Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Павел Филонов. Сила русской живописи




Дата08.07.2017
Размер53 Kb.
20.01.2008 – 125 лет со дня рождения художника

Павла Николаевича Филонова (1883 - 1941)


Павел Филонов. Сила русской живописи





20 января 2008 года исполняется 125 лет со дня рождения художника Павла Николаевича Филонова (1883 – 1941), одного из лидеров русского авангарда. 17 января в 15:25 телеканал «Культура» показывает документальный фильм «Человек в мире», посвященный непростой судьбе и творчеству художника. В фильме рассказывается об аналитическом методе, разработанном Павлом Николаевичем, его учениках, без которых художник не мыслил своей жизни. «Если взглянуть на фотографию семьи, где Павлу нет и 6 лет, - говорится в фильме, - то можно заметить некоторую мечтательность в его взоре, некую сосредоточенную отстраненность, которая впоследствии станет отличительной чертой великого художника». О том, какой путь Павел Филонов прошел в искусстве, как формировалась его школа, какие лишения и испытания ему пришлось пережить, а также о гонениях на художника за его работы и допросах в ГПУ, рассказывается в документальном фильме «Человек в мире».

Первую попытку поступить в Академию художеств Павел Филонов предпринял в 1903 году, но его не взяли из-за плохого знания анатомии. До 1908 года он занимался в частной мастерской, при этом трижды пытался поступить в академию. В 1908 году его приняли вольнослушателем в Академию художеств, причем именно за хорошее знание анатомии. Через два года Филонов был исключен из учебного заведения, но затем восстановлен. С первых дней учебы в академии он считался белой вороной, и, не найдя понимания со стороны профессоров, покинул ее. В своем дневнике Филонов писал, что Академия художеств ему ничего не дала и не могла дать, потому что рука у него уже была поставлена, он уже знал все об анатомии рисунка вплоть до значения каждого из отростков позвоночника. Филонов был уверен, что академия калечит людей, что талантливый человек именно вопреки академии станет настоящим художником.

В феврале 1910 года в Петербурге было создано общество художников «Союз молодежи», Филонов был одним из его учредителей. Первые холсты и акварели Павла Николаевича демонстрировались на выставках союза, первое воспроизведение его работы появилось на страницах журнала «Союз молодежи». Почти все крупные художники русского авангарда участвовали в выставках Союза молодежи. За время его существования Павлом Филоновым были написаны полотна «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток», «Восток и Запад». Участие в Союзе молодежи сыграло большую роль в его творческой биографии.

Ранние работы Филонова стали оппозицией кубизму. Творческий метод Павла Николаевича, который начал разрабатывать принципы аналитического искусства, шел вразрез с кубизмом. В 1912 году художник написал статью «Канон и закон», где выступил против Пикассо и кубофутуризма, которые были тогда очень популярны в Европе.

В январе 1914 года распался Союз молодежи, а в марте Филонов предпринял попытку создать группу, связанную идеями аналитического искусства. Эта попытка не вполне удалась, поскольку помешала начавшаяся Первая мировая война, но это стало подготовкой к возникновению в 1925 году коллектива Мастеров аналитического искусства. В марте 1914 года группа Филонова выпустила манифест, ставший первой печатной декларацией аналитического искусства. Манифест назывался «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины"», на обложке издания был воспроизведен «Пир королей» Филонова. Следуя «принципу сделанности», организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Павел Филонов писал большие холсты маленькой кистью. Художник так сформулировал свое кредо: «Упорно и точно рисуй каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

В творчестве Филонова до революции наметились два круга образов, которые были развиты художником на протяжении всего творческого пути. Одна из них – современный город, который Филонов воспринимал как источник зла, калечащий человека духовно и физически. С другой стороны, Филонов создал свою утопию о справедливой жизни людей. Это цикл картин «Крестьянская семья», «Поклонение волхвов», «Трое за столом», «Цветы мирового расцвета», «Победитель города».

