Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Пинигина Ю. Н. Этнический проект университета




Скачать 75.81 Kb.
Дата20.03.2020
Размер75.81 Kb.
Пинигина Ю.Н.

Этнический проект университета.


Бурятский государственный университет был создан в 1995г на базе педагогического института, как и множество других ему подобных провинциальных университетов по всей территории России в те годы. Однако этот университет существует в национальной (и биэтничной) республике, что определило и его особое место в местном сообществе, и, в некоторой степени, траекторию его развития. Задолго до получения статуса университета он стал одним из акторов бурных этнополитических процессов, называемых «национально-культурным возрождением». И сегодня он продолжает играть важную роль в сохранении этнической идентичностип.

В последние годы наблюдается образовательная экспансия вузов Республики Бурятия в Байкальском регионе. Вектор развития Бурятского госуниверситета направлен на проникновение в районы с компактным расселением бурят, наращивание эдукативного ареала до масштабов этноареала. Бурятский государственный университет как университет для всех бурят. Но не в узко этническом смысле, а как университет, доминирующий на территории, конструируемой как «Большая Бурятия» и даже претендующий на значимые позиции в регионе «Внутренней Азии». БГУ создает сеть филиалов на территории, конструируемой как «Большая Бурятия» 1 - Боханский и Агинский филиалы, затем шире – в «Монгольском мире» - Улан-Батор, и, наконец, открывает представительство в г.Хулуньбэйэр (Автономный район Внутренняя Монголия) и школу русского языка в г. Манчжурия. Именно такая конфигурация сети филиалов (открытие их в местностях, скорее, символически значимы для Республики Бурятия, минуя крупные поселения) говорит о том, что это в первую очередь этносоциальная, и, этнокультурная деятельность, а не банальное стремление вуза к привлечению дополнительных средств (денег, абитуриентов и т.д.). Напротив, университет выделяет для студентов филиалов (в п. Бохане и п. Агинском) бюджетные места, т.е. дает возможность жителям сельских районов учится бесплатно, лишая при этом городских абитуриентов части столь значимого ресурса.

Мне представляется, каждый из филиалов, при всех различиях имеет и одно общее качество – некую символичность. По сути, это серьезный этнополитический проект, реализуемый в формально неполитической плоскости.

В качестве объяснительной модели возможно предположить, что в целом стратегия развития Бурятского госуниверситета являются частью этнического проекта. В частности, в этом контексте возможно рассматривать создание сети филиалов и представительств, открытие в университете национально-гуманитарного института (на базе факультета бурятской филологии) и восточного факультета, кафедры истории Бурятии.

Этнический проект понимается как стратегия сохранения этничности как социального ресурса, структурирующей силы пусть не в политике, так в обществе.

Усилия государства, по моему мнению, направлены на выдавливание этничности из политики в общественную сферу, и по возможности, на снижение эффективности этнически маркированных социальных сетей. Эту политику мне кажется уместным обозначить как правительственный проект. В частности, в Восточной Сибири наиболее ярким и болезненным для общественного сознания (в первую очередь для бурятской интеллигенции) стал инициированный и навязанный государством «процесс объединения», а фактически ликвидации национально-территориальных образований (Агинского и Усть-Ордынского бурятских автономных округов).

Этот правительственный проект в ходе реализации наталкивается на вполне естественное, хотя и не демонстрируемое желание социальных групп сохранить этничность в качестве социально-экономического ресурса. Для этнической элиты (а существенная часть бурятской этнической элиты сосредоточена в системе высшего образования) наиболее актуальной стала «цена вопроса» за непротивление правительственному проекту. С другой стороны, уже актуализированную этничность (или, по словам представителей бурятских ВУЗов, рост этнического самосознания2) не так просто выдавить в приватную сферу3. При этом, сохраняются социальные акторы, использовавшие этничность как неполитический (а иногда и как политический) ресурс на протяжении последних двух десятилетий. Частично эти акторы растратили свой символический капитал, частично взяты под жесткий контроль государства.

Поскольку этничность не может быть ни реализована хоть сколь-нибудь успешно политически, ни стать частным делом людей, представляется логичным выдавливание её в общественную сферу. Правительственный проект оставляет, пожалуй, только один «легитимный» выход: уместно было бы назвать его «этнографическим». Это фиксация (описание, изучение, сохранение или реконструкция) этнических практик в духовной и материальной сфере, а также этноидентификационная деятельность, т.е. научение молодежи традициям народа. Но деятельность такого рода не ведет к расширенному воспроизводству этничности, это лишь отвод «этнического пара» из «политического котла».

Почти официальным, или по крайней мере общественно признаваемым институтом, воспроизводящим этничность, была на протяжении многих лет система высшего образования4 . Однако все разговоры об общественной роли вузов ( должен ли он быть инструментом воспроизводства этничности, инструментом социально-культурной адаптации и т.д.) основаны на понимании того, что эта – этносоциальная и этнокультурная – функция у вузов есть. Университет стал не только участником, но и заложником разновекторных социально-политических и этнокультурных процессов. В частности, в ходе общественной дискуссии по поводу «объединения округов» наиболее активным и заметным противником этого процесса стало «Объединение молодых ученых Бурятии», хотя и не связанное напрямую с университетом, но полностью состоящее из его недавних выпускников.

