Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Памятка для учащихся 5-9 классов (12+) Новороссийск, 2015




Скачать 72.04 Kb.
Дата05.07.2017
Размер72.04 Kb.
ТипПамятка
МБУ «Централизованная ситема детских библиотек»

Центральная детская библиотека им. Н.К.Крупской

Отдел информационно-библиографической работы

Погибаю, но не сдаюсь

К 35-летию монумента «Морякам революции» в Новороссийске

Памятка для учащихся 5-9 классов (12 )



Новороссийск, 2015

На 12 километре трассы Новороссийск–Геленджик, над извилистой дорогой, которую называют «Новороссийский серпантин», на одном из ее поворотов, словно былинный богатырь, вырастает огромная гранитная фигура коленопреклоненного матроса памятника "Морякам революции". Возвышаясь на берегу Цемесской бухты прямо у склона Маркотхского хребта на обочине дороги, этот монумент непременно вызывает интерес у проезжающих мимо по автостраде.

Памятник входит в комплекс, который называется «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны». Все памятники этого комплекса расположены в Новороссийске на берегу Черного моря и посвящены неспокойным годам военных лихолетий – событиям гражданской войны и Великой Отечественной.

Создателями комплекса является творческая группа в составе: архитектор Белопольский Я.Б., архитектор Кананин Р.Г., архитектор Хавин В.И. и скульптор Цигаль В.Е.

** Памятник «Морякам революции», по хронологии событий, является первым в данном комплексе.

По Брестскому договору 1918 года, подписанному советским правительством, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство). В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма, после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. 1 мая 1918 года 18 боевых кораблей под командованием перешедшего на службу к большевикам контр-адмирала Михаила Саблина оказались в Новороссийске: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик» и шесть миноносцев.

Ситуация была тяжелой. 18 июня прибывший флот вышел из новороссийского порта на рейд в Цемесскую бухту. Исполнить приказ о затоплении было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А.Кукеля (в районе 40-й школы сейчас есть улица с его именем). Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И.Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдав приказ о выходе эскадры в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять - лучше умереть, чем сдать миноносец германцам в Севастополе или Новороссийске. Однако, переданное адмиралу Саблину секретное предписание Ленина и Троцкого требовало совсем другого: «К 19 июня утопить весь флот на Новороссийском рейде». Контр-адмирал Саблин согласился с этим решением, но отказался лично его исполнить, ссылаясь на 30-летнюю службу во флоте, расстроенное здоровье и на свой скорый отъезд в Москву для доклада. 4 июня по согласованию с Совнаркомом он выехал в Москву.

Имеется и резолюция В.И.Ленина о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 году: "Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В.Ульянов (Ленин)". В ленинском приказе это же говорится подробнее: "Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Лeнин". Так что спорить об инициаторе потопления незачем. Другой вопрос - о совпадении истинных ленинских мотивов с теми, что зафиксированы в документах.


В Новороссийске происходила ожесточенная борьба. Команды судов были деморализованы, многие бежали, никакого выхода из тупика не было видно. "Самоубийство" флота осуществить было невыносимо тяжело, идти в Севастополь - унизительно. Однако всё это, в первую очередь, было одним из последствий воистину унизительного Брестского мира.

Утром 17 июня 1918 года на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

***В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый», «Стремительный». На них были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей выработали план потопления, к реализации которого приступили с утра 18 июня. Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд, на эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду. Затопивший корабли эсминец «Керчь» ушёл к Туапсе, где и затопился сам на рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку.

***Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.

Как сложилась судьба не успевшего стать вице-адмиралом Михаила Саблина? Тоже трагически. После затопления в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР. В сентябре-октябре с помощью моряков ему удалось бежать в Великобританию. Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу, не сломавшемуся и не опустившему рук после всех мытарств, перенесенных на советской службе. Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина. В 1919–1920 годах именно он стоял во главе возрождавшегося русского флота.

***Не все знают, что сейчас на дне остаются только два затопленных тогда корабля - линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий». Остальные были подняты в период с 1925 по 1960-е годы, то есть в советское время. "Эльбрус" и "Калиакрия", поднятые самыми первыми, затем были переименованы соответственно в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский». Оба погибли в 1942 году во время морских боев с фашистами на Черном море.

Гибель части состава кораблей Черноморской эскадры стала одной из трагических страниц в летописи истории гражданской войны и российского флота. Этим далеким событиям и посвящен памятник, который был открыт в июне 1980 г. на обрывистом берегу Черного моря на высоте 60 метров над уровнем моря.

Силуэт 12-метровой скорбно застывшей фигуры коленопреклоненного матроса хорошо просматривается и с моря, и на поворотах на фоне неба и гор. Его голова обнажена, бескозырка, зажатая в кулаке, прижата к сердцу. Всю гамму чувств, переживаемую моряками в момент прощания с кораблями, скульптору удалось передать скорбными складками, залегшими у губ и у глаз, спокойной решимостью и уверенностью, написанными на лице гранитного матроса.

Через дорогу расположена смотровая площадка. В центре ее на невысоком постаменте расположен «Куб-визир», который символизирует тонущий корабль. Внутри него композиция из цветного стекла и металла. Это флажной сигнал морского семафора, который означает фразу «Погибаю, но не сдаюсь». Такой сигнал был поднят на всех кораблях, затопленных в бухте 18 июня 1918 г.

За смотровой площадкой на самом краю скалистого обрыва на парапете установлены бронзовые стрелки-указатели. Они показывают направление, в котором был затоплен каждый корабль и расстояние до этого места. Сверху на стрелках написаны наименования судов, а на боковых плоскостях нанесены их изображения. На некоторых указателях изображения отсутствуют. Это означает, что до наших дней не дошло никаких сведений о том, как выглядел данный корабль.



Со смотровой площадки открывается панорама на Цемесскую бухту, на город Новороссийск и пос.Кабардинку, расположенные на ее берегу.

Так как памятник расположен на загородной трассе, добраться до него можно самостоятельно на автомобиле или в составе экскурсионной группы.

Источники:



из м«Погибаю, но не сдаюсь», как напоминание потомкам о священном долге перед Родиной.
Памятник «Морякам революции». - http://photo-review.ru/historical/памятник-морякам-революции.html Дата обращения 08.06.2015.
Памятник «Морякам революции». - http://excursovod-web.ru/pamyatnik-moryakam-revolyutsii/#axzz3c0KHKC30 Дата обращения 08.06.2015.
Экстер М. Легитимисты, Ленин дал приказ! Трагедии затопления эскадры Черноморского флота в Цемесской бухте сегодня исполнилось 95 лет. Фоторепортаж о посвященном этому событии мероприятии на фоне Госпожи Истории. - http://www.novodar.ru/index.php/vostokpunkt/452-vostokcat/7590-zatflmrpr-06-2013 Дата обращения 09.06.2015.