Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Певец русского леса. Беседа. (к 175-летию со дня рождения И. И. Шишкина)




Скачать 79.35 Kb.
Дата30.06.2017
Размер79.35 Kb.




Певец русского леса. Беседа.

(к 175-летию со дня рождения И. И. Шишкина)

«...Шишкин остался единственным до сих пор

как знаток и рисовальщик дерева вообще,

и хвойного леса в особенности...»

Крамской И. Н.

И. И. Шишкин – выдающийся мастер пейзажной живописи, получил заслуженное признание ещё при жизни. Современники почитали умение художника изображать природу в высшей степени убедительно и узнаваемо до мельчайших подробностей.

По прошествии более чем ста лет его искусство по-прежнему остаётся популярным, творческое наследие художника не утратило способности волновать людей.

I Портрет художника – В. Верещагин «И. И. Шишкин»

Портрет художника – И. Н. Крамской

II Биография художника

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 г. в г.Елабуге

Вятской губернии в небогатой купеческой семье. Его отец - Иван Васильевич – хоть и не очень богат, но человек учёный, много для города делает, рода знатного, древнего. Говорят, из самих Зотиковых происходит. Его предок, священник Зотик, икону трёх святителей принял из рук самого Ивана Грозного в дар городу. Иван Васильевич - человек широких и разносторонних интересов, увлекался техникой, историей, литературой. Им была разработана и осуществлена система городского водопровода. Он увлекался историей и археологией, занимался раскопками на Ананьинском могильнике, на Чёртовом городище, забросил хлеботорговлю и перешёл в мещанское сословие. Написал книгу «История города Елабуги».

Картина И. И. Шишкина «Ананьинский могильник» Его мать – Дарья Романовна – строга, ослушаться нельзя. Она не может переубедить сына в том, что рисование – несерьёзное занятие и ничего путного из него не выйдет. Она часто говорит ему, что настоящий мужчина должен быть таким, как его отец, иметь семью, содержать себя и детей, но всё попусту. Она грозится порвать все его рисунки, выбросит все карандаши и угольки, но никогда их и пальцем не трогает, волнуется и тревожится о его будущем.

С детства Ваня имел две страсти – чтение и рисование, чем и занимался дни и ночи напролёт, неохотно отзываясь на приглашения участвовать в семейных делах. Рисовал на всём, что попадалось под руку. Летом он бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою долгую и многотрудную жизнь.

Однажды его отец сказал сыну Николаю: «Нет ничего чище и святее хлеба, нет ничего нужнее его. Да не оскудеет рука дающего». Ваня понял слова отца так: видеть сыновей продолжателями своего дела – заветная мечта каждого родителя. Умом он понимал, что отец прав, но ничего не мог поделать с собой. Его страсть к рисованию была сильнее. Он был так далёк от всякой коммерции. Он – «мазилка». Это то, что давалось Ивану так легко и куда стремилась её душа!

Сцены ярмарок и народных гуляний, встречи с простыми людьми на покосах и в лесу, общение с охотниками и рыбаками, их безыскусная , но меткая речь и практический взгляд на жизнь и на природу навсегда сформировали в будущем художнике любовь и уважение ко всему, чем жил его народ, крестьянский взгляд на достояние его родины, восприятие жизни и характер простых людей: крестьян, мастеровых, странников изображал он в деревянных и каменных скульптурах в елабужском детстве. Этими привычными ему близкими по духу людьми И. И. Шишкин населил свои картины, пытался преодолеть тоску по далёкой Елабуге.

Ещё мальчиком Шишкин полюбил лес и впоследствии половину своей жизни провёл в его чащах. До конца дней неутомимый «царь леса», как его называли часто, с альбомом и карандашом в руках, вышагивал многие вёрсты, охотясь за натурой. В местах, где работал Шишкин, до сих пор хранят память о нём в полулегендарных рассказах, в названиях «шишкинская сосна», «шишкинский лес», «шишкинская сосна», «шишкинская роща».

«Когда он перед натурой, -говорил Крамской, - то точно в своей стихии: тут он и смел, и ловок, не задумывается».

