Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Перевод: Гульнар Асанбаева Русская редакция




страница1/22
Дата25.06.2017
Размер3.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
­

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, 050000, Казахстан, г. Алматы, Толе би, 67


© ЮНЕСКО, 2009 год

Все права защищены


ISBN 9965-32-867-6
Серия ЮНЕСКО по образованию для журналистов. Модель учебной программы по журналистике.
Использованные названия и представление материалов в данной публикации не являются выражением со стороны ЮНЕСКО какого-либо мнения относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их соответствующих органов управления, равно как и линий разграничения или границ.
Автор несет ответственность за подбор и представление фактов, содержащихся в настоящем издании, а также за высказанные в нем мнения, которые не обязательно являются мнениями ЮНЕСКО и не налагают на Организацию никаких обязательств.
Перевод: Гульнар Асанбаева

Русская редакция: отдел Коммуникация и Информация, штаб квартира ЮНЕСКО

Обложка и верстка на русском языке: Ирина Андреева


Содержание


I.ПРЕДИСЛОВИЕ 5

II.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММ 7

III.УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ 11

ОПИСАНИЯ КУРСОВ 19

IV.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диплом журналиста 25

V.ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Компетенции, требуемые в журналистике 27

VI.ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Детализированные учебные планы (Силлабусы) 33

VII.АВТОРЫ и лица, внесшие вклад 172



  1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы стремительно растет число средств массовой информации в развивающихся странах и молодых демократиях. В этих странах наблюдается растущее понимание решающей роли журналистики в развитии демократии, что создает настоятельную потребность в профессионально подготовленных журналистах. Являясь ведущим органом ООН в деле продвижения свободы выражения и доступа к информации и знаниям, ЮНЕСКО предприняла различные инициативы, направленные на улучшение качества журналистского образования во всем мире. Отвечая на многочисленные просьбы стран-участниц оказать им помощь в разработке учебных программ для подготовки журналистов, ЮНЕСКО созвала в декабре 2005 г. консультативную встречу экспертов в Париже. Главным результатом этих консультаций было определение тех курсов, которые необходимо включить в учебную программу.


Группа, состоящая из четырех экспертов ЮНЕСКО, привлеченных для первоначальной разработки учебной программы для подготовки журналистов, обратилась за отзывом на проект разработанной ею программы к двадцати специалистам, руководящим подготовкой журналистов и обладающих значительным опытом работы в развивающихся странах и странах, вступивших на путь демократии. Их ответы сыграли ключевую роль в создании приемлемых программ. В результате, пересмотренный проект содержал список курсов для студентов и аспирантов, краткое описание каждого курса и общее описание базовых компетенций, необходимых в журналистской профессии. Затем были тщательно отобраны преподаватели из Африки, Азии, Европы, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки с опытом работы в развивающихся странах и молодых демократиях с целью разработки учебных планов для семнадцати базовых курсов. На второй консультативной встрече экспертов в Париже проект был еще раз уточнен, и был отобран ряд модельных учебных планов для их официального представления на Всемирном конгрессе по журналистскому образованию в июне 2007 г. в Сингапуре.
Хочу поблагодарить многочисленных деятелей в области журналистского образования со всего мира, которые приняли участие в подготовке данного проекта, включая членов экспертной группы; тех, с кем они советовались; тех, кто официально рецензировал проект учебных программ и тех, кто составлял учебные планы. Мне также хотелось бы поблагодарить экспертов-составителей учебных программ Майкла Кобдена (координатора), Стюарта Адама, Ханеа-Хенрика Хольма и Магду Абу-Фадиль. Кроме того, хочу выразить благодарность Азиатскому центру медийной информации и коммуникации и Всемирному конгрессу по журналистскому образованию за возможность представить наши учебные программы на их совместном конгрессе в Сингапуре.
Образцы учебных программ по журналистике будут переведены на французский, испанский, арабский, русский и некоторые другие языки и будут широко распространены среди факультетов журналистики как в развивающихся странах, так и в странах с переходной экономикой. Для консультаций документ будет доступен на сайте ЮНЕСКО со ссылками на базу данных, содержащую перечень учебных курсов и программ по журналистике во всем мире. Сайт также предоставит возможность интерактивного обсуждения программ и связанных с ними проблем для преподавателей журналистики и других заинтересованных лиц. ЮНЕСКО планирует организовать региональные встречи для разработки национальных библиографий и для обсуждения проблем адаптации учебных программ в соответствии с потребностями и возможностями различных стран.

