Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Педагогическая мастерская




страница1/5
Дата06.07.2017
Размер1.24 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Козьминская средняя школа»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

с. Козьмино

2016
Печатается по решению методического совета МБОУ «Козьминская СШ»

Редакционная коллегия: Т. Н. Кобычева, Н. С. Смирнова

Ответственный за выпуск: Т. Н. Кобычева

Техническое редактирование: Н. С. Смирнова

Художественное оформление обложки: Т. Н. Кобычева

«Педагогическая мастерская»: сборник материалов учителей школы.

Сборник содержит статьи учителей школы по применению современных технологий в обучении, проекты открытых уроков, проведённых учителями в 2014 - 2016 учебных годах. В заочном конкурсе «Педагог педагогу» - участие приняли Учайкина А.И., Борисова О.И., стали призёрами в номинации «Мой лучший урок» -Некрасова С.Ю. призёр (2 место) в номинации «Моё лучшее занятие» - Попова Ю.С.; призёром (2 место) в номинации «Мой лучший краеведческий урок»стала В.К. Велики; победителем в номинации «Мой лучший урок» стала Т.Н. Кобычева и победителем в номинации «Моё лучшее занятие» стала Г.А. Денисова.

Разработки уроков и мероприятий с применением инновационных здоровьесберегающих технологий приняли участие в заочном региональном конкурсе «Экология. Образование. Культура». Свои разработки отправили на участие Учайкина А.И., Борисова О.И., Некрасова С.Ю., Т.Н. Кобычева, Г.А. Денисова, победу в номинации «В стране Здоровья» одержала Попова Ю.С..

Материалы публикуются в авторской редакции. Ответственность за содержание, точность информации редакция не несёт.



Содержание
1. Особенности применения инновационных образовательных

ехнологий в условиях малокомплектной школы. Т.Н. Кобычева стр 4

2. Проектная деятельность и формирование УУД в преподавании

физики Т.Н. Кобычева стр 6


3. Урок в 7 классе «Плавание тел» Т.Н. Кобычева стр 10

4. Урок биологии в 9 классе «Деление клетки. Митоз» Г.А. Денисова стр 17


5. Урок по творчеству Н. Рубцова Тема: «Тихая моя Родина» В.К. Велики стр 22
6. Урок физики в 9 классе «Проблемы развития энергетики и экологии

родного края» Т.Н. Кобычева стр 29


7. Проект «Экологические минутки» Г.А. Денисова стр 40
8. Проект «Речные бобры и математика» Руководитель - учитель

биологии Г.А. Денисова стр 49


9. Массовое спортивно - познавательное мероприятие  для летнего лагеря

«Велосипед - мой друг» Ю.С. Попова стр 54
10. Внеклассное мероприятие «День Сороки» для учащихся

начальных классов. О.И. Борисова, А.И. Учайкина стр 59




Особенности применения инновационных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы.

Директор школы

Татьяна Николаевна Кобычева

В «Российской педагогической энциклопедии» малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Однако уровень образования в школе не отличается от школ, имеющих статус полных школ. Главное - небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на педсоветах, семинарах, дают мастер-классы, принимают участие во разных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

Проблемы, которые мы стремимся решать в процессе реализации стандартов – это освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а так же организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, а так же родителей.

Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам невозможно. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.

Безусловно, малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Разнообразие сельской образовательной среды и «неповторимость композиции условий» в каждой сельской школе приводят к необходимости учёта специфики каждой конкретной школы при формировании содержания инноваций и организации инновационной деятельности. Малокомплектным школам нужны учителя - универсалы, владеющие всем арсеналом педагогических приемов и методов активизации процесса познания учащихся, формирования у них высокой собственной познавательной активности и интереса к знаниям.

Необходимость качественного преобразования сельской школы очевидна.
в центре внимания современного образования стоит личность со своими особенностями, природными дарованиями и способностями, поэтому одинаково учить всех нельзя. Стремление раскрыть потенциал ребенка обязывает учителя искать оптимальные формы и методы обучения и воспитания, которые будут способствовать возмещению упущенного в его развитии и пробуждать в нем интерес к учению, потребность добывать и использовать знания. Для успеха дела в условиях сельской школы надо идти не от учебного предмета к ребенку, а, наоборот, от возможностей ребенка. Необходимо замечать и поощрять даже незначительные достижения детей, учить их рассуждать, чтобы от процесса поиска ответа он испытывал радость, а не растерянность. Малокомплектная сельская школа - явление сложное. Она самим своим существованием создает много проблем в развитии, обучении и воспитании школьников. Обучение детей в малокомплектной школе будет успешным тогда, когда дети, обучены добывать знания во время самостоятельной работы без непосредственного руководства со стороны учителя.