Сначала художник учился у частных учителей, затем продолжил образование в уездном училище. В 1844-1848 гг. – учёба в Первой казанской мужской гимназии.

В 1852-1856 гг. учился в Московском училище живописи.

В 1856-1860 гг. учился в академии художеств в Петербурге, окончил её с большой золотой медалью. Золотая медаль гарантировала её обладателю поездку за рубеж на три года - для совершенствования в профессии - за счёт Академии художеств. Однако Шишкин не сразу выезжает учиться за границу, не чувствует себя готовым ехать в чужие страны. Он поначалу едет в Елабугу и два года рисует на родине.

В 1862-1865 гг. продолжил образование за границей – в Германии, Швейцарии. Здесь он пишет ряд работ, лучшая из которых – «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865). За картину «Швейцарский пейзаж» удостоен звания академика искусства.


Картина «Швейцарский пейзаж»

В 1865 г. – возвращается в Россию. Вернувшись в Петербург, Шишкин сближается с членами Артели художников, начинает посещать их вечера. В состав Артели входили художники К. А. Савицкий, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др.

В 1869 г. И. И. Шишкин пишет картину «Полдень в окрестностях Москвы», которую первой из его работ приобретает коллекционер П. Третьяков. В 1870 г. – победа в конкурсе Общества поощрения художников и первая премия за картину «Ручей в лесу». Этот год знаменателен также и тем, что художник входит в число учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в работе которого плодотворно участвовал всю последующую творческую жизнь.

1870-е годы – период творческой зрелости и расцвета таланта художника. В эти годы он пишет эпохальные полотна: «Сосновый бор» и «Лесная глушь» (1872), в которых ярко видно своеобразие его художественного метода – неспешное и обстоятельное изображение русской природы – всё родное и знакомое каждому россиянину, но вдруг увиденное словно какое-то чудо, откровение, и потому особенно значимое в привычном и даже обыденном пейзаже Родины.


Картина «Сосновый бор» За картину «Лесная глушь»(1872) получает звание профессора живописи в 1873 году.

Картина «Лесная глушь»

1880-е годы в целом характеризовались подъёмом отечественной живописи, в который свою значимую лепту внёс и Шишкин. Его картины «Дебри»(1881), «Заросший пруд у опушки леса»(1883), «Лесные дали»(1884), «Лес» и др. показали рост профессионального мастерства, большую живописную свободу.



Картины «Пейзаж с озером»

«Дождь в дубовом лесу»
Главная тема произведений Шишкина И. И. – тема Родины, раскрываемая им в образах природы. Он стремился к реализму в изображении природы, а потому большое значение придавал работе с натуры. Значительное место в его творчестве занимали рисунок и гравюра.

Вершиной творческого развития художника по праву считается картина «Корабельная роща» (1898)- как бы итог многолетнему творчеству «лесного богатыря-художника»здесь живописец как бы ближе подошёл к деревьям, вглядываясь в каждый ствол – высокий, стройный и крепкий. Он особенно любил дубы-гиганты и сосны, по стволам которых скользит солнечный луч. В юности даже давал им имена. Одно любимое дерево назвал Ольга, другое – Аннушка.


«Корабельная роща»

Картина «На Севере диком» (1891)

Не налюбуешься на картину «На Севере диком» - Шишкин изобразил сосну, занесённую снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утёса. Картина написана по мотивам лермонтовского стихотворения:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Мы видим поэтическую сосну, овеянную грёзами о далёком крае, где солнца восход. Одиноко стоит она на голой вершине в холодном сиянии северной ночи. И название картины помогает нам это почувствовать. Сонна выглядит королевой сказочно-зимней ночи.

Влекли художника и открытые, широкие просторы.


Картина «Рожь»

В панораме бескрайнего поля объединены огромное небо и щедрая земля, одарившая людей золотом спелых колосьев. Знойный летний день. Бесконечен простор равнинного пейзажа России, необъятна ширь её полей. И вправо, и влево – до самого горизонта раскинулось золотое, волнующееся от ветра море золотых колосьев. Высятся над полем великолепные сосны. Сосны, как стражи, оберегают этот бесценный дар природы. От давно стоящей жары небо утратило звонкую синеву. Из-за горизонта медленно поднимаются грозовые тучи. Дорога вьётся среди поля, теряясь вдали. С мастерством написаны и лёгкая пыль дороги, и белые головки ромашек, и пижма, и голубеющие в золоте ржи васильки, и упругие побеги подорожника.



