Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Письма из польши и литвы




страница1/8
Дата07.07.2017
Размер1.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ЧАСТЬ III ПИСЬМА ИЗ ПОЛЬШИ И ЛИТВЫ Помещенный в третьей части книги материал связан с историей Православной Церкви в Польше и Литве в 1920-х – начале 1930-х гг. Расположение этого материала в одном разделе объясняется его неразрывной связью, поскольку прежняя Литовская епархия Российской Церкви в результате произошедших политических изменений, в связи с переходом Виленского (Вильнюсского) края в состав Польского государства, оказалась с 1922 года разделенной между двумя враждебно относившимися друг к другу странами (Польшей и Литвой). В целом же после восстановления польской независимости на территориальном пространстве вновь образованного государства оказалась наиболее значительная часть Российской Православной Церкви за пределами России. В состав Польши полностью вошли три существовавших до первой мировой войны епархии — Варшавская, Холмская и Гродненская, а также части Волынской, Минской и, как уже отмечалось, Виленской епархий. Положение, в котором оказалась Православная Церковь в Польше в сравнении с другими лимитрофными государствами, было наименее благоприятным: кроме того, что власти видели в православных храмах наследие имперского прошлого, в отличие от протестантских Латвии, Эстонии и Финляндии, православие в Польше подвергалось довольно существенному давлению и со стороны поддерживаемой государством католической церкви. Многие из отбиравшихся у православных храмов передавались униатам или же обращались в костелы. Помимо этого, под давлением правительства с начала 1920-х годов в одностороннем от Московской Патриархии порядке готовилось провозглашение автокефалии Польской Православной Церкви. В Польше, в отличие от Эстонии и Финляндии, эта подготовка, а затем и провозглашение автокефалии приняли особенно драматические формы. Епископы оказавшиеся в оппозиции увольнялись с кафедр, подвергались арестам и отправлялись в ссылку. Митрополит же Георгий (Ярошевский), бывший архиепископ Минский, вошедший в контакт с польским правительством и вставший на путь автокефалии, был застрелен 8 февраля 1923 года в собственной резиденции ректором Волынской семинарии архимандритом Смарагдом (Латышенко) [I]. Положение Православной Церкви на территории Литовской республики оказывалось в значительной мере более благополучным, хотя и здесь, в особенности в начале 1920-х годов, не обошлось без конфликтов, главным образом в связи с вопросами о прежней церковной собственности [II]. В архиве архиепископа Иоанна сохранилось значительное число документов связанных с Польско-Литовской темой, что не удивительно. Во-первых, сам вопрос о положении Православия в Польше привлекал пристальное внимание русского зарубежья. Кроме того, в 1907-1912 гг., до архиерейской хиротонии, Владыка Иоанн служил в Вильно, занимая должность ректора Виленской духовной семинарии и одновременно являясь настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря, поэтому в Польше и Литве у него оставался широкий круг знакомых. Следует отметить, что переписку архиепископ Иоанн поддерживал исключительно с находящимися в оппозиции официальной церковной власти лицами. В архиве сохранилось лишь несколько официальных типографским образом отпечатанных рождественских поздравлений преемника митр. Георгия митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) (поскольку особого интереса послания эти не представляют, в настоящее издание они не включены), более никаких контактов с официальной церковной властью в Польше Рижский архиепископ не поддерживал. Весь публикуемый в пятой части книги материал разделен на 8 разделов. Первый раздел составляют письма в то время архиепископа, позднее митрополита Елевферия (Богоявленского). Митрополит Виленский и Литовский Елевферий родился 14 октября 1879 г. в Курской губернии в семье псаломщика. В 1889 г. он окончил Курскую духовную семинарию, в 1890 г. был рукоположен во священника. В 1900 г. после смерти жены будущий Владыка поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, по окончании которой принимает монашеский постриг. С 1909 г. архимандрит, ректор Смоленской духовной семинарии. В 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского. С 1917 по 1921 г. временно управлял Виленской и Литовской епархией. 28 июня 1921 г. возведен в сан архиепископа и назначением правящим архиереем на кафедру, которой до этого управлял временно. В конце гражданской войны, после перехода Виленского края к Польше, оказался на ее территории. Вел активную борьбу против автокефалии Польской Православной Церкви, за что был подвергнут трехмесячному аресту в одном из католических монастырей. В апреле 1923 г. по настоянию Литовского правительства освобожден, после чего переезжает в Каунас, являвшийся в то время столицей Литвы. Все время сохранял безусловную каноническую верность Московской Патриархии. В октябре 1928 г. он получил возможность посетить Москву для доклада о своих епархиальных делах и о положении Православной Церкви в Польше. В ноябре того же года был возведен в сан митрополита. Свои впечатления о поездке в Россию изложил в книге «Неделя в Патриархии (впечатления и наблюдения от поездки в Москву)» [III]. В 1930 г. после увольнения митрополита Евлогия (Георгиевского) от должности управляющего Западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви митрополит Елевферий был назначен на эту должность вначале как временно управляющий, затем как управляющий. В начале второй мировой войны, после крушения Польского государства, когда Вильнюс вновь перешел к Литве и стал ее столицей, митрополит Елевферий получил возможность вернуться в свой кафедральный город. Скончался митрополит Елевферий 31 декабря 1940 г., вскоре после присоединения Литовской Республики к Советскому Союзу. К основному корпусу писем добавлены два приложения: послание митрополита Елевферия к Константинопольскому Патриарху Фотию, написанное в связи с переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в константинопольскую юрисдикцию и письма сына митрополита Елевферия — Григория Богоявленского к архиепископу Иоанну (тематически они примыкают к этому разделу). Кроме того, копии двух сохранившихся в архиве ответных писем архиепископа Иоанна к митрополиту Елевферию включены в основной корпус документов в виде приложения к тем текстам, ответом на которые они являются. Второй раздел составляют письма к архиепископу Иоанну протоиерея Евстафия Калисского, по поручению архиепископа Елевферия в 1920 г. прибывшего в Каунас, организовавшего и возглавлявшего здесь временное Духовное правление, действовавшее до прибытия Виленского архипастыря в Литву в 1923 г. В дальнейшем отец Евстафий был одним из главных сотрудников Литовского архиепископа, был настоятелем каунасского собора, а также каунасским благочинным, занимался издательской деятельностью. В этот же раздел в виде приложения включены и сохранившиеся в архиве черновики двух ответов архиепископа Иоанна на несохранившиеся письма Евстафия Калисского (черновик еще одного ответного письма помещен вместе с письмом, ответом на которое он является). В третий раздел вошли письма Вячеслава Васильевича Богдановича. Имя В.Богдановича пользовалось достаточной известностью в межвоенной Польше. Он был видным общественным деятелем, публицистом, был также сенатором Польской Республики. Его биография в кратком виде может быть представлена следующим образом. Родился В.Богданович в 1878 г. в г. Дисна Виленской губернии в семье православного священника. Окончил Витебскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1903 по 1907 г. служил преподавателем Витебской духовной семинарии. В мае 1907 г. был назначен инспектором духовной семинарии в Вильно. С 1915 по 1919 г. вместе с семинарией находился в эвакуации в Рязани. Был делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. от мирян Виленско-Литовской епархии, в котором принимал активное участие: в частности, по его предложению была выработана процедура избрания Патриарха. В 1919 г. В.