Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


План урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»




Скачать 202.67 Kb.
Дата06.01.2017
Размер202.67 Kb.
ТипПлан урока
Развернутый план урока литературы

по теме:

«Поговорим о Пушкине

в шутку и всерьез»

(по программе под ред. В. Я. Коровиной)

учителя русского языка и литературы

Верхнетерешанской ООШ - МОУ

Старокулаткинского района

Ульяновской области

Аксяновой Гузель Саитовны

Цели урока:

Ι. Обучающие:

1. Знания: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, а именно дать знания о точках соприкосновения знаменитого поэта и писателя с Симбирском; рассказать о монументах, отражающих его жизнь и творчество; повторить и систематизировать знания о главных моментах биографии и выработать представление об основных его произведениях и их героях.

2. Умения: совершенствовать умения выразительного чтения поэтического текста, закрепить умение составления развернутого текста ответа на заданный вопрос; совершенствовать умение работать с материалом школьного учебника.

3. Навыки: продолжить формирование навыка анализа художественного произведения, сравнительной характеристики главных героев; повторить особенности построения и звучания пушкинской лирики.

4. Развитие речи: максимально использовать возможности урока для развития слушания (учителя и друг друга), говорения (диалог, элементы монологической речи), чтения (громкое и выразительное), письма. Развивать коммуникативные умения (составление текста ответов, умение определять тему и идею поэтического текста).

5. Стилистический аспект: работа с художественным стилем, использование всех возможностей данного стиля при ответах.

ΙΙ. Развивающие цели: развивать самостоятельное мышление учащихся средствами чтения, письма и информационно-коммуникативной технологии; развивать память, внимание.

ΙΙΙ. Воспитательные цели: воспитать любовь к русской литературе и уважение к русским писателям, толерантность к чужому мнению.

Оборудование: презентация «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез», портрет писателя, иллюстрации к произведениям, памятник, созданный на уроке, ватман, цветная бумага, ножницы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Метод урока: комбинированный

Приемы: беседа, рассказ учителя, работа с иллюстрациями, обращение к первичному опыту учащихся, синквейн

Материал, использованный на уроке:

  1. Абдуллина Л. И., Будникова Н. Н. нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2011. - 224с.

  2. Егорова Н. В. , Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009, - 400с.

  3. Иванова Е. В. Дидактические материалы по литературе: 6 класс. – М.: Экзамен, 2011. – 125с.

  4. Малюгина В. А., Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 256с.

  5. Развитие критического мышления посредством чтения и письма / Александрова И. А. // Русский язык и литература. Все для учителя. – 2011, № 8. – с. 2-5

  6. России первая любовь / Куркчи Е. Н. // Русский язык и литература. Все для учителя. – 2011, № 1. – с. 12-13


Этап урока
I. Органи-зационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.
2. Работа с эпиграфом.

3. Раскрытие «тайн биографии

А. С. Пушкина» (Приглашение иностранного гостя)

4. Раскрытие «тайн сказок А. С. Пушкина»

5. Раскрытие «тайного клубка из произведений А. С. Пушкина»


ІІІ. Закреп ление изученного материала.

1.Написание синквейнов.

2.Раскрытие «тайн монументов Пушкину»

3. «Воздвижение – построение» памятника

А. С. Пушкину в

с. Верхняя Терешка Ульяновской области

IV. Итог урока.

1.Обобщаю-щая беседа

2. Работа со словами

Д. Самойлова


3.Награждение

«Псевдопуш-кина нашего времени»

V. Рефлексия

1. Анкетирование


2. Слово учителя


VI. Оценивание.


Деятельность учителя
Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний

Жизнь каждого человека – это загадка и тайна, и наша задача попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы прикоснемся еще к одной тайне – тайне литературы. Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдет в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы мы все вместе высказывали свое мнение. Я считаю так: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказывать свою точку зрения, ошибаться, снова пробовать, думать и находить свое решение. За каждый ответ вы будете получать по одной звездочке. В итоге вы получите таинственный подарок и сладкие призы. Посмотрите: даже тема нашего урока очень таинственна. Послушайте мой рассказ и выделите в нем яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.



Этот человек родился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало.

Его жизнь оказалась удивительно гармонична с жизнью природы. Он появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла. Выстрел на Черной речке лишил наш возможности наслаждаться творениями, которые он не успел создать. Но за суровой зимой всегда наступает солнечная весна с ее красотой, улыбками и ожиданием чего-то нового, так и он – чем дальше от нас его дата рождения, тем ближе, современнее и прекраснее и просто роднее становится каждая строчка, написанная им.

Сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете – его произведения интересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он – «начало начал». Он, как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он – Родина, он – Россия.

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Почему вы так считаете?

- Сегодня мы действительно поговорим об А. С. Пушкине, а эпиграфом нашего урока будут слова А. А. Ахматовой.



