Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Переживание одиночества в разных возрастных группах




страница1/5
Дата21.07.2017
Размер1.21 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Факультет психологии Дипломная работа на тему: «Переживание одиночества в разных возрастных группах» (по специальности 030302 – Клиническая психология специализация: Психология кризисных и экстремальных ситуаций) Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент Чулкова Валентина Алексеевна _________________________ (подпись) Рецензент: Генеральный директор Центра Тренинга и консультирования 12 коллегий Ежов Дмитрий Иванович _________________________ (подпись) Выполнил: студент очно-заочной формы обучения Воронин Анатолий Владимирович ________________________________ (подпись) Санкт-Петербург 2016 г. Аннотация Для изучения ощущения одиночества было проведено исследование в двух возрастных группах: периода ранней взрослости - 40 человек и периода пожилого возраста - 40человек. В старшей возрастной группе 20 человек проживают в интернате №1 г. Санкт-Петербург для пожилых и инвалидов. В процессе работы были использованы структурированная клиническая беседа, методика незаконченных предложений, методика диагностики уровня субъективного одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона, опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов, тест жизнестойкости (методика С.Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева), тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А., методика семантического дифференциала (модификация С.Г.Корчагиной). Математический анализ проводился с использованием методов корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализов. По результатам обработки данных было обнаружено что переживание одиночества среди лиц пожилого возраста ниже, чем среди лиц периода ранней взрослости. Переживание одиночества у людей, проживающих в интернате выше, чем у людей, живущих в семьях. Abstract To study the feeling of loneliness study was conducted in two age groups: the period of early adulthood - 40 subjects and the period -40 elderly subjects. In the older age group of 20 people live in a boarding school №1 in St. Petersburg for the elderly and disabled. In the process, have been used a structured clinical interview, the technique unfinished sentences, methods diagnostic level of subjective loneliness and D.Rassela M.Fergyusona, questionnaire Ways of coping behavior Lazarus adaptation Wasserman et al, viability test (a technique S.Maddi adaptation D. A.Leonteva) test meaning-life orientations (MLO) Leontiev DA, semantic differential method (modification S.G.Korchaginoy). Mathematical analysis was performed using correlation methods, regression and analysis of variance. As a result of the processing of data it has been found that the experience of loneliness among the elderly is lower than among the period of early adulthood. The experience of loneliness in people living in a boarding school is higher than that of people living in families. Оглавление Аннотация…………………………………………………………….2 ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 6 ГЛАВА 1 Литературный обзор……………………………………………….7 Исследование одиночества как психологического феномена. Теории одиночества……………………………………………………………..7 Психологическая характеристика людей периода ранней взрослости. …………………………………………………………………………..21 Психологическая характеристика людей пожилого возраста………23 ГЛАВА 2 Методы и организация исследования……………………………28 2.1. Цели и задачи исследования…. …………………………………………28 2.2. Объект и предмет исследования…………………………………………28 2.3. Гипотезы исследования…………………………………………………...29 2.4. Описание выборки исследования………………………………………..29 2.5. Процедура и методы исследования……………………………………...30 2.5.1. Процедура исследования ……………………………………………….30 2.5.2. Клинико-психологический и экспериментально - психологический методы………………………………………………………………………….31 2.5.2.1.Структурированная беседа. Методика незаконченных предложений. …………………………………………………………………………………..31 2.5.2.2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. ……………………………………………………31 2.5.2.3. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов. ……………………………………………………….32 2.5.2.4. Тест жизнестойкости (методика С.Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева)………………………………………………………………….32 2.5.2.5. Тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А……….33 2.5.2.6. Методика семантического дифференциала (модификация С.Г.Корчагиной) для периода ранней взрослости……………………………..33 2.5.2.7. Математико-статистические методы обработки данных…………….33 ГЛАВА 3. Результаты и анализ эмпирического исследования. ……………...33 3.1. Результаты и анализ клинико-психологического метода: анкетирование, структурированная беседа, наблюдение, методика незаконченных предложений. …………………………………………………………………...33 3.2. Результаты и анализ экспериментальных методов……………………….36 3.2.1. Результаты методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона………………………………………..36 3.2.2. Результаты исследования в период ранней взрослости «Способов совладающего поведения» Лазаруса ………………………………………......38 3.2.3. Результаты исследования жизнестойкости (методика С.Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева)………………………………………………………38 3.2.4. Результаты теста смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А……………………………………………………………………………….40 3.2.5. Результаты методики семантического дифференциала (модификация С.Г.Корчагиной) для периода ранней взрослости…………………………..43 ГЛАВА 4. Корреляционный анализ………………………………………….44 4.1.Взаимосвязи показателя субъективного ощущения одиночества с копинг стратегиями в период ранней взрослости …………………………44 4.2.