Мы надеемся, что предложенные учебные программы будут полезны и окажут стимулирующий эффект на журналистские учебные заведения и самих учителей. Как известно, журналистика и те учебные программы, которые позволяют людям овладевать этой профессией и повышать свои профессиональные навыки, являются важнейшими инструментами поддержания ключевых демократических принципов, необходимых для развития любой страны.


Абдул Вахид Хан

Заместитель генерального директора ЮНЕСКО

по вопросам коммуникации и информации

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММ

В декабре 2005 г. ЮНЕСКО организовала встречу экспертов в области журналистского образования в Париже, чтобы в общих чертах рассмотреть учебную программу по этой специальности для ее использования в развивающихся странах и молодых демократиях. Такая инициатива была вызвана просьбами о рекомендациях со стороны стран-участниц ЮНЕСКО, намеревавшихся включить учебные программы по журналистике в свои образовательные системы. После встречи ЮНЕСКО назначила рабочую группу в составе Майкла Кобдена (координатора), Стюарта Лдама, Ханеа-Хенрика Хольма и Магды Абу-Фадиль с целью разработки подробной программы и ее представления на первом Всемирном конгрессе преподавателей журналистики в июне 2007 г. в Сингапуре.



В качестве источника информации, анализа и комментария по поводу текущих событий журналистика в современных обществах осуществляет целый ряд функций. Однако главная цель для большинства журналистов заключается в служении обществу посредством информирования общественности, наблюдения за тем, каким образом осуществляется власть, и поощрении общественной дискуссии, способствуя тем самым политическому, экономическому, социальному и культурному развитию. Образование в области журналистики должно научить студентов тому, как выявить новость и рассказать о событии, умея различать факты и мнения, как находить информацию при подготовке материала и как писать, иллюстрировать, редактировать и выпускать материалы для различных медийных форматов (газет и журналов, радио, телевидения, сетевых и мультимедийных СМИ) и для их конкретных аудиторий. Оно должно дать им необходимые знания и подготовку для понимания проблем журналистской этики и лучших журналистских подходов, роли журналистики в обществе, истории журналистики, законодательства в области СМИ, а также политэкономии СМИ (включая вопросы владения, организации и конкуренции). При помощи учебных курсов, разработанных в сотрудничестве с другими факультетами колледжей или университетов, студентов нужно научить тому, как освещать политические и социальные проблемы, которые представляют особенную важность для их собственных сообществ. Журналистское образование должно обеспечить развитие лингвистических способностей студентов, необходимых для профессиональной работы в своей стране, а там, где это необходимо, способность работать, используя местные диалекты или наречия. Студенты также должны быть подготовлены к восприятию технологических нововведений и других изменений в функционировании СМИ.
Журналистское образование представлено в различных формах, предоставляется различными организациями, которые обладают разными образовательными традициями и ресурсами, и происходит в различных контекстах, обстоятельствах, культурах и политических условиях. Мы руководствовались тем простым принципом, что нужно создать жизнеспособную базовую образовательную структуру, в которой был бы соблюден баланс между теорией и практикой. Мы осознаем, что в специализированных учреждениях существует много успешных программ повышения квалификации. Некоторые из них являются частными, некоторые финансируются за счет пожертвований, а некоторые спонсируются или управляются медиаиндустрией. В этой связи мы включили (в виде Приложения 1) учебную программу, дающую право на получение диплома, которую можно было бы адаптировать для подготовки кадров с уже имеющимся опытом работы. Мы, однако, считаем, что следует продолжать ориентироваться на дисциплины университетского курса как ключевые для профессиональной подготовки журналистов, и данный документ рассматривает журналистское образование в том виде, в каком оно предлагается в университетах на студенческом и аспирантском уровнях. Мы не предполагаем и не утверждаем, что разработанные нами учебные программы применимы к любой ситуации, но мы попытались разработать такие модели, которые, в случае их адаптации к местным условиям, заложили бы основу хорошего журналистского образования. Успех любой учебной программы, как нам известно, зависит от хорошего преподавания и хорошей атмосферы.
Данные учебные программы предназначены для обучения студентов, намеревающихся заняться практической журналистской работой, а не для подготовки студентов к теоретическим исследованиям того, как люди и организации общаются посредством СМИ. Программы включают элементы учебной работы, помогающие студентам понять тот контекст, в котором работают журналисты, включая историю журналистики и то, как организованы СМИ и как они функционируют в обществе. Мы также ставим своей целью научить студентов критически относиться как к собственной, так и к чужой журналистской практике. Тем не менее, наши программы не содержат курсов, связанных с теорией коммуникации, теорией СМИ или теорией массовых коммуникаций, киноведением, информатикой, связями с общественностью или рекламой, поскольку мы считаем, что такие курсы должны быть предложены отдельно.
Университетское образование для журналистов обычно формируется вокруг трех программных осей, или направлений развития:


  1. Направление, объединяющее нормы, ценности, инструменты, стандарты и практики журналистики.