Богданович вернулся в Вильно. С 1920 по 1922 год исполнял обязанности ректора Виленской духовной семинарии; с 1921 по 1922 был редактором «Литовских епархиальных ведомостей», преподавал Закон Божий в белорусской гимназии. В 1922 г. русским и белорусским населением Виленского края был избран в Сенат Польской Республики. Его деятельность в Сенате в значительной мере была связана с отстаиванием прав русского, белорусского и украинского национальных меньшинств, а также с защитой Православной Церкви в Польше. В.Богданович находился в оппозиции к автокефалистским стремлениям в Польской Православной Церкви. В 1921 г. он сопровождал в ссылку Виленского архиепископа Елевферия и тайно проследил скрывавшееся властями место его заключения. Продолжал он поддерживать связь с архиепископом Елевферием и после переезда последнего в Каунас, считая лишь его каноническим правящим архиереем Виленской епархии. В 1925 г. В.Богданович основал в Вильно приход во имя великомученицы Екатерины, состоявший в каноническом ведении архиепископа Елевферия, а следовательно и Московской Патриархии, поскольку архиепископ Елевферий последовательно сохранял подчинение Москве. За это приемник митрополита Георгия митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) отлучил В.Богдановича от Церкви. С 1927 по 1928 г. В.Богданович был издателем и основным автором журнала «Праваслауная Беларусь». Сотрудничал он также и с русскими зарубежными периодическими изданиями, занимался иконописью и музыкой. Кроме публицистических статей, писал о русской литературе, и на философские темы. В 1939 г. В.Богданович был арестован польскими властями и помещен в лагерь, откуда, по одним сведениям, спустя три недели бежал, по другим — был освобожден вошедшими в Польшу советскими войсками. 17 октября 1939 г. он был арестован органами НКВД и, очевидно, вскоре расстрелян [IV]. Личное знакомство В.Богдановича с тогда еще будущим Рижским архиепископом Иоанном (Поммером) произошло еще в дореволюционное время. В.Богданович поступил инспектором в Виленскую духовную академию в том же году, когда ее ректором был назначен архиепископ Иоанн. Но, возможно, они могли быть знакомы и ранее. Согласно биографическим данным, соответственно датам, они фактически одновременно учились в Киевской духовной академии — В.Богданович должен был быть курсом старше архиепископа Иоанна. К осноаному корпусу писем В.Богдановича к архиепископу Иоанну в качестве приложений добавлены его же письмо и доклад Святейшему Патриарху Тихону (с сопроводительным письмом свящ. И.Левицкого), а также речь В.Богдановича, произнесенная им в Польском Сенате 23 июля 1924, автограф которой сохранился в архиве. В четвертый раздел вошли два письма старшего товарища и соратника В.Богдановича Владимира Климентьевича Недельского (1869-1942), также выпускника Киевской духовной академии, участника Московского Поместного Собора 1917-1918. До 1922 он был членом Литовского епархиального совета, преподавал в Виленской духовной семинарии. За противодействие автокефалии Польской Православной Церкви В.Недельский был выслан из Польши. В 1927-1929 гг. был преподавателем Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Письма написаны в 1922-1923 гг., в то время когда В.Недельский еще находился в Польше. В пятом разделе помещены письма епископа Белостокского Владимира; в шестом — бравлавского священника А.Василевского. В седьмой раздел включены письма от разных лиц, как мало известных, так и занимавших в свое время видные административные посты (напр., И.В.Коростовца, бывшего в 1907-1915 гг. эстляндским губернатором) или же игравших заметную роль в общественной жизни русского рассеяния. И, наконец, восьмой раздел составляют различные официальные документы, также сохранившиеся в архиве архиепископа Иоанна и также связанные с темой положения Православной Церкви в Польше. Примечания [I] Подробнее о положении Православной Церкви в Польше в то время см: Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997 История Русской Церкви. Т. IХ. М., 1997. С. 222-238; Свитич А.К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии: 1917-1950 гг. М., 1997 С. 87-293. [II] Подробнее о положении Православной Церкви в Литве см.: Ципин В., прот. Указ. соч. С. 221-222; Серапинас В., свящ. Православная Церковь в Литве в межвоенный период: 1918-1939 (http:www.orthodoxy.ltindex.phpwhere,history;sub,mezvoen). [III] Книга эта в настоящее время переиздана: Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии: Впечатления и наблюдения от поездки в Москву Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом: Сборник. М., 1995. С. 173-318. [IV] О жизни и деятельности В.Богдановича см. также: Лабынцев Ю. Белорусско-русская идея во II Речи Посполитой: Церковная, плитическая и литературная деятельность сенатора В.Богдановича Поляки и русские в глазах друг друга. М., 2000. С. 252-263; Лабынцев Ю.А. Литературное наследие В.В.Богдановича — Белорусского сенатора II Речи Посполитой Славяноведение. 1997. № 3. С. 39-49; Щавинская Л. Лабынцев Ю. Литературные труды ректора Литовской Духовной Семинарии Вячеслава Богдановича. Vilniaus kulturinis gyvenimas: Dvasininku vaidmuo 1900-1945. Vilnius, 2006. С. 115-133. I ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА ЕЛЕВФЕРИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО) 1 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Вам уже со слов побывавшего у Вас о архимандрита Тихона [1], привезшего мне Ваш привет, за который сердечно Вам благодарен, несколько известно то церковное нестроение, которое получилось с приездом в Польшу теперь митрополита Георгия [2] и которое все больше и больше расширяется. Пишем к Его Святейшеству наш вопль о наших нуждах, но не уверены, доходят ли до него наши послания. Приходится и Вас беспокоить моими скорбями. Слышал я, что Вы ярый противник всякого церковного сепаратизма и горячий поборник церковного единения. Приятно иметь в Вас единодушного себе иерарха. Настоящим обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбою — прилагаемый при сем пакет Его Святейшеству — направьте по назначению вернейшим путем для получения им пакета, чем окажете большую услугу общему церковному делу. «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» [3]. Извините за краткость письма. Дожидает оказия взять пакет. Шлют Вашему Высокопреосвященству свой привет и просят Вашего благословения В.В.Богданович и В.К.Недельский. Испрашивая Ваших молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1922 1427 марта ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 24. Автограф. 2 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Волею Божиею я сегодня приехал в Ковну [4], откуда начал свое архипастырское делание. Две недели пред этим пробыл в Берлине, совершив там две Божественные литургии в двух тамошних храмах. Теперь я озабочен организацией богослужения в Ковне. Но, к сожалению, здесь не оказалось необходимых для того принадлежностей — нет мантии, митры, дикирия и трикирия. Если у Вас есть лишние из этих вещей, то не будете ли добры на некоторое время одолжить мне в Ковну, пока мы здесь обзаведемся своими Если возможно, то будьте добры вручить, что возможно, подателю сего. Пишу к Вам эту просьбу наскоро ввиду скорого отъезда в Ригу случайно нашедшегося господина. Бог даст, с течением времени я Вам подробнее напишу о наших церковных делах. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1923 24 янв.6 февр. Ковна P.S. Будьте добры, если возможно, одолжите еще чиновник, посох и хоть один орлец для образца А Е ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 37-38. Автограф. 