Взаимосвязи показателя субъективного ощущения одиночества с показателями теста жизнестойкости и СЖО в период пожилого возраста…………………………………………………………….46 4.3. Взаимосвязи показателя субъективного ощущения одиночества с показателями «Семантического дифференциала» периода ранней взрослости. ……………………………………………………………………………………47 ГЛАВА 5. Регрессионный анализ……………………………………………..48 5.1.Регрессионный анализ мужчин и женщин периода ранней взрослости. ……………………………………………………………………………………48 5.2.Регрессионный анализ мужчин и женщин пожилого возраста …………..50 ГЛАВА 6. Дисперсионный анализ…………………………………………….51 ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………..55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………58 ПРИЛОЖЕНИЯ (использованные методики)…………………………………60 “Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального смысла” Н.Е. Покровский (13). ВВЕДЕНИЕ Научно-технический прогресс начала XXI века принес человеческому сообществу множество изобретений, позволяющих улучшить коммуникацию людей, сделать общение более доступным и удобным. Но решило ли это проблему одиночества человека По-видимому, нет. Даже поверхностный анализ социальных сетей показывает, что ощущение одиночества было и остается актуальной проблемой нашего времени. Статус одинокого человека в этих сетях не является чем-то редким и исключительным. И это в то время, когда возможности для коммуникации выросли как количественно (расширение круга общения), так и качественно (появление цифровых технологий, делающих общение более доступным и интенсивным). По-видимому, общение людей посредством социальных сетей, где живой человек теряется за “ником”, а живое общение искусственно подменяется на поверхностное виртуальное, лишь усиливает ощущение одиночества, тем самым обнажая проблему социальной изоляции индивида. Группа исследователей из Brigham Young Universit, проанализировав медицинские данные почти трех миллионов людей разного возраста,  обнаружила, что отсутствие социальных связей представляет собой высокий дополнительный риск для жизни, и что существует связь между одиночеством и риском смертности. И у молодежи эта связь выше, чем у пожилых людей. «Сегодня одиночество на подъеме, и мы предсказываем возможную эпидемию одиночества в будущем», — считает один из авторов исследования Тим Смит. «Одиночество и социальная изоляция являются большей угрозой для здоровья и жизни человека, чем ожирение». Статистическое управление Новой Зеландии опубликовало на своем сайте результаты национального исследования одиночества. Результаты были основаны на данных социологического опроса населения страны в 2010-2011 годах. В ходе исследования было опрошено 8,5 тысяч человек старше 15 лет. Данные опроса показали, что молодые люди (до 30 лет) более всех подвержены чувству одиночества. 18 молодых людей время от времени ощущают себя одинокими. Руководитель отдела психологической помощи «Московская служба психологической помощи населению» Г.В.Леонтьева в интервью «Московский Комсомолец» сообщила, что содержание жалоб в службу значительно изменилось. Если в 90-е годы страхи и тревоги людей были связаны с крахом жизненных ценностей, в результате глобальных, катастрофических изменений в стране, то в нулевые годы общей проблемой стало одиночество в мегаполисе. ГЛАВА 1 Литературный обзор. 1.1.Исследование одиночества как психологического феномена. Теории одиночества. Существует множество теорий и концепций, посвященных проблеме одиночества. Каждая такая теория помогает рассмотреть эту проблему с разных сторон, углубляя и обогащая наше понимание феномена одиночество. Используя для изучения лишь одну парадигму, мы существенно обеднили бы общую картину понимания одиночества. Отбрасывая различные, «неудобные» точки зрения, мы можем, образно говоря, с водой выплеснуть ребенка: потерять нечто важное и ценное, утратить целостность восприятия В своей небольшой по объему, но достаточно емкой по содержанию, работе Д. Перлман и Э. Пепло выделили восемь подходов в изучении одиночества(17). Воспользуемся их структурой, чтобы ознакомиться с взглядами различных ученых на эту проблему. Возьму на себя смелость внести небольшие коррективы в эту структуру. Не потому, что вижу слабости этой системы, а лишь вследствие необходимости добавить и выделить некоторые моменты дополнительно. Стоить отметить, что деление на восемь подходов весьма условно, и взгляды некоторых ученых можно с успехом отнести к нескольким парадигмам по данному вопросу. А некоторые лишь вскользь затронули эту тему, возможно в рамках других более обширных работ. Знакомство с этими подходами позволит нам глубже понять психологические механизмы возникновения одиночества, различные виды и особенности его проявления. Психодинамический подход. Сам Фрейд не уделил проблеме одиночества большого внимания. Вот, к примеру, небольшой отрывок из его работы, где говорится об одиночестве: «Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Первая из них зачастую сохраняется на протяжении всей жизни; обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, который нянчит его,— скажем, его матери »(25). Анна Фрейд также считала, что страх смерти у детей – это символический страх одиночества, боязнь остаться одному(24). Интересно взглянуть на проблему одиночества сквозь призму понятий, впервые введенных Фрейдом, идентификации и обособления. Динамика личности, по Фрейду, это чередование процессов идентификации и обособления - отчуждения. Идентификация - это процесс неосознанного слияния, отождествления человека с чем-либо (человеком, группой, системой) и принятие чужих норм, ценностей, идеалов в свой внутренний мир. На определенных этапах развития идентификация необходима, так