Учитываются возможности, способности, особенности каждого ребёнка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он готов приступить. В соответствии с эти каждого ученика подбираются индивидуальные способы освоения материал; планируется очерёдность изучения тем. Коллективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый - цель, каждый — средство». Иными слова каждый ученик решает свои задачи в разных взаимодействиях, в разных временных объединениях с остальными ребятами, которые помогают товарищам и сами в это время глубже постигают учебный материал. Ученик систематически выполняет три функции: учится, обучает и управляет учебным процессом, На таких занятиях широко используются разные виды и приёмы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия; учащихся. Это становится возможным за счет построения обучения с использованием четырёх организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной (работа в парах сменного состава). Последняя форма является ведущей. Коллективный характер занятий требует особой гибкости, вариативности учебных программ, их индивидуализации. Получить качественное образование может каждый ученик только в той школе, где он обучается по своей, индивидуальной, гибкой программе, то есть в соответствии со своим темпом освоения материала, своим маршрутом, с учетом своих возможностей и способностей.


Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя. Уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость. Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Педагогической деятельности по обучению является личностно-ориентированный подход, который реализуется через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения. Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

Проектная деятельность и формирование УУД в преподавании физики

Учитель физики высшей

квалификационной категории

Татьяна Николаевна Кобычева

«Образован не тот, кто много знает, а тот,

кто хочет много знать, и кто умеет добывать знания».

   В. Вахтеров.



«Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь развития. Сегодня для того чтобы ученик смог успешно пройти свой путь развития необходима модернизация деятельности учителя в условиях реализации ФГОС, для этого необходимо использовать эффективные технологии и нововведения в его повседневной работе. Важно помнить, что при этом кардинально меняется роль учителя по отношению к учащимся: от обучающей и назидающей к консультирующей и координирующей. Важно так же отметить, что большую роль играет личность педагога, она остается определяющей в формировании познавательного интереса школьников и их развитии. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придается проектным формам работы, итогами которой является не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать.

Считаю, что проектная деятельность является одной из самых эффективных технологией. Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Проект с точки зрения учителя – это средство, позволяющее обучать проектированию. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Проектная деятельность учащихся представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися. Необходимо учитывать, что учащимся интересна только та деятельность, которая им интересна и значима. В мире широкой доступности разнообразной информации учителю бывает сложно увлечь проектами учеников, учитывая их интересы. Поэтому нам учителям приходится возрождать привлекательность внеучебной проектной деятельности, ставить ее совершенно на другой методический, творческий и эмоциональный уровень. Как это сделать? Очевидно, чтобы эффективно руководить проектной деятельностью, учителю необходимо самому увидеть новую интересную проблему и цель, затем увлечь этим учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всего времени создания проекта, организовывать этапы работы, стимулировать к ней у школьников постоянный интерес. Это организация работы клубов, школьных научных обществ, фестивалей. Начав заниматься с детьми проектной деятельность, учитель оказывается один на один со сложными вопросами: Где же брать идеи? Как и чем мотивировать школьников? Как правильно работать над проектом с теми, кто взялся за работу? Попробую дать несколько советов, которым следую сама, исходя из Отличительных особенностей современного метода проектов в рамках ФГОС:



Первой отличительной особенностью является получение обязательного практически значимого результата. Это результат, который можно увидеть, осмыслить, "осязать", применить в реальной практической деятельности. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей проектированию, ориентированному на практическую деятельность. И здесь во многом помогает физика. Физика – одна из интереснейших, экспериментальных наук в школе. К проектной деятельности привлекаю учеников, начиная с 7-го класса, буквально с первых уроков. В ходе реализации проектов, учащиеся создают, используемые в дальнейшем на уроках, видеоролики с записью проведённых опытов, буклеты и бюллетени, делают фотографии наблюдаемых явлений и процессов, выращивают в разных условиях кристаллы, мастерим игрушки, издают книги. Своими руками ученики изготовили неваляшек, волчки, перископы, камеру – обскуру, маятник Максвелла. Издают книги «Лёд и пламень в жизни человека» с советы по сохранению собственного здоровья учащихся, «Занимательно о плотности», описывая удивительные экспериментальные задания, «На связи Козьмино» развитие средств связи в селе Козьмино и безопасность сотого телефона, «Свет наших Козьминских окошек» рассказывая, историю электрификации Ленского района, энергосбережение, «Настольная книга козьминского рыбака» раскрывая особенности и маленькие хитрости козьминской рыбалки. Продукт проекта так же должен являться значимым для ближайшего окружения учащихся, одноклассников, родителей, знакомых. Проект должен быть и педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий. Совет первый. Каждый этап работы над проектом должен быть направлены на создание конкретного значимого продукта!

