Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Певец родного края. Кубанский казачий хор.»




Скачать 69.35 Kb.
Дата05.07.2017
Размер69.35 Kb.
Урока кубановедения в 7 классе.
Тема: «Певец родного края. Кубанский казачий хор.»
Цель: познакомить с историей создания и творческой деятельностью прославленного коллектива с мировым именем Государственного Кубанского казачьего хора, с его работой по сохранению народных духовных традиций и их ролью в воспитании молодого поколения.
Задачи:

1. Обучать овладению навыков творческой деятельности в хоровом и сольном пении, музыкально-ритмическом движении;

2. Развивать кругозор, связанный с музыкальным наследием народного края и эстетическое восприятие музыки;

3. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; уважение к музыкальным традициям предков.


Оборудование: мультимедиа; видеоаппаратура ; диск с презентацией; диск DWD с записью отрывков концерта Кубанского казачьего хора, фонограммами песен; казачьи костюмы; альбом «Творчество композитора Плотниченко».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством композитора Григория Максимовича Плотниченко. Вы получили задание: подготовить рефераты о творчестве этого композитора. А творческой группе ребят я дала отдельное задание: подготовить творческий проект «Творчество композитора Плотниченко Г.М.». Сейчас они представят свою совместную работу. Дежурного в классе я попрошу собрать рефераты учащихся.

А) Представление творческого проекта детей – альбома «Творчество композитора Плотниченко Г.М.».

* биография композитора

* сбор и описание песен.

* исполнение отрывка из песни Плотниченко «Бежит река Кубанушка»


3. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: ( Слайд 1) Тема нашего урока : «Певец родного края». Кубанский казачий хор». Запишите в тетради тему урока. Цель нашего урока: познакомиться с историей создания и деятельностью прославленного коллектива Государственного Кубанского казачьего хора, его работой по сохранению народных духовных традиций.

4. Изучение нового материала.
А) Изложение нового материала с опорой на презентацию.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, мою лекцию и коротко запишите главные вопросы нашей темы. На доске записаны вопросы, на которые вам предстоит ответить в конце урока.

Сегодня мне помогает вторая творческая группа, которая получила опережающее задание: подготовить творческий проект «Песни Кубанского казачества».

Одной из замечательных особенностей культуры Кубани были певческие и танцевальные традиции. Кубанцы любили петь дома, на улице, и, как правило, коллективно. Хоровое пение было традиционным элементом в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничных застольях, в танцах, хороводах и играх на улице. Певческие навыки, которые приобретались во время народных коллективных песнопений, способствовали появлению школьных, полковых и любительских хоров. (Слайд 2-3) В 1811 году на Кубани появился Войсковой певческий хор. Его создание связано с именем К.В. Россинского. В 1810г он ходатайствовал перед войсковой канцелярией об открытии при Екатеринодарской церкви «для благолепнейшего богослужения» певческой капеллы. ( Слайд 4) Первым регентом Войскового певческого хора стал Константин Гречинский. В последствии хором руководили: Пенюхов Г.(1818-1838гг), М. Лебедев (1864-1870гг); Дудин Ф.(1870-1886гг); Г. Концевич (1892-1906гг); Я. Тараненко (1910-1917гг). (Слайды 5, 6, 7) Каждый из них оставил добрый след в развитии музыкального искусства на Кубани. Деятельность войскового певческого хора в первой половине 19 века выходила за пределы Черномории. О нем высоко отзывался наместник царя на Кавказе князь М.С. Воронцов. В 1861г хор удостоен высокой оценки императора Александра 2, посетившего Кубанскую область. ( Слайды 8,9) Высочайших похвал за отличное исполнение им музыкальных программ удостоился хор в 1888г при посещении Кубани императором Александром 3. Царь дал указание расширить хор. (Слайд 10) Кубанский казачий хор существовал с 1811 по 1920г. Трагедия расказачивания прервала его плодотворную деятельность. Только в 1937 году был возрожден Кубанский казачий хор. (Слайд 11) Художественное руководство хором продолжили: П. Лысонь, П. Мирошниченко, В. Малышев, С. Чернобай. (Слайд 12) С 1974г художественным руководителем коллектива является фольклорист и композитор, лауреат Государственной премии России, народный артист России, профессор Виктор Гаврилович Захарченко. (Слайды 13, 14, 15) Сегодня Кубанский казачий хор - один из ведущих и наиболее популярных концертных коллективов страны. (Слайд 16) Дважды на всероссийских конкурсах государственных русских народных хоров (в 1975 и 1984г) Кубанский хор занимал 1 место и был удостоен звания лауреата и дипломата 1 степени. В 1987г хор удостоен высокой правительственной награды- ордена Дружбы народов. В 1990г Кубанскому хору была присвоена премия Украины им. Т.Г. Шевченко.