как формирует «супер Эго», позволяет усваивать образцы поведения «значимых других», развивает чувства сопричастности и сопереживания. В дальнейшем идентификация может служить средством психологической защиты от внутренней тревоги и ослаблению внутренних конфликтов. Противоположный идентификации процесс - обособление, патологическим вариантом которого Фрейд считал отчуждение. Обособление - процесс выделения человеком себя из общества, осознание своей неповторимости и уникальности. Механизм «идентификации-обособления» является основным в социализации человека. В идеале он должен колебаться подобно маятнику от одной точки к другой. Если динамика нарушается, то один из процессов доминирует, и личность становится либо зависимой от социального окружения (преобладание процессов идентификации), либо отчужденной от социума, чувствующей свою маргинальность, обособленность, разобщенность с внешним миром (преобладание процессов обособления). Результаты первого мы можем видеть на примере молодежных группировок, действующих на основе этнических, либо фанатских движений. Результаты второго не столь заметны, но не менее разрушительны для конкретного человека, чувствующего себя изгоем в обществе, «чужим среди своих», находящегося в постоянной конфронтации с внешним миром или собой, испытывающим дефицит общения и внимания общества. Среди последователей З.Фрейда одним из первых опубликовал развернутую работу о психологии одиночества Зилбург(13). Он предположил, что на возникновение одиночества человека влияет наличие определенных характерных черт личности: таких как нарциссизм, мания величия и враждебность. Зилбург предложил различать уединение и одиночество, считая первое «нормальным и преходящим умонастроением», возникающее в результате отсутствия конкретного человека. А само одиночество - постоянное, непреодолимое ощущение заброшенности, покинутости . Как и все психоаналитики, Зилбург считал, что корни одиночества взрослого находятся в детстве. Такой же точки зрения придерживался и Г.Салливан (12,13), который предложил в качестве основной движущей силы «потребность в человеческой близости». Впервые эта потребность проявляется у ребенка в стремлении к контакту со взрослым. В более позднем возрасте ребенок ищет близких отношений со сверстниками. Если у ребенка эта потребность не реализована, то в будущем это, с большой долей вероятности, может привести к глубокому чувству одиночества. Еще один интересный исследователь, последователь Гарри Салливана, написавшая интересную работу «Одиночество», Фрида Фромм-Рейхман (12,13). Она работала в области клинической психологии и считала одиночество экстремальным состоянием. «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных». Также как Салливан и Зилбург, корни одиночества Фромм-Рейхман искала в глубоком детстве, особенно подчеркивая вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки»(13). Фромм-Рейхман утверждала, что безнадежно больных не существует, и, что очень важно, установление с больными близких доверительных отношений. «Мы бежим от одиночества и чувствуем себя виноватыми» писала она. Также она считала, что в основе почти всех психических заболеваний лежит одиночество. Главной причиной одиночества она считала дефицит потребности в близости. Фрустрация этой потребности может приводить не только к психическим, но и соматическим заболеваниям. Обобщая приведенные позиции психоаналитических теорий, и особо подчеркивая, что в своем анализе одиночества они исходят из своей клинической практики, можно сказать, что одиночество рассматривается ими скорее всего как патология, как нечто сугубо отрицательное, уходящее своими корнями глубоко в детство. Феноменологическая перспектива К.Роджерса.(22) К.Роджерс- один из лидеров гуманистической психологии. Его анализ одиночества построен на «Я-теории личности». Роджерс писал, что общество заставляет человека действовать в соответствии с общепринятыми образцами, которые ограничивают его свободу, приводят к конфликту с внутренним истинным «Я». Выполнение только социальных ролей, невозможность следования своей внутренней природе, делает человека глубоко несчастным и вынуждает быть «замкнутым в своем одиночестве». Другими словам, в одиночестве проявляется несоответствие между идеализированным и реальным «Я». Человек, будучи уверенным, что его истинное «Я» будет отвергнуто окружающими, замыкается в своем мире, прячется за фасадами социальных ролей. Если человек, достигший понимания своего истинного «Я», решится встать на путь самопознания и самопринятия, положившись на истинность своего «Я», обеспечивающих полноту общения с другими людьми, он рискует стать «жертвой одиночества». Вот как точно и емко высказался об этом сам Роджерс: ««Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются, будучи лишенными своей привычной защиты - уяз­вимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным Я и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром»(22). Разрыв между действительным и идеальным «Я» приводит к слабой защитной реакции, «...а именно к одиночеству». Роджерс определил два типа одиночества. Первый – отчуждение индивида от самого себя, от своего жизненного опыта. Это связано с нарушением процессов восприятия и усвоения стимулов и препятствует развитию организма. Второй тип одиночества – оценка качества взаимоотношений с окружающими людьми и принятие человеком самого себя. Как и сторонники психоаналитических теорий, Роджерс строит свою теорию на основе клинических наблюдений. Но не будем забывать, что Роджерс первый, кто заменил понятие «пациент» на «клиент», тем самым подчеркивая способность человека самому решать свои проблемы. А психотерапевт, устанавливая равноправные отношения, лишь поддерживает и направляет клиента. Роджерс считал, что причина одиночества находится внутри человека, но, в отличие от психоаналитиков, он не допускал возможности раннего детского влияния на формирование одиночества, считая, что содержание одиночества составляют текущие ситуации, которые проживает личность. И одиночество - это лишь слабая адаптируемость индивида. Социально-психологический подход. Боумен (13), представитель социологического подхода к одиночеству, в своей небольшой статье предположил наличие трех сил, ведущих к одиночеству в современном обществе. 