3 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Приношу Вам сердечную благодарность за присланные Вами нам богослужебные предметы, без котор трудно было бы мне обойтись. Прошу принять от меня душевный привет с наступлением святой четыредесятницы, скончавши которую, да даст Вам Господь в радости встретить Святое Христово Воскресение. Благодарю Вас и за Ваше приветствие меня с освобождением на свободу. В заточении я физически отдохнул, ибо покойный митрополит измочалил нервы, держа в постоянном напряженном ожидании каких-либо репрессий из Варшавы. Теперь здесь пока все благополучно. Не знаю, что будет дальше. Может быть, меня ожидают аналогичные с прошлым терния. Что же делать Такое время, когда церковная истина, освобождаясь от чуждых ей наслоений, должна опираться на терпение, управляемое Божией благодатью. Я удивляюсь, что и Вы переживаете определенно выраженное гонение на православную Церковь. Ведь у Вас, кроме православных, большинство лютеран, толерантных в религиозном отношении, и меньшинство католиков. Откуда же идет давление на православие Впрочем, очищение истины должно идти, выражаясь современно, по всему фронту. Смерть митрополита [5], по-видимому, должна была бы привести в смятение автокефалистов. А на деле, кажется, наоборот. архиепископ Дионисий [6] быстро воссел на трон покойного, убыль пополнил введением в свой «Синод» неканонического еп Алексия [7] и , кажется, с усиленной энергиею стремятся закрепить за собою созданные Георгием неканонические позиции и продолжать свое разрушительное дело. Читал в Виленской газете, что будто бы уже ими возведен во епископы архим Антоний [8], агент в Вильне покойного. Куда же идти дальше Дионисий предупреждает всякую возможность, если еще она сохранилась в какой-либо степени, морального воздействия на себя заграничного епископата и прежде всего митр Антония [9], который всегда его ценил и которого тот всегда обманывал, надевая в письмах маску канонического держателя, а на деле еще раньше приезда епископа Георгия публично выступавшего за автокефалию. С такими людьми трудно вести Божие дело. Простите. Шлю Вам свой привет. С искренним почтением и совершенною преданностью Вам имею честь пребывать, испрашивая Ваших для себя молитв, Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Ар Елевферий 1923 13 ст27 ф Ковна ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 39-40. Автограф. 4 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Живу уже 1 ½ м. в Ковне без всякой перемены в смысле устроения. Власти, по-видимому, и хотели что-либо сделать в этом отношении, по крайней мере о том можно заключить со слов их, но демократическое течение не встречает это приветливо. Утесняю по-прежнему о протоиерея и некуда податься, чтобы ему дать надлежащую свободу. Приходов всего 17, будут ли пропускать сюда из-за границы священников или нет, трудно сказать. Вероятнее всего и здесь не встретим сочувствия. В приходах православных бедность, ибо церковные земли везде отняты. Интересно знать, сколько у Вас приходов и какие уезды Витебской губернии отошли к Латвии С Вильно у меня сношения редкие и случайные. Там теперь бесчинствует неканонический из запрещенных клириков епископ Алексий (Громадский), и «», недостойнейший архим Антоний (Марценко) бывший Георгиевский агент в Вильне, уже еп Дионисием хиротонисан в еп Холмского. Варшавская трагедия [10] их ничему не научила, а, кажется, только приободрила к закреплению захватом взятых церковных позиций. Суд над о Смарагдом отложен до 16 апреля [11]. Обвиняемый указал 30 свидетелей, в числе которых и я и В.В.Богданович. Защитниками три адвоката: один из Вильны — известный (поляк), из Львова и из Варшавы. Последние — православные. Преосвященный Владимир живет в изгнании в Дерманском монастыре на Волыни [12]. Вероятно тоже будет свидетельствовать на суде. Меня едва ли позовут — за границей. Надлежащими документами православных снабдят адвокаты. Можете себе представить весь тот вред, который принес Церкви митр Георгий Никто почти из православных, кроме кучки отщепенцев не выражает сочувствия покойному. Это моральная оценка личности! И так крепко засели в неканонической трясине его сподвижники, самочинные епископы, что не нашли в себе достаточно сил, чтобы возвратиться к каноническому сознанию. Ведь не может быть, чтобы они не понимали своего положения и всей неканоничности своей деятельности. Посылаю Вам несколько экземпляров брошюры о Виталия [13] об автокефалии в Польше. Написал было и я статью по сему вопросу, но для газеты она слишком велика, не берутся напечатать, а для печати в отдельных оттисках нет денег. Душевно желаю Вам встретить радостно праздник Светлого Христова Воскресения. Испрашивая Ваших святительских молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства послушник А Елевферий 1923 619 марта. Ковна. ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 35-36. Автограф. 5 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. У меня нужда в св Антиминсах и св мире. Не можете ли Вы поделиться этими святынями в какой-либо степени Если возможно это, то будьте добры уведомить меня о том с подателем сего. Как у Вас разрешился острый вопрос о неприкосновенности храмов, который предполагался к рассмотрению в Сейме Не имеете ли Вы точных сведений о том, в каком положении находится наш святейший Патриарх [14] в отношении управления церковными делами Не вошли ли Вы в письменные сношения с ним Каким путем возможно бы войти и мне с ним в письменную связь, если только это возможно и не очень возбранно. Получает ли он свободно корреспонденцию или только каким-либо особым образом Податель сего — человек надежный, с ним возможно без боязни переслать ответ. Как здравствуете Все по-прежнему живете в подвале [15] В нашем положении перемен пока нет. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга А Елевферий 1923 821 сентября ЛГИА. Ф. 7131. Оп.1. № 39. Л. 41. Автограф. 6 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Ко мне обратился некто Сергей Павлович Яковлев, отправляющийся в Ригу искать себе кусок хлеба, трудно достающийся русским в наших краях, с просьбою замолвить пред Вами за него словечко. Лично я его хорошо не знаю, но достаточно того, что он православный, русский, не имеющий ни приюта, ни гроша, чтобы найти благотворительную поддержку у Вашего Высокопреосвященства, ибо слышим, что Вы многопопечительно смотрите на такого рода скитальцев, имеющих отечество и не имеющих его, тем паче, что Вы, кажется, имеете вес у присных Вам «по плоти придержащих» [16]. Если что можете сделать и для подателя сего, то не оттолкните от своего архипастырского призора. В скором времени, вероятно 5 окт 22 сент, у Вашего Высокопреосвященства будет настоятель нашего малого собора о прот Евстафий Калисский с покорнейшею просьбою от меня попросить у Вас св антиминсов и мира, которыми мы скудны, а Вы, вероятно, не в недостатке. А наши польские бесчинники, лжемитрополит Дионисий и Ко продолжают свое разрушительное дело: кажется, совершенно отложились от нашего Свят Патриарха и Матери Церкви. Я этого и ожидал, ибо это — естественный конец честолюбцев-иерархов, которые в мелком и достойном осуждения политиканстве соступили с канонической почвы и сели в самочинную трясину. Жаль только православный народ, который за ничтожным исключением церковных отщепенцев весь против бесчинных иерархов, что выразилось в самом решительном протесте против нов ст тем, что бесчинники, несмотря на вооруженную поддержку властей, должны были согласиться на отмену своего распоряжения и возвращение к ст ст Ратоборцем за истину православия, бесстрашным и страстным ударником за него явился когда-то Вам сослуживец, ныне член Сената, Вяч. Вас. Богданович, который поистине и без всякого преувеличения может быть назван «богатырем духа». Как у Вас дела православия Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать с глубоким чувством уважения и преданности нижайший послушник А Елевферий 1924 1629 сент Ковна. ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 33. Автограф. 