Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


П. И. Чичиков- «живая душа» или




Скачать 121.93 Kb.
Дата28.06.2017
Размер121.93 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 9 классе

Тема: П.И.Чичиков- «живая душа» или «мёртвая»?

Цели: 1.Помочь учащимся осознать личностную значимость данного

произведения.

2.Создать содержательные и организационные условия для

развития у школьников умения анализировать текст.

3 Создать условия для развития положительной мотивацию к

учению, содействовать развитию у детей умения общаться

и работать в группах.

4.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

5.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока:


  1. Оргмомент. Рапорт дежурных.

У. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я слушаю рапорт дежурных. Спасибо.

Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится.

У всех на есть рабочие листы. Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату 5 марта в рабочем листе.

2.Выведение темы

У. Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, посмотрите внимательно на экран. Перед вами ассоциативный ряд



Ассоциативный ряд

1.«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нём!» Кому принадлежат эти слова и о каком произведении говорил автор?(Гоголь о поэме «Мёртвые души»)

2.О ком пойдёт речь?

« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так уж, чтобы слишком молод» (О Павле Ивановиче Чичикове)



3. Прослушайте стихотворение, выделите ключевые слова

В наших душах человечьих


Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи,
Излучая тонкий свет.

Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,


Но бывает в жизни так,
Почему-то свечи гаснут,
Наступает полный мрак

Превращается в душонку.


Наша чистая душа … (душа, душонка, свет, мрак)
У. А теперь определите тему урока. Верно, тема нашего сегодняшнего урока

Тема: П.И.Чичиков- «живая душа» или «мёртвая»?

Запишите тему урока в рабочий лист.



3.Цели, задачи для учащихся

У. Ребята, посмотрите на тему урока. Она является проблемным вопросом. А как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке, чтобы ответить на этот вопрос?



Задачи:

  • Определить композиционную роль Чичикова

  • Познакомиться с «биографией» Чичикова

  • Выявить основные средства раскрытия образа

  • Проанализировать эпизоды

  • Дать оценку поступкам героя

У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.
4.Для дальнейшей работы нам понадобятся группы. У нас будет работать 4 группы (расставить таблички!)

1 группа «Литературоведы»

2 группа «Биографы»

3 группа «Исследователи текста»

4 группа «Психологи»

У: Пожалуйста, определитесь, в какой группе вам хотелось бы работать. Займите места. А теперь начинаем. Каждая группа получает задание. Время работы 5-6 мин.


5. Выступления групп

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в свои рабочие листы. По мере ответов групп ваша задача заполнять таблицу. Материал вам понадобится для выполнения домашнего задания.



- А теперь предоставляем слово «Литературоведам». Озвучивайте задание.
Задания группам

1 группа «Литературоведы»

1. Обратитесь к истории создания произведения (учебник Маранцмана стр. 292-293, 295)

2.Заполните полуслепую сравнительную таблицу


Произведение

Данте «Божественная комедия»

Гоголь«Мёртвые души»

Главный герой







Структура произведения







Композиционная роль героя





3.Сделайте вывод о цели написания Гоголем произведения.

4. Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: «живая душа» Чичиков или «мёртвая». Ответ обоснуйте.

Предполагаемый ответ: Гоголь задумал создать произведение огромное, подобное «Божественной комедии»Данте. Писателя вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее современную ему жизнь, преобразить своих героев и не только дать читателям ужасающее зрелище пороков, но и показать пути восхождения к добру. Трёхчастный план поэмы Данте ( «Ад» - «Чистилище»- «Рай» подсказал ему трёхтомный замысел «Мёртвых душ»И, словно Вергилий, ведущий Данте по кругам Ада, Гоголь показывает читателю всё более страшные, всё усиливающиеся пороки людские. Сюжетообразующую роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия. Читатель следует за Чичиковым, он как бы проводник в этом царстве «мёртвых душ», в этом своеобразном гоголевском «аду»: городе NN и его окрестностях.
-Хорошо. Может быть кто-то думает иначе? Нет? Ну тогда спасибо группе за работу.
-Переходим к «Биографам». Итак, мы вас слушаем. Что вам нужно было сделать?
2 группа «Биографы»

1.Пользуясь текстом произведения, заполните полуслепую таблицу




Биография Чичикова

1.

Происхождение

«Тёмно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает»

2.

Детские годы

«Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»

3.

Наставления отца

В соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи

копейку, эта вещь надёжнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»



4.

Учёба в училище

Уже здесь обнаружились таланты со стороны практической: «Он вдруг смекнул и понял дело и повёл себя в отношении к товарищам точно таким же образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»

5.

Служба

В казённой палате, работа на таможне, идея о скупке «мёртвых душ»

6.

Сокровенная мечта

Жениться и иметь детей

2.Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: «живая душа» Чичиков или «мёртвая». Ответ обоснуйте.

