Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Павел Федорович Беликов. Путь Непрерывного Восхождения «Помнить, что только пламя собственного сердца освещает пути к Великому Свету»




Скачать 132.9 Kb.
Дата25.06.2017
Размер132.9 Kb.
Павел Федорович Беликов. Путь Непрерывного Восхождения

«Помнить, что только пламя собственного сердца освещает пути к Великому Свету».

(П.Ф.Беликов)

Летом этого года (28.07 - 31.07.11) в Эстонии прошел IX Международный общественно-научный форум «Будущее человечества – расцвет Культуры». Он посвящался столетию со дня рождения Павла Фёдоровича Беликова - выдающегося исследователя творческого наследия великих деятелей мировой культуры – семьи Рерихов.

Светлый образ П.Ф.Беликова принадлежит не только Эстонии, но всему миру и Высоким Надземным Мирам.

Павел Федорович Беликов (1911 – 1982) является одним из основоположников рериховедения. Благодаря библиографии литературных трудов Н.К.Рериха, которую он составил и опубликовал при поддержке Юрия Лотмана в 1968 году в научном журнале Тартусского университета, имя Н.К.Рериха было введено в научный оборот, появилась возможность широкого исследования жизни и творчества Н.К. и его семьи. В составлении библиографии литературных трудов Н.К.Рериха Беликову помогал еще при жизни сам Николай Константинович, а затем – его сыновья.

А в 1972 году в серии ЖЗЛ увидела свет книга П.Ф.Беликова в соавторстве с искусствоведом В.П.Князевой - «Рерих». Это было большое событие, хотя сам П.Ф. отмечал, что считает эту книгу «лишь слабым отзвуком чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания». И еще он писал: «О большинстве ее недочетов я знал в процессе работы над нею с редактором и стремился к одному, а именно к тому, чтобы недочеты по своему характеру были бы «пропусками», которые впоследствии можно заполнить, а не искажениями, которые пришлось бы «опровергать» и краснеть за них».

Он мечтал о другой книге и работал над ней всю жизнь: накопил много материала, осмысливал его и написал 2 главы – «Рерих: опыт духовной биографии».

Важнейшей задачей для Рерихов в их культурном строительстве была передача накопленных ими философских и научных знаний и материалов на родину. Очень мало было людей в России, кто глубоко понимал значение духовного наследия Рерихов и тем более, способен сделать его достоянием русской культуры. Именно П.Ф.Беликов смог провести в жизнь многое из того, что впоследствии послужило базой для возвращения наследия Рерихов в Россию. Был заложен магнит для возвращения наследия на Родину.

Переписка с Н.К.Рерихом началась с середины 30-х годов, причем первым написал Н.К.Рерих. Дело в том, что Беликов подготовил несколько докладов на тему о Рерихе. У Н.К.Рериха в Таллинне были знакомые, через которых он узнал об интересах Беликова и в 1936 году написал ему. Вспоминая Н.К.Рериха, Беликов писал: «Увидеть в малом большое и не потерять в большом малое, это было какое-то особое свойство Рериха, которое я лично испытал на себе. Ведь ему было за шестьдесят, а мне только 25 лет, когда мы интенсивно переписывались <…> И, давая мне очень многое, он ни разу не дал почувствовать различие наших положений».

Павел Федорович получает письма от Н.К.Рериха, сам изучает книги Живой Этики, постепенно собираются материалы, создается архив. Надо отметить, что и жена Павла Федоровича, Галина Васильевна, изучала книги Живой Этики, философские идеи Рерихов.

Беликов был замечательным эпистолярным собеседником. Н.К.Рерих писал ему в 1939 году: «В каждом Вашем письме заключено что-то строительное и бодрое» (15.05.39). Уникальной особенностью Павла Федоровича было без упрощения «переводить на общедоступный язык» основополагающие идеи Живой Этики.

Е.И.Рерих в письме Г.Ф.Лукину от 29 июля 1939 года пишет: «Получили и фотографию супруги П.Ф.Беликова. Очень понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор. Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли, высказанные П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно, радость жизни – не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни, как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и восхищения. Шлю им привет сердца» (Письма Е.И.Р., Т.6, С460).

П.Ф.Беликов имел философский склад ума, с ранних лет интересовался философией Востока, много читал, хотя и не получил специального образования. Занимался самообразованием.

