Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


П. П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. П. Бажова




Скачать 103.94 Kb.
Дата07.06.2017
Размер103.94 Kb.
Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Тема: П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова.

Тип: урок открытия новых знаний.

Задачи:

-Формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыков выразительного чтения, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами.

- Способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы.

- Содействовать формированию осознанного интереса к изучению творчества П.П. Бажова.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

- Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: труд, мастер, мастерство.



Планируемые результаты

Предметные:

- знать содержание сказов П.П. Бажова;

- уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

- знать отличительные признаки сказа.



Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания.





Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры



- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа.


Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение



Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина, методическое пособие

  2. портрет автора

  3. таблица (раздаточный материал)

Материально-технические:

  1. Компьютер.

Предварительное задание к уроку: учащиеся готовят сообщения на тему «Краткие сведения о писателе».




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»


Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс


II.

Актуализа-ция и углубление изученного


Проверка Домашнего задания.

-Ребята, на прошлом уроке вам было задано найти краткие сведения из жизни П.П. Бажова. Давайте послушаем ваши сообщения и заполним таблицу, представленную перед вами.


-Ребята, давайте вспомним известную сказку «Царевна-лягушка».

-Как вы можете охарактеризовать Василису Премудрую?

-Каким умением она обладала?

(она обладала умением мастерски работать).

Попробуйте определить, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? (труд, мастерство)

-Молодцы, именно об этом умении мы поговорим в оставшееся время, обратившись к сказу «Каменный цветок».

- Главными героями сказов Бажова являются прежде всего уральские умельцы. Разговор о герое Бажова-это прежде всего разговор о мастере. Давайте объясним лексическое значение слов мастер, мастерство.




Учащиеся читают сообщения, а остальные заполняют таблицу, представленную на доске.


Биография П.П. Бажова

Мои замечания об ус

Семья П. ышанном


ажова (отец Петр Васильевич и мать Августа Стефановна Бажевы)


Детские годы П.Бажова




Годы учения П.Бажова




Произведения, вошедшие в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»



Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему урока, делают выводы.



Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;


III.
Работа с текстом


-Ребята, мы с вами определили тему нашего урока, а как же она относится к нашему сказу? Какой персонаж сказа является мастером. Назовите его. Почему именно этот герой на ваш взгляд является мастером? Мы не зря вспомнили с вами народную сказку «Царевна-лягушка».

-Какие черты народной сказки можно отметить в образе Данилы?

-Почему его называют блаженным?

(Блаженный – в высшей степени счастливый; не совсем нормальный, близкий к Богу).

-Найдите в тексте данный эпизод.



Отвечают на вопрос, называют свои версии.

Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.




Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Физминутка

Время смайлов.



Ребята повторяют движения за смайликами.




IV. Работа с текстом

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

  • Что удивило или, может быть, даже поразило во время чте­ния сказа? Что показалось необычным или непривычным?

  • Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?



  • О чем рассказывает «Каменный цветок»?

  • Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан­ную на заказ? Что мучило его?

— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

— Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?


(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)

Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недово­лен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастер­ство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подра­жать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или най­дут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красо­ту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я при­мечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым де­лом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Дол­жен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом го­ворит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсут­ствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.


Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .
Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Закрепление


Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и рабо­тать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.




Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VII. Самостоятельная работа по тексту



Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

- Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и сво­ей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Мед­ной горы Хозяйкой).

— От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас­сказчика? Свое мнение нужно обосновать.

— Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о масте­ре, о его других талантливых работах, представить, что он благопо­лучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра на­живать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему на­звание «Каменный цветок»?




Выполняют в парах

(Услыша­ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что на­писан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

(Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизиру­ет красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хо­зяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)


Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности



Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VIII. Итог урока


  1. Устное рисование «каменного цветка».

  2. Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».




Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.


Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.



IX. Домашнее задание

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые воз­никли в воображении после прочтения.


Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появля­ется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, исполь­зуя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).





  • Планируемые результаты Предметные
  • Метапредметные
  • Личностные
  • Ресурсы урока: Информационно-методические
  • Материально-технические
  • Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
  • I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть
  • Биография П.П. Бажова Мои замечания об ус
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД: 1.
  • Регулятивные УУД: 1.
  • IV. Работа с текстом Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».
  • Личностные результаты: 1.