Второй отличительной особенностью является наличие этапа целеполагания и прогнозирования результатов своей деятельности самим обучающимся. Опираясь на опыт и интересы учащегося, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. В рамках образовательного стандарта большие требования предъявляются к результатам образования. Известна формула результата: цель*содержание (предмет, формы, методы)=результат. Но если отсутствует хотя бы один из множителей, то результата не будет: 0*содержание (предмет, формы, методы)=0; цель*0=0. Поэтому учитель, занимающийся проектной деятельностью, должен помочь ученику четко ставить цели, которые хочет достичь, помня о том, что цель - это то, к чему стремятся. В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Чтобы научить учащихся умению ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности большое внимание уделяю этим вопроса на уроках физики. Совет второй. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их целеполаганию, прогнозированию результатов и не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.

Третьей отличительной особенностью является присутствие элементов научного поиска или исследовательской работы. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. В процессе проектной деятельности формируются исследовательские умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле. Навыки исследовательской работы учащиеся получают на уроках физики, в рамках работы клуба любителей физики «Почемучка», школьное научное общество «Юнта», районного фестиваля «Мир физики в проектах» путём активного использования метода проекта. Я являюсь руководителем «Почемучка», «Юнта» и организатором фестиваля «Мир физики в проектах», разрабатывала положения, организую работу клуба «Почемучка», руковожу ШНО «Юнта», участвую в работе и проведения фестиваля «Мир физики в проектах». Совет третий. Необходимо активно вовлекать учащихся в работу научных обществах школы (ШНО), предметных клубах, районных конференциях и фестивалях.

Четвертой отличительной особенностью является необходимость постоянной рефлексии собственной деятельности исполнителей проекта. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Совет четвертый. Учить учащихся проводить рефлексию на каждом этапе, поэтому, начиная работу над проектом, знакомлю учащихся с «Бланком самооценки проектной деятельности обучающегося».(Приложение №1)

И, наконец, для тех учителей, кто достаточно хорошо понимает основные цели, задачи, особенности проектной деятельности школьников, обладает организационными способностями, но нуждается в оригинальных идеях для детских работ советую активно участвовать в конкурсах проектов на любом уровне. «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …», говорит В. Гузеев В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Литература:

1. Материалы курса «Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. – 112 с. 10

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011.

Приложение №1

Бланк самооценки проектной деятельности обучающегося (7–9-е классы)

Оцените свои умения, выбрав один из вариантов ответа на каждый вопрос:




1

При подготовке проекта я самостоятельно находил и использовал:

- Источники мне указал учитель, некоторые я нашел сам

- 4–5 источников информации, в основном книги и Интернет

- более пяти источников разнообразных информации. Я не ограничился книгами и Интернетом


1

2



3


2

При формулировки и описании гипотезы, цели, актуальности проекта:

- не могу самостоятельно сформулировать, мне помогает учитель

- испытываю затруднения в правильной самостоятельной формулировке , мне необходима консультация

- Я сам могу правильно сформулировать и описать



1

2


3

3

План деятельности по проекту:

- У меня не получилось самостоятельно составить план деятельности по проекту

- Могу правильно самостоятельно составить, но в плане нет последовательности действий, пропускаю этапы

- Я сам составил полный план деятельности по проекту


1
2
3



4

Подробно описать весь ход работы над проектом:

- Ход работы над проектом помню фрагментарно, выводы по итогам работы мне помогал делать учитель

- Могу подробно описать весь ход работы над проектом, выводы по итогам работы мне помогал делать учитель

- Могу подробно описать весь ход работы над проектом, самостоятельно делал выводы в ходе работы


1
2
3



5

На защите проекта я:

- не использовал средства наглядности (макет, стенд, презентацию)

- использовал средства наглядности (макет, стенд, презентацию), которые готовил самостоятельно

0
1


6

На защите проекта я:

-У меня не совсем получилась защита проекта. Выступление мне помогал составлять учитель/родители

- Выступление для защиты проекта я готовил в большей мере самостоятельно, выступил хорошо

- Выступление для защиты проекта я готовил в большей мере самостоятельно, выступил хорошо и мне удалось заинтересовать аудиторию своим выступлением


1
2
3



оценка

5

13 -16

4

9- 12

3

Менее 8


Тема: Плавание тел

Учитель физики, высшая

квалификационная категория

Татьяна Николаевна Кобычева

«Ни учебник, ни учитель недостаточны, чтобы научить физике. Учащийся хоть немного должен работать сам. Он должен хоть поверхностно, но сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления, о которых говорят».

Л. И. Мандельштам, академик

Цель урока: Формирование умения объяснять поведение тел в жидкости, экспериментальное изучение условия плавания тел.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знаний учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел;

развивающие: развить логического мышления учащихся, способности видеть и понимать окружающий мир; развить научный подход к явлениям и процессам природы;

воспитательные: формировать умение работать в группе; воспитывать у учащихся чувство толерантности и взаимопомощи; воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности; воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.

