные сети Интернет (данные 3 группы). (учащиеся получают материал, найденный в сети Интернет и в течение 1-2 минут знакомятся). - Защита. 3) Отчет 2 и 3 групп. Физиология лейкоцитов. Учитель. - Строение и значение моноцитов. Моноциты в крови человека составляют 6–8 от общего числа лейкоцитов. Это самые крупные в мазках крови лейкоциты, их размер составляет 18–22 мкм. Ядра моноцитов разнообразны по форме: бобовидные, подковообразные, иногда дольчатые. В ядре имеется одно или несколько ядрышек. Цитоплазма занимает большую часть клетки и окрашена в голубовато-серый цвет. В цитоплазме видны мелкие гранулы – лизосомы. Моноциты выходят из крови и превращаются в макрофаги. - Вывод. К лейкоцитам относятся: гранулоциты, лимфоциты и моноциты. Все они выполняют защитную функцию. - Физкультминутка «Найти рисунки лейкоцитов». 4) 4 группа. Отчитывается капитан о проделанной работе с Элу «Биология. Человек» - «Ученые, изучавшие защитные свойства крови». - Учитель. Большую роль в изучении защитной роли крови сыграл наш русский ученый И. И. Мечников. Сегодня нам предстоит встретиться с ним, но для этого нам нужно перенестись в прошлое. - Физкультминутка (трение ладоней и прикладывание их к закрытым глазам). - Видеофильм «Встреча с И. И. Мечниковым». 5) 5 группа. Защита проекта. - Строение и значение тромбоцитов. Учитель. - Строение и значение тромбоцитов. Тромбоциты – кровяные пластинки. Их количество в литре крови составляет 180–320Ч109. Они образуются в красном костном мозге путем отщепления безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских клеток – мегакариоцитов; из каждой такой клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов. Размеры тромбоцита в мазке крови – 2–3 мкм. Две трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные депонируются в селезенке. Тромбоциты активно участвуют в процессе свертывания крови и растворения кровяного сгустка за счет присутствующих в них биологически активных соединений. Защита проекта. - Образование тромба. Основные этапы свертывания крови были известны давно. Еще в 1905 г. Моравиц описал в основном последовательность этих этапов, и его схема верна и поныне. Вне организма кровь свертывается за несколько минут. Под действием «активатора протромбина» (тромбокиназы), выделяющегося при разрушении тромбоцитов, белок плазмы протромбин превращается в тромбин. Последний вызывает расщепление растворенного в плазме фибриногена с образованием фибрина, волокна которого образуют основу тромба. В результате кровь из жидкости превращается в студенистую массу. В механизме свертывания крови принимает участие 15 плазменных факторов: фибриноген, протромбин, тканевой тромбопластин, антигемофильные глобулины и др. Многие из этих факторов образуются в печени при участии витамина К. Для осуществления всех фаз процесса свертывания необходимы ионы кальция. Вывод. Тромбоциты выполняют защитную функцию, участвуют в свертывании крови. Свертывание крови сложный многоступенчатый процесс, необходимый для остановки кровотечения; - Физкультминутка «Найти рисунки тромбоцитов». Этап 6. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока. Закрепление. I. Вопросы для опроса: 1) Перечислите основные функции крови. Ответы учащихся: - транспортная - осуществляется гуморальная регуляция - защитная 2) Что можно узнать по результатам анализа крови ( обсуждение результатов анализа крови). 3) Самостоятельная работа (вопросы на интерактивной доске, ответы закрыты шторкой). 1. Количество крови в организме человека (5,2 л). 2. Кровь состоит из (плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов). 3. Для свертывания крови необходимы (соли кальция)и присутствие (фибриногена). 4. Гемоглобин содержится в (эритроцитах). 5. Лейкоциты играют роль в осуществлении (иммунитета). 6. Антитела являются (белками). 7. Какие клетки выделяют антитела (лимфоциты). 8. Атом железа входит в состав (гемоглобина). 9. Амебоидный способ передвижения присущ (лейкоцитам). 10. Перечислите функции крови (транспортная, гуморальная, защитная). - проверка выполненной работы в парах, выставление оценок. Вывод. Кровь в организме человека имеет большое значение и выполняет следующие функции. Каждый должен следить за составом своей крови, употреблять пищу богатую белком и железом. Для профилактики необходимо хотя бы 1 раз в год сдавать кровь на обследование. II.Задание на дом: - стр. 117 – 121, пересказ или подготовить рассказ по презентации, сделанные группами на уроке. - подготовить сообщения: «Причины малокровия», биографии Луи Пастера, Александра Флеминга, Эдварда Дженнера, используя адреса сайтов: http:taina.aib.rubiographyilja-mechnikov.htm - Мечников- http:ru.wikipedia.orgwiki - Дженнер, http:medi.rudoc15b0001.htm - Пастер, Мечников, Дженнер http:www.c-cafe.rudaysbio13069_13.php - Э Пауль http:www.medikk.ruproch_zabanemia.htm - малокровие. III. Рефлексия (на доске весит градусник, вместо температуры приклеены слова: выше «нуля» - тепло, приятно, дружелюбно; ниже «нуля» - прохладно, холодно, отвратительно) каждый выходит и ставит любой знак против того ощущения, которое он испытывал, находясь на уроке. Приложение 1 1 группа 1. Прочитайте на стр 118 о строении и значении эритроцитов, заполните таблицу в презентации «Строение и значение эритроцитов». 2. Выполните лабораторную работу: - приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличение; - просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении; - зарисуйте эритроцит, опишите его форму и форму ядра; - просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. - укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом. 2 группа 1. Прочитайте на стр 118 о строении и значении лейкоцитов, заполните таблицу в презентации «Строение и значение лейкоцитов». 2. Изучите материал из сети Интернет о лейкоцитозе и лейкопении 3 группа Работа в сети Интернет: - найти адреса сайтов, где описаны биографии ученых, изучавших кровь; - найти материал о лейкоцитозе и лейкопении. 4 группа Работа с диском Элу «Биология. Человек»: - найти имена ученых, которые занимались изучением крови; - заполнить слайд в презентации «Ученые, изучающие кровь» 5 группа 1. Прочитайте на стр. 119 о строении и значении тромбоцитов 2. Заполните слайд в презентации «Строение и значение тромбоцитов». 3. Закончить слайд в презентации «Образование тромба». Использованная литература: Электронный учебник «Биология.Человек» изд. 1С: школа Интернет-ресурсы. 1 Данный урок в 2009 году стал победителем на городском и Лауреатом на Республиканском конкурсе. «Лучший урок с использованием ИКТ».

  • Организационная структура урока. Этап 1. Актуализация знаний.
  • Этап 2. Вводная часть урока
  • Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови.
  • Этап 4. Работа учащихся в группах.
  • Этап 5. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение.
  • Этап 6. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока
  • Учитель.
  • Использованная литература