Картина «Утро в сосновом бору»

Картина написана в 1889 году. Художник как бы открывает перед нами глухую чащу леса. Только забрезжило утро, едва расступился ночной туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Лес словно встрепенулся ото сна. Вместе с природой проснулись обитатели леса. Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам, которые доносятся из утреннего голубого тумана. Медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны. Резвящиеся медвежата и медведица, написанные для Шишкина Константином Савицким, дополняют образ дремучего леса и вносят элемент сказочности. Шишкина захватило очарование пробуждающегося дня, - взволнованность автора передаётся нам.



III Графика И. И. Шишкина

Шишкин И. И. был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Он не только безукоризненно владел разными техниками рисования, но и являлся истинным художником-графиком, постигшим тайну искусства «чёрного и белого», искусства умолчания, тонко чувствовавшим, по его собственному выражению, «музыку карандаша».

Трудно назвать другого пейзажиста, который бы так много внимания уделял натурному рисунку. Для Шишкина это был инструмент познания действительности, основа его творческого метода – углублённого, аналитического исследования природы. По свидетельству современников, Шишкин привозил из своих летних поездок много этюдов и набросков, оставив своеобразный дневник творческой жизни.

Особое пристрастие художник питал к офорту. С офортом Шишкин не расставался всю свою творческую жизнь, видя в нём способ популяризации и демократизации искусства и одновременно именно в нём реализуя в полной мере свой талант графика.

Офорт (от франц. – азотная кислота) – вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Офорт «Белые цветы» (1877) –

И. И. Шишкин. Обложка альбома «Офорты Шишкина 1870-1892 гг.» -
IV. Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге

Дом-музей И. И. Шишкина является филиалом Музея изобразительных искусств республики. Он был открыт в марте 1962 года. В музее представлено 40 произведений живописи, 25 рисунков и около 400 офортов литографий.



Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге

Памятник И. И. Шишкину в Елабуге

V. Рядом с великим мастером

Яркий самобытный талант, выдающиеся художественные достижения, масштаб творческой личности И. И. Шишкина не только обеспечили одно из самых почётных мест в истории отечественного искусства, но и оказали глубокое влияние на развитие русской, а затем и советской пейзажной живописи. Наиболее показательным результатом этого влияния является творческая практика художников шишкинского круга, которые разделяли его принципы и предавали их последующим поколениям пейзажистов.



Мы сейчас увидим картины художников, на чьё творчество влияло искусство И. И. Шишкина. Вначале – Картина И. И. Шишкина «Ночь на Каме»





  • А. В. Гине. Лунный пейзаж (1860)

  • Е. Е. Волков. В лесу. По весне (1887)




  • А. И. Куинджи. После дождя. Радуга. Эскиз (1880?)

  • П. П. Джогин. Пейзаж с женской фигурой

  • Портрет художника – В. Верещагин «И. И. Шишкин» Портрет художника – И. Н. Крамской II Биография художника
  • Картина И. И. Шишкина «Ананьинский могильник»
  • Картина «Швейцарский пейзаж»
  • Картина «Сосновый бор»
  • Картины «Пейзаж с озером» «Дождь в дубовом лесу»
  • « Корабельная роща» Картина «На Севере диком» (1891)
  • Картина «Утро в сосновом бору»
  • III Графика И. И. Шишкина
  • Офорт «Белые цветы» (1877) – И. И. Шишкин. Обложка альбома «Офорты Шишкина 1870-1892 гг.» - IV. Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге
  • Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге Памятник И. И. Шишкину в Елабуге V. Рядом с великим мастером
  • Картина И. И. Шишкина «Ночь на Каме» Ф. А. Васильев. Лето. Речка в Красном Селе (1870)
  • А. И. Куинджи. После дождя. Радуга. Эскиз (1880) П. П. Джогин. Пейзаж с женской фигурой