1.Ослабление связей в первичной группе. Здесь имеется в виду ослабление межличностных связей в семье. Ослабление взаимопонимания между поколениями. Такая проблема существовала всегда, увеличение темпа жизни приводит к ее обострению, увеличению пропасти между поколениями. Когда даже ближайшие поколения не понимают, и не принимают друг друга. Все это происходит из-за слишком быстрой смены общественных ценностей и нравственных идеалов. 2.Увеличение семейной мобильности. Институт брака претерпел большие изменения. Возможность легко создать и также легко разорвать семейные связи приводит к поверхностным (и даже безответственным) отношениям. Смешение ролевых семейных функций (когда отсутствуют устойчивые представления о роли мужчины и женщины в семейной жизни), а также возможность создания ничему не обязывающих временных связей приводит к отсутствию тесных, доверительно-интимных отношений, и приводит человека к ощущению заброшенности и одиночества. 3.Увеличение социальной мобильности. Огромные социально-экономические и политические изменения приводят к нестабильности и неустроенности человека. Не все успевают перестроиться вслед за этими изменениями. Человек становится игрушкой в руках судьбы. Очень часто человек занят поиском работы, чтобы прокормить себя и свою семью, уже не думая о самореализации, о поиске своего Пути. Как здесь не вспомнить слова Б.Гребенщикова: «поколение дворников и сторожей, потеряли друг друга в просторах бесконечной земли»(9)! И в этих условиях человек, задавленный внешними обстоятельствами, испытывает чувство беспомощности, потерянности, заброшенности и глубокое ощущение одиночества. Очень интересную концепцию разработал Д. Рисмен в своей монографии «Одинокая толпа»(12,13). В ней он изучает социальный характер человека и анализирует удовлетворение потребностей человека обществом. Д.Рисмен выводит три вида социального характера человека: традиционно ориентированный, извне ориентированный и изнутри ориентированный. Одинокая толпа (или точнее было бы сказать толпа одиночеств) состоит из извне ориентированных людей. Эти люди очень нуждаются в одобрении со стороны других, и активно приспосабливаются к обстоятельствам, чтобы заслужить это одобрение. Такие люди перестраивают свое поведение подобно флюгеру и очень обособлены от своего истинного «Я» (Вспомним теорию Роджерса). Такие люди очень обеспокоены отсутствием внимания к себе и часто, вследствие слишком больших ожиданий их потребность остается не реализованной, что ведет к общей неудовлетворенности, повышенной тревожности и к ощущению одиночества. Еще один представитель социального подхода к одиночеству Слейтер(12,13) рассматривает проблему с другой стороны. Причиной разобщенности людей и вытекающее из этого ощущение одиночества является индивидуализм. «Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» В отличие от психоаналитиков представители социального подхода считают ответственным за возникновение одиночества общество. Еще одно отличие этого подхода - упор на большую значимость событий зрелого возраста, а не раннего детства человека. Формулируя свои концепции и Рисмен и Слейтер, опирались на художественную литературу и средства массовой информации. Интеракционистский подход. Главным представителем этого подхода является Вейс (4). Он выделил два аспекта одиночества: личностный и ситуативный. То есть личностная предрасположенность и определенные социальные ситуации провоцируют возникновение ощущение одиночества. Исходя из этого, Вейс определяет два типа одиночества: социальное и эмоциональное. Социальное одиночество наступает в результате нехватки общения. Когда человеку не хватает общения с кем то конкретным, ему нехватает интимного общения, то это одиночество эмоциональное. Если социально одинокий ощущает себя белой вороной, то эмоционально одинокий будет чувствовать себя маленьким, брошенным всеми ребёнком. Вейс называл одиночество нормальным и естественным состоянием, и что «из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным». Таким образом, он считает ситуативный фактор главным в формировании одиночества. Когнитивный подход. Э. Пепло(17) также занималась исследованием одиночества не в клинике, а среди обычных «нормальных» людей. В ее теоретических формулировках очень большое значение имели эмпирические данные. Основным характерным аспектом ее подхода является то, что она выделяет роль познания, который приводит недостаток социальности к чувству одиночества. Одиночество, по мнению когнитивистов, может возникать при расхождении между желаемым и достигнутым социальных контактов. А. Бек писал, что когда внутренняя «реальность человека не соответствует внешней реальности, это может привести к эмоциональным расстройствам: депрессии, тревоге и чувству одиночества». Э. Пепло подчеркивала важную роль низкой самооценки в формировании ощущения одиночества. Когда человек начинает чувствовать себя одиноким, это состояние одиночества начинало приобретать реальные черты и усиливаться, подводя под себя, выстраивая «доказательства», возможно не существуюшей проблемы. Соответственно терапия должна идти по пути избавления индивида от « неправильных», деструктивных установок. В этом подходе особое значение придается теории атрибуции (объяснения). Интимный подход. Основной мыслью такого подхода является утверждение, что человек стремится к равновесию между желаемым и достигнутым уровнями социального общения. Американские исследователи В.