7 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Хотя, согласно Вашего распоряжения, достопочтеннейший протоиерей о Кирилл [17] и уведомил нашего протоиерея о Калисского, что у Вас мало имеется св антиминсов, а частиц св мощей вовсе нет, но все-таки я решил командировать к Вам своего просителя в надежде, что и Вы в данном случае поступите так, как некогда св ап Павел, убеждав коринфских христиан, обычно небогатых, поделиться своею скудостию в пользу Иерусалимской Церкви, по писанию: «кто собрал много, не имел лишнего, и кто мало, не имел недостатка; расточил, раздал нищим; правда же его пребывает во век» (2 Кор. 8, 19; 9, 9). Мы — нищи и убоги во всех отношениях и нуждаемся в малом: нам нужно два-три св антиминса и немного св мира. Обогатимся своими, мы Вам возвратим занятое. Предвидя свое изгнание из Вильны, я почти пред самым выездом освятил там более двадцати антиминсов в расчете, чтобы хоть св престолы дл Евхаристии были утверждены каноническим иерархом. Я думаю, что эти антиминсы тамошними захватчиками еще не израсходованы. И я бы по праву мог получить малую толику оттуда, но пока путь туда строго воспрещен. Но пути Божии неисповедимы. Надеюсь, что разрыв с каноническою кафедрою [18] для меня будет не навсегда. Тогда и возвращу Вам Ваше с глубокою благодарностию, если Вы благоволите нам теперь оказать свою милость. О том, как мы живем, если изволите поинтересоваться этим, расскажет Вам усты ко устом податель сего о. Евстафий. Не почтите лишним сообщить через него мне, что имеется у Вас интересного из области церковной жизни. Вероятно Вам известно, что в Карловцах [19] со вчерашнего дня (3 окт ст ст) идет иерархический Собор, на который и я был приглашен, но по независящим от меня обстоятельствам не мог воспользоваться этим приглашением. Позвольте надеяться, что мой проситель не пребудет у Вас не услышан и не отыдет от лика Вашего тощь. «Дающий же сему сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (10 ст) [20]. Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1924 417 октября ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 2. Л. 34. Автограф. 8 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Пользуюсь случаем отъезда в Ригу добрейшего Николая Викторовича Кардашевского, родного брата жены того помещика, у которого я имею удовольствие гостить уже третье лето, шлю Вам свой братский привет с наилучшими пожеланиями. Как-то в прошлом году у меня был представитель Союза всех христианских вероисповеданий, за исключением католического [21], и говорил, что есть мысль придти на помощь православным в Прибалтике Церквам основанием для них одной общей в Риге духовной семинарии. Эта добрая их мысль меня не покидает, но я не знаю, как обстоит возможность ее реализации. Теперь идет конференция христианских представителей в Стокгольме [22]. Вероятно, кто-либо поехал и от Вас. Не поручили ли Вы своему представителю возбудить там этот вопрос и подвинуть его осуществление Не знаю, как у Вас, а здесь и при малом количестве приходов заметно отсутствие семинарии. Не благовременно ли было бы нам всем обсудить хотя на местах этот вопрос, а равно и то, к кому обратиться за средствами для организации ее. В Риге есть семинарское здание. Нельзя ли его получить и использовать для этой цели Ведь пока что и мы все в смысле получения с каким-либо образованием кандидатов пастырей находимся, кажется, в одинаковых печальных условиях. Не будете ли добры сообщить мне имеющиеся у Вас по сему вопросу сведения и личные соображения. Что слышно о местоблюстителе Патриар престола м Петре [23] Каково положение Православной Церкви в России О чем рассуждали в Лондоне на иерархическом Соборе Не занимаются ли здесь воскресением ближайшего Востока На даче живу уже четвертую неделю. Прекрасная местность и такая же семья, давшая мне возможность пользоваться всеми удобствами для успокоения нервов. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий Litva, Kaunas, Vitoutos prosp. № 20. ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 120. Автограф. Письмо написано в августе 1925 г. — датируется по упоминанию Стокгольмской конференции. 9 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Сердечно приветствую Вас с праздником Рождества Христова и с Новолетием. Дай Господи, Вам доброго здравия и благополучия во всех Ваших делах и в новом ответственном положении члена Сейма в отстаивании Православной Церкви. К Вам явится, если уже не явился, униатский священник о Георгий Соколов, бывший православный, приехавший сюда из Парижа. Он ко мне обратился с просьбою присоединить его к православию и дать ему приход какой-либо. Но у нас условия для этого дела весьма неблагоприятные, как Вы и сами отлично понимаете. По словам самого о Георгия, за него цепляются тут все, чтобы его использовать в целях пропаганды унии, но он хочет быть православным, возвратиться туда, откуда отпал. Я послал запрос о нем м Евлогию [24] и архиеп Пражскому Савватию [25]. Как только получу ответы, Вам представлю их, если Вы того пожелаете. Конечно, Вы и сами снесетесь с ними. Ваше положение иное, чем мое; Вы можете действовать решительнее. Полагаю, что при своем жизненном опыте Вы скоро поймете его, что он из себя представляет. Но мне кажется, что все же отталкивать его решительно от себя едва ли полезно и богоугодно. Приютите его, если возможно и найдете нужным. Испрашивая Ваших св молитв честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1926 — 5 янв Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Владыка. Взаимно сердечно приветствую Вас с Праздниками и Новолетием. Молю Всевышнего, да ниспошлет Он Вам всяческие свои блага. Униатский священник Г Соколов действительно ко мне прибыл. Его рассказ о себе не располагает к особенному уважению к нему. В Церкви он человек случайный, иерей “военного и смутного времени”. Мотивы его обращения в католичество носят случайный и чисто внешний характер: владыка Савватий не оказал ему того внимания, какого он ждал. Подозреваю, что и мотивы его вновь обращения в православие носят тот же чисто внешний и случайный характер: католики ему не оказали того внимания, которого он ждал. Боюсь, что по возвращении его в православие и я ему не в состоянии буду оказать того внимания, которого он ждет, ибо основания для особого внимания к нему я не вижу, и он вновь в погоне за вниманием уклонится куда-ниб. Образование и воспитание он получил путанное и весь путь его жизни какой-то путанный, и суждено ему быть вековечным путаником и путного из него ничего не выйдет. Напоминает он мне другого такого же путаника — Евгения Ружицкого, которого и Вы знаете. Между ними много общего, к тому же они одного поля ягодки, соратники и, очевидно, соперники по Чехословакии. От этого типа людей открещиваются даже такие многоблагоутробные святители, как пр Вениамин и Савватий, которых я обоих знаю близко: одного по академии, др по Твери и Москве. Если получите отзывы, перешлите мне. Это избавит меня от лишней переписки. Из Москвы в последнее время особых вестей не имею. Придушены. Молчат. Благодарение Богу, что живы такие столпы как м Кирилл, Агафангел и Арсений. Наличие их гарантирует от многих зол. Жаль, что рознь между столпами эм Церкви еще не кончилась. На предстоящем Соборе эта рознь может выскочить наружу. Но Бог милостив. Мне едва ли придется быть на Соборе по причинам чисто гражданского порядка. ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 76. Автограф. Копия ответного письма архиеп. Иоанна: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 77. Машинопись. 10 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Письмо Ваше от 25XII (7I) я получил, а еще дошло письмо из Парижа от м Евлогия, а несколько раньше протоиерей Калисский получил краткое уведомление от еп Вениамина [26] о Г Соколове, который только уведомляет, что Соколов подал прошение м Евлогию о принятии его в православие. Последний же пишет о Соколове вот что: «Относительно ренегата — униатского попа Г Соколова, который был сначала православным священником на Карп Руси в иерархич ведении арх Савватия и рукоположен еп Вениамином, а потом совратился в унию, я имею отрицательный отзыв архим Виталия вместе с которым он жил; совести у него мало. Из католичества, а следов из унии мы принимаем в сущем сане, но еще вопрос, следует ли также принимать ренегатов, т е бывших православных священников, отпавших в латинство, через то подвергших себя суду церковному. Вот почему я сказал ему, что спрошу архиеп Савватия о том, при каких обстоятельствах совершилось его отпадение, не был ли он запрещен в священнослужении до отпадения и не был ли над ним канонический суд по отпадении, которым он лишен сана и отлучен от Церкви. Тут имеет значение формальный юридический момент. Хотя Господь сказал: “Всякого грядущего по мне не изжену вон”, но не лежит у меня душа к этому Соколову. К себе бы в клир я бы его не взял ни в коем случае. Пусть переходит мирянином и кается в своих грехах». Это, конечно, я Вам сообщаю в порядке конфиденциальном. От архиеп Савватия отзыва доселе я не получил. Теперь сами решайте, что с ним сделать. А что, если он и в самом деле раскаялся в своем грехе и стучит в двери Церкви Вы, конечно, читали газетные сообщения о новой будто бы произошедшей в Москве церковной смуте, будто бы м Петр арестован, три какие-то иерарха — архиеп Григорий Екатеринб ( не Яцковский ли), и Борис Можайский (не знаю его), и Иннокентий Каменский (тоже мне не известен) узурпировали церковную власть и, пригласив каких еще трех, составили “Синод”, обещая в текущем году созвать канонический собор [27]. Сообщите, пожалуйста, правда ли все это, если у Вас имеются более достоверные сведения о том. На Собор в Карловцах я не поеду по соображениям местного характера. Вы пишете, что ли Арсений [28] жив А я считал его умершим в тюрьме. Где он находится А м Кирилл [29] и Агафангел [30] где проживают и скоро ли они окончат свое изгнание Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства ниж послушник А Елевферий 1925. 