(Слайд 17) Восторженно принимали кубанских артистов зрители многих стран мира: Японии, Франции, Италии, Испании, Португалии, ФРГ, Норвегии, Китая, Вьетнама, Польши, Чехословакии, США и др. Кубанский хор является дипломантом международных фольклорных фестивалей в Болгарии, Франции и Югославии.

Традиционный песенный фольклор кубанского казачества, сформированного из Черноморских (бывших запорожских), донских и Екатеринославских казаков, весьма своеобразен. (Слайд 18) Песенный фольклор Кубани исследователи делят на 2 основных музыкально-поэтических стиля: черноморский (украинский) и линейный (русский). Эти 2 песенных стиля и представлены в творчестве хора.



Кубанский хор включает в свой репертуар кроме народных и авторских песен, православные духовные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это единственный коллектив, который улостое столь высокой чести.

(Слайд 19) В 1990г на базе Кубанского казачьего хора создан Центр народной культуры Кубани, целью которого является собирание, изучение и возрождение культурных традиций Кубанского казачества: обычаев, обрядов, одежды, ремесел и декоративно- прикладного искусства. (Слайд 20) Центр занимается научно-исследовательской, издательской и просветительной, концертной и педагогической деятельностью. (Слайды 21, 22) В центре действует детская экспериментальная школа народного искусства, иконописная мастерская. Центр проводит фестивали фольклора, научные конференции, (Слайд 23) издает серию «Фольклор и этнография», Сборники народных песен, учебные пособия, грампластинки и видеофильмы. В феврале 2006г хор организовал трехчасовую концертную программу, которая транслировалась во Всемирной сети Интернет в режиме реального времени.

(Слайд 24) Художественный руководитель хора - Виктор Гаврилович Захарченко- является профессором, деканом факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно-исследовательскую деятельность. Им собрано свыше 30 тыс. народных песен и традиционных обрядов. (Слайд 25) Изданы сборники песен кубанских казаков, сотни обработок народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.
Хочется отметить, что и мы с вами вносим маленькую лепту в дело сохранения культурных традиций родного края. Многие наши школьники занимаются в фольклорном коллективе «Тэрныця» при Крыловской Детской музыкальной школе, в народном коллективе «Марусына» при Доме культуры. Выпускники нашей школы добились прекрасных результатов, занимаясь в этих народных коллективах .(Слайд 26) А такие выпускницы, как Елена Давиденко (1987г) и Ольга Попаденко (2002г) (Слайды 27, 28) в настоящее время являются солистками Государственного Кубанского казачьего хора.
Опережающее задание.

Учитель: Сейчас я предоставляю слово творческой группе, которая подготовила для вас несколько отрывков из походных, шуточных, плясовых и лирических песен черноморских и линейных казаков из репертуара Кубанского казачьего хора

Выступление группы уч-ся с творческим проектом «Песни кубанского казачества»

Исполнение отрывков песен: (3 мин.)

  • « Сало» (шуточная)

  • «Дощечка» (лирическая линейных казаков)

  • «Ой, мий мылый» (шуточная черноморских казаков)

  • «Бурку бери» (походная строевая)


2. Просмотр видеоматериала на мультимедиа.