Он родился в Нарве 29 июля 1911 года. Его отец – Беликов Федор Александрович, родом из Псковской губернии, мать – Беликова Мария Матвеевна, урожденная Аатонен, родилась в Нарве. Отец занимался торговлей. Семья жила в достатке. В детстве много путешествовал с родителями. Был на Кавказе, в Крыму, на Волге, в Москве, Петрограде. Учился в Ленинграде, где закончил 51 Советскую Единую трудовую школу (курс гимназии). До 1930 года жил с родителями в Васькнарве и в Нарве, помогая отцу по торговой части. В 1931 -1932гг. служил в эстонской армии, после чего переехал на жительство в Таллинн. В Таллинне учился на Высших коммерческих курсах, но разразившийся в стране экономический кризис, не дал возможности работать по специальности, поэтому работал на ткацкой фабрике «Ээсти Сийд». С юношеских лет интересовался литературой, философией, искусством. В Таллинне принимал деятельное участие в Русском Литературном Кружке (одна из первых статей - «Пушкин и государственность»). Публиковал статьи по литературоведению, выступал с докладами на литературных чтениях. В 1937г. устроился на работу в книготорговую фирму «Тээкооль» в Таллинне, при которой было отделение от советской фирмы «Международная Книга». Женился в 1938 году, жена – Галина Васильевна Беликова, урожденная Махова, окончила Тартусский университет по факультету сельского хозяйства (агроном), позднее – Таллинский педагогиум и работала учителем в школе. У Беликовых было двое детей: дочь Елена, 1940 года рождения и сын Кирилл, 1942г.р.

Перед войной Павел Федорович работал в Эстонской республиканской конторе «Союзпечать» в Таллинне, где продолжил работу после окончания войны, главным бухгалтером Центрального совета спортивного общества «Калев», гл. бухгалтером Амблаской МТС. В разговоре «обо всем» Павел Федорович отмечал : «Так получилось, что хлеб насущный давало одно, а пищу духовную – другое. И знаете, - добавил он, - одно другому не мешало, никакого раздвоения не было…».

Живя в Таллинне, П.Ф.стремился переехать в сельскую местность из-за состояния здоровья (болел туберкулезом). В 1961 году переехал в Козе-Ууэмыйза , где работал в должности гл. бухгалтера Козеского отделения «Эстсельхозтехники» до выхода на пенсию в 1971 году.

Архив по жизни, творчеству и деятельности Н.К.Рериха стал собирать с середины 1930-х годов. В этой области имел обширную переписку с музеями и обществами Н.К.Рериха в США, Великобритании, Индии.

Архив П.Ф.Беликова в 70-х годах составлял до 4000 единиц хранения различных документов, публикаций, фотографий в оригиналах и копиях. По существу он являлся крупнейшим архивом по Н.К.Рериху в Советском Союзе.

П.Ф. был Хранителем значительного количества документов, писем, фотографий семьи Рерихов. В то же время он был исследователем наследия, продолжателем дела Рерихов – учеником и последователем. В нелегкое советское время, он ввел имя Н.К.Рериха в научный оборот, вел переписку с общественностью и учеными, писал искусствоведческие статьи по исследованию художественного творчества Н.К. и С.Н. Рерихов, утверждал вопросы Культуры в жизнь, помогал в организации и проведении первых выставок Н.К. и С.Н. Рерихов в Советском Союзе, организовывал празднование 100-летия Н.К.Р в СССР на государственном уровне, боролся за сохранение наследия Рерихов. 1974 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Рериха. Чтобы на Родине Н.К.Рериха эта дата была тоже достойно отмечена, Павел Федорович задолго до этого устанавливал нужные контакты с деятелями науки и искусства, направлял деятельность множества людей, превращая их в единомышленников и сотрудников. В широкой прессе были опубликованы статьи о жизни и творчестве Рериха. Центральным событием празднования явилось Торжественное собрание в честь 100 – летия Н.К.Рериха в Большом Театре, на котором присутствовали и выступали С.Н.Рерих и П.Ф.Беликов. В Академии художеств СССР открылась большая выставка картин Н.К.Рериха, а также первая научная конференция – Рериховские чтения.

Павлу Федоровичу приходилось немало ездить по стране, поскольку официально он числился консультантом на Киевской киностудии документальных фильмов. Беликов выступил консультантом при создании документального фильма «Николай Рерих» (Киевнаучфильм, 1975) и при разработке проекта реконструкции усадьбы Н.Рериха в Изваре (он был членом комиссии по организации мемориала Н.К.Рериха в Изваре, которую возглавлял Д.С.Лихачев). Много помогал работникам музеев - рассказывал о философском аспекте произведений Н.К. и С.Н.Рерихов работникам музеев, где проходили выставки.

Он всегда был на выставках со С.Н.Рерихом - был его секретарем - организовывал встречи, ограждал от нежелательных гостей и общений. П.Ф.Беликов обладал неким чувствознанием, определяя, с кем Святославу Николаевичу обязательно нужно встречаться, а с кем - можно и подождать.