Здоровьесберегающие: Обеспечить профилактику умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Значимость темы:

а) познавательная (выяснение условий плавания тел);

б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тала при помещении их в ту или иную жидкость);

в) воспитательная (преодоление боязни плавать в воде, особенно в морской);

г) реализация регионального компонента (соленые озера Сольвычегодска)

Требования к усвоению содержания учебного материала.

1) Учащиеся должны знать:

какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает, т.е. условия плавания тел; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости.

2) Учащиеся должны уметь:

определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё; объяснять жизненные вопросы по теме; решать задачи на данную тему.

3) Учащиеся должны иметь представление:

о поведении тел в жидкости, применении плавания тел в жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: объяснять плавание тел, экспериментально устанавливать условия плавания тел, исследовать условия плавания тел.

Метапредметные: Формирование исследовательской культуры: определение цели исследования, планирование этапов исследовательской работы, формулировка выводов на основании проведенного эксперимента

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: Развитие познавательных интересов. Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Участие в обсуждении содержания материала. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Личностные: Рефлексия собственной деятельности.

Тип урока: урок решения экспериментальных задач, с использованием модульной технологии

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, сосуд с водой, кусочки пластилина, пластилиновые лодочки, пипетка, растительное масло, металлическая фольга.

Конспект урока

«Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Учебный элемент 0 (УЭ0)

Учитель: Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас на очередное заседание ученого совета. Мы на прошлом заседании совершили «научное открытие» выталкивающей силы совместно с древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. Помним, что Архимед нашел решение задачи об определении количества золота и серебра в жертвенной короне Гиерона, когда садился в ванну, и нагим побежал домой с криком «Эврика!» («Нашел!»). Надеюсь, что мы подобно Архимеду в конце заседания сможем сказать «Эврика!», найдя ответы на все вопросы, и никто не скажет нам «Э… - врика!». Тему нашего заседания предстоит вам. А мне позвольте прочитать стихотворение Агнии Барто «Мячик» (в руках мяч у учителя):

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Почему не тонет мяч? Презентация «Плавание тел» сл.3-4

Этап 2. Организационный момент: мотивация принятия целей и задач урока, личностно-формирующая направленность урока. Постановка проблемного эксперимента. Учебный элемент 1 (УЭ1) Презентация «Плавание тел» сл.5-6

Опыт 1. В сосуде плавает мяч. Я погружаю мяч глубже в воду отпускаю, и мяч что делает? (всплывает) Почему мяч всплыл на поверхность воды?

На мяч подействовала что? (сила) Совершенно верно, подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Как эта сила называется. Это выталкивающая сила, которая выталкивала мяч из воды, по закону Архимеда, на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила.

Опыт 2. В сосуд опускают картофелину. Она тонет. А на картофелину действует выталкивающая сила? (да) Почему тогда в первом случае тело плавает, а во втором тонет?



Проблемная ситуация: Выяснить, почему действие выталкивающей силы приводит к разным результатам: тело может плавать, тело может всплывать, тело может тонуть?

И так, мы с вами убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила. Но ведут себя тела в жидкости по-разному. Как?

Ответ. Одни – всплывают, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут.

Учитель. Как вы думаете, а существует ли закон или условие, определяющее поведение тела в жидкости? Что мы должны выяснить?

Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел

Учитель. Это наша цель, а тема урока?

Ответ. Определить условие плавания тел (Записывают тему урока)

Тема урока: «Плавания тел»

Цель: Выяснение условия плавания тел.

Таким образом, мы убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила: и на те которые тонут, и на те которые плавают. Эксперимент. Демонстрация опыта “волшебное яйцо”. В большую по высоте и объёму мензурку наливается раствор соли и аккуратно опускается сырое яйцо. Яйцо плавает на поверхности жидкости. Наливаем вдоль стенки чистую воду и наблюдаем увеличение глубины погружения. Или (и) демонстрация видеоролика «Волшебное яйцо». Почему яйцо может тонуть, всплывать, плавать? Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела, например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне (Приложение №1 «Фрагмент видеоролика «Волшебное яйцо»»).

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Возможно предположения о том, что зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся придут к выводу о возможном соотношении этих сил, а так же свяжут это с плотностью тел и жидкости. Учащиеся формулируют каждый свою цель. (Формулировка учащимися задач (системы целей) урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что надо сделать, чтобы достичь цель урока? Чтобы решить поставленную проблему?») Учащиеся частично заполняют «Лист планирования и оценки достигнутых результатов» (Приложение №2)



Совместное планирование дальнейшей работы по достижению поставленной цели. Учитель предлагает обратить внимание на оборудование на столах учащихся, подводя их к экспериментальной проверке.