Дерлега и С. Маргулис(13) для глубокого понимания феномена одиночества вводят такие дефиниции как «интимность» и «самораскрытие». Человеку нужна интимность, глубина в общении. Эта глубина или интимность способствует самораскрытию личности. Если человеку такой глубины и интимности не хватает, то общение становится формальным. А уменьшение интимности и преобладание формального общения, весьма вероятно, приведёт к возникновению ощущения одиночества. Но необходим разумный баланс между интимным и формальным характерами в общении, потому что перекос в другую сторону может стать саморазрушающим фактором. По мнению этих исследователей, одиночество-это нормальный, естественный опыт в условиях глобальной «атомизации» общества, и привести к нему могут как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы внешней среды. А потребность в глубоких, интимных отношениях эти исследователи считают базовыми. Гуманистический подход. Очень оригинальный подход в изучении одиночества принадлежит Маслоу(15), который изучал самоактуализирующихся личностей и, совершенно обоснованно, сделал вывод о том, что потребность в одиночестве для них жизненно необходима. Но также можно сказать, что к состоянию одиночества приводит фрустрация, или депривация каких-либо психологических потребностей, как то дефицит общения или отсутствие возможности самоактуализации. Одиночество, в представлении Маслоу, приобретает позитивный характер. Можно вспомнить немало высказываний известных людей о целебной силе одиночества, о его позитивном, благотворном влиянии на человека, на его самосовершенствование. Так, Л.Толстой писал, что «живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми»(24), а Н. Бердяев утверждал, что «через одиночество рождается личность» (2). Об этом также высказывались А.Шопенгауэр: «Хочешь творить и созидать, почаще оставайся в одиночестве», «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (30)и К.Юнг: «Одиночество для меня - лекарство, придающее смысл моей жизни(13). Список высказываний известных людей о благотворном влиянии одиночества на творчество и развитие личности можно было бы продолжать до бесконечности. Необходимо отметить, что быть в состоянии позитивного одиночества может только зрелая личность с высоким уровнем рефлексии, устойчивым восприятием собственного «Я» и, способная к глубокой личностной трансформации. Если процесс самоактуализации начался, то идти он может на протяжении всей человеческой жизни. А значит, и потребность в одиночестве человек будет испытывать всегда. Экзистенциальный подход. Экзистенциальный подход совпадает с гуманистическим. Одиночество, это абсолютно естественный и необходимый феномен, имманентно присущий психике человека. Согласно экзистенциальному подходу, одиночество является основой для личностного роста. И.Ялом(31) рассматривал изоляцию как одну из четырех данностей нашего существования. Причем подчеркивал, что это не изолированность от людей с чувством одиночества и не внутренняя изоляция от какой то части собственной личности. «Индивиды часто бывают изолированы от других или от частей себя, но в основе этих отъединенностей лежит еще более глубокая изоляция, связанная с самим существованием, - изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Она также обозначает еще более фундаментальную изоляцию - отделенность между индивидом и миром... Экзистенциальная изоляция - это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину» (31). Ялом считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией. Под ростом имеется ввиду автономия, независимость, самоконтроль и процесс индивидуации. Существует два способа ограждения себя от ужаса «конечной изоляции»- частичное принятие этой данности и отношения. Отношения не могут уничтожить изоляцию, но они помогают разделить свое одиночество с другими, и тогда любовь компенсирует боль изоляции. Чаще всего экзистенциальное одиночество ощущается во время критических, стрессовых ситуациях, тяжелых кризисных периодов, когда человек стоит перед жестокой проблемой выбора или перед лицом необходимости смириться с неизбежным. В.Франкл полагал, что утрата определенных ценностей и смысла жизни также ведет человека к ощущению одиночества. Также как и Маслоу, представители экзистенциального направления психологии, считают, что истинное одиночество может быть и творческой силой. Они призывают людей преодолевать их страх одиночества и учиться позитивно его использовать. И если незрелая или невротичная личность стремится избежать одиночества, то подлинная аутентичная личность принимает свое одиночество как истинное человеческое существование, как дар, как возможность становления и самореализации. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Выделение Э.Фромма в отдельную главу было не случайным, а сознательным. Соотнести его творчество с каким-либо одним подходом сложно. Он считается одним из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, и его работы можно отнести не только к психоаналитической школе, но и к социальной психологии. В любом случае ему было бы тесно в рамках одной парадигмы. Фромм писал, что человек по своей природе социален. И сама его природа «не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. Потребность в общении, привязанности, самоутверждении, любви прямо противоположно одиночеству. Чувство одиночества фрагментирует личность, что ведет ее к агрессивности, насилию, анархии.»