Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Первые киевские князья




Дата30.06.2017
Размер113 Kb.
ТипУрок
МОУ Кордовская СОШ № 14

Учитель истории: Лушникова Л.А.


Тема: Первые киевские князья.

Класс: 6


Предмет: история

Цель урока: рассмотреть процесс становления Древнерусского государства через систему управления, первых русских князей;

систематизировать знания через составление таблицы;

показать героизм и мужество первых русских князей при становлении Древнерусского государства.


Основные понятия: государство, полюдье, урок, погост.
Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

(содержание, формы и методы)



Деятельность обучающихся

(содержание, формы и методы)



Ожидаемые результаты

Организационный момент

Установка доброжелательной обстановки на уроке


Детям раздаются оценочные листы

Установлен контакт и взаимопонимание, готовность к работе

Изучение нового материала

1.Мотивация

В конце 9 века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Оно появилось как закономерный результат изменений и было ускорено внешним фактором- нападением варягов на севере и хазар на юге.

Работа с темой урока: формулировка проблемы

2. Определения цели и задач урока . Формулирования главного вопроса урока,

3. Вспомните признаки государства?


- Давайте вспомним систему управления в Древнерусском государстве и охарактеризуем компетенцию великого князя.


4.


-Рассмотрим деятельность первых князей. Заполнить сравнительную таблицу.

( Раздать ребятам заготовки таблицы)


Вывод по таблице
5. Работа с основными понятиями урока.

( они появятся в результате заполнения сравнительной таблицы)



Дети формулируют цель урока отталкиваясь от темы.

Дети предлагают версии,

Формулируют главный вопрос урока

Дети пишут в тетрадях признаки государства, проверяют по слайду и выставляют себе оценки за первый пункт в оценочном листе.


Работа в группах.
Перед князьями стояли важные задачи:

-укрепление своей власти,

-увеличение личных и государственных богатств за счет сбора дани и выгодной внешней торговли,

-обеспечение обороны страны.

Работа в группах с текстом учебника и заполнение своих колонок в общей таблице.

Дети ещё раз проговаривают понятия



Весь урок сопровождается слайдовой презентацией.

Дети определили цель, задачи урока. (слайд)

Сформулирован главный вопрос урока. (Как происходило усиление Древнерусского государства)

Слайд с признаками государства


Группы дополняют друг друга.

(оценивают друг друга внутри группы в оценочном листе)


На слайде заполненная таблица. Каждая группа оценивает себя в оценочном листе, соотнося правильность и объём выполненной работы.

На слайде определение понятий: государство, полюдье, урок, погост.


Закрепление

Фрагмент исторического фильма: «Гибель древлянских послов в Киеве 945г.».

Просмотр фрагмента исторического фильма и попытка ответить на вопросы после просмотра фрагмента.

Ответ на вопросы после просмотра отрывка.

Рефлексия

Тест в программе «краб»




Оценка в оценочный лист как итоговая

Организация домашнего задания

Работа с документами после параграфа, конспект.

изучение и анализ исторического документа






Применение ИКТ на разных этапах урока:

Этап урока

Форма работы, элементы ИКТ

Организационный момент




Изучение нового материала

Слайдовая презентация

Закрепление

Фрагмент фильма с историческими сюжетами: «Гибель древлянских послов в Киеве 945г.», изучение и анализ исторического документа, либо составления схемы, плана ответа

Рефлексия

Тесты в программе «Краб»,

Организация домашнего задания

Углубить, расширить то, что прошли на уроке, либо через материалы учебника, либо через дополнительную литературу. Сообщения, презентации, рефераты по теме по желанию.



Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей



Князья и годы правления

Внешняя политика

(оборона, походы, договоры)



Внутренняя политика

(реформы и другие преобразования)



Князь Олег







Князь Игорь







Княгиня Ольга







Князь Святослав







Документы к уроку

«Повесть временных лет». Начало ХII в.


В год 883. начал Олег воевать против древлян и, покорив их, дань с них по черной кунице.

В год 884. оправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, не позволил им платить дань хазарам, говори так: «Я враг их, и вам им платить незачем».


В год 885. послал Олег к радимичам, спрашивая: (<Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».. .И властвовал Олег над полянами, древлянами, п северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал..
В год 907. пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве.. И пришел к Царьграду; греки же город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
Олег же немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром... со словами: (<Платите мне дань», И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе»... И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными...
Вопросы к документу
1. Как данный отрывок из летописи характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега? 2. <Повесть временных лет» была написана монахом Нестором в ХII в., то есть после принятия христианства Как православный монах относится к походу Олега на греков?
2 После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика
— Игорь. Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (с. 30—31) и сравнивают её с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.
Учитель знакомит учащихся с обстоятельствами начала Ольги и обращает их внимание на документ (с, 35—36 учебника).

«Повесть временных лет». Начало ХII в.


В год 955 отправилась Ольга в греческую землю и пришла к граду. И царствовал тогда цезарь Константин и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цезарю: «,Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом, и наставил ее
Патриарх в вере, и оставила тьму. Патриарх сказал: «Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков»... И о наречено ей в крещении имя Елена. . . .После крещения призвал её царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила:
<как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью?». . . И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, серебро, и паволоки, и сосуды различные; отпустил ее, назван дочерью...
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем... Ольга часто говорила: «Я познала бога, сын мой, и радуюсь; и ты познаешь — тоже станешь радоваться» Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя начнет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает, смерть примет — в беду впадет, как сказано: «Если кто отца и матери не послушает, смерть примет». Святослав же притом гневался на мать.

