Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Перспективы создания Восточноазиатского сообщества»




страница1/5
Дата02.07.2017
Размер0.9 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Перспективы создания Восточноазиатского сообщества»



Студентка группы № 563

Камолова Парвина Хусейнзода


Руководитель ВКР

Доцент к.э.н.

Островская Елена Яковлевна
Москва, 2013

Содержание:

Введение 3



  1. Теоретические основы интеграционных процессов 7

    1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции 7

    2. Особенности региональной интеграции на азиатском континенте 11

  1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 14

    1. Ключевые особенности интеграционного блока Юго-Восточной Азии 14

    2. Зона свободной торговли АСЕАН: результаты интеграции 20

    3. Внешнеэкономическое сотрудничество 25

      1. Зона свободной торговли АСЕАН-Китай....................................26

      2. Зона свободной торговли АСЕАН-Япония..................................27

      3. Зона свободной торговли АСЕАН-Республика Корея..............28

      4. Зона свободной торговли АСЕАН................................................29

      5. Зона свободной торговли АСЕАН – Австралия и Новая Зеландия..........................................................................................30

  2. Новые интеграционные проекты в Восточной Азии 32

    1. Концепция «Восточноазиатского сообщества» 32

    2. Моделирование торговых переговоров о создании ЗСТ АСЕАН 3 ..39

    3. ВАС и Россия: интересы и перспективы сотрудничества 46

Заключение 54

Приложения 57

Список литературы 66
Введение
Актуальность. В условиях интенсификации мировых глобализационных процессов и межстрановой взаимозависимости, когда кризисные события, разворачивающиеся в отдельных государствах, затрагивают мировое сообщество в целом, страны активизируют и углубляют интеграционные процессы, создавая более прочные региональные структуры в целях достижения экономической и политической безопасности и улучшения благосостояния. В этой связи наблюдается высокая степень двустороннего и многостороннего взаимодействия на политическом и экономическом уровнях в отдельно взятых регионах, которые в совокупности затрагивают практически каждую страну, что демонстрирует заинтересованность их правительств в укреплении межстрановых связей и их урегулировании для поддержания стабильности в регионе и снижения фактора неопределенности в мире.

Нарастающая тенденция регионализации с одной стороны усугубляет процессы глобализации, с другой – способствует обособлению интегрирующихся группировок от мирового рынка и усилению их независимости от внешнего спроса, позволяя странам-участницам более устойчиво противостоять возникающим кризисам и экономическим шокам посредством создания своеобразной подушки безопасности между региональным объединением и остальным экономическим сообществом.

Наглядным примером региональной группировки, активизированной для осуществления подобных целей, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и связанные с ней новые интеграционные процессы, которые в перспективе могут создать новый, более обширный формат взаимодействия – Восточноазиатское сообщество, включающее в себя, помимо десяти стран-участниц АСЕАН, также Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Новую Зеландию и Австралию. На данном этапе существует необходимость в создании эффективно функционирующей интеграционной группировки в восточноазиатском регионе в условиях нарастающей взаимозависимости задействованных в процессах стран, которая объединила бы отдельных участников общим соглашением о зоне свободной торговли и усилила устойчивость их экономик к мировым кризисам.

В качестве объекта исследования выступает интеграционное взаимодействие стран Юго-Восточной Азии. Предметом исследовательской работы в данном контексте является анализ возможных форм новых интеграционных структур в регионе и перспектив создания обновленной региональной группировки в более обширном формате.

Участие в углубленном внешнеэкономическом взаимодействии в современных условиях является необходимым фактором успешного развития государства, к тому же существует необходимость учитывать и отрицательные факторы глобализации, а именно мгновенное вовлечение экономик стран в возникающие кризисные ситуации. Поэтому государствам, участвующим в мировых процессах, необходимо приложить усилия по активизации региональной интеграции для повышения безопасности и увеличения благосостояния. Особенно это касается стран Азиатско-тихоокеанского региона, так как в силу малого размера экономик большинство из них не способно в одиночку преодолеть вызовы современного времени. Соответственно, в ходе исследования автор опирался на гипотезу о том, что активизация связи по всем направлениям сотрудничества между странами АТР, усиление взаимозависимости и взаимосвязанности разнообразных отраслей их экономик, которое наблюдается в настоящее время, приведет к созданию нового регионального объединения более обширного формата взаимодействия – Восточноазиатское сообщество.