Осенью 1916 года Павел Филонов был мобилизован и отправлен на Румынский фронт. В Февральскую революцию его избрали председателем солдатского съезда в Измаиле, а затем председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. После ликвидации фронта Павел Николаевич вернулся в Петроград и в 1919 году принял участие в масштабной выставке в Зимнем дворце, где он представил цикл «Ввод в мировый расцвет». Посетивший экспозицию Виктор Шкловский писал: «Араратом на выставке выглядит Филонов. Этот не провинциал Запада, а если и провинциал, то той провинции, которая, создав себе новую форму, готовит поход для завоевания изжившего себя центра. В его картинах чувствуется громадный размах, пафос великого мастера. <…> В Филонове сейчас сила русской, не привозной живописи».

Павел Николаевич Филонов совместно с Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшиным, Николаем Пуниным, Павлом Мансуровым организовал Институт художественной культуры. В 1923 году Филонов возглавил в нем отдел общей идеологии. В 20-е годы Павел Николаевич создал цикл работ, посвященный гражданской войне, революции, рабочим. Кроме занятия творчеством Павел Филонов выступал на диспутах, где утверждал и защищал принципы аналитического искусства. В 1923 году художник опубликовал «Декларацию "Мирового расцвета"». Основным постулатом стало положение о «глазе видящем» и «глазе знающем». Первому подвластны цвет и форма объекта, а «знающий глаз» исследователя стремится к исчерпывающему видению, на основе интуиции он улавливает скрытые процессы, и художник пишет их, по выражению Филонова, «формою изобретаемою», то есть беспредметно.

Филонов и его ученики, его школа – особая тема. Он не мыслил своей жизни без учеников. В любое время суток любому человеку, не спрашивая имени и фамилии, он был готов часами делать постановку на творчество, то есть раскрывать тайны аналитического метода. Такой многочисленной школы, как у Филонова, не было ни у кого из лидеров русского авангарда. С июня по сентябрь 1925 года Павел Николаевич вел занятия в одном из помещений Академии художеств. Их посещало тогда до 70 учеников. Многие не задерживались надолго. К 1927 году, когда коллектив Мастеров аналитического искусства, возникший в 1925 году, был утвержден официально, он начитывал около 40 художников. Среди них – Павел Кондратьев, Татьяна Глебова, Юрий Хржановский, Михаил Цыбасов, Евгений Кибрик и другие. В 1927 году в Ленинграде состоялась выставка Мастеров аналитического искусства и была представлена постановка «Ревизора» в сценическом оформлении школы Филонова. После выставки у мастера появились новые ученики.

В 1929 году Русский музей предложил Павлу Филонову устроить персональную выставку, но у этой идеи нашлись противники, и в результате выставка так и не состоялась. В 1932 году в Русском музее проходила выставка, посвященная 15-летию революции. На ней работы Филоновы были представлены, но затем творчество мастера надолго исключили из художественной жизни страны. Сам художник подвергался при жизни преследованию за свое творчество, его много раз допрашивали в ГПУ. В 30-е годы он особенно бедствовал, но при этом все равно не терял творческой одержимости. 30 августа 1935 года он записал в своем дневнике: «Все время, начиная с первых дней июня, я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день».


Филонов умер в самом начале блокады Ленинграда, 3 декабря 1941 года.

(По материалам документального фильма «Человек в мире» и статьи Евгения Федоровича Ковтуна в книге «Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки», Ленинград, 1988).




О ФИЛЬМЕ:
Человек в мире. Павел Филонов




Документальный фильм (Россия, 2001).
Режиссер-постановщик Максим Гуреев.
Автор сценария Алексей Сивов.
Оператор-постановщик Юрий Журавлев.
Текст читает Андрей Руденский.

О творчестве и трагической судьбе выдающегося художника Павла Филонова.



В эфире:
17 января в 15:25

(ИСТОЧНИК: http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=200834

  • 20 января 2008 года
  • «Культура»
  • О ФИЛЬМЕ: Человек в мире. Павел Филонов
  • 17 января в 15:25 (ИСТОЧНИК: http://www.tvkultura.ru/news_print.htmlid=200834cid=46 )