Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«П. П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок».( 1 урок)




Скачать 92.95 Kb.
Дата10.04.2018
Размер92.95 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 6 города Данкова


Учитель - Балашова Маргарита Валентиновна


Данков

2017 г.



Тема: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок».( 1 урок)

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений – сказкой;

познакомить с жизнью и творчеством П.П.Ершова.



Задачи: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения,

закрепление понятия «литературная сказка»; знакомство с композиционными особенностями сказки;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

Метапредметные.

Познавательные

- перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Регулятивные

- формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника; планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

- контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.



Коммуникативные

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные

- прогнозировать содержание произведения;

- работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

- использовать в речи литературоведческие понятия;



Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?



Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).

- Как понимаете смысл этой пословицы?

-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Определение жанра произведения .

- По описанию жанра определите его название:



  • Вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера в основном о богатырях – защитниках родины, отражает нравственные идеалы народа.(Былина)

  • Сатирическое произведение нравоучительного характера в стихах или прозе. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. (Басня)

  • Лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему. (Баллада  )

  • Малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.( Рассказ )

  • Поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами. (Стихотворение)

  • Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.( Ода )

  • Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)

2. Составление кластера « Сказки»

Работа в парах.

Вспомним, что знаем о сказках. Поработаем с кластером.

к
сказки
арточка 1






Проверка фронтальная. Что у вас получилось?



карточка 1


сказки




народные


авторские


О животных



волшебные

Бытовые

- Чем авторская сказка отличается от народной? Автор народной сказки неизвестен, сказители могут вносить изменения в текст, авторскую сказку создает конкретное лицо, не допускается внесение изменений в текст.

- Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

- Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)

- Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).

- Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).


III. Постановка темы и целей урока.

1. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Быль за сказкой не угонится.

Кашку кушай, а сказку слушай: умом –разумом смекай, да на ус себе мотай.

2. Пользуясь шифром, отгадайте, что здесь написано. Первая координата в горизонтальной строке, вторая в вертикальной. ( Классика)

5,4; 6,4: 1,5;6,3; 6,3; 3,4; 5,4; 1,5.





1

2

3

4

5

6

5

а

б

в

г

д

е

4

ж

з

и

й

к

л

3

м

н

о

п

р

с

2

т

у

ф

х

ц

ч

1

ш

щ

ы

э

ю

я

- Как вы понимаете это слово? ( Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)

3. Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. Что их объединяет?

Это литературные сказки.

Соедините стрелкой фамилии авторов и название произведений.



Карточка 2.

Установи соответствие.

В.А. Жуковский «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкин «Спящая царевна»

Х.-К. Андерсен «Конек – горбунок»

П.П.Ершов «Пятеро из стручка»



Карточка 2.

Установи соответствие

В.А. Жуковский «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкин «Спящая царевна»

Х.-К. Андерсен «Конек – горбунок»

П.П.Ершов «Пятеро из стручка»
Проверка.

- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте задачи нашего урока, дополняя предложения

Узнать…


Учиться…

Развивать…

Разгадаем, что мы будем сегодня делать:

«Тачить внимательно (читать)


Нипотьма замысел автора (понимать)
Цеованить поступки героев (оценивать)»

III. Работа по теме урока.

Рассмотрите портрет писателя на стр. 36 учебника.

Что вы о нем знаете?

Какие его произведения читали?



Чтение текста на стр. 40

Что нового узнали о писателе?

Что особенно вас тронуло? Прочитайте.

Допишите предложения:

Полное имя Ершова ______________________________

Год рождения_____________________________________

Родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына, решили________

Охотно согласился это сделать _____________________________

Заплатил он за мальчика ____________________________

Сказку «Конёк-горбунок» он написал в ___________________

Биография П.П.Ершова (1815 – 1869)

- Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.

Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок». Ему было всего 19 лет. В 1833 году профессор Петербургского университета, где учился Ершов, прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки. Сказка студентам понравилась. А Ершов стал знаменитым. Только в 20 веке сказка издалась более 200 раз!

Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила. В Тобольске свято хранят память о великом земляке. В городе поставлен памятник его сказочным героям. В 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет, в 1941г. снят фильм, а в 1947, а затем в 1975 г. снят мультфильм по сказке. В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Вручается она 6 марта в день рождения сказочника на его родине.

IV.Работа над сказкой

1.Работа с текстом до чтения.

- Как вы думаете, о чём может говориться в сказке с таким названием?

- Почему «Конёк», а не «конь»? Что значит «Горбунок»?

- Кто же будет главным героем сказки?



2. Словарная работа.

Соглядать – подсмотреть, увидать.
Чёрная бабка – игральная кость, бита.
Сенник – навес для хранения сена.
Вершок – старинная русская мера длины, равная 44 мм.
Аршинными – длиной в аршин, т.е. 71 см.
Два – пять – старинная форма числа 10.

3. Слушание сказки.

- В какой форме написана сказка?

- Как понять то, что написано после названия?

4. Выявление первичного восприятия

- Мы прослушали часть сказки. Понравилась вам сказка? Оправдались ли ваши предположения?

- Где же происходили все события?

- Какое событие было главным?

- Интересно, что будет дальше в сказке?

«Дерево предсказаний» (работа в группах)

- Попробуйте объяснить, почему должны произойти именно такие события. Что будет дальше, вы узнаете, прочитав дома следующую часть сказки.



V.Итог урока. Рефлексия.

- Какой же была тема нашего урока?

Работа с листом самооценки.

- Возьмите листочки самооценки, оцените итоги работы на уроке, дополнив или подчеркнув любые предложения.



Мне удалось….

Меня удивило….

Мне понравилось….

Я могу похвалить себя….

Я внимательно слушал товарищей на уроке.

Я активно работал на уроке.




VI.Задание на дом

Найти и прочитать русскую народную сказку «Конек-горбунок»,

Чтение учебника стр. 39-51
Использованная литература:

1.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс / Составитель Кутявина С.В. – 4-е издание, переработанное. - М.: ВАКО, 2013.

2. Поурочные разработки по литературному чтению для 4класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. («Школа России») / Автор Кутявина С. В. – М.: ВАКО, 2016.

3. Проверочные работы по литературному чтению: 4 класс. Составитель Панкова О. Б. - Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.



4. Работа с текстом. Чтение. 4 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

5. Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 4 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.

  • Тема: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок».( 1 урок) Цель
  • Планируемые результаты: Личностные
  • Метапредметные. Познавательные
  • Оборудование
  • Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать).
  • 2. Составление кластера « Сказки»
  • III. Постановка темы и целей урока. 1. Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
  • 2. Пользуясь шифром, отгадайте, что здесь написано.
  • Карточка 2. Установи соответствие.
  • Карточка 2. Установи соответствие
  • Тачить
  • Чтение текста на стр. 40
  • Биография П.П.Ершова (1815 – 1869)
  • IV.Работа над сказкой 1.Работа с текстом до чтения.
  • 2. Словарная работа. Соглядать
  • Аршинными
  • 4. Выявление первичного восприятия
  • «Дерево предсказаний» (работа в группах)
  • V.Итог урока. Рефлексия.