Цель дипломной работы состоит в выявлении перспектив создания и развития интеграционных объединений в Восточной Азии с учетом особенностей региональной экономической интеграции и сотрудничества в регионе.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующего спектра задач:



  1. Сформулировать концепцию региональной интеграции на основе фундаментальных теорий и положений международных экономических отношений;

  2. Охарактеризовать современные интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии, направления и ключевые особенности регионализации, а также преследуемые цели участвующих в интеграции стран;

  3. Выполнить анализ форм интеграционной группировки в регионе – АСЕАН 1, АСЕАН 3, АСЕАН 6;

  4. Изучить проблемы на пути к новому интеграционному объединению;

  5. Описать результаты и роль Восточноазиатских саммитов в рамках становления нового формата объединения;

  6. Выявить перспективы создания Восточноазиатского сообщества как наиболее всеохватывающей группировки;

  7. Определить интересы и цели Российской Федерации в участии в ВАС.


Научная новизна исследовательской работы заключается в выявлении перспектив создания расширенного формата взаимодействия в Восточной Азии посредством проведения экономического моделирования зоны свободной торговли АСЕАН 3 и изучении ее преимуществ, а также в определении новых горизонтов сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках участия в саммитах Восточноазиатского сообщества.

Теоретической базой, на которую автор опирался в своем исследовании, явились труды российских и зарубежных экспертов экономики, таких как А.А. Абалкина, О.В. Буторина, Е.А. Канаев, Г.М. Костюнина, В.С. Паньков, А.А. Рогожин, Ю.В. Шишков, Б. Балаши, Дж. Виннер, Л. Левитер, Л.А. Уинтерс и М. Шифф. Кроме того в процессе работы использовались данные научно-исследовательских центров, официальные сайты международных организаций, таких как Секретариата АСЕАН, Азиатского Банка Развития, Всемирного Банка, Организации Объединенных Наций, Федеральной службы государственной статистики, а также периодические издания по различным аспектам изучаемой темы. Неоценимый вклад также внесли знания и опыт, полученные вследствие прохождения преддипломной практики в отделе международных организаций Министерства экономического развития РФ, где имелся доступ к первоисточникам информации, текстам инициатив и проектов, проводимых в рамках Восточноазиатских саммитов.

Исследование осуществлялось с применением таких методологических приемов как экономико-статистический, сравнительный и аналитический анализы, также было использовано экономическое моделирование с применением положений теории игр.



Практическая применимость исследования. Результаты исследования могут послужить в качестве методических рекомендаций для государственных органов, ответственных за участие в интеграционных объединениях, а также в качестве практического пособия по методике формирования интеграционной политики в отношении стран-партнеров в целях получения больших выгод от близкого экономического взаимодействия. Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве аналитического материала, комплексно описывающего интеграционные процессы, существующие в регионе Юго-Восточной Азии в современных условиях.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



  1. Теоретические основы интеграционных процессов




    1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции

Современное экономическое хозяйство можно охарактеризовать как едино функционирующий мировой рынок, который под воздействием глобализации и интернационализации охватывает различные области общественной жизни и деятельности в сфере международных экономических отношений, усиливая их взаимозависимость и взаимовлияние. Система приобрела подобный вид вследствие естественного разделения международного труда, произошедшего в результате специализации стран по отраслям, в которых они имеют относительное или абсолютное преимущество в зависимости от наличия факторов производства, так как распределение природных и людских ресурсов является неравномерным. В итоге сложилась такая конфигурация всемирного хозяйства, где подетальная специализация стран по производству определенной продукции и кооперация со странами, имеющими иную специализацию, лежат в основе развития мировой экономики.

Достигнутый уровень международного разделения труда получил глобальный масштаб и практически не оставил экономик, изолированных от внешнего мира.

Можно выделить некоторые положительные и отрицательные последствия глобализации для мирового хозяйства. Так, к положительным можно отнести:



  • быстрое распространение знаний, достижений науки в различных областях, техники и технологий;

  • улучшение доступа к информации и знаниям, вследствие чего происходит повышение уровня образования и профессиональной подготовки людей;

  • возможность корректировки издержек производства, что приводит к снижению уровня цен конечной продукции для потребителей;

  • повышение конкуренции среди производителей и поставщиков;

  • рост уровня и качества жизни.

В то же время нельзя не видеть отрицательные последствия глобализации для мирового сообщества, к которым можно отнести:



  • быстрое распространение кризисов;

  • появление глобальных проблем, нивелирование национальных социокультурных особенностей и утрата идентичности;

  • социальную нестабильность.