-Вы правы, что практически всё указывает на то, что Чичиков «мёртвая душа». Лишь сокровенная мечта – указывают на принадлежность его к живой душе, т.е мы можем записать аргументы в разные колонки. Ребята, вы согласны? …
-А теперь послушаем «Исследователей текста». Зачитайте задание.
3 группа «Исследователи текста»

1.Пользуясь текстом произведения, заполните полуслепую таблицу



Средства раскрытия образа

Деталь – как средство индивидуализации



1.

Портрет

« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так уж, чтобы слишком молод»

Портрет Чичикова композиционно примыкает к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания присоединяется к толстым, которые «лучше умеют обделывать свои дела». В отличие от портретов чиновников и помещиков, здесь почти нет гротескных деталей. Исключение – манера сморкаться: «В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба»



2.

Одежда

(Чичиков очень заботится о своей внешности)» Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не ношу таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»



3.

Говорящая фамилия

Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создаётся эффект подпрыгивания, пощёлкивания Заискивание, слащавость в обращении с «нужными людьми»

4.

Имя

Гоголь любил читать Евангелие, Новый Завет. Павел – один из апостолов. Он, как известно, не был одним из первых учеников Христа, а был одним из его ярых и непримиримых гонителей. В эту пору его звали Савл. Однажды на пути в Дамаск Бог обратился к нему с вопросом, за что Савл его гонит. Савл меняет своё отношение к Богу, принимает крещение и новое имя – Павл и становится ревностным проповедником Христа. Преображение, подобное апостолу Павлу, предстояло и Чичикову.


5.

Сквозные детали

Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка

Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: «живая душа» Чичиков или «мёртвая». Ответ обоснуйте.

- Спасибо. Да, действительно, автор даёт неопределённый портрет, всё говорит о том, что он заботится о внешней красоте, фамилия указывает на слащавость в обращении с «нужными людьми»- всё это указывает на принадлежность его к «мёртвым душам», и только имя указывают на возможность нравственного перевоплощения, так что мы можем записать аргументы в разные колонки. Ребята, вы согласны?
-Хорошо, слушаем выступление « Психологов»……

4 группа «Психологи»

Заполните полуслепую таблицу



1.

Манеры, речь

«Приезжий во всём как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

Чичикову, как человеку русскому, близко и понятно «меткое русское слово». Он сам легко находит прозвища помещикам; мужика, встретившегося по пути, к удовольствию другого мужика, называет «бородой». Ему нравится точное прозвище «заплатанной», придуманное мужиками для Плюшкина. При неудачах Чичиков сам утешает себя поговоркой : «зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем делу не пособить, нужно дело делать».



2.

Как строит отношения с другими героями

- с Маниловым приторно-любезен

- с Коробочкой мелочно-настойчив и груб

- с Ноздрёвым напорист и трусоват

- с Собакевичем торгуется коварно и неотступно

- с Плюшкиным покоряет своим «великодушием»

Сначала вежливо располагает к себе человека, а потом излагает просьбу, если не получается, то меняет тактику.



4.

Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников? Он хороший актёр или эти качества есть в нём самом? Для этого заполните таблицу №2, сопоставив действия Чичикова с привычками помещиков. Сделайте вывод (учебник Маранцмана стр. 306)

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остаётся один



Действия Чичикова

Привычки какого помещика напоминает, обоснуйте

1.

Чичиков осматривает город NN: «Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько, а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что попадалось»

Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. А знаменитая шкатулка Чичикова! Всё в ней разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Коробочки.

2.

«Чичиков никогда не чувствовал себя в таком весёлом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трёхпольном хозяйстве, о счастии и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами»

Чичиков на собрании у полицмейстера размечтался в совершенно маниловском духе

3

Ноздрёв замечает, что Чичиков похож на…..

«… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный….»



Подозрительность и расчётливость, грубая прижимистость и холодный цинизм, свойственные Собакевичу

4.

Ах ты чушка! Чурбан! А прежде зачем об этом не сказал?

_-Подлец ты!- вскрикнул Чичиков, всплеснув руками, и подошёл к нему так близко, что Селифан из боязни. Чтобы не получить от барина подарка, попятился назад и посторонился



Самовлюблённость Ноздрёва

Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: «живая душа» Чичиков или «мёртвая». Ответ обоснуйте.


Вывод: Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров. И эта «многогранность» Чичикова роднит его с «мёртвыми душами» помещиков


- Спасибо за ответ. Ребята, вы согласны с тем, что Чичиков использует разные психологические уловки?
6.Вывод.

У. Молодцы, все справились со своими заданиями. А теперь давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, почему портрет Чичикова я разместила посередине? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай. То можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая душа». Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над вражеской судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут «мёртвые души» Гоголя.



Но ведь человек может ошибаться, у него есть возможность дать оценку своим поступкам и исправиться. Верно?
У: Я предлагаю вам выполнить на выбор одно из заданий:

1. Представьте, что вы работаете в центре психологической поддержки. Чичиков обратился к вам за помощью. Какой совет бы вы дали герою, чтобы он смог стать человеком с «живой душой».