(28). Причиной одиночества Фромм считал «культивирование неразумных потребностей»(27). Фромм писал об отчуждении человека в сфере производства, где тот превращается в маленький винтик огромного механизма, от воли и желания которого ничего не зависит, а сам человек становится товаром, и в сфере потребления, где основной функцией человека, его главной, смыслообразующей линией поведения становится поглощение все большего количества удовольствий и впечатлений. И все это ведет человека ко все большему отчуждению от себя, к потере своего «Я». И, дабы приглушить неизбежные при этом приступы тоски и одиночества, человек заглушает эти «неприятные» и «некомфортные» ощущения очередной дозой новых впечатлений виде праздного времяпрепровождения и разнообразных развлечений. И такое «потребление развлечений» становится культовым! Человек живет не для того, чтобы развиваться и совершенствоваться, а для того, чтобы потреблять. К чему приводит такое необдуманное потребление прекрасно иллюстрирует, на мой взгляд, сатирический фильм режиссёра М.Джаджа «Идиократия»(«Idiocracy»), 2006г., где простой американский военный, не отличающийся никакими способностями, волею судьбы (или, скорее волею режиссеров) попадает в далекое будущее, и оказывается самым умным для того времени человека. И прекрасно показано как деградирует общество, напичканное сериалами и попкорном, глупейшими развлекательными шоу и бесполезными напитками. Инвалюция человека, смыслом жизни которого становится развлечение, обжорство и похоть. Критикуя современное общество, Фромм обращается к капитализму. И это можно понять, учитывая время и место его жизни. Но общий посыл его мысли направлен каждому человеку в любой стране, и не важно, в каком государстве, с какой социально-политической формацией он живет. Для преодоления страха одиночества, по мнению Фромма, у человека есть два пути: «негативная свобода»- авторитаризм, разрушительность и автоматизирующий конформизм. Последнее-это дорога наименьшего сопротивления, когда стираются грани между «Я» и другими, и человек превращается в безликую машину. Все это пути губительные для личности. Но есть другой выход гармоничный путь развития. Дорога не вниз, а вверх! Это «позитивная свобода», которая реализуется через «спонтанную активность». И ее составными частями являются Любовь и Труд. Но Любовь не фанатичное растворение в личности Другого и не стяжательская, эгоистичная претензия к объекту любви как к вещи, а любовь, как равноправный союз двух, с сохранением собственной личности, где есть место и принятию и жертвенности. И труд должен быть творческим, соединяющим человека с миром и помогающий реализовать его личностный потенциал. И перед человеком стоит выбор преодолеть одиночество путем бегства от свободы, либо через реализацию спонтанной активности. Истинная Любовь и творческий труд - это наивысшие проявления свободы. Данное исследование предполагает что феномен одиночества необходимо рассматривать не как внешне наблюдаемое явление, а как внутреннее психическое состояние человека. Истинными причинами одиночества являются не внешние факторы, такие как, к примеру, потеря близких, социальная не включенность индивида, которые, на самом деле являются пусковым крючком, запускающим механизм процесса одиночества. Истинными причинами являются внутриличностные психологические предрасположенности человека. Одно и то же событие может вызвать различные реакции. У одних спровоцирует запуск механизмов социальной изоляции, у других только укрепит конструкты социального взаимодействия. Необходимо отметить, что практическая ценность данного исследования в той конкретной пользе, которую оно может дать конкретным людям. Само участие в исследовании, поиск ответов на заданные вопросы, и, пусть даже минимальная обратная связь с автором исследования, помогают усилить рефлексивные процессы, побуждают ставить перед собой важные бытийные вопросы о смысле жизни и о своем месте в ней. Эти размышления помогут снизить градус тревоги перед одиночеством и, развеяв фантомные страхи, позволят увидеть его позитивную ценность. 1.2. Психологическая характеристика людей периода ранней взрослости. Период ранней взрослости можно назвать временем начинаний. Перед молодым человеком открываются новые возможности. Этот касается как личной жизни: поиск партнера для близких, доверительно-интимных отношений, поиск значимой референтной группы, так и профессионального самоопределения: поиск места приложения своих сил и способностей, выбора своей жизненной стратегии. В этот период уже практически сформировались основные психо-физиологические, психические и интеллектуальные функции. Мотивация достижений становится определяющей. Если она не реализуется, то в противовес этому может сформироваться стратегия избегания неудач. Это может негативно сказаться на развитии личности, так как ориентирует не на реализацию творческих планов, не на поиск новых путей и решений, а на движение по пути наименьшего сопротивления, к поиску монотонной рутинной работы, которая не предъявляет высоких требований. Снижая требования к себе, личность, таким образом, защищает себя от понижения самооценки, но тем самым включается в порочный круг, когда избегание неудач препятствует реализации творческого потенциала, что губительно сказывается на всем жизненном пути, являясь детерминантой будущих проблем развития личности. Можно предположить, что заниженная самооценка в купе с выраженной копинг стратегией «бегство-избегание» может привести человека к неуверенности в себе, замкнутости, и, если не найдет реализации своего потенциала в различных жизненных сферах, приведет к осознанию своей ненужности, никчемности, выработает