Вопросы к документу


1. Когда Ольга приняла христианство? 2. Как летописец, православный монах, относится к Ольге и Святославу? 3. Почему Святослав не хотел принимать православную веру? Как этот факт характеризует взаимоотношения князя и дружины?
3. В 957 г. началось правление Святослава. Внимание учащихся обращается на характеристику князя, составленную по материалам «Повести временных лет», и скульптурный I7орiлреiл (с. 32 учебника). Учитель отмечает, что Святослав много сделал для расширения границ древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.
По-прежнему существовала опасность со стороны Хазарского каганата, В IХ в. это государство вступило в период раздробленности. В первые десятилетия Х в. экономическое процветание государства было нарушено ордами печенегов. Поселения были сожжены, поля вытоптаны, окрестности крепостей и городов разорены. Из степей начался отток населения. На Русь переселялись не только рядовые земледельцы и ремесленники, но и многие хазарские воины, особенно христиане, которые нанимались на службу к киевскому князю. Несмотря на разгром и потерю северо-западных (славянских) даннических владений, каганат еще сохранял силы и мешал становлению молодого Русского государства. Князь Святослав нанес хазарам смертельный удар в 965 г., захватив главные города — Итиль, Семендер и Саркел. Каганат после этого удара так и не оправился. Окончательно разгромили каганат пришедшие из Средней Азии печенеги, которые появились в начале Х в. в окрестностях русских земель.
Используя карту (с, 33) и учебник (с. 32—34), учащиеся знакомятся с военными походами Святослава. Вопросы учащимся: 1. С какой целью Святослав совершал столь длительные походы? 2. Как военная биография киевского князя характеризует его личность?
Князь Святослав ликвидировал угрозу со стороны Хазарского государства, однако вскоре у границ Древнерусского государства появились печенеги. Они представляли собой союз племен, состоявших, в свою очередь, из родовых общин. Во главе племен стояли «великие князья», а во главе родов — «меньшие князья», которые были выборными. Выборы проходили на племенном совете, в который входила верхушка кочевников. Печенеги были агрессивны и активно добывали средства к жизни за счет окружающих земель (разграбив Хазарский кагават, они подвергли опустошительным набегам Болгарию, Венгрию, а в 968 г. предприняли большой поход на Русь и дошли до Киева).
Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968 г. Киевляне говорили Святославу: <Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми». Святослав же говорил: «Хочу жити в Переяславце на Дунае...
яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь>.
Вопросы учащимся.

1. Как высказывание киевлян характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава? 2, С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец? 3. Как описанные выше события свидетельствуют о чертах характера киевского князя?


Далее учитель рассказывает о гибели Святослава. Весной 970 г. Святослав двинулся на Византию, взял несколько городов п подошел к Константинополю. Византийский император был вынужден выплатить русичам дань, и Святослав ушел в Переяславец. Однако новый поход 971 г. был менее удачен.

В сражении под Доростолом Святослав был ранен, чуть было не попал в плен. С византийским императором был заключен договор, по которому русичам предоставлялось право беспрепятственного возвращения на родину. Однако на Днепровскик порогах Святослава поджидали печенеги. Предполагают, что византийский император заплатил печенегам за нападение на Святослава.


Воевода Свенельд убеждал Святослава: «обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги», но полководец пренебрег опасностью, правда, остановился зимовать у устья Днепра в Белобережье. С началом весны 972 г. Снято- слав двинулся к порогам Войско было уже ослаблено голодной зимовкой и не смогло противостоять печенегам. Снято- слав был убит «и напал на него Куря, печенежский князь, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку». По печенежскому поверью питье из чаши, сделанной из головы Святослава, передаст им воинскую мудрость и доблесть знаменитого воина.
Второй вариант изучения вопроса — самостоятельная работа учащихся с текстом документа и выполнение заданий.

«Повесть временных лет». ХII в.

В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых.., ходил в походах, как пардус барс. — ЕС), и много воевал, В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины, И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам...».

В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.


В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце... И послали киевляне к Снято- славу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев.., И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же и воск, мед и рабы...
В год 6479 (971). . . .Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд:
Обойди князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги>. И не послушал его и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: <Вот вдет мимо вас па Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав,
В год 6480 (972), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, н взяли голову его, и сделали ‘пашу из черепа, сковал его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет квяжения Святослава было двадцать восемь. В год 6481 (973). Начал квяжить Ярополк.
Вопросы и задания к документу
1. Охарактеризуйте личность князя Святослава. Какими чертами его характера восторгается летописец? 2. Покажите на карте направления его походов и взятые им города. З. Каким образом Святослав решал задачу обороны государства? 4. Как вы думаете, почему Святослав ушел жить в Переяславль?
5. Как складывались взаимоотношения Руси и Византии? б. Каковы, на ваш взгляд, причины гибели киевского князя?

  • Основные понятия
  • Применение ИКТ на разных этапах урока
  • Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей
  • Документы к уроку