В ходе работы над масштабным исследовательским проектом «Высшее образование и «этнический ресурс»: стратегии в полиэтничном сообществе» в фокусе научного интереса оказался случай Боханского филиала Бурятского государственного университета5. Это была попытка рассмотреть существование БФ БГУ как важную составную часть этнического проекта и попытаться применить метод case study в изучении этнокультурных процессов в высшем образовании региона. Предметом изучения стали не столько реалии существования сельского филиала БГУ, сколько их роль в разновекторных этносоциальных процессах.

Университет в Бохане построен как «ответ на вызов». БФ БГУ официально открыт в 1999 году, он стал первым в ряду филиалов БГУ. Можно предположить, что время и место появления университета сами по себе – значимое политическое явление, продукт не только университета, но и результат деятельности национальной интеллигенции в целом – один из видимых результатов бурного процесса, обычно называемого национально-культурным возрождением. В 1996 году, когда правительство Республики Бурятия одобрило Концепцию развития Бурятского госуниверситета, ни о каких филиалах речь в ней не шла, однако уже через три года руководством университета было принято официальное решение об открытии филиала в поселке, который даже не является административным центром автономного округа, и не самый большой по численности в округе. К тому же, открытие совпало с моментом политического перелома в стране, с формированием новой национальной и региональной политики.

Создание БФ БГУ можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, это ответ на сформировавшуюся в Округе потребность в доступном высшем образовании (и, шире – потребность в модернизации). Во-вторых, освоение Бурятским госуниверситетом «своего» образовательного пространства, попытка совместить эдукативный ареал с этноареалом, создать некую несущую конструкцию этничности. В совокупности они и составляют этнический проект.

Потребность в образовании в данном случае тождественна потребности в перемещении. Официально удовлетворяя только один социальный заказ – доступность бесплатного высшего образования для малообеспеченных выпускников отдаленных сельских школ - БФ «попутно» удовлетворяет и другую потребность – формирует канал учебной (сельско-городской) миграции молодежи. Это предполагает возможность перемещения значимого для местного сообщества количества молодых людей сразу в двух плоскостях: горизонтальной – пространственной (в части сельско-городской миграции) и вертикальной – социальной. Сама возможность такого перемещения означает, что БФ прямо влияет на формирование новых жизненных стратегий и преумножает количество возможных биографических траекторий. Это же можно сказать и о высшем образовании Бурятии в целом.6



И здесь возникает дилемма, осознаваемая и даже озвучиваемая руководством университета. С одной стороны, университет реализует этнический проект, действует в пределах этноареала и в этнически маркированной среде7 т.е. работает на сохранение бурятской этничности как таковой и на использование её в качестве социального ресурса. С другой, способствует процессам урбанизации, сельско-городской миграции, повышению уровня образования среди бурятского населения, а значит, прямо разрушает традицион ную культуру бурят.


1 См. н-р: Скрынникова Т.Д. Батомункуев С.Д. Варнавский П.К.Бурятская этничностьв контексте социокультурной модернизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН,2004; Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том. М. ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001.-680с.

2 стенограмма круглого стола «Система высшего образования как актор эносоциальных процессов в Республике Бурятия» состоявшегося 12.06.2005г. в Улан-Удэ (рабочие материалы проекта)

3 см. н-р материалы о ходе очередного Съезда бурятского народа в Улан-Удэ (29.07.2006г) (материалы сайта www.babr.ru от 04.08.2006)

4 Альманах «Труды Исследовательского Центр «Внутренняя Азия», Вып.2, - http://innerasia.ru/cms_dir51/content_125.html Выступления на пятилетнем юбилее БФ БГУ, 30.06.2005г (полевые материалы автора)

5 Пинигина Ю.Н. Образовательная миграция и «сельский урбанизм»: перекресток Бохана /Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: – Усть-Каменогорск 2005, 101-106с. Куклина В.В., Абдулова И.Т.Ресурсы и практики высшего образования: филиал национального университета в национальном округе …. - http://innerasia.ru/cms_dir51/content_125.html

6 Варнавский П. Этничность и индивидуальные стратегии освоения образовательного пространства в Бурятии/ Система высшего образования в социальном развитии Центральной Азии. М.; Иркутск: Наталис, 2007. – С.105-131.

7 Доля этнических бурят в УОБАО по данным переписи 2002г. составляет 40%, среди студентов БФ БГУ бурятами себя назвали 86%.







Каталог: publications
publications -> Жумалиева бакытжан калыковна
publications -> Доклады и материалы Выпуск 9 Москва
publications -> Русский путь
publications -> 6. Россия. Настоящее простое время. Текст "Across Russia". Диалог «Книжный магазин» Тема Биография. Семья. Текст "A glimpse of St. Petersburg". Степени сравнения прилагательных
publications -> Библиография научных публикаций сотрудников ипи ран за 2011 год монографии, изданные в ипи ран
publications -> Ив ран «Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили». Чжан Хэн: жизненный путь и вклад в человеческую цивилизацию
publications -> Невский проспект”: в направлении прототекста