Помимо всеобъемлющей глобализации мирового экономического рынка, сопровождающейся сближением экономических систем, тенденцией последнего времени является международная экономическая интеграция. В условиях близкого сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличения объема внешнеторгового товарооборота усилилась необходимость в ликвидации торговых барьеров в целях уменьшения транзакционных издержек для использования выгод международного экономического обмена. Таким образом, широкое развитие получили процессы создания экономических объединений, образованных на базе различных двусторонних и многосторонних соглашений, которые предусматривают либерализацию национальных рынков.

Подобная тенденция привела к тесному переплетению национальных хозяйств отдельных групп стран и усилила их взаимозависимость. Экономическая интеграция, охватившая практически все страны мирового сообщества, обусловлена целым рядом факторов:


  • кооперация на основе производственной специализации территориально сопряженных стран;

  • стремление к минимизации отрицательных последствий глобализации, с которыми экономики не способны бороться поодиночке;

  • резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы;

  • стремление консолидировать усилия против общих конкурентов на мировом рынке;

  • стремление обеспечить более надежный доступ к важнейшим рынкам;

  • воздействие глобализации, заставляющее компании и страны повышать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки, усиления конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям;

  • стремление правительств сохранить суверенитет путем объединения с другими странами в сфере управления экономикой, где большинство государств не могут действовать в одиночку в силу небольших размеров;

  • стремление помочь соседним странам добиться стабильности и процветания как из альтруистических соображений, так и для того, чтобы избежать распространения социальных волнений и миграции населения;

  • страх остаться за бортом в то время как третьи страны будут вовлечены в процесс региональной интеграции; сознание того, что отказ от участия в этом процессе принесет реальный вред не участвующим странам, принцип «домино».1

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой интернационализацию производства, торговли, капиталов и рынков труда нескольких государств-партнеров, которая сопровождается гармонизацией экономической политики стран и образованием в развитых интеграционных группировках наднациональных органов регулирования.

Преимущество создания совместного экономического объединения было доказано на опыте Европейского Союза – самой развитой интеграционной группировки в мире. Положительная динамика макроэкономических показателей стран-участниц, выравнивание экономического уровня стран и общее повышение качества жизни ясно указывает на то, что ЕС в своем развитии движется по правильному пути. Недавний кризис показал, что использование совместных усилий стран является наилучшим способом для преодоления его последствий, что подтвердило целесообразность и жизнеспособность подобных региональных структур.

Положительный пример ЕС стал мощным стимулом для экономик, спровоцировавшим изменение направления внешней политики с протекционизма на внутрирегиональную либерализацию. Процессы интеграции, тесное взаимодействие стран на микро- и макроуровне, то есть на уровне предприятий и государств соответственно, являются закономерным следствием развития мирового экономического сообщества и приводят к объединению отдельных экономик в общую интеграционную структуру, скрепленную различными торговыми обязательствами, которые будучи основанными на компромиссах и уступках приносят странам-участницам взаимные выгоды.

По мере интенсификации процессов интеграции наблюдается обособление отдельных групп стран, концентрирующих внешнюю политику на сближении с региональными партнерами, от мирового экономического хозяйства. Заключение соглашений о зоне свободной торговли со странами более интересными в плане экономических выгод, переориентация внешнеэкономической деятельности на торговлю с ними, замещая тем самым потоки товаров из иных стран, приводит к созданию региональных группировок, фокусирующихся на внутрирегиональном товарообороте. Казалось бы, данная тенденция должна привести к раздроблению мирового экономического хозяйства на региональные торговые островки, однако успешные региональные группировки становятся самостоятельными участниками на арене международных отношений, то есть они выступают в качестве акторов создания новых торговых соглашений между друг другом. Происходит увеличение взаимозависимости не только между экономическими системами стран, но и между отдельными интеграционными группировками.

Итак, интеграционные процессы, поначалу активно развивавшиеся в Европе, постепенно стали распространяться на остальные регионы мира, поскольку положительный эффект от создания ЕС был очевиден и стал стимулом для разворачивания аналогичных процессов во всем мире. Складывание региональных экономических группировок в АТР стало отражением этой мировой тенденции.



    1. Особенности региональной интеграции на азиатском континенте.