Этап 3. Проверка выполнения домашнего задания. Учебный элемент 2 (УЭ2)

Учитель: Проверим достаточно ли теоретической подготовки к решению поставленной проблемы экспериментально. Проверка домашнего - выполнение теста, самопроверка, самооценка. Задания теста служат теоретической основой для выполнения следующих заданий. (Приложение№3 «Проверка домашнего задания», «Самопроверка», «Самооценка»).



Этап 4. Практикум решения экспериментальных задач. Учебный элемент 4 (УЭ4)

3.1 Инструктаж по ТБ. (Приложение № 4 «Инструкция по правилам проведения экспериментальных заданий»)

3.2. «Практикум решения экспериментальных задач часть 1». (Приложение № 5):

Если затрудняешься ответить на вопросы, объяснения экспериментальных заданий (новый материал) обратись к учебнику – параграф 23.

1. Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта. Для выполнения задания используются сосуд с водой, сосуд с поваренной солью, картофелина средней величины.

2. Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. Нужно: сосуд с водой и кусок пластилина.

3. Возьмите две пластинки из металлической фольги, из одной сделайте шар, и опустите их в воду. Пронаблюдайте как они себя ведут. На пластинку опустите 1, 2, 3….скрепки. Как ведет себя при этом эта пластина?

3.3 Демонстрация "Картезианского водолаза". Самодельную пластиковую бутылку сжать, то это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку - она стала тяжелее и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш водолаз" стал легче и всплыл. Сила Архимеда не менялась, т.к. плотность воды и объем тела не менялись. Сила тяжести если возрастала, то водолаз тонет, если уменьшается, то тело всплывает. (Приложение № 6 "Картезианский водолаз").

3.4 Физкультминутка. Учебный элемент 3 (УЭ3)

Как я уже говорила, вода - удивительное вещество. Она помогает нам не только жить, но и отдыхать, психологически расслабляться. Недаром говорят, что на огонь и на воду можно смотреть бесконечно. Совершим путешествие под водой вокруг света. (дети поднимают стаканы с водой над головой и идут по кругу вокруг учителя со свечой или фонариком)



3.4 Обсуждение выводов полученных по выполнению практических задач части 1. Запись основных выводов в тетрадь. См. рисунок «Условия плавания тел» Презентация «Плавание тел» сл.9-13

3.5. «Практикум решения экспериментальных задач часть 2» (Приложение № 7)

Учитель. Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?



Эксперимент 1: Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.



Эксперимент 2: В один стакан наливают воду, растительное масло, машинное масло. Почему жидкости распределились таким образом? Объясните это, используя таблицу плотности этих жидкостей. Почему жидкости не смешиваются?

Эксперимент 3: В один стакан налита вода, растительное масло, машинное масло. Опустите в стакан гвоздик и пробку.

Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. Сделайте рисунок.



3.6. Демонстрация видеоролика «Башня плотности» (Приложение № 8)

3.7. Обсуждение полученных результатов по выполнению практических задач части 2 Презентация «Плавание тел» сл.14

Вывод: Значит, условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.

Следовательно,

если ρж>ρт; тело всплывает

если ρж = ρт; тело плавает

если ρж < ρт; тело тонет

1) если плотность тела больше плотности жидкости – тело тонет;

2) если плотность тела равна плотности жидкости – тело плавает;

3) если плотность тела меньше плотности жидкости – тело всплывает;


Этап 5. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Кейс – метод. Учебный элемент 5 (УЭ5) Презентация «Плавание тел» сл.15-17

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставит. Все мы живем на удивительной планете, 3/4 поверхности которой занимает вода. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Большое распространение у людей получили отдых на море, реках, озёрах. Приглашаю отдохнуть, ответив на вопрос. Почему человек может плавать в воде? Всегда ли ему это удается? Где и почему плавать легче – в реке или море?

Вспомним лето. Вы отдыхаете на море, озере или реке Вечегда, входите в воду. Учите плавать своих друзей. Легко ли поддерживать на воде тело своего друга? (легко). А сможете ли вы его также легко удержать не в воде, а в воздухе? (нет). В воду нырнули первоклассник и одиннадцатиклассник, на кого из них действует большая выталкивающая сила? Почему?

Подготовить сообщение, ответ на вопрос, используя материалы кейсов: Где человеку лучше плавать?

1.Почему человек может плавать?

2. О каком море написал Марк Твен.

3.Можно ли читать газету, лёжа на спине, в Мертвом море.

4. Есть подобие Мертвого моря в нашем регионе? Солёные озера Сольвычегодска.