Павел Федорович был Хранителем. Так назвала свою статью, посвященную Беликову, Л.В.Шапошникова. До прихода фашистов в Таллинн, Павел Федорович разделил архив на несколько частей и спрятал. Большая часть документов была спасена и восстановлена после войны.

Л.В.Шапошникова планировала поместить свою статью в книгу «Мастер», т.к. Мастер неотделим от Хранителя, но судьба распорядилась иначе. Но статья Людмилы Васильевны все-таки нашла свое место в другой книге, посвященной 90-летию со дня рождения Беликова – «Непрерывное восхождение».

Он был Хранителем архива, и судьба хранила его. Были такие моменты в жизни П.Ф.Беликова, когда жизнь его была на волоске от смерти, но появлялся удивительный шанс спастись. Как будто силы Высшие хранили его для выполнения значительной миссии в жизни. Эти события описывает Л.В.Шапошникова в своей статье «Хранитель».

Знакомство Л.В. Шапошниковой и П.Ф.Беликова состоялось благодаря С.Н.Рериху. В 1972 году Л.В. была в гостях у Святослава Николаевича. Когда она уезжала, он просил передать 2 письма. Одно для Ираиды Михайловны Богдановой, другое – Павлу Федоровичу Беликову. Письмо Павлу Федоровичу Людмила Васильевна переслала, а скоро пришел ответ, в котором Беликов сообщал, что скоро будет в Москве и хотел бы встретиться. Знакомство перешло в прочную дружбу единомышленников.

Как пишет Людмила Васильевна в статье «Хранитель»: «По мере узнавания Павла Федоровича, я все больше удивлялась, потом изумлялась и наконец, поняла, что передо мною человек необычный, уникальный, неповторимый. Он был отмечен печатью той истинной интеллигентности, которая ушла из нашей жизни давно… Он обладал не только интеллектом и образованностью этой интеллигентности, но и ее твердостью, мужеством, я бы сказала, какой-то ее несгибаемостью».

Далее Людмила Васильевна отмечает, что «…Павел Федорович от природы своей обладал талантом ученого и исследователя. Он был ученым, как говорят, от Бога. Не имея никакого специального образования, он был первым, сумевшим открыть нам подлинного Рериха во многих аспектах его деятельности. Павла Федоровича никто не учил работать с источниками, он не защищал диссертаций, не постигал специальной научной методологии. Но его работы, превосходившие публикации дипломированных ученых, охотно принимали в научные журналы и сборники».

Людмила Васильевна подчеркивает в своих воспоминаниях, что Павел Федорович был «человеком судьбы», т.е. судьба поставила его на одно из жизненно важных мест и определила ему миссию, связанную с великими именами: «Его отличало то внутреннее мужество, которое помогало ему достойно выходить из самых трудных и запутанных ситуаций. А их в его жизни было немало».

Л.В.Шапошникова пишет о том, что научилась у Павла Федоровича отвечать на письма корреспондентов нужно сразу, не откладывая «на потом», «…он заставил меня дорожить каждым фактом в жизни Рерихов, ничего не оставлять без внимания, не делить факты, как это я привыкла делать, на важные и неважные». Павел Федорович говорил: «Видите ли, все эти факты связаны с великими личностями, в жизни которых были события необычные и миссия которых для нашего столетия была уникальна. И, наконец, несмотря на видимое обилие фактов, мы не можем сказать, что знаем о Рерихах все. Мне кажется, что факт, который мы с вами сегодня считаем неважным, может завтра оказаться важным, и наоборот».

Людмила Васильевна отмечает, что «в жизни Павла Федоровича самым важным человеком всегда был Святослав Николаевич Рерих».

Сам Святослав Николаевич говорил: «Я чувствую себя с Павлом Федоровичем в безопасности, такого надежного друга я вряд ли когда–нибудь буду иметь».

В Козе-Уумыйза всегда были посетители, кто интересовался творчеством Рериха. Это были разные люди: ученые, исследователи, молодежь, обычные люди, заинтересовавшиеся творчеством Н.К.Рериха.