31 дк — 1926. 13 янв ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 79. Автограф. 11 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Вчера я получил письмо от бывшего униатского священника, ныне, по его словам, присоединенного к православию в Ревеле [31], а проживающего в Риге, в котором он говорит о своем крайне бедственном положении, не имея места. Вам, конечно, может быть лучше ведом моральный его облик, чем мне. Быть может, по человеческим соображениям мы и нуждаемся в продолжительном искусе, но современные жизненные условия таковы, что могут и сократить время его, чтобы будучи “пожерт печалию” не погиб на веки опять в униатстве. Он просит меня дать ему место, но я по исключительным условиям жизни, если бы и имел что-либо ему предложить, то не могу этого сделать. Я не знаю, говорил ли он ревельскому иерарху [32] о желании иметь в его епархии какое-либо место или нет, но во всяком случае, присоединяя его к Православию он должен был бы подумать и о его бытовой стороне и не ставить в положение безвыходное, в котором возможно и возвращение в пагубное состояние. Если Вы не сможете его устроить у себя, то не сочтете ли нужным обратиться с письмом к ревельскому иерарху и попросить его позаботиться о нем, насколько это возможно. Одновременно я пишу и Соколову, бывшему униатскому священнику, чтобы он побывал у Вас. Вы, конечно, получили от заграничного Синода копию постановления о необходимости восстановления братского общения еп Дионисия с заграничным епископатом, т е признания польской автокефалии, и письма м Антония с выяснением каноничности евхаристического общения его с Дионисием в Бухаресте. Мне хотелось бы знать, будете ли вы писать на Собор свое мнение по сему делу, имеющему рассматриваться там, ибо оно принимает характер общецерковности и какого мнения держитесь Вы по сему вопросу Каковы Ваши взгляды на затеваемый в сем году Константинопольским Патриархом на Афоне “Вселенский собор” До протопресвитера о Георгия Шавельского [33] дошли слухи, что у Вас предположено устроить Духовную Семинарию [34]. Он хотел бы быть в ней ректором, а в крайнем случае преподавателем, если Вы согласитесь на это. Будьте добры уведомить меня и по сему вопросу, чтобы я мог что-либо сказать о том о Шавельскому. Да хранит Вас Господь в здравии и благополучии. Испрашивая Ваших св молитв честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1926. 16 февр 1 марта ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 89. Автограф. 12 Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь. Обстоятельства современной жизни таковы, что на сей раз позвольте просить Вас быть посредником в переписке с сыном [35] и направить прилагаемое при сем письмо, если возможно, незамедлительно. Дело в том, что я хочу приехать в Ригу в Вашу резиденцию, немножко подлечиться и повидаться с сыном, который приедет туда. В письме этом я и пишу ему, чтобы он ехал в Ригу, подыскав на взморье квартирку и встретил меня. Хочу быть в Риге в частном до инкогнито порядке. Конечно, будет приятно повидаться с Вами и побеседовать обо всем. Если угодно сие Господу, то до скорого свидания. Испрашивая Ваших св молитв, имею честь оставаться Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1927 г. 7 июля ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 74. Автограф. 13 Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь. Вашими молитвами и сердечными заботами, как Вам известно, мы водворились в прекрасной даче, где кормят до пресыщения, и покой сверх ожидания. А когда приехал сюда великий духом Вячеслав Васильевич, то беседы обо всем без конца. Ездим ежедневно на море, они купаются, а я по колено хожу в воде в одежде. И это освежает. Пью иод и делаю электрические пропуски. Но все же действия в благотворном отношении мало заметно. Принимаю серные ванны, последняя из коих будет в субботу в 3 ½ ч. по полудни. В этот же день в 7 ½ ч. в. выезжаем и в Ригу и к Вам благословите прибыть вечером, или лучше ночью, а 15-го августа двинемся восвояси в разные стороны. Пока satis [36]. Да хранит Вас Господь. Испрашивая Ваших свв. молитв, честь имею пребывать Ваш послушник с братом Григорием А Елевферий P.S. Ваше милое письмо, посланное 24 июля в Ковну, я получил уже здесь на днях. 1927 г. 9 авг.27 июля ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 48. Л. 139. Автограф. 14 Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь. Имею редкий случай передать Вам через вернейшие руки это письмо, в котором свидетельствую Вам свою сердечную благодарность за недавний еще свеже живущий в памяти Ваш сердечно-радушный прием меня с «братом» Гришею [37]. Жду, когда Вы будете иметь особую в Югославию миссию и заедете на пути в мою скромность. В разговоре с братом [38] явилась мысль — нельзя ли создать общий для трех епархий церковный журнал. Об этом брат поговорит с Вами. Если, по-вашему, возможно, то это было бы недурно. Брат ясно сознает неканоничность Эстонской Церкви [39], но, конечно, по своему положению не может ничего сделать для возвращения ее к Истине. Я говорил ему о Ваших предположениях в этом отношении. Может быть, Вы благоволите ему сказать это, либо в этом направлении. Книги Ваши и журналы я еще не успел прочесть. Но я не забыл о Вашем обещании дать мне на время книгу м Сергия [40] «О спасении», а равным образом чин освящения св Мира. Если возможно, то благоволите прислать их по почте. Прочел я в газетах о «декларации» м Сергия с вр Патриаршим Синодом [41]. Что-то новое и неожиданное. Неужели это — то́ за что́ многие иерархи, как Вы говорили, стали относиться с недоверием к м Сергию Если что новое Вам известно по этому делу, то благоволите уведомить меня. Хочется быть в курсе церковной жизни в России. Вл Клим Недельский едет в Париж в Институт [42] по усиленной просьбе о том м Евлогия. В институте вследствие появления откуда-то средств открывается третий курс и требуются новые силы, более специальные для дела. Не слышно ли чего-либо из Карловцев. Мне на сей раз оттуда не прислали ни программы, ни приглашения на Собор. Слышно, что м Антоний после своего Собора на два месяца поедет к Дионисию. Да хранит Вас Господь в добром здравии. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1927 1124 авг Kaunas, Vitovtos prosp. 20 ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 90. Автограф. 15 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Письмо Ваше и статью В.В.