Материалы кейсов:

1. Почему человек может плавать? (Приложение №9)

2. Марк Твен о странном море. (Приложение № 10)

3. Мертвое море. (Приложение № 11)

4. Солёные озера Сольвычегодска. (Приложение № 12)

5. Опасны ли нефтепродукты в море? (Приложение № 13)

Каждый желающий может рассчитать свою плотность, используя Необходимо рассчитать плотность человека и сравнить с плотностью воды.

Этап 6. Закрепление изученного материала Коррекция. Учебный элемент 6 (УЭ6)

Выполнение самостоятельной работы, самопроверка, самооценка.Самостоятельная работа «Проверь свои знания» (Приложение №14)



Таблица плотностей вещества Приложение №15)
Этап 7. Домашнее задание. Учебный элемент 7 (УЭ7) Презентация «Плавание тел» сл.19

Как вы думаете, где в жизни, технике могут учитываться условия плавания? Ученик: При постройке кораблей, подводных лодок.

Ученик: плавают суда и летают воздушные шары.

Итак, на следующее уроке мы отправляемся в путешествие по воде и воздуху! А на чем путешествуют по воде? На кораблях и судах. Условия плавания тел учитывают и в конструкции подводных лодок. Давайте подумаем, кого мы можем встретить, путешествуя по воде, что увидеть?



  • Ученик: различные водоросли, водоплавающих птиц, рыб. Почему рыбы плавают в воде и не тонут? Что же помогает каждому из них плавать или просто держаться на воде? А так же мы отправимся в воздушное путешествие… Чтобы воздушный шар поднимался выше, его надо наполнить газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Воздушные шары, используемые с давних времен для воздухоплавания, иначе называются аэростатами. Кроме того, существуют управляемые аэростаты - дирижабли.

Давайте теперь запишем задание на дом: Подготовить сообщения: Плавание судов, подводная лодка, воздухоплавание, жизнь обитателей морей, рек и океанов. Используя дополнительный материал и материал параграфа 23.

Этап 8. Подведение итогов. Учебный элемент 8 (УЭ8) Презентация «Плавание тел» сл.20-22

Думаю, что сегодня вы узнали немало нового и интересного. Очередное заседание ученого совета подошло к концу. Хочется верить, что вы можете сказать себе «Эврика!», за работу на уроке, т к. нашли объяснения на все вопросы Предлагаю каждому повести итоги своей работы. Учащиеся заполняют оставшиеся пункты «Листа планирования и оценки достигнутых результатов» (Приложение №2)

Решать загадки можно вечно

Вселенная ведь бесконечна

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

В данной работе представлена технологическая карта и конспект урока и урока в 7 классе по теме « Плавание тел», УМК –Л.Э. Генденштейна. На данный урок отведен 1 час, рассматривается после темы «Архимедова сила».

Список используемой литературы:

http://pandia.ru/text/HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php"79HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php"/HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php"123HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php"/HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php"55438HYPERLINK "http://pandia.ru/text/79/123/55438.php".php

http://festival.HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/636314/"1HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/636314/"september.ru/articles/HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/636314/"636314HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/636314/"/

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"2012HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"/HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"11HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"/HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"28HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/28/plavanie-tel"/plavanie-tel

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_fizike_plavanie_tel-HYPERLINK "http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_fizike_plavanie_tel-166625.htm"166625HYPERLINK "http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_fizike_plavanie_tel-166625.htm".htm
«Модульная технология»

Урок проводится с использованием модульной технологии. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения.

Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много, но обязательно следующие:

УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.

УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы обучающегося), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).



Задачи учителя:

  • Роль учителя сводится к следующему:

  • Разработка инструкций модулей.

  • Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

  • Уточнение модулей при практической работе с ними.

  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

Результат - повышение качества обученности учащихся.

При модульном обучении каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что обучающийся имеет возможность в большей степени самореализовываться, что способствует мотивации учения.

Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе, прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя – обязательно мотивировать обучающихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать обучающихся.



Список приложений

Презентация «Плавание тел»

«Учебная индивидуальная программа «Учимся учиться и действовать!»» Приложение №1 «Фрагмент видеоролика «Волшебное яйцо»»

Приложение №2 «Лист планирования и оценки достигнутых результатов»

Приложение№3 «Проверка домашнего задания», «Самопроверка», «Самооценка»»

Приложение № 4 «Инструкция по правилам проведения экспериментальных заданий» Приложение № 5«Практикум решения экспериментальных задач часть 1».

Приложение № 6 "Картезианский водолаз"

Приложение № 7 «Практикум решения экспериментальных задач часть 2»

Приложение № 8 Демонстрация видеоролика «Башня плотности»

Приложение №9 Почему человек может плавать?

Приложение № 10 Марк Твен о странном море.

