Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Патриотическое воспитание школьников на занятиях «Основы Православной культуры»




Скачать 56.06 Kb.
Дата23.04.2017
Размер56.06 Kb.
Выступление Румянцевой Т.А., преподавателя «Основ Православной

культуры» г. Славянска-на-Кубани по вопросу



«Патриотическое воспитание школьников на занятиях

«Основы Православной культуры»

на краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск - 2007»

В современной школе существует множество проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения в условиях утилитарных, коммерческих, общественных отношений, размытости понятий добродетели, отсутствия основ морализма. Одна из важнейших проблем воспитания связана с развитием в ребенке чувства патриотизма, потребности осознания себя частью великого народа с самобытной культурой, героической историей, высокой миссией прошлого, настоящего и будущего, возвышенной духовной биографией.

Предмет «Основы Православной культуры» в силу своей сущности, а также связанности событий христианской культуры на Руси с событиями русской истории, литературными источниками, самобытной архитектурой и изобразительным искусством позволяют учителю привить лучшие патриотические чувства, духовные порывы юной душе подростка.

Многие темы занятий позволяют расширить культурологический, литературный, исторический кругозор ученика в области знаний о Родине, русской земле.

Полагаю необходимым ознакомить учащихся с событиями глубокой древности, связанными с зарождением русской государственности, объяснить лингвистические попытки толкования слов «Русь», «русский». Для данной тематики предлагаю использовать книгу известного ученого, доктора исторических наук А.В. Назаренко «Древняя Русь на международных путях», которая получила Макаровскую премию. Автор рассказывает о культурных, торговых и политических связях древнерусского государства со своими западными и восточными соседями. Летописание складывалось во второй половине XI века, поэтому сведения о ранней истории изучались по иностранным источникам. Для объяснения слова «Русь» стоит сослаться на мнение известного лингвиста, академика О.Н. Трубачева, который выводит имя «Русь» из языка, существовавшего в южнорусских степях, где жили протоиндейцы, которые позже откочевали в Индию. Русь у них означала светлый, русый, белый. Начало спору о происхождении имени «Русь» положил М.В. Ломоносов. Эти сведения заставят задуматься учащихся о том, что величайшие умы русские искали истоки своей культуры, интересовались прошлым своей Родины.

Изложение основных исторических "вех Русской земли считаю нужным начинать со сказаний о призвании варяжских князей новгородцами. Очень важно познакомить детей с житием преподобного Нестора Летописца, автора труда «Повесть временных лет», а также автора описаний жития преподобных Печерских старцев и святых мучеников Бориса и Глеба. Следующим важным в патриотическом воспитании этапом полагаю рассмотрение событий, которые легли в основу русской государственности и культуры - крещение Руси. Стоит подробно рассказать о княгине Ольге, о том, что еще со времен Аскольда, первого в нашем отечестве христианине на Руси, существовали православные общины. Приняв крещение, княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие. Она почтила память первого русского князя христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. Можно провести с детьми праздник «Крещение Руси», литературно-историческую игру «Как князь Владимир веру выбирал».

Очень интересны для учащихся темы, связанные с героическим прошлым русского народа во времена святого благоверного князя Александра Невского, событиями Куликовской битвы. Дети с любопытством слушают о преподобном Сергии Радонежском, благоверном Дмитрии Донском. Уместно проведение праздников, исторических конкурсов. Героические события связанные с историей русского монашества (Александр Пересвет и брат его Андрей Ослабля), Возведение русских монастырей (Николо-Угрешский монастырь). Князь Дмитрий Доской дал обет, что по возвращении из битвы на месте чудесного обнаружения в лесу иконы Николая Чудотворца согревшего его надеждой на победу, построить этот монастырь. Можно процитировать слова историка В.О. Ключевского: «Народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом и встал на поработителей. Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды». Архитектура Москвы представляет собой уникальную коллекцию памятников русской истории: Казанский собор на Красной площади, Кремль, Исторический музей, собор Василия Блаженного, Чудотворные иконы, в особенности Владимирская, Казанская иконы Божией Матери дают возможность рассказать учащимся множество событий русского патриотизма, привить любовь к Родине.

Особенно знаменательна дата празднования иконы Казанской Божией Матери. День примирения и согласия, ставший религиозно-государственным праздником в нашей стране имеет особый духовный и гражданский смысл. К Сожалению, не только дети, но и многие взрослые плохо понимают связь этих событий и праздников. Следует подробно рассказать о временах смуты. В начале XVII в. Русскую землю постигло страшное бедствие, которое потомки назвали Смутным временем. После убийства сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерти бездетного Федора Иоанновича пресеклась царствующая династия Рюриковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но царствование Бориса Годунова было крайне неудачным, и после его кончины разные Лжедмитрии, выдавая себя за спасшегося царевича, объединялись с врагами русскими - шведами и поляками, русскими авантюристами князьями, что привело к большому бедствию. Народный энтузиазм позволил с Божьей помощью князю Дмитрию Пожарскому и Козьме Прудкову организовать народное ополчение.

События Бородинской битвы несмотря на то, что историки до сих пор спорят, кто же победил в этом сражении, позволяют считать предрешающим исход отечественной войны:

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина.

Биография и трагическая участь последнего царя Николая II позволяют показать русскую идею о священном характере царской власти в православной государственности.

Очень важно на примере героических событий Великой Отечественной войны рассказать о подвиге пастырей. Многие священники воевали, партизанили, были награждены орденами и медалями за защиту Отечества.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), талантливый хирург, спас не одну сотню человеческих жизней; Александр Романушко в 1943 году при большом скоплении народа отказался отпевать полицая - предателя и призывал других полицаев искупить вину перед Родиной.

Необходимо рассказать детям о героях чеченской войны. Например, о Сергее Таранце - герое России, нашем современнике, новомученике Евгении Родионове, погибшем 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня в Чечне в день своего рождения.

На уроках «Основы православной культуры» важно и нужно цитировать русских поэтов и писателей, чтобы показать их любовь к родной природе, Отечеству, чувство патриотизма, например, Федора Тютчева:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить; А.С. Пушкина:

Сильна ли Русь? Война и мор И бунт, и внешних бурь напор Ее, беснуясь, потрясла Смотри же: все стоит она!

При чтении стихов желателен показ репродукций картин русских художников, посвященных героическому прошлому, например, картины художника В. Криворучко «За землю Русскую». Желательно музыкальное сопровождение проведения уроков. Например, песни «Встань за веру Русская земля!» на музыку «Прощание славянки».

«Встань Россия из рабского плена! Дух победы зовет в бой пора -Подними боевые знамена Ради правды красы и добра».

Прекрасным примером истинно русского писателя является летописец русской природы, патриарх отечественной словесности Сергей Тимофеевич Аксаков.

В заключение хочу сказать, что патриотизму не может научить человек, сам не являющийся по духу истинным патриотом. Поэтому главное условие успешного обучения и воспитания - искренняя любовь к Родине, вера в историческую правду русской истории, надежда на лучшее будущее родного государства:

О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.



Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить -Я научиться не могу.

(С. Есенин)