Современное мировое хозяйство вступило на новый этап развития, характеризующийся изменением геополитического баланса. На арену международных экономических отношений выходят динамично развивающиеся страны Азиатско-тихоокеанского региона. Существуют предположения, что флагманом XXI века станут экономики азиатского континента. На данном этапе своего развития Азия является значимым и перспективным регионом, чья особая роль в формировании экономического миропорядка не вызывает сомнения. Объемы внешнеэкономического взаимодействия со странами АТР имеют тенденции к увеличению, макроэкономические показатели азиатских стран также неуклонно растут. И несмотря на то, что США и Европейский союз будут занимать ведущую позицию в формировании мировой экономики в силу огромной совокупной мощи национальных рынков, необходимо признать, что все большее влияние на развитие мирового хозяйства оказывают другие его участники, к которым по праву относятся страны АТР.

В самом регионе также происходят крупные метаморфозы. Страны АТР все больше осознают тот факт, что для обеспечения стабильности и процветания в регионе необходимо приложить совместные усилия, принять ряд мер по укреплению безопасности на коллективной основе. Государства уже не руководствуются исключительно своими национальными интересами, а осознают необходимость налаживания сотрудничества с территориально сопряженными партнерами. Под воздействием глобализационных веяний и усиления внутрирегионального взаимодействия в АТР начался процесс переформирования региональной архитектуры. Наблюдается беспрецедентный рост взаимозависимости и взаимосвязанности стран региона, ускорение многоуровневой экономической интеграции.

Развитие интеграционных процессов на азиатском континенте в целом и в общем отличается от общепринятой теории регионализации, построенной на основе формирования Европейского союза – самой развитой интеграционной группировки на настоящий момент. Данную теорию характеризует определенная схематичность и прямолинейность движения от начальной ступени интеграции (таможенного союза) к более высоким уровням – общий рынок, экономический союз и экономический и валютный союз. Согласно ей, существующие региональные группировки в АТР находятся еще в зародыше, поскольку настоящий формат взаимодействия в регионе осуществляется в рамках зоны свободной торговли. Тем не менее, процессы интеграции в регионе успешно и динамично развиваются.

Существующая в регионе интеграционная конструкция предусматривает переход к решению задач следующего уровня до завершения интеграционных мероприятий предыдущего уровня, что делает ее более гибкой и приспособленной к условиям глобализации. Процесс интеграции экономик в данном регионе происходит «мягко» и носит необязательный характер. Допускается разноскоростное подключение к соглашениям, для участников возможны изъятия из положений, что отличается от практики ЕС.

Поступательное слияние экономик в конечном варианте неизбежно приводит к созданию наднациональных органов регулирования, что для восточноазиатских стран абсолютно неприемлемо в силу высокой идентичностью стран, обусловленной различиями в культуре, идеологии и религии. Все страны АТР осуществляли интеграцию при сохранении приверженности своему суверенитету, оставляя за собой право самостоятельно выбирать путь государственного развития. Однако вместе с тем они нацелены на сближение с региональными партнерами, ради чего готовы предоставлять друг другу особые льготы и привилегии на взаимной основе без создания наднациональных органов регулирования.

В отличие от ЕС, где в основе сотрудничества изначально лежали экономические соображения, причины создания общей региональной структуры в Азии были чисто политическими. Взаимодействие перешло в экономическую плоскость после разразившегося в 1998 году кризиса, который показал неспособность малых стран оказать противодействие его деструктивным последствиям самостоятельно и подтолкнул их правительства к наращиванию сотрудничества в экономической сфере. Цель состоит в достижении наибольшего экономического эффекта от участия в объединении, участники соглашений не ставят задачи выравнивания уровня экономического развития по региону, как это делает ЕС.

Страны Азии являются одновременно участниками нескольких интеграционных объединений, что порождает сложную региональную структуру. Множественность пересекающихся и накладывающихся друг на друга торговых соглашений приводят к росту транзакционных издержек, связанных с многочисленными различающимися торговыми режимами и условиями доступа на рынки. Данный фактор обуславливает необходимость гармонизации правил и процедур и устранение обременительных избыточных формальностей, что уже можно наблюдать в регионе – стремление к созданию более обширного формата взаимодействия, Восточноазиатского сообщества.

Появление динамично развивающихся стран на арене международных отношений, таких как Китай, Индия и Южной Кореи также является особенностью данного региона. К ним следует добавить Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии - межгосударственное объединение, значение которого на протяжении многих лет продолжает возрастать.


  1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии




    1. Ключевые особенности интеграционного блока Юго-Восточной Азии.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана 8 августа 1967 г. в результате подписания Декларации АСЕАН (Бангкокская декларация) о создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Первоначально в ее состав вошли Сингапур, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд. Позже в Ассоциацию были приняты Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянму (1997 г.) и Камбоджа (1999 г.). 2 В неопределенном будущем членами Ассоциации могут стать Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.