Богдановича я получил, а книги «о спасении» нет. Вероятно, или поручение Ваше о высылке ее мне не исполнено, или затерялась в пути. Последнее было бы очень неприятно. За Ваше личное письмо и пересылку писем а Пантелеимона [43] и В В [44] очень благодарю Вас. Глубоко извиняюсь перед Вами, что доселе не ответил Вам. С конца августа ст ст до октября ст ст я проживал, заканчивая дачное летнее удовольствие, в имении одного доброго русского помещика, откуда только что возвратился. Там получил Ваш пакет, а оказии для пересылки чего-либо оттуда бывают сравнительно редки. Статьи Ваши по поводу «обращения» [45] я читал. Но Вы слишком осторожны в них и не высказали своего взгляда на происшедшее. Так не я один говорю, а все, читавшие их. Впрочем, Вы и сами пишите мне об этом. А между тем Ваше мнение было бы интересно и важно слышать. Вполне я с Вами согласен в том, что не следует слишком сурово относиться в оценке «обращения». Я даже не нахожу в «обращении» ничего опасного для нашего церковного дела. Если и есть некоторые возражения, по форме говорящие, быть может, более, чем требовалось бы, то они имеют политический смысл, а не канонический, и если вырвались они в содержании, то только в целях достижения желаемого, что будет иметь во сто крат большую ценность (какую — Вы знаете), чем малозначащие фразы. Лишь бы прошла церковная организация, но, конечно, на канонических началах, без всякого компромисса здесь и в том, что относится к главному деланию Церкви. «Обращение» по содержанию мало чем рознится от проектированного «обращения» [46] в прошлом году тем же иерархом, которое Вам известно и из которого Вы приводили в «Сегодня» [47] некоторые выдержки как сопроводительные объяснения к теперешнему «обращению» Страгородск. Тогда Карловцы приветствовали тот проект, как, наконец, раздавшийся свободный голос Матери и видели в нем основание к обособлению от Нее; а теперь почувствовали в нем голос пленника и отреклись от него для того же обособления. Но все же я не могу с Вами во всем согласиться, когда Вы говорите: «История с обращением и подпискою еще раз подтвердила мне, что я поступил правильно, наперед обеспечив себе каноническую самостоятельность и независимость: при печальных событиях и в Карловцах, и в Москве я и моя паства избавлены от смуты и разделений, идущих совне». Разве у Вас каноническая независимость и самостоятельность Ведь это же есть то, что принято называть автокефалией. А автокефалии, как Вы и сами говорили, у Вас нет, да и не может быть, ибо ее не мог дать ни лично Патриарх наш, ни с своим Синодом [48]. Это дело — всей Церкви, т е Собора. А в таком случае могут ли быть для Вас «внешними» все смуты и разделения, происходящие в недрах Матери Если они для Вас внешни, в смысле непосредственном, то Ваша Церковь стоит рядом с Матерью и уже для Вас последняя не есть Матерь, а сестра, как называет ее бесчинный Дионисий в своем официальном обращении к Местоблюстителю, имевшем смысл представления ему узурпированных прав как законных. Но я думаю, что Вы от этого далеки, ибо это поставило бы Вас и Вашу Церковь в смысле каноническом в положение худшее, чем в каком находятся Эстонская, Финляндская и Польская [49]: там грех один — откол; а у Вас было бы два греха, ибо те отколовшись от Матери, получили что-то от той Церкви, к которой прилепились; а у Вас получилось бы и откол и личное создание церковной самостоятельности. Конечно, я не допускаю того, чтобы Вы так мыслили о себе и считали себя таковым. Вы сами говорили, что Вам Патриархом даны большие полномочия, что говорит о большом к Вам доверии со стороны его; а это в свою очередь свидетельство тоже о Вашей искренней преданности Матери. А если так, то как же Вам могут быть чужды скорби и разделения в Ней Если Вам даны от Ее предстоятеля большие полномочия, то Вы являетесь виднейшим иерархом в Матери-Церкви. Как же Вы можете уклоняться от совместной с нею жизни, от близкого переживания Ее скорбей, от обличения неправды и утверждения Правды Если бы обратился к Вам Местоблюститель или его вр заместитель с предложением дать ему сведения о состоянии Вашей Церкви, то неужели Вы ответили бы отказом на том основании, что Вы получили некие широкие права для своей Церкви от Патриарха и при нем Синода Разве эти права имеют вечный, непреложный характер, всегдашнюю силу, так что и сам Патриарх в случае нужды не мог бы их ни изменить, ни сравнять с правами обычных епархиальных иерархов Ведь и св каноны не непреложны и могут быть изменяемы и отменяемы, конечно, только соответствующею властию, т е Вселенским Собором; тем паче все другое, но, разумеется, законною для того властию. Ваше независимое существование от Матери означало бы нарушение доверия к Вам Патриарха и полное уничтожение тех особых полномочий, о которых Вы намекали в личной нашей беседе. Я позволил себе говорить здесь обо всем этом потому, что в вышеприведенных Ваших словах я увидел продолжение нашей с Вами — помните — вечерней беседы на Вашей прекрасной даче за столом. И я от души принял этот повод для письменной с Вами беседы, ибо я Вас ценил и ценю как стойкого иерарха, и при случаях говорил, что Латвийский предстоятель в противовес Эстонскому, Финляндскому и Польским, пребывает в правильном каноническом сознании и церковном делании. Ваш светлый ум и твердая воля — гарантия того, чтобы мне понять Ваши слова о независимости не в прямом сокрушительном для церковного дела смысле, а в предположении, что здесь неточное выражение существа дела. Вероятно Вам известно, как проходит у Страгородского обещанная ему свобода в организации порученного ему Полянским деле. В «Слове» я прочел, что будто бы он встречает в этом прежние тормозы. Был бы очень благодарен узнать от Вас о том. А как отнеслись там к хорошему ответу вместо подписки Парижского [50] Строгой отповеди Глубоковского [51] и Карташева [52] о Карловацких деятелях я не читал и не знаю, в чем суть дела. Закончилось ли у Вас рассмотрение притязаний Эстонского иерарха к части Вашего церковного имущества Как будто м Антоний еще не выехал в Польшу Вы, вероятно, и доселе живете на своей уединенной даче, стерегомой бдительным . Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии при благоуспешности во всем. Прошу передать мой сердечный привет о Кириллу, о Иоанну и А.Ф.Каверзневу, если он у Вас бывает. Когда же будет[53] исполнять миссию в Югославию через Ковно А еще лучше было бы без специального стороннего повода посетить последнюю. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1927 518 Х Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка. Смутившая Вас формула о положении Пр Церкви в Латвии принадлежит не мне, а взята из документа, выданного мне как главе Л Пр Церкви П Тихоном и состоявшими при нем органами — Синодом и В Ц Советом. Выдавая мне означенный документ, П Тихон, его Синод и В Ц Совет сочли нужным подвести под него и канонический и исторический фундамент и, конечно, исходили из сознания, что им принадлежит право выдачи мне такового документа и что выдача такого документа является при наличных обстоятельствах делом безусловно полезным для Церкви и необходимым. Так как в обсуждении дела принимали участие виднейшие иерархи и канонисты, то нужно иметь большое мужество, чтобы сказать, что документ выдан канонически неправильно. Так как документ выдан возглавлением Российской Церкви вполне добровольно, так как нет решительно никаких оснований обвинять П Тихона и его сотрудников в недостатке любви к Церкви Российской или в недостатке преданности их ее подлинным интересам, то нет оснований подозревать их в легкомысленном отношении к правам и интересам Церкви Российской. Ни ближние ни дальние доселе не имели и не имеют решительно никаких фактических поводов упрекать П Тихона и его сотрудников за оказанное мне и возглавляемой мною Церкви высокое доверие и меня доселе никто не имел решительно никаких поводов упрекать или подозревать в злоупотреблении оказанным мне доверием. Я пользуюсь предоставленными мне правами, щепетильно держась точного смысла формул выданного мне документа, не допуская никаких домыслов хотя бы даже в словесной формулировке моего канонического положения. Искушающих слов вроде автокефалии и автономии не употребляю ни я, не употребляют их мои органы. Вместе с сим я, однако, глубоко убежден, что предоставленные мне права предоставлены мне и каноносообразно и целесообразно, иначе я этих прав и не принял бы и не стал бы ими пользоваться. Акт П Тихона и его сотрудников обеспечил для Л Пр Церкви возможность мирно осуществлять на месте высокие задания Пр Церкви независимо от того мирно ли не мирно ли течет церковная жизнь вне Латвии. Мы это ценили и в истекшие годы, но цену этого мы особенно ярко осознали в текущем году в связи с нашумевшим «обращением» вр Патриаршего Синода. Это «обращение», конечно, прежде всего имеет чисто местное значение — оно преследует почтенную цель легализации в пределах СССР канонических органов Российской Пр Церкви. Будет ли эта местная цель достигнута Из последнего письма м Сергия я усматриваю, что дело легализации стало пока на том, с чего началось. Будет ли дана обещанная возможность созвать собор, избрать Патриарха и т д пока неизвестно. Большевики в связи с обращением