Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, К. Рейнхардт, Г. Райтер, Концепция маркетинга для публичных библиотек / Пер с нем. Е. М. Ястребовой; Науч ред. И. Б. Михнова – М.: Нвц "Библиомаркет", 1993. – 144 с. – Сер. «Маркетинг некомерч орг»




страница1/12
Дата02.07.2017
Размер1.57 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, К. Рейнхардт, Г. Райтер, Концепция маркетинга для публичных библиотек  Пер. с нем. Е.М. Ястребовой; Науч. ред. И.Б. Михнова – М.: НВЦ Библиомаркет, 1993. – 144 с. – (Сер. «Маркетинг некомерч. орг».) СОДЕРЖАНИЕ От редакции 1 Введение 2 1. Исходная ситуация 3 2. Последствия 6 3. Задачи и цели публичных библиотек 7 4. Рыночная ориентация или ориентация на продукт 9 5. Традиционные меры по улучшению работы публичных библиотек 10 6. Что такое маркетинг 13 7. Маркетинговая концепция для публичных библиотек 17 8. Предпосылки реализации маркетинговой концепции в библиотеке 19 9. Внедрение маркетинга в библиотеках 68 10. Пользователи и потенциальные пользователи публичных библиотек: эмпирический анализ 71 От редакции      Российские библиотеки, как и общество в целом, движутся, на первый взгляд, самобытным, а на поверку – весьма традиционным путем, каким в разное время шли все, кто живет в условиях рыночной экономики. Познакомившись с Введением к книге, написанным руководителем авторского коллектива П. Борхардом, вы непременно отметите тот факт, что в своих разработках немецкие исследователи опирались на зарубежный (относительно ФРГ) опыт, в первую очередь – США. Это означает, что библиотеки Германии только десять лет назад, попав в жесткие финансово-экономические тиски, обратились к маркетинговой философии, которую американцы за десятилетие до этого уже вводили в свою практику. И вот в начале 90-х годов концепция маркетинга вышла на «третий круг», став объектом внимания российских специалистов. А это значит, что и мы, пусть с запозданием, но, как всегда, энергично и с воодушевлением приступили к освоению стратегии и тактики действий нормальной библиотеки в нормальном цивилизованном обществе.      Вслед за П. Борхардом хотим предупредить читателей, что отнюдь не все практические рекомендации можно автоматически переносить на российскую почву. Более того, каждая библиотека имеет свое «лицо» и свою «логику поведения». Приступив к чтению, вы, однако, сразу отметите, что исходные, «стартовые» финансово-экономические, социо-культурные условия, личностные и читательские характеристики пользователей немецких библиотек поразительно напоминают наши. Это означает, что «первая маркетинговая тропиночка для нас уже протоптана». Можно идти дальше.      В чем видится несомненная теоретическая и практическая ценность книги «Концепция маркетинга для публичных библиотек», продолжающей серию «Маркетинг некоммерческих организаций» Рекомендации ученых – социологов, экономистов, библиотековедов – направлены, в первую очередь, на выработку умения принимать верные управленческие решения в ситуации острой конкуренции за внимание населения при весьма «прохладном» отношении к библиотеке со стороны финансирующих органов. Опираться при этом, считают авторы книги, надо не только на интуицию, но и на определенным образом собранные, систематизированные и осмысленные данные. Другой принципиальный момент. Авторы не декларируют приоритет потребностей пользователя при формировании услуг и предложений библиотеки, эта позиция пронизывает каждую строку, каждое их положение. Таково мировосприятие, таковы профессиональные и жизненные установки наших немецких коллег, которые естественно передаются каждому, кто внимательно и ответственно прочтет эту книгу. Введение      «Разработка маркетинговой концепции для публичных библиотек» – так назывался проект, который был осуществлен Немецким библиотечным институтом с июля 1986 по март 1987 года при финансовой поддержке Федерального министерства по образованию и науке. Кроме библиотековеда (руководителя проекта), в рабочую группу входили социологи и экономисты. Состав группы был определен таким образом, чтобы в проекте не доминировал повседневный опыт библиотекарей и стало возможным сфокусировать внимание именно на маркетинге. Это позволяло на этапе выработки идей не ограничивать себя размышлениями о путях реализации тех или иных из них.      Сначала было предложено одновременно разрабатывать концепцию и проводить эксперимент в течение ряда лет в различных библиотеках, страны. Такой подход вызвал критику со стороны Федерального министерства. Указывалось на то, что библиотеки не располагают финансовыми средствами для проведения рыночного анализа. Поэтому в ходе пилотажного исследования предстояло выяснить, возможно ли привлечение к основному этапу маркетинговой концепции – анализу внешнего окружения – данных официальной статистики. В марте 1987 г. на встрече библиотекарей, представителей статистических служб и институтов по подготовке библиотечных кадров обсуждалась предложенная концепция и пути ее реализации (Buch und Bibliothek. – 1987. – № 5). Участники коллоквиума располагали предварительным отчетом по проекту; окончательный вариант учитывал результаты дискуссий, а также высказанные в ходе их предложения и замечания.      Хотя представленный в книге материал – результат теоретической работы, отдельные мероприятия уже апробированы в немецких библиотеках (ориентацией на практику проникнут и следующий проект). Здесь же мы опирались на зарубежный опыт использования маркетинга в библиотеках, отраженный в профессиональной литературе. Полностью использовать его в условиях ФРГ нельзя: различны правовая база, финансирование, задачи публичных библиотек. К тому же некоторые сложные вопросы библиотечного маркетинга отражены в этих материалах конспективно. Группа разработчиков столкнулась с определенными трудностями. С одной стороны, некоторые пункты маркетинговой концепции нужно было анализировать и развивать заново. С другой – требовалось создать концепцию, универсальную для всех публичных библиотек. Однако публичные библиотеки не похожи друг на друга даже в пределах одного населенного пункта. Не бывает абстрактной публичной библиотеки. В основу проекта положена модель системы публичных библиотек средней величины. Концепция сформулирована таким образом, чтобы степень ее использования была максимально высокой. Вместе с тем, авторы старались быть предельно конкретными, чтобы у практиков возникало поменьше проблем. Библиотека, делающая шаги в сторону маркетинга, должна ориентироваться на свою специфическую ситуацию.      Разрабатывая проект, мы имели в виду публичную библиотеку, главная задача которой – не только констатация общественного развития, но и достаточно полное отражение в ее деятельности происходящего. Этому динамическому взгляду противостоит статическая модель библиотеки как консервативного учреждения, мало открытого маркетинговым идеям.      Наверное, вы найдете в работе то, что вам хорошо известно и как бы само собой разумеется. Это естественно. Одни моменты покажутся переворотом, хотя и вошли уже в повседневную практику некоторых прогрессивных библиотек. В то же время не должны вас смущать предложения, на первый взгляд, кажущиеся тривиальными. Мы надеемся, что удалось, тем не менее, осуществить переход от «абстрактного» к «конкретному», соблюсти необходимый баланс. По крайней мере, эта работа дает повод к оживленной дискуссии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • От редакции
  • Введение