Декларация провозгласила задачу «укрепления стабильности и обеспечения общего мирного национального развития». Ассоциация провозгласила волеизъявление государств связать себя узами дружбы и сотрудничества в целях создания своим народам и будущим поколениям мир, свободы и процветания. В Бангкокской декларации обозначены три основные цели организации следующим образом:


  • ускорять экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе путем объединенных усилий в духе равенства и партнерства, ради укрепления основ процветания и мирного объединения Юго-восточных азиатских наций;

  • продвигать региональные мир и стабильность через соблюдение справедливых отношений и правовых норм в связях между странами региона и соответствие принципам Хартии ООН;

  • способствовать активному сотрудничеству и взаимопомощи в вопросах общих интересов в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной сферах. 3

Объединив все страны региона, АСЕАН продемонстрировала приверженность принципам Бангкокской декларации, соблюдения норм государственного суверенитета, права каждой страны самостоятельно выбирать модель государственного развития.

Правовой основой взаимоотношений стран Ассоциации служат Договор о дружбе и сотрудничестве (1976), в котором определяются принципы взаимоотношений участников АСЕАН друг с другом. Этими принципами названы взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и так далее.4 Принятие Договора стало реакцией на уменьшение напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны. В 2003 г. была подписана Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2»).5 Также в 1971 году была подписана Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (Куала-Лумпурская декларация) в которой приоритетом Ассоциации и «желанной целью» сотрудничества определена нейтральность региона. Данный документ с 1987 г. допускает возможность присоединения внерегиональных государств, таким образом в октябре 2003 г. к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. – Россия и Южная Корея, в июле 2005 г. – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия, которые ведут многосторонний диалог в формате Восточноазиатских саммитов.

Помимо вышеперечисленных документов деятельность организации регулируется следующими нормативными документами:



  • Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995), который продолжил основные положения Куала-Лумпурской декларации. В данный момент страны Ассоциации настаивают на его признании ядерными державами;

  • Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму 2001 года стала ответом на активизацию деятельности террористических групп в мире и регионе, что потребовало активизировать антитеррористическую деятельность стран АСЕАН;

  • Программа «АСЕАН – видение в 2020 году: партнерство в динамичном развитии» (1997), в которой определены основные перспективы Ассоциации до 2020 года;

  • Устав АСЕАН, который был подписан на саммите АСЕАН в Сингапуре в 2007 г., а ратифицирован в 2008 году в Джакарте.6

Особенностью складывания данной региональной группировки стали обстоятельства политического характера, а именно непростая политическая обстановка в Юго-Восточной Азии в 60-е годы. Для политической ситуации того времени было характерно укрепление коммунистической идеологии на севере ЮВА, создававшее угрозу распространения ее на юг региона. Дополнительное напряжение в регионе создавала война во Вьетнаме. Поэтому главным побудительным мотивом интеграции стала потребность в политической консолидации стран в целях противостояния коммунистическому влиянию.

В отличие от Европейского Союза, АСЕАН не имеет никаких политических критериев и требований относительно гражданского общества, уровня политической свободы в странах и т.п. при вступлении в Ассоциацию. Таким образом, Ассоциация объединила страны различных экономических и политических систем с населением, на тот момент превышающим полмиллиарда человек. С окончанием холодной войны, а затем распадом Советского Союза центр внимания Ассоциации окончательно смесился с политической сферы, которая ранее определяла основы объединения, в область экономики. В настоящее время АСЕАН не собирается преобразовываться в политическое объединение под какой-либо формой центральной власти. При сохранении национальных правительств и идентичности, каждый участник АСЕАН юридически связан кодексом поведения, закрепленным в Соглашении о дружбе и сотрудничеству в Юго-восточной Азии.

Серьезным осложнением для развития объединения стал валютно-финансовый кризис 1997 -1998 годов, который охватил практически все страны ЮВА и оказал серьезные отрицательные последствия почти для всех стран-участниц АСЕАН. Возникший кризис стал серьезным испытанием прочности международного объединения. Решимость АСЕАН продолжить политику экономической интеграции говорила о политической воле и уверенности стран-участниц в возможности совместно справиться с возникающими трудностями. Кризисные явления в сфере экономической политики были связаны, с одной стороны, с особенностями национальных экономических систем стран - участниц, в частности, но с другой, - с деятельностью международного финансового капитала, прежде всего, краткосрочного, стремящегося получить неоправданно высокие прибыли. Уроки финансового кризиса 1997-1999 годов послужили стимулом для выработки концепций противостояния новым вызовам экономической безопасности стран региона.