  2. Направление, акцентирующее социальные, культурные, политические, экономические, юридические и этические аспекты журналистской практики в стране и за ее пределами.

  3. Направление, содержащее знания о мире и об интеллектуальных вызовах, стоящих перед журналистикой.

Учебная работа, связанная с предметами первого направления, нацелена на то, чтобы научить студентов готовить информационные и иные материалы, а также редактировать материалы для различных СМИ. Она является ядром любой программы, нацеленной на подготовку журналистов. Следует, однако, отметить, что профессиональные навыки в журналистике, кроме умений фиксировать и представлять, включают в себя методы приобретения знаний и осмысления. Многие недостатки журналистского образования коренятся в недооценке того, насколько курсы университетского уровня, наряду с умениями сообщать и писать, важны для работы журналиста. В то же время будущим журналистам нужна подготовка в практике журналистской работы и использования оборудования, предлагаемая компетентными практикующими журналистами, к которым следует относиться не просто как к случайным визитерам, а как к уважаемым и соответственно оплачиваемым сотрудникам факультета. Для обогащения практической подготовки все программы должны содержать стажировку (или учебную практику) в каком-либо средстве массовой информации, и в этой связи факультеты журналистики должны развивать партнерские отношения с местными СМИ. Такие партнерские отношения могут включать практические семинары, проводимые преподавателями совместно с уважаемыми профессионалами, командировки сотрудников факультета в средства массовой информации или обмен сотрудниками, а также совместные проекты. Факультеты могли бы договариваться о проведении семинаров непосредственно в медийной организации с тем, чтобы предоставить студентам доступ к технологическим и информационным услугам, которые не может предоставить факультет. Подобные партнерские отношения могут помочь преодолеть разрыв между академическими учебными программами по журналистике и медиаиндустрией. Индустрии СМИ следует поощрять журналистов заниматься преподавательской работой, а также предоставлять преподавателям журналистских дисциплин возможность повышать их профессиональные навыки.


Учебная работа, связанная со вторым направлением, помогает прояснить тот институциональный и общественный контекст, в котором работают журналисты, и выявить связи между работой журналиста и имеющими к ней отношение видами человеческой деятельности. Такие предметы помогают осмыслению профессиональной идентичности, ценностей и целей через понимание функций демократии и существующих юридических и моральных ограничений. Их задача - подчеркнуть значение профессиональных и этических установок и знаний, а также важность независимой журналистики дпя демократии.
Учебная работа по третьему направлению дает возможность студентам обладать современными знаниями и навыками. В этом отношении журналистика не является изолированной дисциплиной. Ее изучение должно сочетаться с образованием в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, и мы в наших программах нацеливаем преподавателей журналистских дисциплин на то, чтобы они подталкивали своих студентов к приобретению знаний, которые расширяют и обогащают язык общественной жизни, а также на сотрудничество с коллегами в смежных областях.
Программа журналистского образования должна содержать разделы, относящиеся к тем сферам, которые мы называем основами журналистики, и эти разделы предназначены для развития у студентов необходимых интеллектуальных и профессиональных навыков. Основы, о которых идет речь, включают:

  • Способность размышлять с критической точки зрения, включая навык понимания, анализа, синтеза и оценки незнакомого материала, а также умение понимать на базовом уровне факты и методы поиска информации.

  • Способность писать четко и ясно, используя методы повествования, описания и анализа.

  • Обладание знаниями о национальных и международных политических, экономических, культурных, религиозных и общественных институтах.

  • Обладание знаниями о текущих событиях и проблемах, истории и географии.

Мы помещаем их в основу наших модельных учебных программ для студентов, потому что мы считаем, что нельзя предполагать наличия у студентов целого ряда базовых навыков и способностей, когда они только приступают к обучению журналистике. Из этого следует, что то направление учебной программы, к которой принадлежит блок дисциплин, посвященных интеллектуальному развитию, включает курсы по журналистике и курсы по гуманитарным и естественным наукам.