Приложение № 11 Мертвое море.

Приложение № 12 Солёные озера Сольвычегодска.

Приложение№ 13 «Какую опасность создает перевозка нефтепродуктов»

Приложение № 14 Самостоятельная работа «Проверь свои знания»

Приложение №15 Таблица плотностей вещества

Приложение №16 «Лист самоконтроля ученика(цы) 7 класса»

Урок биология 9 класс «Деление клетки. Митоз»

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

Денисова Галина Александровна,



Цель урока: познакомить учащихся с жизненным клеточным циклом и митозом, как одном из видов деления клетки, показать биологическое значение митоза.

Задачи:

I. Образовательные:

  • Изучить жизненный клеточный цикл;

  • Раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза;

  • Охарактеризовать биологическое значение митоза;

  • Продолжить формировать навык выполнения лабораторных работ.

II. Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;

  • Развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленный вопрос;

  • Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.

III. Воспитательные:

  • Установление причинно – следственных связей, изучение познаваемости мира и его закономерностей;

  • Воспитание у школьников бережного отношения к своему здоровью;

  • Создание условий для формирования коммуникативной культуры (выслушивать и уважать мнение других);

  • Воспитание положительной мотивации к знаниям.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, проверка отсутствующих. Психологический настрой.

  1. Проверка домашнего задания.

Какой раздел биологии мы изучаем на протяжении нескольких уроков? Цитология – наука о клетке. Знаем виды клеток, их строение, процессы, происходящие в клетках.

Прочитайте предложенные утверждения, какие из них правильные, а какие нет.



Оцените свои результаты. (работа с оценочным листом)




Утверждение

+ –

1

Эукариотические клетки имеют хорошо оформленное ядро




2

Внутреннее содержимое ядра называют цитоплазмой




3

Хроматин представляет собой нити ДНК




4

Ядра соматических клеток имеют гаплоидный набор хромосом




5

Набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида организмов, получил название кариотип




6

Парные, абсолютно одинаковые, хромосомы называют гомологичными




7

Митохондрии это органоиды, в которых происходит процесс фотосинтеза




8

Центриоли клеточного центра при делении клетки образуют веретено деления




9

Набор реакций биологического синтеза веществ клетке получил название диссимиляции (энергетического обмена)




10

Ген это участок ДНК, содержащий информацию об одном белке




1. Актуализация знаний.

Все ли мы знаем о клетке? Чем будем заниматься на уроке?

Отрывок из романа Владимира Дудинцева «Белые одежды»: «А в воскресенье, уйдя на полчаса в магазин, она, должно быть, услышала какой - то зов.. Она начала тайком поглядывать на часы. - Ты располагайся, а я немного постираю. Опять зевнул, уронил газету и, повернувшись на бок, зарылся лицом в подушку. «Раз ты меня продолжаешь обманывать…» - он зажмурился, чтоб подумала, что спит. «Господи, это моя жена! – думал он. Как скрытны люди!» Вода в ванной тяжело гремела. Он чуть приподнял голову. Лены не было. Он выскочил, в коридоре ее не было…. В комнате Легко трещал киноаппарат. Здесь смотрели фильм…»

О чем? На этот вопрос мы сможем ответить, изучив тему урока.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

О каком свойстве, происходящем в организмах, идет речь?

За летние каникулы ученик подрос на 3 см, да и обувь ему вдруг стала тесной.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около 50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.

Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Увеличение количества клеток, то есть о делении клетки.

Сформулируйте тему урока. Деление клетки. Митоз. Какую цель поставим перед собой? Изучить процесс деления клетки, выяснить его биологическое значение.

И так, что же это за процесс - митоз? Что вы уже знаете о делении клеток?

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток. Р. Вирхов

Как же это происходит?


  1. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Жизнь клетки от начала одного деления до следующего деления называется клеточным циклом.

Промежуток между делениями клеток называется интерфаза.

Митоз — непрямое деление клетки, при котором из одной исходной клетки образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом, как и у материнской. Этот процесс обеспечивает увеличение клеток, рост и регенерацию организмов. У одноклеточных организмов митоз обеспечивает бесполое размножение.

Процесс деления путем митоза проходит в 4 фазы, в ходе которых копии наследственной информации (сестринские хромосомы) равномерно распределяются между клетками.

Удвоенные молекулы ДНК покрываются белковой оболочкой и называются хроматидами, соединенными перетяжкой (центромерой), а все образование – это хромосома.
Клеточный цикл


Интерфаза

Митоз

Подготовка к делению, в среднем длится 10-12 часов

Длится 1-2 часа

Состоит из 4-х фаз.



Что происходит:

Фазы:

а) в первой половине интерфазы, накапливается энергия, увеличивается число органоидов.