Дом Павла Федоровича всегда был открыт для посетителей, исследователей. Каждому гостю Павел Федорович уделял внимание, рассказывая о Рерихах, показывал архив, при необходимисти – давал пользоваться материалами. Он был удивительный рассказчик, умел говорить с собеседником по сознанию. Если это были люди науки, искусства – старался привлечь их к теме «Рериха». Так Наталья Санникова, журналист, вспоминает как познакомилась с Павлом Федоровичем, как он ее заинтересовал, привлек к теме «Рерих и Эстония»: «Уже тогда, в пору нашей совместной работы над статьей, я не раз думала: ну зачем ему, крайне занятому известному рериховеду, хлопоты с чужими публикациями, зачем отдавать материалы, которые по крупицам собирались всю жизнь, зачем терять время на переговоры с редакциями и читать чьи-то черновики?...нет сомнений, что Павел Федорович мастерски «втравил» меня в тему. «Рерих и Эстония» не оставляют меня и сейчас». Т.о. Павел Федорович делал Посев великого знания, который дал реальные всходы. Он был Сеятелем, Пахарем на ниве Культуры.

И еще очень интересный момент из воспоминаний Н.Санниковой – какие уроки человек получал при сотрудничестве/общении с Беликовым. Это уроки – «как работать, как доводить начатое до конца, как избавляться от …восторженно-дешевого популизма там, где речь шла о Рерихе, как не отступать от поставленной цели. Позже это свое правило он сформулировал в письме к Г.Ф.Лукину в Ригу так: «…Не терпеливо ждать, а готовить все возможности» (12 августа 1977г.).

Своей культурологической деятельностью он прозревал весь мир из небольшой Эстонии. В Козе – Ууэмыйза, где жил и работал П.Ф. последние 20 лет, летели письма, шли бандероли, посылки со всех концов света – Индии, Америки, Германии, Англии, Франции, Австралии.

Через его фокус Миры Высоких измерений устремляли туда свои Духовные Лучи, насыщая светом Будущего пространство Эстонии.

П.Ф.Беликов был великим тружеником, его день был расписан по минутам. После работы, а работал он на основной работе до шести, ежедневно время с восьми вечера до двенадцати было посвящено работе «за письменном столом» - прочитке корреспонденции, написанию писем, статей, работе с архивом и т.д. Дорожил каждой мину той: неоднократно Святослав Николаевич приглашал его приехать в Индию, но П.Ф.Беликов так и смог поехать, т.к. был постоянно занят. Его мечта поехать на Алтай, также осталась мечтою.

При такой загруженности, он не забывал семейные обязанности – внимательный, любящий муж, отец, дедушка. Он был открытым в общении человеком, любил юмор, знал и хорошо исполнял народные песни, прекрасно читал стихи.

Перу П.Ф.Беликова принадлежат статьи о Н.К.Рерихе: «Творчество Н.К.Рериха», «Об идеологии творчества Н.К.Рериха», «Рерих и Горький», «Николай Рерих и Индия» и др.. Есть статьи, посвященные Ю.Н. и С.Н. Рерихам: «Светлой памяти Юрия Николаевича Рериха», «Творчество Святослава Рериха», «Святослав Рерих и проблемы современного искусства», «На выставках Святослава Рериха» и др.

Павел Федорович был Первым, кто осмысливал, собирал, вводил в жизнь великое наследие. Он был Первым рериховедом, сколько тончайших наблюдений жизни их духа, метаисторических прозрений собрано в его трудах и прежде всего в опыте Духовной биографии Рерихов. Подлинно осветить жизнь Великих духов может человек, созвучащий им. Только в созвучии рождается творчество.

Павел Федорович не успел закончить свой основной труд - книгу «Рерих: опыт духовной биографии». Оригинал текста разошелся в копиях, одна из которых, без ведома его родственников, была опубликована в Новосибирске в 1994 году. Затем, также без разрешения держателей архива П.Ф.Беликова, было осуществлено еще одно издание («Сфера», 2001). В 2002г. сын П.Ф.Беликова, Кирилл, передал в МЦР машинописный екземпляр книги, датированный 1980 годом. При подготовке был максимально сохранен авторский текст, комментарии сделаны К.А.Молчановой. Книга издана МЦР в 2011 году к 100-летию со дня рождения П.Ф.Беликова.

Книга: «Рерих опыт духовной биографии» - это своего рода путеводитель, подводящий к глубинам внутренней жизни Рерихов через размышления над их очерками, книгами, письмами. Нить повествования проходит так, что перед читателем раскрываются грани личностей Н.К. и Е.И.Рерихов. Книга побуждает читателя размышлять, делать выводы, вырабатывать свое отношение.

П.Ф.Беликов активно участвовал в конференциях, посвященных Рерихам: в Ленинграде и Москве, на Рериховских чтениях в Новосибирске (1976, 1979 годы). Как вспоминает Гунта Рудзите, дочь Рихарда Рудзитиса, Павел Федорович «прирожденный борец, он старался защитить от любих нападок дело Рериха. Чуткая его природа не выдержала после поездки на Рериховские чтения, проходившие в Новосибирске в 1979 году, и он получает тяжелый инсульт. Несмотря на это, чуть оправившись, снова пытается писать. Если не слушается рука, то на машинке…».