стойкое ощущение глубокого внутреннего одиночества. Ситуация усугубляется тем, что, достигнув возраста, когда личность может сама творить свою судьбу, она все еще зависит от ближайшего окружения, семьи. Чтобы избавиться от этой зависимости индивид пытается, как можно раньше, искусственно отделиться от семьи и обрести финансовую независимость. Для этого он устраивается на любую работу и снимает жилье. Тем самым личность отсекает и сужает пути реализации своего жизненного становления. Это может привести к снижению интересов, к обеднению внутреннего мира личности. Отказ от творческой реализации своего жизненного потенциала, от решения бытийных вопросов в пользу погружения в мелко-бытовую проблематику ведет к деградации личности, к уменьшению внутренних ресурсов, к зависимости от материального благополучия. Чтобы заполнить возрастающий вакуум, человек начинает «поглощать» продукцию развлекательной индустрии, которая затягивает его словно омут и уводит от раздумий о смысле своей жизни. Не случайно основным потребителем мирового кинематографа являются подростки и молодежь до 25 лет. Производители киноиндустрии, особенно не озабочиваясь воспитанием молодежи, пичкают ее развлекательным, бытовым мусором, сдабривая плоским пошлым юмором. Все это ведет к деградации личности. Еще одним важным моментом в развитии ранней взрослости является поиск романтических отношений с целью создания семьи. Это очень важный момент в развитии личности. Потребность в близости и создании теплых доверительных отношений усиливает процессы рефлексии и самоидентификации. Поиск самого себя и «созвучной» социальной среды, в которой индивид может выразить себя, важный этап развития человека. Отсутствие адекватного ближайшего окружения ухудшает интегрирование молодого человека во взрослую жизнь, формирует негативное, тоскливо-агрессивное отношение к миру. Поэтому очень важно становится наличие сформированных навыков правильного, позитивного общения. Для молодежи особенно важными в этот период становятся процессы аффилиации. Блокирование этих процессов вызывает такие чувства, как одиночество, отчужденность, фрустрация и приводит к аномии, что особенно сильно проявляется у молодого поколения. Аддиктивное поведение в этом возрасте может быть не только средством приобщения к референтной группе, но и механизмом снижения тревоги и ощущения одиночества. Вместе с тем, для гармоничного развития необходимо развитое умение внутреннего абстрагирования от окружающего мира. Установление внутреннего покоя, позитивное отношение к уединению, как к необходимому условию гармоничного развития, позволяет находить собственные ресурсы для личностного роста и делает жизнь еще более творческой и созидательной. Коротко резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что основными узловыми моментами развития личности периода ранней взрослости являются профессиональное самоопределение, как реализация своей жизненной стратегии, и установление интимных(в широком понимании), доверительных отношений с людьми, что, так или иначе, связано и со статусом личности в обществе, и, что немаловажно, с социальным одобрением. 1.3. Психологическая характеристика людей пожилого возраста. Существует несколько возрастных классификаций периода пожилого возраста. Но границы этих периодизаций однозначно не определены. Проблема заключается в том, что процесс старения, являющийся неизбежным этапом жизни каждого человека, индивидуален и зависит от многих личностных, социально-экономических и культурных факторов. Одни уже в пятьдесят лет демонстрируют «усталость» от жизни, жалуются на судьбу, и, видимо, уже не способны к каким-либо активным осознанным изменениям. Невольно вспоминаются строки современного поэта: «старости нет, есть лишь усталость». Другие, и в гораздо более поздние годы, полны творческих планов, ставят перед собой задачи, решают их, заражая окружающих своей энергией и жизнелюбием. Когда человек достигает пожилого возраста, в его организме начинают происходить необратимые изменения. Прежде всего, это ослабление деятельности всех систем и функций организма. И человеку часто бывает непросто смириться с этим. Кроме того, снижается социальная активность индивида. Немногим удается сохранить высокий уровень вовлеченности в общественную жизнь. С окончанием активности в профессиональной сфере у человека резко сужается круг общения. Нередко случается, что вышедший на пенсию и лишенный возможности активной жизни человек, быстро «сгорает», обзаводится многочисленными болезнями, и уходит из жизни. Очень важно, какие адаптивные механизмы использует пожилой человек для того, чтобы перестроить свою жизнь перед неизбежным требованием времени. Часто в такой ситуации человек обращает всю свою энергию на родных и близких, стремится более активно, чем раньше участвовать в жизни семьи. Но не всегда члены семьи адекватно и разумно воспринимают эти изменения. Более молодым поколениям они кажутся навязчивыми и назойливыми. Что приводит к конфликтам. Молодые люди возмущаются, что их лишают самостоятельности и независимости. А пожилые жалуются на недостаток внимания и уважения. Не единожды, во время данного исследования от пожилых людей приходилось слышать жалобы на черствость и неуважительность молодежи. Но на претензии о том, что молодежь «нынче не та», «мы такими не были», можно резонно возразить, что от самих стариков зависело, какой станет молодежь. Там где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи. Становление современной молодежи напрямую зависело от тех, кто их растил и воспитывал. Для пожилого человека жизненно необходимы гармоничные внутрисемейные отношения. С уходом ровесников круг общения с каждым годом сужается. Общение