Пушкин всегда … и всегда … А. А. Ахматова

- Какие, по вашему мнению, слова подходят к этому высказыванию и почему?

- В оригинале цитата звучит так:

Пушкин всегда открытие и всегда тайна.

А. А. Ахматова

- Как вы понимаете эти слова?

- Сколько бы нам не было лет, в какой бы стране мы не жили, открывая каждый раз томик с произведениями А. С. Пушкина, мы находим что-то новое. Для каждого Александр Сергеевич открывается по-своему. Однако для каждого из нас его творчество остается тайной. Ребята, вы хотите раскрыть хоть некоторую часть этих тайн?

Тогда начнем. К нам на урок приехала гостья. А вот и она. (Учитель одевает шляпу, в руках микрофон)



- Hello. My name is Guzel. Я приехала из далекой Америки, чтобы собрать материалы о России. В каких только городах я не побывала! И что заметила: во всех городах есть памятники А. С. Пушкину. Меня начали мучить различные вопросы. Вы мне поможете раскрыть их? Please!

- Кто такой же этот Пушкин? (Великий русский поэт, писатель, драматург)

- А как его зовут? (Александр Сергеевич)

- А в каком году этот знаменитый поэт родился? (Пушкин родился в 1799г.)

- Правда ли, что Пушкин родился в Петербурге? (Нет, Александр Сергеевич родился в Москве в дворянской семье)

- А как звали родителей Пушкина? (Отца звали – Сергей Львович, а мать - Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал. Она была внучкой знаменитого помощника Петра Первого – Ибрагима Ганнибала)

- Кто научил Пушкина читать и писать? (Начальным навыкам чтения, письма и счета научил его крепостной слуга Никита Тимофеевич Козлов, он был грамотным и первый учил своего питомца читать по-русски)

- Как звали няню Пушкина? (Ее звали Арина Родионовна. С раннего детства она рассказывала ему народные сказки и пела песни)

- Какое образование получил Пушкин? (С 1811 по 1817 год Пушкин учился в Царскосельском лицее, здесь он приобрел много друзей, начал писать стихи)

- А как называется его первое печатное стихотворение? («К другу стихотворцу», оно написано в Лицее, а напечатано в 1814 г.)

- Какое произведение Пушкина вам больше всего запомнилось? (каждый читает отрывок)

- А почему этот талантливый поэт погиб? (Вокруг имени поэта и его жены Натальи Николаевны Гончаровой ползли грязные сплетни. За его женой открыто ухаживал молодой француз Жорж Дантес. Приходили анонимные письма, где говорилось, что жена изменяет ему. Поэтому он вступился за свою честь и честь жены. Он бился на дуэли с Дантесом, через два дня послу дуэли погиб.)

- В каком году случилось данное происшествие? ( в 1837г.)

(Каждый ученик за правильный ответ получает по звездочке)

- Спасибо, друзья. Благодаря вам, я собрала большое количество материалов для своей статьи о России, о ее великих людях. Я очень рада, что вы знаете и помните давно погибших людей, интересуетесь их творчеством, гордитесь своей страной и ее людьми. Ну, до скорых встреч. Мне пора.



(Учитель снимает шляпу и продолжает урок)

- Дорогие ребята, спасибо, что не подвели меня перед иностранным гостем и показали свои знания. Значит, мы разговаривали с вами о биографии Пушкина. Вспомнили о его родителях, няне. Но один момент оставили в стороне. Ребята, Александр Сергеевич был не только знаменитым поэтом, он был хорошим мужем и великолепным отцом. Пушкин был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. Они обвенчались

18 февраля 1831 года. У них с Натальей было четверо детей: два мальчика и две девочки. Вот как ласково называл он их: Сашка, Машка, Гришка и Наташка.

Неудивительно, что воспитанный сказками своей няни – Арины Родионовны, и любящий отец своих детей, сам начал писать сказки. Есть знаменитые слова Пушкина, которые знают все на Свете: «Сказка – ложь, да в ней намек …» (добрым молодцам урок) Так, давайте же раскроем тайну сказок Александра Сергеевича. Просмотрев иллюстрации, определите, о какой сказке мы будем говорить.



1. Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».

- Как называет старуха старика в сказке (Она его называет: «Дурачина ты! Простофиля!»)

- Что в первый раз попросила старуха? (Она попросила корыто)

- А во второй? (Старуха потребовала избу)

- А в третий? (Старуха захотела стать столбовую дворянкой)

- А в четвертый раз чего она просит? (Она захотела стать царицей)

- А в последний пятый раз кем она захотела стать? (Она захотела стать владычицей мира)

- Чем заканчивается сказка? (Старуха опять же сидит перед своим разбитым корытом)



2. Иллюстрации к «Сказке о попе и его работнике Балде»

- В данной сказке, что осуждает Пушкин (Пушкин осуждает жадность и скупость попа) Рассказывают отрывок.



3. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

- Кто знает полное название данной сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» )

- Как начинается данная сказка?

( «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»)

4. Иллюстрации к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

- Кто возлюбленный царевны? (Королевич Елисей)

- Какой отрывок из данной сказки можете рассказать?

5. Иллюстрации к «Сказке о золотом петушке»

- Из-за какой царицы погибают и князья, и царь Дадон? (Из-за Шамаханской царицы)

- Чему учат сказки Пушкина? (Сказки А. С. Пушкина учат быть добрыми, справедливыми, не обманывать и лгать, не жадничать, помогать друг другу в беде)

- Можно ли одним высказыванием передать основную мысль его сказок? (Добро всегда побеждает зло)



- Какие пословицы о доброте вы знаете? (Каждый ученик отвечает и получает по звездочке)

- Ребята, пока мы занимались просмотром иллюстраций к сказкам

А. С. Пушкина, его остальные произведения на нас очень сильно обиделись и сплелись в тайный клубок. Строчки из разных стихотворений и повестей так сильно подружились, что образовали одно непонятное произведение. Давайте, попробуем разгадать тайну этого клубочка.

«Буря мглою, небо кроет…» («Зимний вечер»)

«Унылая пора…» («Осень»)

«Уж небо осенью дышало…»

«Мой первый друг…» («Ивану Пущину»)

«Еще ты дремлешь, друг прелестный…» («Зимнее утро»)

«Уж поздно, я обвенчана…» (Слова Марьи Кирилловны из романа «Дубровский»)

«Русалка на ветвях сидит…» (Слова из пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый»)

«Люблю тебя Петра творенье» (слова из поэмы «Медный всадник»)

… пора!


… гора,

… края,


… да я! (рифмы взяты из стихотворения «Узник»)
- Ребята! О Пушкине мы говорили довольно много: и шутили, и смеялись, и вспоминали отрывки из его произведений. Так, давайте все наши знания о нем отразим в синквейне.

Синквейн – пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие

1. Слово, о котором будет идти речь.

2. Два прилагательных о нем.

3. Три глагола.

4. Фраза из четырех слов.

5. Слово-синоним к слову к первой строке

- Ребята, Пушкин – наша история и та вечность, которая будет продолжаться… Как вам было уже сказано в начале урока, памятников Пушкину Александру Сергеевичу очень много. Во всем мире около насчитывается 230 монументов, а в России – около 100. И конечно же, и в нашем областном центре – в городе Ульяновск есть памятник-бюст А. С. Пушкину. Еще в 1899 году, к столетнему юбилею поэта, Симбирская городская дума пообещала жителям установить его бюст в одном из муниципальных парков, однако в те времена у властей не нашлось денег…

Бюст А. С. Пушкина был установлен во дворике литературного музея «Дом Языковых» (филиал областного краеведческого музея) и открыт 12 июня 2005 г.

Инициатором установки памятника А. С. Пушкину выступила дирекция музея «Дом Языковых».

И вообще, в биографии Александра Сергеевича — масса точек соприкосновения с Симбирском.

Но главное — это пребывание на симбирской земле самого Пушкина, который приезжал сюда в гости к своему другу, поэту Языкову. Пушкин пересёк всю губернию с востока на запад, а затем — с севера на юг.

Сразу в нескольких произведениях Александра Сергеевича можно найти упоминание Симбирска. Один из главных пушкинских персонажей Петруша Гринёв — симбирский дворянин. Завершая «Капитанскую дочку», Пушкин пишет о нём и его супруге Марии Гавриловне: «Потомство их и доныне благоденствует в Симбирской губернии».

- Дорогие ученики! За несколько месяцев до смерти Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, к далеким потомкам – к нам:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит…

В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о котором мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире, устремляясь в бессмертие. Так давайте и мы «воздвигнем памятник» великому поэту в нашем родном селе. (Создается памятник. На цветных бумагах дети обводят свои ладошки, вырезают и приклеивают их на ватман. Над ладошкам находится «Солнце-А.С.Пушкин», на каждом луче которого написаны строчки из знаменитых произведений)

- Целью нашего урока было показать А. С. Пушкина как человека вне времени. Удалось ли нам это?

Пушкин научил русскую литературу слову, научил ее простоте и правдоискательству, суровому реализму с его извечной любовью к жизни.

Пушкин – человек вне времени: он прожил недолго, но живет вечно.

И я хочу закончить наш урок словами Д. Самойлова:



«Пока в России Пушкин есть…»

Продолжите, пожалуйста, эту фразу.

- А теперь настал самый серьезнейший момент в нашей жизни. Сейчас мы определим, кто же получит письмо от самого Пушкина. (Подсчет звездочек)

- И вот перед нами стоит Пушкин нашего времени – двадцать первого века. Для вас я хочу прочитать послание Александра Сергеевича: «Друг мой, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Надеюсь, вы прислушаетесь к словам великого поэта и писателя. (Победитель получает награду – цилиндр, тетрадь и ручка для продолжения дела Александра Сергеевича)

- Я надеюсь, что урок прошел плодотворно и доставил вам удовольствие, и предлагаю вам высказать свое отношение к нему в анкете.

1. Ты считаешь урок:

А) интересным, познавательным;

Б) рядовым, обычным;

В) неинтересным, скучным;

Г) бесполезным, ненужным.

2. Закончи предложение:

«На уроке я…»

- Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества А. С. Пушкина, вспомнить его произведения. Мы попытались разгадать его тайн. А сколько их у него, и что нас ждет впереди - это тоже тайна, но открывать вы ее будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадет желание читать и перечитывать Пушкина снова и снова, открывая его каждый раз по-своему.

А итогом урока сегодня будут хорошие отметки. Тем ученикам, которые получили по пять звезд, поставим «5», четыре звезды – «4», а тройки и двойки в этот знаменательный день, когда открылся новый памятник Пушкину, ставить не будем. К хорошим отметкам прилагаются и сладкие призы.

- Молодцы, ребята! Урок окончен. Можете идти. До свидания.


Деятельность учащихся
Обращаются к личному опыту.

Записывают и запоминают следующие факты



  • Родился в самом начале лета.

  • Его не стало зимой.

  • Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться его творениями.

  • Он создавал стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, сказки для детей и взрослых.

  • Он – Россия.

  • Он – начало русской литературы

  • Он русский писатель

Высказывают личное мнение.

Подбирают слова и объясняют свой выбор.

Участвуют в беседе.

Записывают в тетради число, тему урока и эпиграф к нему.
Беседуют с иностранной гостьей, участвуют в подготовке репортажа.

Записывают в тетради имена детей А. С. Пушкина.

Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе по вопросам, выразительно читают наизусть отрывки из сказок Пушкина.

Рассказывают пословицы о доброте, правде и справедливости

В ком добра нет, в том и правды мало.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Добро поощряй, а зло порицай.

Доброму везде добро.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Подлость пользы не принесет, доброта зря не пропадет

Правда светлее солнца

Выразительно читают отрывки из произведений Пушкина.


В тетрадях пишут синквейн:

1. Пушкин

2.Русский, гениальный

3.Учит, воспитывает, творит

4. Он – великий человек России

5. Вечность
Рассматривают памятник-бюст Пушкину в Ульяновске

Создают своеобразный памятник

А. С. Пушкину в

с. Верхняя Терешка







Заканчивают фразу


Заполняют анкету

Получают хорошие отметки



Результат
Сформулирована тема урока, его цель.

Актуализированы опорные знания о биографии

А. С. Пушкина

Получены новые знания о родных и близких

А. С. Пушкина

Произведена работа над развитием мышления и сообщения знания, основываясь на ассоциации.

Актуализированы знания о малых жанрах фольклора, а именно о пословицах.

Проведена работа по одной тематической группе пословиц.

Актуализирова-ны знания о произведениях А. С. Пушкина

Создан синквейн

Даны новые знания о связи А. С. Пушкина с Симбирском.

Рассмотрен и изучен памятник-бюст

А. С. Пушкину, находящийся в Ульяновске

Создан новый памятник Пушкину на новом месте.

Проведена работа над развитием творческих способностей учащихся.

Проведено анкетирование



Подведены итоги.


  • Аксяновой Гузель Саитовны Цели урока: Ι. Обучающие: 1. Знания
  • 5. Стилистический аспект
  • ΙΙΙ. Воспитательные цели
  • Тип урока
  • Материал, использованный на уроке
  • Этап урока I. Органи-зационный момент. II. Изучение нового материала.
  • ІІІ. Закреп ление изученного материала.
  • V. Рефлексия 1. Анкетирование 2. Слово учителя VI. Оценивание.
  • Этот человек родился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало.
  • Пушкин всегда … и всегда …
  • Пушкин всегда открытие и всегда тайна.
  • 1. Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».
  • 2. Иллюстрации к «Сказке о попе и его работнике Балде»
  • 3. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»
  • 4. Иллюстрации к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • 5. Иллюстрации к «Сказке о золотом петушке»
  • «Пока в России Пушкин есть…»
  • Деятельность учащихся Обращаются к личному опыту. Записывают и запоминают следующие факты Родился в самом начале лета.
  • Его не стало зимой. Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться его творениями.
  • Рассказывают пословицы о доброте, правде и справедливости
  • 1. Пушкин 2.Русский, гениальный 3.Учит, воспитывает, творит 4. Он – великий человек России