б) во второй половине – хромосома укорачивается, утолщается за счет репликации ДНК.



Профаза –

Метафаза – кариокенез

Анафаза –

Телофаза - цитокенез



Задание:

представь, что ты учитель и тебе необходимо объяснить ученикам, что происходит в клетке в период профазы, метафазы, анафазы, телофазы. Для подготовки используй учебник срт. 78 – 81 (Биология: Введение в общую биологию. 9 класс В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2014), помощь учителя.

Представь, что ты преподаватель ВУЗа, на экзамене студенты рассказывают о фазах митоза, оцени рассказ студентов.


Фазы жизненного цикла

Что происходит в клетке

интерфаза



1

2

3



4

5

6



М

И



Т

О

З









1

2

3



4

5

6






1

2

3






1

2











Работа с учебником, рассказ у доски, работа с оценочным листом (самооценка, оценка ответа товарищей)

Учитель показывает процесс митоза, используя мобильную схему. Ученики проверяют записи в таблице.

Работа с микроскопом, с фотографией стадий митоза. Узнать фазу митоза.


Как вы понимаете высказывание американского биолога, лауреата нобелевской премии Г. Дж. Миллер:

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец — Танец Жизни.



В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем».

Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? Деление:

А – основа размножения

Б – основа роста и развития

В – основа восстановления поврежденных органов и тканей

Г – поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.

В чем заключается биологический смысл митоза?

Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.

Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза. К каким последствиям для организма это может привести?

Нарушение митоза

Правильное протекание митоза может нарушаться под действием внешних факторов. Например, под действием рентгеновского излучения хромосомы могут разрываться. Затем они восстанавливаются с помощью специальных ферментов. Однако, могут происходить ошибки. Такие вещества как спирты и эфиры, могут нарушать движение хромосом к полюсам клетки, что влечет к неравномерному распределению хромосом. В этих случаях клетка обычно погибает.

Есть вещества, которые влияют на веретено деления, но не влияют на распределение хромосом. В результате ядро не делится, а ядерная оболочка объединит вместе все хромосомы, которые должны были распределиться между новыми клетками. Образуются клетки с удвоенным набором хромосом. Такие организмы с удвоенным или утроенным набором хромосом называются полиплоидами. Метод получения полиплоидов широко используется в селекции для создания устойчивых сортов растений.


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Составить схему клеточного цикла из предложенных терминов в тетради, на доске, проиллюстрировать картинками, описанием фаз

Работа в тетради – индивидуально, работа у доски – совместно, работа с оценочным листом.

  1. Собрать таблицу описание фаза – рисунок

  2. Подписать стадии клеточного цикла


Отрывок из романа Владимира Дудинцева «Белые одежды»: «Этот фильм, как я уже говорил, представляет собой высшее достижение современной техники микрофильмирования.с помощью тончайших приемов удалось выделить и поместить под объектив живую клетку и создать условия, при которых она могла продолжать расти и делиться.

На экране уже началось деление клетки. хромосомы шевелились, как клубок серых червей, потом вдруг выстроились в строгий вертикальный порядок. Вдруг удвоились – теперь это были пары. Тут же какая-то сила потащила эти пары врозь, хромосомы подчинились, обмякли и что-то их повлекло к двум полюсам».

Что за фильм подпольно смотрели ночью герои романа?

Фильм о делении клетки, митоз. Показ фильма.

(Тридцатилетний период гонений на генетику в СССР – с 1935 по 1964 годы – получил название лысенковщины, по имени человека, возглавлявшего травлю российских ученых).



  1. Подведение итогов урока.

Прочитайте цели урока.

Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке, работа с оценочным листом.

Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий.

Поставьте себе оценку.


  1. Домашнее задание

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел ……….!”(Митоз)

Параграф 2.14.

Аппликация из пластилина.

Ученик 2 класса прочитал тему деление клетки, митоз. Многие моменты ему остались не понятными. Используя пластилин, сделайте схему-модель митоза. Подготовьте рассказ по сделанной модели.

Биология: Введение в общую биологию. 9 класс В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2014



http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F2%EE%E7

http://festival.1september.ru/articles/620217/

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/11/13/prezentatsiya-po-biologii-delenie-kletkimitoz-dlyahttp://easyen.ru/load/biologija/9_klass/prezentacija_quot_delenie_kletki_mitoz_quot/76-1-0-349

http://prezentacii.com/biologiya/16113-delenie-kletki-mitoz-9-klass.html



Урок по творчеству Н. Рубцова Тема: «Тихая моя Родина»

(Тема Родины в лирике Николая Рубцова)

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Валентина Кирилловна Велики



Предмет: литература. 5 класс

Тип урока: урок-проект, открытия нового знания.

  1   2   3   4   5