Но к сожалению, болезнь не отступает, в мае 1982 года П.Ф.Беликов уходит з жизни.

В Гранях Агни-Йоги 1955г. есть строки, которые в полной мере можно отнести к П.Ф.Беликову:

«Истинные деятели Общего Блага не думают о себе, у них почти нет личных мыслей. Сфера личного сведена на нет. Сверхличная жизнь наполняет сознание до пределов его вместимости, и малому «я» места уже не остается» (526).

«Хороших тружеников Ценим. Они вносять долю свою в строительство Нового Мира, особенно Приветствуем энтузиам как возжигателя огней духа» (477).

«Мало в духе идущих, и потому им особая забота и внимание. По миру разбросаны они, как маяки спасения людям. Их Посылаю в мир, дабы мир человеческий обратился ко Мне. Жертва их велика, и велико нагружение» (474).

Летом 1983 года, когда Павла Федоровича уже не было в живых, альпинисты новосибирского Академгородка взошли на безымянный пик Алтая. Покоренной вершине дали имя «Пик Беликова». Через этот пик идет дорога к вершинам семьи Рерихов.

Судьба связала имя и дела Павла Федоровича Беликова с одним из величайших людей XX века, с именем Мастера, внесшим важный вклад в Космическую эволюцию человечества.

В Москве, в Центре-Музее имени Н.К.Рериха, созданному по замыслу С.Н.Рериха, реализованному Л.В.Шапошниковой, сияют устремления П.Ф.Б., его труд. И там они продолжают жить с нами, принося свои плоды, хотя многие и не подозревают об этом.

Павел Федорович Беликов был человеком, роль которого в историческом процессе нашей страны трудно переоценить. Он был причастен к метаистории – когда Высшая Воля проявляется через деяния личностей. Павел Федоровия был одним из тех личностей, которые, пропуская сквозь свой внутренний мир высокие идеи, становятся фокусом, объединяющим доселе разрозненные силы в культурное движение.

Как отмечает Л.В.Шапошникова в своих работах, в настоящее время на нашей планете формируется новое космическое мышление, основой которого является ЖЭ, философия Космической реальности. Помимо самих вестников Космической эволюции в лице Рерихов, немалый вклад в этот процесс внесли и вносят их ближайшие сотрудники (ученики), продвигавшие заложенные в Учении идеи в пространство культуры. Павел Федорович Беликов и был таким сотрудником Рерихов. Во многом через него в СССР шло формирование рериховского движения, укоренение идей ЖЭ и осознание эволюционной роли семьи Рерихов. Его творческий импульс напитал целые поколения рериховцев.

Творческое наследие самого П.Ф.Беликова ждет своих исследователей.

Кира Алексеевна Молчанова, ученица П.Ф.Беликова, председатель Эстонского общества Рериха пишет: «Вспоминая общение с Павлом Федоровичем Беликовым, вчитываясь в его работы, я могу утверждать, что он является человеком нового сознания и деятелем культуры совершенно иного вида. Именно такими людьми созидается Будущее».

Павел Федорович Беликов своим жизненным примером показал нам Путь Непрерывного Восхождения.

Вспоминая П.Ф.Беликова, С.Н.Рерих отметил: «Пусть светлая память о Павле Федоровиче вдохновляет и озаряет Путь всем, ищущим истинный Путь жизни».

Литература:



  1. Письма Е.И.Рерих, МЦР, М., Т.6, С.460

  2. Грани Агни-Йоги 1954, Новосибирск, 2011

  3. П.Ф.Беликов, Рерих: опыт духовной биографии, МЦР, М., 2011

  4. Непрерывное восхождение, сборник в 2-х т., МЦР, М., 2001

  5. Культура и время №2, МЦР, М., 2011



Подготовила Е.Г. Букреева, сотрудница Артемовского Рериховского общества
Каталог: sites -> default -> files -> culture
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»
culture -> Тамерлан Скульптурный портрет Тамерлана
culture -> К 150- летию со дня рождения В. С. Соловьева (1853-1900) «Нездешние берега» жизни и творчества В. С. Соловьева …Мы навек незримыми цепями

  • Павел Федорович Беликов (1911 – 1982)
  • «лишь слабым отзвуком чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания».
  • «Так получилось, что хлеб насущный давало одно, а пищу духовную – другое. И знаете, - добавил он, - одно другому не мешало, никакого раздвоения не было…».
  • «…Не терпеливо ждать, а готовить все возможности»