Образцы учебных программ, предлагаемые ниже, отражают принципы трех направлений. Но существуют еще два принципа, которыми мы руководствовались и которые должны быть отмечены с самого начала. Один из них требует уделять особое внимание профессиональной подготовке, а другой диктует необходимость тщательного распределения часов в учебной программе с тем, чтобы курсы, имеющие дело с содержательной стороной и интеллектуальным развитием, не потеряли своего значения.
Во всех предложенных ниже модельных учебных программах предусматривается, что курсы по подготовке информационных и иных материалов даются на нескольких уровнях программы и включаются в каждый семестр. Как можно будет увидеть, эти курсы образуют ядро всей программы, что способствует выработке профессиональных навыков и умения писать, делает возможным обучение журналистике, даже если отсутствует самое новое оборудование (наличие компьютеров, однако, необходимо), и позволяет, если в программе есть на это время, осуществлять специализацию в какой-то одной области, такой, как политика, экономика, искусство и культура, социальные проблемы, международные отношения, естественные науки и связанные с ними темы, окружающая среда, здоровье и технологический прогресс. Другими словами, цель заключается в формировании журналистов, владеющих сложными навыками, отличающими профессию, а также владеющих знаниями и мыслительными навыками, необходимыми для подготовки информационных и аналитических материалов, востребованных в качестве постоянных журналистских тем. Наш подход к формированию журналиста, нашедший свое отражение в предложенных модельных учебных программах, отдает предпочтение интеллектуальному развитию и профессиональным навыкам, а не узкой специализации в различных видах СМИ.
Вторая цель тесно увязана с первой. Мы полагаем, что развитие интеллектуальных способностей, начатое на занятиях курса основ журналистики, должно быть продолжено не только в курсах журналистского цикла, но и в курсах гуманитарных и естественных наук, которые в случае университетского образования будут включать область специализированного изучения. Учебная работа в курсах, относящихся к гуманитарным и естественным, наукам, не просто создает общий фон для профессиональных курсов, но и включает специализацию в какой-то из этих дисциплин. В университете можно сочетать обучение журналистике с любой дисциплиной или междисциплинарной областью, если он предлагает как минимум три уровня изучения этой дисциплины или области в трехлетнем курсе или четыре уровня в четырехлетнем курсе. Таким образом, студент, изучающий журналистику, сможет пройти три или четыре годовых курса в какой-то дисциплине или области, одновременно проходя три уровня обучения в своей профессии. Иначе говоря, мы предлагаем, чтобы студенты-журналисты, обучающиеся по университетской программе, получали квалификацию не только в журналистике, но также и в отдельной академической области. Мы признаем, что это возможно не во всех университетах. Там, где ресурсов для этого недостаточно, учебная программа могла бы предложить нечто более приемлемое. Это, однако, не уменьшает значение того принципа, что внимание ко второй дисциплине расширяет интеллектуальные возможности студентов и готовит их к специализации на более поздней стадии их карьеры.
Программы содержат три категории курсов, соответствующих трем указанным выше направлениям: профессиональная практика, изучение журналистики, гуманитарные и естественные науки. Приписывая каждый курс в трехлетней программе бакалавриата к одной из этих категорий и каждому курсу, зачетную ценность, которую, как мы считаем, он заслуживает, мы можем подсчитать, что на первый год в учебной работе 20% приходится на профессиональную практику, 10% на изучение журналистики и 70% на гуманитарные и естественнонаучные предметы. На второй год это соотношение составляет 40%, 20% и 40%. На третий год 80% курсов попадают в профессиональную категорию и 20% - в категорию гуманитарных и естественных наук.
За трехлетний период такие соотношения дают следующий результат: профессиональная практика - 47%; изучение журналистики - 10%; гуманитарные и естественные науки - 43%. Мы подчеркиваем, что это всего лишь приблизительная оценка. Зачетную ценность каждого курса следует подсчитывать в соответствии с системой зачетов, существующей в каждом учебном заведении, и с количеством курсов, которые студент должен пройти за каждый год. Если округлить эти цифры, то соотношение для трехлетней программы будет выглядеть приблизительно так: профессиональная практика - 40%; изучение журналистики - 10%; гуманитарные и научные предметы - 50%.
Каждому университету следует решить, какие гуманитарные и естественные курсы, отдельно или блоком, необходимы, желательны или разрешены в учебной программе по журналистике. Среди прочего, это зависит от уровня образования в различных дисциплинах, достигнутого в средней школе, и от того, какие курсы доступны студентам в университете.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММ