Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Планы практических занятий




Скачать 74.82 Kb.
Дата01.07.2017
Размер74.82 Kb.
ТипЛитература
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ 1. I, II и VII сатиры А. Д. Кантемира
1. Сатира и ее задачи в понимании Кантемира («Предисловие к сатирам», «На вторую сатиру к читателю предисловие»).

2. Сатира «На хулящих учения. К уму своему». Идейно-композиционные особенности:

а) определите границы и тему «вступления» и «заключения» сатиры. Кто (что) является объектом сатирического обличения? Каковы особенности построения «основной части»?;

б) система персонажей: «типы» противников просвещения; принципы создания образов в сатире;

в) «примечания» к сатире, их функция;

г) «техника убеждения» в сатире (антитезы, риторические фигуры, повторения, пословицы, сентенции и др.). Как проявляет себя авторская позиция? Свободна ли она от противоречий?

3. Сатира «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений». Авторские идеалы и объекты сатирического отрицания:

а) конфликт «новизны» и «старины» в сатире: как и в чем он проявляется? Образ Клита;

б) авторское понимание «благородства»;

в) нраво- и бытоописательные картины в сатире, их функция.



4. Сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому». Жанровые особенности:

а) в чем своеобразие построения, пафоса, художественных средств сатиры?

б) насколько интонационно разнообразна сатира?

в) основные педагогические идеи Кантемира.



5. Значение творческой деятельности Кантемира для развития сатиры в России.
Литература

1. Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. М., 1981. Т. 7. С. 282 – 300.

2. Глухов В.И. Кантемир и жанр стихотворной сатиры (К вопросу о творческой эволюции сатирика) // Антиох Кантемир и русская литература. М., 1999. С. 76 − 94.

3. Западов А.В. Поэты ХVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М., 1984. С. 32 – 61.

4. Крашенинникова О. А. «Пишу по должности гражданина…» (Проблемы национального самопознания в творчестве А. Д. Кантемира) // Русская литература как форма национального самосознания. ХVIII век. М., 2005. С. 227 − 255.

5. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 (глава «Стихотворная сатира»).

6. Прийма Ф.Я. Антиох Дмитриевич Кантемир / Кантемир А. Собрание стихотворений. Л., 1956. С. 5 – 52.

7. Соответствующие главы учебников.


№ 2. Поэтическое творчество М. В. Ломоносова
1. Ода в системе жанров русского классицизма. Обязательные элементы одической формы и содержания. Поэт в оде как носитель лирического волнения.

2. Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года»:

а) понятие «оды-рекомендации»; события российской действительности, повлиявшие на тематику оды;

б) основные темы, их развитие в оде;

в) роль и специфика выражения авторского «я» в оде, художественно-риторические средства передачи «поэтического восторга»;

г) образы античной мифологии, аллегорические образы; обилие поэтических тропов, их художественная функция и своеобразие;

д) стилистические особенности ломоносовской оды как «высокого» жанра.



3. Отражение органического единства религиозного сознания и научного миропонимания Ломоносова в одах «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае Великого северного сияния»:

а) семантика заглавий од и цель обращения поэта к жанру «размышления»;

б) тематика произведений, отражение в ней представлений Ломоносова о мире;

в) научные мотивы в стихотворениях;

г) проблема соотношения границ творческой активности Бога и созидательной силы Человека, роль Бога в Мироздании;

д) «Размышления...» – это собственно научно-философская лирика или «духовная» поэзия?



4. Творческая позиция Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном»:

а) упоминаемые в тексте герои: исторический комментарий;

б) суть полемики внутри каждой пары стихов и взаимосвязанность между парами;

в) стихотворный размер в каждой паре стихов и смысл его изменения в тексте;

г) приемы создания центрального образа в последнем ответе Ломоносова (на оду ХХVIII Анакреона), значение этого образа.

5. Анакреонтическая миниатюра «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»: анализ стихотворения с точки зрения его «противостояния» жанру торжественной оды (название, тема, тропы, авторские чувства и др.). Семантика образа кузнечика.
Литература


  1. Клейн И. Ограниченность научного познания и примат веры в «Вечернем размышлении…» // Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе ХVIII века. М., 2005. С. 298 – 300.

  2. Моисеева Г. Н. Поэтическое творчество М. В. Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 5 – 31.

  3. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1990. С. 5 – 48.

  4. Москвичёва Г. В. Русский классицизм. М., 1986 (гл. «Ода»).

  5. Серман И. З. Поэзия Ломоносова в 1740-е годы // ХVIII век: Сб. 5. М.; Л., 1962.

  6. Стенник Ю.В. «Вечернее размышление о Божием Величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9—21.

  7. Соответствующие главы учебников.

№ 3: Трагедия А. П.Сумарокова «Димитрий Самозванец»



1. Сумароков и театр. Роль драматургии и организаторской деятельности Сумарокова в становлении русского национального общедоступного театра.

2. Понимание Сумароковым специфики жанра трагедии (эпистолы «О стихотворстве», «Желай, чтоб на брегах сих музы обитали…»).

3. Центральная проблема, главная идея и основной конфликт «Димитрия Самозванца».

4. Особенности структуры трагедии, взаимодействие в ней политической и любовной сюжетных линий. Система персонажей и принципы создания характеров. Образ Самозванца как «изверга на троне».

5. Реализация эстетических принципов русского классицизма в трагедии. Опыт Сумарокова в изображении психологического состояния героя: монологи Димитрия (д. II, явл. 7; д. V, явл. 1).

6. Публицистическое начало в трагедии. Значение ее для последующего развития жанра.
Литература

  1. Берков П.Н. Сумароков // Русские драматурги ХVIII − ХIХ вв.: в 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 69 − 129.

  2. Бочкарёв В.А. Русская историческая драматургия ХVII – ХVIII веков. М., 1988.
    С. 112 – 142.

  3. Вишневская И.Л. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии.
    М., 1996.

  4. Клейн И. Морально-политическая трагедия «Димитрий Самозванец» // Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе ХVIII века. М., 2005.
    С. 369 – 376.

  5. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 (гл. «Трагедия»).

  6. Стенник Ю. В. О художественной структуре трагедий А. П. Сумарокова // ХVIII век: Сб. 5. М.; Л., 1962. С. 291 – 294.

  7. Соответствующие главы учебников.

№ 4: Идейно-художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


. Проблематика; основные конфликты и итоги их решения в пьесе.

2. Новое понимание Фонвизиным среды и обстоятельств, формирующих характер человека. Новаторские принципы построения образов (типизация, индивидуализация, мотивированность поведения, речевая характеристика) и особенности «группировки» героев.

3. Характеристика основных персонажей пьесы:

а) образ Простаковой – помещицы-«презлой фурии», жены, матери, сестры. Ее жизненные цели, идеалы и способы их достижения. Сатирические средства создания образа (комические ситуации, «саморазоблачение», «зоологизация», поведение, речь и пр.). Можно ли говорить о неоднозначности образа и авторского отношения к нему?

б) Тарас Скотинин как «свинская натура». Каков ведущий сатирический прием создания этого образа?

в) выразительность образа Еремеевны;

г) образ Митрофанушки, его место в комедии. Проблема воспитания и ее решение в пьесе;

д) положительные герои пьесы: что их объединяет? Отражение просветительских идеалов и иллюзий автора в этико-политической «программе» Стародума;

е) средства создания образов «учителей» Митрофанушки.

4. Смысл названия комедии

5. Специфика жанра пьесы в сопоставлении с комедией «Бригадир»:

а) функции вводных ремарок в пьесах;

б) способы изображения характерных явлений русской действительности;

в) особенности понимания среды и обстоятельств, формирующих характер;

г) классицистические и выходящие за рамки классицизма принципы построения образов (типизация, индивидуализация, мотивированность поведения, речевая характеристика);

д) сочетание комических и трагических элементов в «Недоросле».



6. Дискуссионные вопросы изучения комедии (сравнение точек зрения и аргументации исследователей).
Литература

1. Всеволодский Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

2. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина: Опыт исторического объяснения учебной пьесы (любое издание).

3. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. М.; Л., 1966.

4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336 – 367.

5. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. (главы 2 – 5).

6. Рассадин С. Фонвизин. М., 1980. С. 188 – 233.

7. Соответствующие главы учебников.


№ 5: Повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и «Остров Борнгольм»
1. Основной конфликт и проблематика повестей. Чем автор мотивирует трагическую развязку каждой из повестей?

2. Смысл и способы противопоставления образов Лизы и Эраста и сопоставления образов влюбленных в «Острове Борнгольм».

3. Особенности сюжетостроения двух повестей: динамика развития действия; функции авторских «отступлений» и внесюжетных элементов, их соотношение с фабулой и описательными частями. «Лирическая» и «таинственная» манеры повествования в произведениях.

4. Образ повествователя, его роль в повествовании, формы объективации образа, способы выявления авторской позиции.

5. Приемы психологического анализа в повестях и их художественная функция (подобрать примеры):

  • пейзаж,

  • философско-психологические рассуждения «общего характера» (от автора) и их тематика,

  • авторские восклицания, вопросы и т.п.,

  • прямой авторский рассказ (анализ) о своих переживаниях и о чувствах героев, его особенности,

  • диалоги и монологи героев,

  • внешние проявления (мимика, жест) внутренних переживаний героев,

  • портрет,

  • психологическая деталь,

  • иные приемы психологического анализа в повестях.

6. Общее и особенное в поэтике двух повестей.

7. Подготовить сообщения:

— Тема денег в решении Н.М. Карамзина («Бедная Лиза») и А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», главы «Едрово», «Клин»).

— Образы Анюты у Радищева и Лизы у Карамзина: сравнительный анализ.

— Образы Эраста («Бедная Лиза») и Алексея Любославского («Наталья, боярская дочь»): сравнительный анализ.

— Образы путешественников у Карамзина («Остров Борнгольм») и у Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»): сравнительный анализ.

— Особенности пейзажа в «Бедной Лизе» и «Острове Борнгольм».

— Общие черты образов Фрола Силина и Лизы.
Литература

1. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. Л., 1969.

2. Канунова Ф.З. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н.М.Карамзина. Томск, 1987.

3. Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5 – 32.

4. Пурыскина Н. Г. Слово и жест в сентиментальной повести: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века: Метод и жанр.
Л., 1985. С. 111―117.

5. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век. Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. Л., 1969.


С. 259―268.

6. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина (К двухсотлетию со дня выхода в свет) // Славяноведение. 1992. № 5. С. 3 − 35.



7. Соответствующие главы учебников.




  • Поэтическое творчество М. В. Ломоносова 1.
  • Трагедия А. П.Сумарокова «Димитрий Самозванец»
  • Идейно-художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
  • Повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и «Остров Борнгольм» 1.