убедились, что м Сергий не является лицом, объединяющим вокруг себя весь староцерковный фронт и что вообще такого объединяющего лица у староцерковников нет, что, следовательно, бояться староцерковников как единой силы не приходится и бить их можно по частям, а данные ими обещания можно оставить без исполнения. По сведениям из Москвы, на территории СССР обращение не только не достигло преднамеченных целей, но еще внесло новые разделения в среду староцерковников. Среди чад Рос Патриархата, ставших по отношению к Москве «иностранцами» или эмигрантами, обращению, по-видимому, суждено сыграть роковую роль. Обращение вр Патриаршего Синода является официальным актом, хотя и временного, но вполне законного возглавления Рос Пр Церкви, следовательно, актом обязательным для всех чад М Патриархата. И вот этот акт являет во услышание всего мира, что все иерархи, а следовательно и следующие за этими иерархами пасомые, недостаточно лояльные (очень широкое и допускающее широчайшее усмотрение выражение) к СССР и предержащим в СССР властям, должны считаться выбывшими из состава Московского Патриархата. Мне кажется, что после этого акта, и Вы, Владыко, и Ваши пасомые как обязавшиеся под присягою гражданскою верностью Литовскому государству и следовательно поставившие свои отношения к СССР в зависимость от отношений Литовского государства к СССР не можете уже наперед свидетельствовать о своей лояльности к СССР, не можете уже обязываться неизменною лояльностью к СССР, ибо это поставило бы и Вас и Ваших пасомых в конфликт с верноподданническою присягою Литве, поставило бы Вас и Ваших пасомых в юридическое положение, похожее на караемое законом двуподданство. Я не ставлю Вам щепетильного вопроса о том, возможна ли вообще для Вас лично при Ваших убеждениях лояльность по отношению к власти, отрицающей Бога и всякую религию. Для меня абсолютно ясно, что даже минуя вопрос о Ваших личных отношениях к строю и власти СССР, Вы в силу Вашего верноподданства Литве не имеете ни права ни возможности наперед свидетельствовать лояльность по отношению к СССР. А если так, то в силу официального акта, именуемого обращением врем Патриаршего Синода, Вы с своими пасомыми не можете уже числиться в составе Московского Патриархата, Вы должны считаться механически выбывшими из оного. Положения не может изменить то обстоятельство, что Вы и Ваши пасомые желаете и в дальнейшем числиться в М Патриархате. Изменить положение могло бы только или отмена помянутого требования обращения или и юридически и фактически невозможное для Вас засвидетельствование Вашей благорасположенности к СССР, Вашей благонадежности для СССР, вашей безусловной лояльности к СССР. Позвольте же Вас спросить, как мыслите Вы ныне Ваше каноническое положение и положение возглавляемой Вами части единого Тела Христова — Церкви В чьей юрисдикции Вы мыслите себя после того, как М Патриархат своим обращением обрек Вас на механическое выбытие из недр М Патриархата Если Вы признаете нынешнее возглавление Патриархата, Вы должны признать и обращение и последствия его. Если Вы нынешнего возглавления не признаете, то, спрашивается, где же то возглавление, которое Вы признаете и которое Вас признает Оно будет Но когда и каково оно будет Самая возможность его в ближайшее время по меньшей мере гадательна, а настоящее положение может длиться годами, как длится оно уже месяцами. В это переходное время Ваше положение во всяком случае канонически неопределенно. Вообразите, что именно в это время, когда Ваше положение так неопределенно, суждено бы было бы произойти переменам в возглавлении Литовской Пр Церкви, как прикажите л пр церковным силам выйти из затруднительного положения в вопросе о законном Вашем преемнике Для самостоятельного избрания архиерея и посвящения избранного Лит Пр Церковь не имеет указанных полномочий. К кому прикажете обратиться ей в канонически правильном порядке за помощью [54] Если даже Москва пожелает прислать Литве своего ставленника, примет ли Литовское государство назначенца Москвы, связанного обязательствами прописанными в обращении Также затруднительно может быть для Л Пр Церкви и получение архипастыря из эмигрантской заграницы, у которой так же имеются крупнейшие расхождения политические с властью предержащею ныне в Литве. Положение может создаться весьма похожее на безысходность. Вот положение, созданное обращением вр П Синода для частей Московского Патриархата, оказавшихся «за границей». П Тихон и его высшие органы, испытавшие на себе все те же давления, под влиянием которых нынешнее возглавление Патриархата издало свое обращение со включением в него рокового требования лояльности к СССР от пр граждан, обязавшихся верноподданством Литве и др под государствам, не поддались этому давлению. Предвидя, однако, что этого рода давления со временем могут иметь тот успех, которым они увенчались ныне в обращении, что в том положении, в котором ныне оказалась между прочим Лит Пр Церковь, могут очутиться и др части М Патриархата, отрезанные от политической Москвы новыми государственными границами, П Тихон и его органы нашли канонически возможным, а практически целесообразным по руководству 17 пр IV Вс Соб, 38 пр VI Вс Соб и др предоставить частям М Патриархата, отрезанным от Москвы новыми государственными границами, вошедшим в пределы нового суверенного государства, узаконенную меру самостоятельности в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-государственных и др. Я получил от П Тихона и его органов соответствующий акт в качестве главы Латв Церкви и должен засвидетельствовать, что этот акт, нисколько не умаливший достоинства М Патриархата, для меня и возглавляемой мною Церкви имел и имеет несказанно большое и исключительно доброе значение. В связи с последним обращением вр Патр Синода целесообразность такого акта обнаружилась особенно ярко. Этим актом я и возглавляемая мною Церковь раз навсегда ограждены от возможности для большевиков простирать на меня и мою Церковь действие давлений, оказываемых на московские церковные органы. В случае моей смерти или выбытия с поста по др причинам Латв Пр Церковь будет иметь полную возможность заместить пост архипастыря в каноническом порядке и вне большевистских давлений или др каких-нибудь давлений и вне конфликтов с предержащею у нас властью. Ни мне ни моим пасомым не могут быть предъявлены со сторны требования, противоречащие нашей верноподданнической присяге. Я исчислил далеко не все блага, принесенные нам актом П Тихона и его органов, но и исчисленные блага дают уже право [55] закономерный акт Патриарха и мудро предусмотрительным и истинно отеческим. Само собою понятно, что этим актом навсегда закреплены в наших сердцах отношения к Патриарху как подлинному отцу верующих, а к Патриархии как самоотверженно любящей матери. Книга «О спасении», очевидно, затерялась на почте. Плучены ли №№ белорусского церковного журнала В В [56] Примите уверение в искренней о Христе любви и сердечнейшем благжелательстве 1927 года 1 ноября г. Рига ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 97. Автограф. Копия ответного письма архиеп. Иоанна: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 43. Л. 22-23. Машинопись. Ранее опубликовано в изданиях: Вера и жизнь. 1995. № 1. С. 13-16; Rigas un visas Latvijas Arhibiskps Janis (Pommers): Svetrunas, raksti un uzstasanas. Gr. 2. Riga, 1993. Lp. 118-119 — в переводе на латышский язык. 16 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Если благословите принять от меня, старостильника приветствие с праздником Рождества Христова, то примите, а если сочтете это запоздалым, то своевременно позвольте поприветствовать Вас с праздником Крещения Господня и Новолетием [57]. Дай, Господи, Вам здравия, душевного благополучия, бодрости сил продолжать с успехом дело великого служения. Слышно, что болели гриппом — правда ли А потом я увидел Ваш благодушный образ в «Сегодня», с крестом благословляющий трапезу беднякам в праздник Рождества Христова. Значит [Вы уже поправились]. Где живет теперь На [даче или] в катакомбе [58] По некоторым признакам — на даче. Доселе я Вам не выслал Ваших книг потому, что тут, данные из них для прочтения, еще не возвращены. Нет ли у Вас новых каких-либо А м Сергия «О спасении» — так и пропала. Что хорошего из России слышно. Говорят, будто м Петр издал какое-то послание [59]. Не читали ли его А рука моя и доселе немощвует почти по-прежнему. И взморье не изгнало недуга ее. Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии. Испрашивая Ваших молитв, часть имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1927 23 XII 1928 I 5 ЛГИА. Ф. 7131. Оп.1. № 49. Л. 1. Автограф. Часть листа оборвана, слова помещенные в квадратных скобках восстановлены по смыслу. 17 Христос воскресе, Высокопреосвященнейший Владыко. Примте от меня сердечный привет с светлым праздником Христова Воскресения. Дай, Господи, Вам душевного мира, телесного здравия и всяких благополучий. Я как-то чрез Ив. Алек Семенова, рижанина, просил м Евлогия дать мне св Мира, которого, как он мне писал, у него большой запас. В Париже, в отсутствии Владыки, дали Ив. Ал-чу немного святыни, и ту я еще не получил. Случилось так, что письмо Ив. Алексеевича посланное им из Парижа с уведомлением меня о дне его проезда беспересадочным поездом чрез Ковну пришло ко мне через два дня после указанного в письме срока и я не мог никого выслать за святынею на вокзал, и она отвезена в Ригу. Я просил, чтобы Ив. Ал отдал его под сохранение о протоиерею К Зайцу в Ваш собор с тем, чтобы, когда Ив. Ал. будет ехать в Ковну, взять его обратно для доставления его мне. Не знаю — находится ли оно в храме Он после Пасхи предполагает быть в Ковне, тогда прошу о Кирилла вручить его Ив. Ал. С ним я хотел возвратить Вам и Ваши книги, взятые мною у Вас, кроме одной, с Вашего разрешения — «Неопалимая Купина» о Булгакова [60], которю я хотел бы еще удержать у себя, если она Вам не особенно нужна. Наступает весна, когда Вы вероятно отправитесь в свою прекрасную дачу под неусыпное попечение «Неро». Желаю Вам наслаждения там. А моя рука доселе немощствует, не поддается лечению. Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Ваш покорный слуга А Елевферий 1928 31 марта 13 апреля ЛГИА. Ф. 7131. Оп.1. № 49. Л. 47. Автограф. 18 Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко. Прошлым летом во время моего пребывания у Вас в разговоре между прочим мы коснулись вопроса о том, как бы устроить свидание брата Григория со мною не за границей, а у меня. Вы высказали, что это возможно наладить от Вас, т е из Латвии при Вашем добром участии. Вы говорили, что можете от себя как член Сейма командировать его сюда с каким-либо поручением недели на три. Но теперь, за роспуском Сейма, эта возможность, может быть, отпала. А в таком случае, может быть, возможно при Вашем влиятельном содействии получить брату Григорию визу сюда от нашего посланника в Риге или в крайнем случае транзитную визу на указанный или несколько меньший срок. Хлопотать здесь о пропуске «брата», при нынешних условиях, созданных ведущимися переговорами соседних государств, думается, будет бесплодным. А между тем «брату» и мне очень бы хотелось повидаться именно здесь, у меня. Покорнейше прошу Вас уведомить меня, возможно ли устроить это свидание Если возможно, то я и напишу ему об этом. Прочел я недавно Вашу прекрасную статью «Святая Русь». Только православная душа могла суммировать эти черты «богоносного» народа, малопонятные для иноверца, ибо возращены и облагорожены они православием, нашедшим их в зачатке в славянском крае. Простите, что доселе я Вам не возвратил Ваших книг: все проджидал сюда Ив. Ал Семенова, которому хотел вручить их для передачи. Подожду немножко, и если он не подъедет, то вышлю надлежащим образом. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А Елевферий 1928 29 мая 11 июня ЛГИА. Ф. 7131. Оп.1. № 49. Л. 63. Автограф. 19 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. На днях я получил из Москвы от м Сергия официальное письмо, с частью которого Вы познакомитесь из приложения при сем. В остальной — он просит меня, если возможно, приехать в Москву и доложить Патриархии о церковных делах в Польше. Я уже переговорил с своим правительством, которое сделает все, что нужно для проезда туда и обратно. Быть может найдется у Вас что-либо, о чем нужно доложить Патриархии. Если есть, то благоволите сообщить мне о том. Озабочен я желанием провезти св мучеников временно в Ковну. Если Господь по молитвам их устроит их возвращение, то быть может Вы пожелаете их встретить и принять у себя хотя на короткое время Прилагаю при сем часть письма м Сергия с моею к нему заметкою, я просил бы Вас направить это в какую-либо русскую газету — в «Сегодня» или «Слово» [61], которое, кажется, уже не выходит почему-то. Посылаю и экз послания моего к Виленской пастве, может быть, Вы найдете возможным в какой-либо части его поместить в печати; хотелось бы делу о Польской автокефалии придать общецерковный характер. От души приветствую Вас с новым избранием Вас в Сейм. Пошли, Господи, Вам сил защищать Православную Церковь и русских с таким же мужеством, с каким Вы это делали прежде. Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства покорный послушник А Елевферий 1928 г 922 окт ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 121. Автограф. 20 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. У Вас еще продолжаются песни Крещения Господня, а мы оглашаем себя Рождественскими песнопениями. Примите от меня братский душевный привет Вас с праздником Господним и Новолетием. Пошли Вам, Господи, доброго здравия и мир душе. Прочел в газете, что Вы хвораете. Храни Вас, Господи; Вы нужны для защиты Ваших избранников, русских людей, живущих под Вашею крепкою защитою. В Москву и оттуда я съездил благополучно и там на месте усмотрел, как крепка и больше крепнет Патриаршая церковь, фактически вр возглавляемая м Сергием, вполне здоровым, неизменно приветливым, пользующимся авторитетом в Москве и на перифериях Патриаршей Церкви. Бодро живет верою в помощь Божию Синод, куда возвращаясь то из Соловков, то из других мест изгнанничества являются иерархи и оттуда получают назначения. Впрочем, об этом Вы, вероятно, читали в «Возрождении», где была помещена значительная часть моего письма к м Евлогию. Я благодарю Бога, что Он удостоил меня видеть духовный рост Истины и Церкви Истинной. Как Вы себя чувствуете Да хранит Вас Господь в добром здравии и благполучии. Испрашивая Ваших молитв, честь имею оставаться Ваш покорный послушник М Елевферий 1928 28XII — 1929 10I ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 128. Автограф. 21 Христос воскресе, Высокопреосвященнейший Владыко. Сердечно приветствую Вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю Вам от Господа душевного и телесного здравия и Божией помощи в многосторонней и полезной деятельности. Как живете что нового Да хранит Вас Господь. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею оставаться Вашего Высокопреосвященства покорный послушник М Елевферий 1929 20 апреля 3 мая Ковна ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 133. Автограф. 22 Христос воскресе, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. Примите от меня братское приветствие с светлым праздником Христова Воскресения. Да пошлет Вам Христос бодрого здравия и радости духовной, и да хранит Он Вас во всяком благополучии на многие годы. Испрашивая Ваших св молитв, честь имею оставаться Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник М Елевферий 1930 г. 518 апреля ЛГИА. Ф. 7131. Оп.1. № 53. Л. 29. Автограф. 23 Ваше Высокопреосвященство, Досточтимый Архипастырь. Мой сын сообщил мне, что Вы любезно много помогли ему своею рекомендацией к г министру в получении права на уроки в Еврейском отделе. Прошу принять от меня за это доброе к нему отношение сердечную благодарность. Да пошлет Вам Господь за это Свою милость. Как здравствуете Вы, кажется, круглый год теперь живете на своей даче Там легче для нервов, удары по которым современная жизнь наносит бесщадно. Где Ваш питомец в Парижском Институте о диакон Крушанов [62] В Париже или возвратился восвояси Мирствуйте во Христе. Испрашивая Ваших св молитв, с искренним уважением к Вам честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства сомолитвенник и собрат во Христе. М Елевферий 1932 г. 1124 IX ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 28. Л. 197. Автограф.
  1   2   3   4   5   6   7   8