С этого времени доминирующей идеей Ассоциации стала экономическая интеграция и либерализация внутрирегионального сотрудничества. Приняты ряд соглашений, создавших основы интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. В рамках АСЕАН заключены договоренности о создании Зоны свободной торговли Ассоциации (АФТА). Переход к Зоне свободной торговли с 2003 года предусматривал снижение большинства тарифов во взаимной торговле и применение интеграционной системы преференций в рамках АСЕАН.

На темпах процессов внутриасеановской интеграции существенным образом сказывается внутренняя неоднородность АСЕАН. В политическом отношении Ассоциация выглядит как пестрая палитра режимов форм правления. Здесь сосуществуют абсолютная монархия (Бруней), социалистический уклад (Вьетнам и Лаос), демократия (Филиппины). Отмечается и незавершенность процессов национально-государственной интеграции практически во всех странах ЮВА, что во многом затрудняет продвижение по пути интеграции на уровне региона.

Не менее очевидны перепады в уровнях экономического развития стран-участниц АСЕАН, свидетельствующие о разных степенях готовности к участию в проектах многостороннего сотрудничества.

По-своему закономерно, что сотрудничество между странами Ассоциации осуществляется на основе так называемого «пути АСЕАН». Его основная составляющая – недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенных государств и добровольность исполнения взятых на себя обязательств. В рамках подобной модели сотрудничества возможны разве что отдаленные подобия наднациональных механизмов.

Ранее при принятии решений участники АСЕАН опирались на принцип консенсуса, что являлось еще одной отличительной особенностью данной группировки. Однако в силу кардинально разнящихся моделей государственного развития, не позволяющих добиться абсолютного согласия участников по ряду вопросов, он был заменен на «принцип шести», при котором совместное решение принимается в случае положительного ответа не менее шести участников интеграции. Воздержавшиеся страны имеют право не участвовать в имплементации согласованного решения, либо подключиться к его реализации по мере готовности к его условиям. Поэтому нормой остается разноскоростное подключение отдельных государств к участию в многосторонних проектах и высокая степень свободы действий, вплоть до приостановки выполнения достигнутых ранее коллективных договоренностей.

В целом, до сих пор страны объединения не столько «разгоняют» процессы интеграции, сколько не мешают им идти своим естественным ходом, получая максимальные выгоды от участия в ЗСТ.

Двадцатый саммит организации прошел 3-4 апреля 2012 года в столице Камбоджи Пномпене. Тема саммита звучала следующим образом: «АСЕАН: одно сообщество, общая судьба».

Ключевые вопросы, которые обсуждались на саммите:



  • активизация сотрудничества по экономически и социальным вопросам;

  • активизация сотрудничества по вопросам безопасности, включая: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (TAC), Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (SEANWFZ), Заявление о поведении сторон в Восточном море (DOC), Региональный форум АСЕАН (ARF), Расширенная конференция министров обороны стран АСЕАН (ADMM );

  • активизация внешних связей с партнёрами в рамках АСЕАН 1, АСЕАН 3, Саммита Восточной Азии, а также Регионального форума АСЕАН;

  • обеспечение безопасности мореплавания и соблюдения норм международного права в Восточном море.

В ходе саммита была принята Пномпеньская декларация, в которой были подведены итоги развития организации, определены главные задачи и сферы, на которые следует обратить особое внимание. В декларации отмечается, что за время своего существования АСЕАН добилась значительных успехов на пути к достижению целей, сформулированных в Бангкокской декларации. Отмечается, что «…АСЕАН непрерывно достигает важных сдвигов в сотрудничестве в политической, экономической, общественной, культурной областях и в сфере безопасности, постепенно превращаясь из рыхлого регионального союза, нацеленного на проведение экономического сотрудничества, в интегрированную региональную организацию, которая с каждым днем становится все более зрелой. Влияние АСЕАН в регионе и на международной арене непрерывно расширяется, ее международный статус также поступательно повышается».7 Рассмотрим эффекты интеграционных процессов на экономики участников АСЕАН более подробно.


  1   2   3   4   5

  • «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики
  • Студентка
  • Введение Актуальность
  • Практическая применимость исследования.
  • Теоретические основы интеграционных процессов Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
  • Особенности региональной интеграции на азиатском континенте.
  • Ассоциация стран Юго-Восточной Азии Ключевые особенности интеграционного блока Юго-Восточной Азии.