Учитель: Сейчас мы просмотрим отрывки концертных номеров хора. Здесь прозвучат походные и строевые, шуточные и плясовые, лирические песни черноморских и линейных казаков, авторские песни.

А) Отрывки песен: (3 мин 18с)

* «Духовное песнопение»

* «Варэнычкы» (шуточная)

* «Солнцэ нызынько» (лирическая)

* «Роспрягайтэ, хлопци конэй» (строевая)
Б) Просмотр отрывков из хореографических постановок: ( 6 мин 22 с)

Учитель: Посмотрите отрывки хореографических постановок черноморских, линейных и некрасовских казаков.

* «Встреча кубанских казаков»

* «Танец некрасовских казаков»

* «Молодычка»
5. Закрепление нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами изучили творческую деятельность Кубанского казачьего хора. Закрепим новый материал. На доске записаны основные вопросы по теме. Постараемся на них ответить.

Вопросы на доске:

  • В каком году и чьими стараниями был основан Войсковой певческий хор? (Россинский)

  • Назовите руководителей хора.

  • В каком году начинает свое возрождение хор? (1937г)

  • Кто в настоящее время возглавляет хор? (Захарченко)

  • С какого года он является его руководителем? ( 1974г)

  • В каких странах с концертами побывал хор?

  • Какие песни входят в репертуар хора?

  • В каком году на базе Кубанского хора создан Центр народной культуры Кубани? (1990г)

  • Чем занимается Центр народной культуры Кубани?


6. Итог урока.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с творчеством прославленного коллектива - Кубанским казачьим хором . Сегодня на уроке отлично поработали 2 творческие группы. Они получают отличные отметки. Хочу отметить активную работу учащихся…………Они получают сегодня «пятерки».
7. Домашнее задание.

Записать тексты казачьих песен, которые больше всего любят петь в вашей семье. На следующем уроке мы с вами определим жанры этих песен, а редакционная группа создаст небольшой сборник таких песен.


( Стоякина К. - принести видеозаписи выступления с казачьими песнями вокальной группы «Крыловские зори», в которой поют все члены ее семьи. Слободчиковой Я.: принести песни, написанные ее бабушкой)


Использованная литература

    1. Л. Мирошниченко. Ковш воды. Советская Кубань. Краснодар 2002г.

    2. А.Маслов. Три века истории Кубани 18- 20в. Вопросы, ответы, комментарии. Краснодар 2000г.

    3. Песни Кубани. Краснодар. 1995

    4. В. Захарченко. Песни. «Кубанский казачий хор» Краснодар. Русь – ТВ. 2003

    5. В. Кеворков. Люблю тебя, мой Краснодар. Песни. Краснодар. Русь - ТВ. 2004

    6. Песни кубанских станиц. С. Иванов. Краснодар. 1996





  • Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Учитель
  • А) Представление творческого проекта детей – альбома «Творчество композитора Плотниченко Г.М.».
  • 3. Сообщение темы и цели урока. Учитель : ( Слайд 1)
  • 4. Изучение нового материала. А) Изложение нового материала с опорой на презентацию. Учитель
  • Слайд 11)
  • Слайды 13, 14, 15
  • Слайд 20
  • Слайд 26
  • Опережающее задание. Учитель
  • Выступление группы уч-ся с творческим проектом «Песни кубанского казачества» Исполнение отрывков песен: (3 мин.) « Сало» (
  • «Дощечка» (
  • 2. Просмотр видеоматериала на мультимедиа. Учитель
  • А) Отрывки песен: (3 мин 18с) * «Духовное песнопение» * «Варэнычкы» (шуточная) * «Солнцэ нызынько» (лирическая)
  • * «Встреча кубанских казаков» * «Танец некрасовских казаков» * «Молодычка» 5. Закрепление нового материала. Учитель
  • 6. Итог урока. Учитель
  • Использованная литература