2. Произведение не закончено. Первый том заканчивается тем, что Чичиков уезжает. Во втором томе Гоголь пытался «просветлить» своих героев, но второй том не закончен, а третьего нет совсем, т.е. можно сказать, что в произведении открытый финал. Попробуйте себя в роли писателей и допишите концовку.
У: 2-3 мин. На эту работу. Можно работать группой, а можно индивидуально.
-Пожалуйста, кто выбрал 1 задание? Вы как работали? Группой? Слушаем вас. Спасибо.

-А теперь перейдём ко второму заданию. Как же может закончиться произведение? Хорошо, молодцы. То есть всё будет зависеть от Чичикова. Верно.



4. Социализация

У. Ребята, а с проблемой «мёртвой» и «живой души» мы сталкиваемся только в литературе?

- Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.

Вспомните свой жизненный опыт и ответьте, всегда ли люди поступают по-доброму?

- Нет, не всегда.

У. А вы считаете, что это правильно? Так должно быть?

-Нет. Так не должно быть.

И самое страшное, что в наше время всё чаще

Превращается в душонку.
Наша чистая душа …

Итак, от кого будет зависеть, какая душа будет у человека?

Верно, только от него самого, так как

Мир сотворён, но ещё недосоздан,

Задан маршрут: через тернии к звёздам.

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

А человек оказался посерединке.



Закончить наш разговор я хочу такими словами:

..Друг мой! Жизнь под этим небом


Нужно пламенно прожить
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души!

Я желаю, чтобы ваша душа всегда оставалась «живой»и чистой.



9.Рефлексия

У: Мы с вами сегодня много говорили о том, что может сделать душу «мёртвой» и как не нужно поступать, чтобы быть добрым человеком с «живой» душой. Ребята, если у вас появилось желание после окончания урока сделать что-то доброе, изменить что-то в себе, то поднимите белую карточку, а если вы считаете, что урок ничему вас не научил и прошёл для вас бесполезно, то чёрную.

У. Хорошо, спасибо. Хочется верить, что вы ответили искренне.

10.Подведение итогов

У. А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто был самым активным в группе? Кого из выступающих бы вы могли выделить сегодня? Откройте свои дневники и выставьте оценки. (Учитель объявляет оценки)



11.Домашнее задание (дифференцированное)

У. А теперь запишите задание на дом, выбрав то, которое вам понравилось и с которым вы сможете справиться. Задания у вас в рабочих листах.

У. Используя наработанный на уроке материал,

1.Напишите сочинение-рассуждение « «Живая душа» Чичиков или « мёртвая»?»

У вас появилась возможность проявить себя в качестве художника:



2.Подумайте и нарисуйте иллюстрацию обложки к произведению, обоснуйте.

У: Так как финал рассказа открытый, а тема актуальна и в наше время, то у вас появилась возможность проявить себя в качестве журналиста



3.Напишие статью « Чичиковы наших дней»
Каталог: attachments
attachments -> План урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
attachments -> Биография Александра Клубова
attachments -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
attachments -> Пояснительная записка: Энциклопедический словарь художников это научное издание, содержит биографическую информацию о художниках разных эпох
attachments -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
attachments -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
attachments -> Приложение 1 титульный лист «Рассмотрено»
attachments -> Программа по кружку «Литература Испании»

  • Ход урока: Оргмомент. Рапорт дежурных.
  • 2.Выведение темы
  • Кому принадлежат эти слова и о каком произведении говорил автор(
  • 3. Прослушайте стихотворение, выделите ключевые слова
  • А теперь определите тему урока.
  • 3.Цели, задачи для учащихся
  • У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими. 4.Для дальнейшей работы нам понадобятся группы.
  • 1 группа «Литературоведы» 2 группа «Биографы» 3 группа «Исследователи текста» 4 группа «Психологи»
  • - А теперь предоставляем слово «Литературоведам». Озвучивайте задание . Задания группам 1 группа «Литературоведы»
  • -Хорошо. Может быть кто-то думает иначе Нет Ну тогда спасибо группе за работу. -Переходим к «Биографам». Итак, мы вас слушаем. Что вам нужно было сделать
  • -А теперь послушаем «Исследователей текста». Зачитайте задание. 3 группа «Исследователи текста»
  • Средства раскрытия образа
  • -Хорошо, слушаем выступление « Психологов»…… 4 группа «Психологи»
  • «свернул опрятно
  • - Спасибо за ответ. Ребята, вы согласны с тем, что Чичиков использует разные психологические уловки 6.Вывод. У.
  • Но ведь человек может ошибаться, у него есть возможность дать оценку своим поступкам и исправиться
  • Какой совет бы вы дали герою, чтобы он смог стать человеком с «живой душой».
  • Попробуйте себя в роли писателей и допишите концовку. У: 2-3 мин
  • Итак, от кого будет зависеть, какая душа будет у человека
  • Закончить наш разговор я хочу такими словами
  • 11.Домашнее задание (дифференцированное)
  • 1.Напишите сочинение-рассуждение « «Живая душа» Чичиков или « мёртвая»»
  • 3.Напишие статью « Чичиковы наших дней»