с молодежью, с детьми и внуками дает пожилым людям большой позитивный заряд, улучшает их мотивацию. Многие из них говорят, что буквально молодеют, общаясь с детьми. Отношение молодых к людям пожилого возраста сильно влияет на физическое и психологическое состояние последних. От чуткости и терпимости молодежи зависит насколько комфортной и счастливой будет жизнь пожилых людей. Для этого надо совсем немного: поинтересоваться самочувствием, где-то выслушать, где-то ответить на подробные расспросы. Одна из респондентов данного исследования поделилась воспоминанием о давней беседе со своей мамой, когда той было столько же лет, сколько ей сейчас. Присутствовавшая при семейном разговоре мама, стала задавать вопросы о работе и подругах. И та, желая избавиться от докучливых расспросов, бросила ей: «там столько проблем! Оно тебе надо!» И ее мама, поджав смиренно, по-старчески, губы ответила: «а ты, дочка, меня раньше времени не хорони. Не надо…» Женщина сказала, что после этих слов ей стало очень стыдно. И с тех пор она всегда старалась быть внимательней и бережней, общаясь с мамой. Пожилым людям очень важно чувствовать заботу и внимание к себе. Ощущение ненужности, невостребованности делает жизнь старых людей невыносимой. Существуют различные классификации типов старости, но они носят обобщающий, ориентировочный характер, и не исчерпывают всего многообразия индивидуальных различий людей этого периода. Но все же они важны для понимания общих психологических процессов, протекающих на этом этапе жизни человека. Английский ученый Д.Б.Бромлей выделила пять типов приспособления личности к старости(18): Конструктивное отношение к старости: удовлетворенность жизнью, принятие ситуации, высокая критичность, оптимизм, юмор. Оборонительное отношение – установка на эмоциональную сдержанность, пассивность. Семейная среда является источником сил и главной сферой деятельности. Защитная установка присутствует у людей самодостаточных, имеющих сферу приложения для своих сил, прячущихся в активной деятельности от осознания и принятия неизбежного наступления старости. Враждебная установка к окружающим. Для людей с таким восприятием характерны агрессивность и подозрительность, особенно к молодежи. Всю вину и ответственность за свои неудачи, и несбывшиеся надежды они перекладывают на окружающих людей, винят в этом судьбу, общество, недоброжелателей и т.д. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди этого типа пассивны и склонны к постоянному самобичеванию. Но результатом этого самобичевания не является духовное преображение личности, ее восхождение к мудрости и принятию. Замыкаясь на своих неудачах и падениях, они становятся заложниками своего негативного восприятия, и, находясь в постоянных депрессиях, отягощенных психосоматикой, доживают свои дни. И.С.Кон предложил свою классификацию типов старости, основываясь на характере деятельности пожилого человека: Активная творческая старость. Человек, вышедший на пенсию, активно участвует в общественной жизни. Старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда деятельность человека по завершению профессиональной карьеры направлена на благоустройство собственного быта: отдых, развлечения, самообразование - на что раньше, возможно, не хватало времени. «Женский» тип старения (свойственный, конечно же, не только женщинам). Деятельность пожилого человека направлена на семью, домашние хлопоты, заботу о внуках и т.д. Когда в семье налажена хорошая связь поколений, не нарушена коммуникация, а пожилые люди чувствуют себя востребованными и необходимыми, то протекание старости проходит благополучно. «Мужской» тип старения (следует признать, что действительно свойственен больше мужчинам, возможно, ввиду их более тяжелого принятия своих возрастных физических изменений). Жизнь человека данного типа большую часть времени занимает забота о собственном здоровье. Этот тип старости, как и предыдущие три И.С. Кон относит к положительным, хотя, на мой взгляд, избыточное внимание к своему здоровью ведет к ипохондрии и повышенной тревожности, что в конечном итоге делает человека раздражительным и склонным к депрессивной психосоматике. Кроме благополучных типов старости И.С.Кон выделяет, как и Д.Б.Бромлей два негативных типа старости. Первый - враждебный по отношению к окружающим. Второй - негативное отношение к самому себе: разочарование своей жизнью и собой. Необходимо отметить, что воспринимать старость просто, как процесс угасания жизненно важных функций, было бы неправильно. Как для хорошего произведения или пьесы важен финал, так и человеческая жизнь нуждается в достойном завершении, которое придает смысл всему человеческому существованию. Период пожилого возраста характеризуется не только снижением общей активности, ослаблением когнитивных и аффективных функций. Появляется возможность (или способность) переосмысления прожитого, появляется глубина мироощущения, способность по-новому взглянуть на жизнь. Не через призму эгоистичного, потребительского себялюбия, свойственной незрелой личности, а с позиции человека, поднявшегося над личными проблемами, и воспринимающего жизнь с позиции принятия и мудрости.
  1   2   3   4   5

  • «Переживание одиночества в разных возрастных группах»
  • Научный руководитель
  • ГЛАВА 1 Литературный обзор. 1.1.Исследование одиночества как психологического феномена. Теории одиночества.
  • Психодинамический подход.
  • Феноменологическая перспектива К.Роджерса.(22)
  • Социально-психологический подход.
  • Интеракционистский подход.
  • Гуманистический психоанализ Э.Фромма.
  • 1.2. Психологическая характеристика людей периода ранней взрослости.
  • 1.3. Психологическая характеристика людей пожилого возраста.